Курсовая работа
«Решение уравнений в целых числах»
- 38 страниц
1. Введение ….….3
2. Решение уравнений в целых числах, как квадратных относительно какой-либо переменной…4
3. Метод остатков.….8
4. Способ перебора вариантов….13
5. Метод бесконечного спуска….….16
6. Метод разложения на множители….….19
7. Решение систем уравнений в целых числах….….22
8. Цепные дроби…25
9. Аликвотные дроби…28
10. Уравнение второй степени с тремя неизвестными…29
11. Неразрешимые уравнения в целых числах….….32
12. Заключение….34
13. Список литературы….….….35
14. Приложение….36
Выше названная тема посвящена способам решения уравнений в целых числах. Данная тема увлекательна и актуальна. К сожалению, она недостаточно рассматривается в школьной программе, хотя и введена в ЕГЭ, затрагивается в математических олимпиадах, а также используется при составлении вступительных экзаменов в ВУЗы.
В процессе написания работы мы изучили и проанализировали данные различных источников, а также самостоятельно решили уравнения в целых числах. Мы рассмотрели несколько способов решения уравнений в целых числах, доказали некоторые теоремы об уравнениях в целых числах, разобрали задачи по данной теме, а также познакомились с учеными, посвятившими свою жизнь их решению.
Целью нашей работы является узнать, как можно больше о решении уравнений в целых числах, выявить способы их решения, научиться их решать, узнать их значение в нашей жизни, и то, как они повлияли на развитие науки, рассмотрение наиболее ярких и известных задач о решении уравнений в целых числах. Также мы составим учебное пособие, представляющее собой задачник, для учеников нашей гимназии.
Итак, условно можно выделить несколько способов решения уравнений в целых числах:
1) способ перебора вариантов,
2) решение уравнений в целых числах, как квадратных относительно какой-либо переменной,
3) метод остатков,
4) метод бесконечного спуска,
5) метод разложения на множители,
6) решение систем уравнений в целых числах с помощью выделения области допустимых значений,
7) цепные дроби,
Решение уравнений в целых числах, как квадратных относительно какой-либо переменной
Задача: Решите уравнение в целых числах 5х2+5у2+8ху+2у-2х+2=0.
Решение: Рассмотрим уравнение, как квадратное относительно х:
5х2+(8у-2)х+5у2+2у+2=0. отсюда
Найдем дискриминант: D=b2-4ac=(8у-2)2-4*5*(5у2+2у+2)
Затем найдем корни уравнения: х=(2-8у±√(8у-2)2-20(5у2+2у+2))/10=(2(1-4у) ±√64у2-32у+4-100у2-40у-40)/10=2(1-4у±√-9(у2+2у+1))/5=(1-4у±√-9(у+1)2)/5
Так как выражение -9(у+1)2≥0, то (у+1)2≤0, а значит у+1=0, у=-1, х=1.
Этот способ решения уравнений намного проще, но не всегда возможен, так как под корнем может быть и положительное число, и продолжать решение будет невозможно.
Рассмотрим еще несколько уравнений, которые можно решить как квадратные относительно, например, х.
Задача: Решите уравнение в целых числах х2-4ху+5у2=169.
Решение: Рассмотрим уравнение как квадратное относительно х, тогда а=0, b=-4у, с=5у2-169. Дискриминант в таком случае будет равен -4у2+676. Найти х можно по формуле х=(16у2±√-4у2+676)/2. Для того, чтобы можно было найти х,
-4у2+676 должно быть положительным или равно нулю, а следовательно, должно выполняться неравенство у2≤169. Это возможно, если у[-13;13], уN. Подставляя, вместо у все возможные значения, выясним, при каких корень из дискриминанта извлекается, и найдем х.
Задача: Решите уравнение в целых числах х2+2ху+2у2=4.
Решение: Решим уравнение относительно х. Тогда получим, а=1, b=2у, с=2у2-4. Значит, √D=√-4у2+16. Для того, чтобы извлекся корень, выражение -4у2+16 должно быть неотрицательным, то есть должно выполняться неравенство 16≥4у2, отсюда у{±2,±1,0}. При у=±1 корень из дискриминанта будет нецелым числом, при у=±2 D=0, при у=0 √D=±4. Получаем, корни х=-2, у=2; х=2, у=-2, х=±2, у=0.
Задача: Решите в целых числах уравнение: 1 + 2k + 22k+1 = n2.
Решение. Если k = 0, то уравнение примет вид 5 =n2 и не имеет решений.
Если k = -1, то уравнение примет вид 2 =n2 и тоже не имеет решений.
Если k ≤ -2, то 1 < 1 + 2k + 22k+1 < 1 + 14 + 14 < 2 и 1 2 < 2. В этом случае данное уравнение также не имеет решений.
Остается рассмотреть случай, когда k - натуральное число. Тогда 1 + 2k + 22k+1 ≤ 11 и n - целое неотрицательное число. Не теряя общности рассуждений можно считать, что n - натуральное число, так как при n < 0 n2 = (-m)2, где m = -n - натуральное число.
