Курсовая работа
«Русская деревня в изображении а.п. чехова («мужики», «в овраге»)»
- 42 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
I. ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА….5
1.1.Деревенская тема в русской литературе XIX века….5
1.2. Место и роль темы деревни в творчестве Антона Павловича Чехова….6
1.2.1.Мелихово в творческой жизни Чехова….6
1.2.2. Русская деревня в изображении А.П. Чехова….7
II.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ДЕРЕВЕНСКОГО ЦИКЛА»
А.П. ЧЕХОВА («МУЖИКИ», «В ОВРАГЕ»)….10
2.1.Идейно - тематическая основа рассказов «Мужики», «В овраге»…10
2.2.Образ русской деревни в произведениях А.П. Чехова «Мужики»,
«В овраге»…10
2.3.Мастерство А.П. Чехова при раскрытии образов в произведениях «Мужики», «В овраге»…14
2.3.1. Система персонажей повести «Мужики»….15
2.3.2.Система персонажей повести «В овраге»….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…24
ЛИТЕРАТУРА….26ПРИЛОЖЕНИЕ
В девяностые годы Россия переживала подъем революционного движения. Начинался третий - пролетарский - этап освободительного движения в стране.
Уходящий мир дворянско-крепостнических отношений и растущий капитализм со всеми его противоречиями, уживались в России, образуя крайне сложное положение.
В связи с этим ведущей темой демократической русской литературы XIX века становится теманарода и интеллигенции.Национальная самобытность и судьба русского крестьянства раскрывались в произведениях писателей и поэтов этого времени.
Творчество Антона Павловича Чехова второй половины девяностых годов также характеризуется обращением к теме народа. Писатель впервые столкнулся с ней в восьмидесятые годы, когда от веселого, беззаботного смеха перешел к протесту против того, что человек примиряется с унизительным, рабским положением, осуждал тех, кто изменил своим идеалам и духовно обнищал, и тех, кто потерял человеческий облик.
Теперь он вновь обращался к той же теме, но на новой основе, обогащенной опытом всей предшествующей творческой деятельности.Стремление выявить и подчеркнуть некие общечеловеческие черты в людях из народа отходит теперь на второй план. Зато значительно углубляется анализ социальной психологии русского мужика, а вместе с тем и условия его социального бытия.
В рассказах«деревенского цикла» Антон Павлович стремится раскрыть как можно полнее всю совокупностьсоциальных отношений крестьянских масс и государственного строя, народа и его эксплуататоров, обостряющиеся социальные противоречия в самой деревне. Каждая из них освещает одну из сторон этих социальных отношений в качестве ведущей темы произведения.
Таким образом, данная исследовательская работа раскрывает реализм капиталистических отношений в русской деревне.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема капитала и проблема «богатого и бедного» актуальна во все времена. Особенную остроту она обретает в нынешнее время, в эпоху рыночной экономики.
Цель работы: раскрытиеобразарусской деревнина примерепроизведений «деревенского цикла»А.П. Чехова, а также раскрытие в его произведениях острых социальных антагонизмов народа и «господ».
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1) определить место и роль деревенской темы в творчестве писателя;
2) проследить историю создания рассказов «Мужики», «В овраге»; определить идейное содержание каждого произведения;
3) выявить особенности идейно-художественной структуры каждого произведения и ее роль в воплощении авторского замысла;
4) рассмотреть художественное своеобразие в системе персонажей.
Поэтому предметом исследования является идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова «Мужики», «В овраге».
Объект исследования: цикл рассказов о деревне А.П. Чехова.
В процессе исследования были применены такие методы, как: литературно-аналитическая обработка материала, его комментирование и систематизация;филологический анализ текста; метод сравнительного анализа.
Гипотеза: в своихпроизведениях о деревне Чехов подчеркивал жестокую правду жизни русской деревни, втянутой в общий процесс капиталистического развития России, доказывая, что сам капитализм обостряет протест крестьянской массы, воспитывает силу народного гнева.
I. ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
1.1. Деревенская тема врусской литературе XIX века
Следует отметить, что тема деревни вXIX веке была тождественна теме жизни всего народа; понятия «крестьянство» и «народ»» воспринимались как равные, и говорить о судьбе крестьянина в художественной литературе - означало говорить о судьбах всего русского народа.
В первой половине девятнадцатого века А.С.Пушкин в своем творчестве исследует вопрос об отношениях аристократии и народных низов (повести «Капитанская дочка», «Дубровский»). Н.В.Гоголь воплощает свои представления о красоте, силе и умении работать русского народа в замечательных образах крепостных крестьян в поэме «Мертвые души».
В это же время образ города оценивается в литературе как образ неистинности русской жизни, как образ места, где жить нельзя.
Л.Н.Толстой с гордостью называл себя «адвокатом 100-миллионного земледельческого народа». Русский крестьянин всегда являлся для Л.Толстого носителем высшей правды, которая заключалась в совокупной, духовной мудрости народа. Не случайно одну из своих статей, написанную во время работы в Яснополянской школе, он озаглавил так: «Кому у кого учиться писать - крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей».
Николай Алексеевич Некрасов, оплакивая тяжелое крестьянское житье, задавал народу вопрос, содержащий в себе и ответ: «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?»
Писатели - народники (Глеб Иванович Успенский, Федор Михайлович Решетников) призывали народ к перемене своей судьбы, к решительному протесту против нищеты и бесправия.
Близок к этой позиции был и другой великий представитель русского критического реализма Антон Павлович Чехов. В своих повестях «Мужики» (1897) и «В овраге» (1900) он признал, что в бедах крестьянства есть и ихсобственная вина.
Во второй половине девятнадцатого века изменяется социальная картина русского общества: после отмены крепостного права потоки крестьян устремляются в город. Зарождается городской пролетариат, все крепче теряющий свою генетическую связь с деревней.
Тема деревни всегда была одной из центральных в русской литературе. История, социальный и нравственный опыт народа ярко и всесторонне раскрывались уже в произведениях писателей и поэтов XIX века. Начало реалистическому изображению деревенской жизни было положено Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву» и Пушкиным в его поэзии и прозе. Национальная самобытность и судьба русского крестьянства волновали также Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Толстого, Лескова.
Свое развитие деревенскаятемаполучила и в творчестве А.П. Чехова. Вместо народнической идеализации, несбыточной веры в связь народа с интеллигенцией и надежд на то, что Россия минует капиталистический путь развития, писатель создавал в своих повестяхправдивую и суровую картину жизни деревни («Мужики») и рост кулаческого элемента в деревне («В овраге»). Он беспощадно правдиво изображает подавляющую нужду, нечистоту, голод в деревне, грубых, пьяных, опустившихся мужиков, деревенских женщин, озлобленных нуждой, несвободным трудом и заботой (бабка, Фекла), или запуганных, беспомощных (Марья, мать Липы).
Историческая действительность России конца XIX века такова, что люди, стоящие над мужиками, сами от них недалеко ушли. «Те, кто богаче и сильнее их, помочь не могут, так как сами грубы, не честны, не трезвы и сами бранятся также отвратительно; самый мелкий чиновник или приказчик обходится с мужиками, как с бродягами, и даже старшинам и церковным старостам говорит «ты» и думает, что имеет на это право». Неуважение к человеку, унижение человеческого достоинства были нормой в обращении с нижестоящим для любой категории населения - это жестокое наследие крепостного права, рабского положения людей.В «Мужиках» Чехов напомнил читателю о дореформенном времени, заставил его сравнить положение народа при крепостном праве с современным его положением. Он показал, что мужики даже жалеют о крепостном праве, так как тогда их хотя бы досыта кормили.Рисуя бесправную, «бедную событиями» несчастливую жизнь крестьян, Чехов заставлял читателя угадывать за жестокостью, грубостью мужиков добрые и мягкие сердца, лишь ожесточенные жизнью, замечать одаренность людей из народа (рассказы бабки).
В рассказе «В овраге»А.П. Чехов прямо ставит острый социальный вопрос о том, «кто же старше? Купец первой гильдии или плотник?», и дает на него очень точный ответ: «Кто трудится, кто терпит, тот и старше».
Антон Павлович ярко рисует жестокую сущность капитализма - процесс уничтожения сильным более слабого. Показывает, что богатство, накопленное обманом, так же фальшиво и неполноценно, как фальшивы серебряные рубли Анисима.
Подлинную ценность представляют богатства человеческой души, обладателями которых являются простые люди из народа. К ним относится младшая невестка Цыбукина- Липа- простая поденщица. В ее лице Чехов дал образ русской женщины из народа, раскрыл черты русского характера, красоту и величие русской народной души.
Выразителем нравственной силы народа является и старик-крестьянин, случайно встреченный Липой. Его образ – это обобщенныйобраз народа. Старик горячо верит в то, что в жизни победит хорошее. Источником этого оптимизма является его слитность с Родиной:«… велика матушка Россия!»
Тема России объединяет произведения Чехова мелиховского периода в широкую картину русской дореволюционной действительности. Эти произведения, отличающиеся глубокой жизненной правдой, большой идейной и художественной силой, дали возможность М. Горькому еще в 1900 г. назвать Чехова «умным другом России, другом, любящим ее и сострадающим ей во всем».
Чехов много работал над своими «деревенскими повестями». Он не допускал в них местных словечек, подчеркнутого просторечья. И все используемые художественные приемы служат для раскрытия характеров произведения.
1. АлександровБ.И. Семинарий по Чехову: пособие для вузов. - М.,1957. -316 с.
2. Афанасьев Э.С. Гоголь - Чехов: эстетика «малых величин». // Литература в школе. - 2007. - №10. - С. 2-4.
3. Витанова Т.И. Письма А.П. Чехова. // Литература в школе - 2008. - №8.- С. 33
4. Горький М.А. По поводу нового рассказа Чехова «В овраге». Статьи, высказывания, переписка. - М.: Гослитиздат, 1951. - С. 121-126.
5. Гущин М. Творчество А.П. Чехова / М. Гущин. - Харьков, 1954. - С. 168-194.
6. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX века
/ М.Е. Елизарова. - М., 1958. – 345 с.
7. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова / В.Б. Катаев.
- М., 1998. - С.78-89.
8. Морозов Н.Г. Своеобразие реализма в повести А.П. Чехова «Мужики»
// Литература в школе. - 2004. - №11. – С.16-20.
9. Паперный З. Записные книжки Чехова / З. Паперный. - М.: Сов. писатель, 1976. – 155 с.
10. Скатов Н.Н. «Нужен Чехов…» / Н.Н. Скатов. // Литература в школе. - 2004. - №7. – С.2-4.
11. Сухих И. «Чехов сегодня и всегда» // Литература. - 2007. - №8.- С. 2-5.
12. Творчество А.П. Чехова: сборник статей. - М., 1956.
13. Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1900-х гг.
/ Е. Толстая. - М., 1994.
14. Французова Н.В. "Футлярный" герой А.П. Чехова: истоки и развитие / Н.В. Французова. - СПб, 1995.
15. Чехов А.П. Записные книжки. Собрание сочинений. Т.12. / А.П. Чехов.
- С. 201-203.
16.Чехов А.П. «Избранные произведения:рассказы, повести 1897 - 1903гг.» Том 3. - М.: «Художественная литература», 1976. – 587 с.
17. Чехов и романтизм. К истории русского романтизма. - М.: Наука, 1973. - С. 492-493.
18. Чуковский К.И. О Чехове. Человеке и мастере / К.И. Чуковский.- 3-е изд. - М., 2007. - 207 с.
19. Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания, записи, статьи, письма / А.И. Южин-Сумбатов. - М.: Искусство, 1941.
Тема: | «Русская деревня в изображении а.п. чехова («мужики», «в овраге»)» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 42 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблема взаимоотношения человека и общества в рассказах а.п. чехова
Дипломная работа:
Жанровые особенности прозы а.п. чехова и о.генри: типологический и методический аспекты
Магистерская работа:
ТРАДИЦИИ А.П. ЧЕХОВА В ПЬЕСЕ Л. УЛИЦКОЙ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ»: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Дипломная работа:
Театральные интерпретации рассказов А.П. Чехова: культурологический и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Подтекст как особенность поэтики а.п. чехова