2k(1 + 2k + 1) = (n - 1)(n + 1).
Понятно, что n будет нечетным числом. Пусть n = 2m + 1. Тогда (n - 1)(n + 1) = 2m(2m + 2) = 4m(m + 1) и наше уравнение примет вид:
2k - 2(1 + 2k + 1) = m(m + 1). (*)
Числа 2k - 2 и 1 + 2k + 1 взаимно просты. Действительно, если d их наибольший общий делитель, то число
1 + 2k + 1 - 2 ⋅ 2k - 2 = 1 делится на d. Значит d равно 1.
Аналогично доказывается, что числа m и m + 1 тоже являются взаимно простыми.
Пусть m четное число. Так как правая часть уравнения (*) делится на m, то и правая его часть тоже делится на m. Так как и 1 + 2k + 1 - нечетное число, то 2k - 2 делится на m. При этом правая часть уравнения (*) делится на 2k - 2, значит и его правая часть тоже делится на 2k - 2. В силу того, что m + 1 - нечетное число, то m делится на 2k - 2. Натуральные числа m и 2k - 2 делятся друг на друга. Это возможно только при m = 2k - 2. Тогда m + 1 = 1 + 2k + 1 и m = 2k + 1. Получили, что m равно двум различным натуральным числам 2k + 1 и 2k - 1. Чего быть не может.
Также приходит к противоречие, если m + 1 - четное число. Таким образом, ни m, ни m + 1 не могут быть четными. Но из двух последовательных натуральных чисел одно обязательно является четным. Значит, данное уравнение решений в целых числах не имеет.
Задача: Решить уравнение в целых числах 4х2 - 2ху + 2у2 + у – 2х – 1 = 0
Решение: Рассмотрим уравнение как квадратное относительно х:
4х2 – 2(у + 1)х + (2у2 + у -1) = 0,
D1 = (у + 1)2 – 4(2у2 + у – 1) = - 7у2 – 2у + 5.
D1 0
- 7у2 – 2у 0, + 5
7у2 + 2у - 0, 5
-1 у 0 .
Так как у – целое число, то у = -1 или у =0.
Если у =0, то исходное уравнение примет вид:
4 х2 – 2х – 1= 0,
D1 = 1 + 4 = 5,
Целых корней нет.
Если у = -1, то исходное уравнение примет вид:
4 х2 = 0,
х= 0.
Ответ: (0;-1).
Задача: Доказать, что уравнение не имеет решений в целых числах, кроме случаев .
При написании нашей работы мы открыли для себя новый увлекательный раздел математики – решение уравнений в целых числах. Мы обнаружили, что существует множество способов решения таких уравнений, и все они по-своему красивы и интересны. Оказалось, что и сами уравнения, хотя и объединены одним названием, очень сильно различаются между собой. Возможно, именно это разнообразие и привлекало многих ученых, ведь в разное время множество математиков билось над доказательством теорем, связанных с решением уравнений в целых числах. Ведь не смотря на четкую и краткую формулировку, такие задачи часто очень сложно решаются, над нами думают годами, а решения часто оказываются совсем неожиданными. Многие теоремы, такие как Великая теорема Ферма, были доказаны совсем недавно, и некоторые общие методы решения уравнений в целых числах были сформулированы не так давно, а ведь осталось еще множество интереснейших нерешенных задач. Так что данная тема всегда остается актуальной и с каждым годом шире раскрывается перед нами.
Мы надеемся, что решение уравнений в целых числах включат в школьную программу, а пока это не произошло, мы планируем самостоятельно продолжать изучение этой темы.
1. Алгебра и математический анализ. 10кл. /Учеб.пособие/ Н.Я.Виленкин, О.С.Ивашев-Мусатов, С.И.Шварцбурд, Москва: Мнемозина, 2001
2. Конкурсные задачи, основанные на теории чисел /Учеб.пособие/ В.Я.Галкин, Д.Ю.Сычугов, Е.В.Хорошилова, Москва: Факультет ВМиК МГУ, 2002
3. Решение уравнений в целых числах /Учеб.пособие/ А.О.Гельфонд, Москва: Либроком, 2010
4. Диофант и Диофантовы уравнения /Учеб.пособие/ И.Г.Башмакова, Москва, 1974
5. Internet-ресурс: h**t://ru.wikipedia.org/
6. Изучение уравнений и неравенств в школьном курсе математики. Основная школа /Справочное пособие/ Л.А.Сергеева, Е.А.Зайцева, Т.Г.Ищенко, Железноводск, 2008
7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ /Учеб.пособие/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И.Захаров, Москва: Астрель, 2010
Тема: | «Решение уравнений в целых числах» | |
Раздел: | Математика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 950 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методика изучения отдельных вопросов алгебры и начал анализа
Курсовая работа:
Методика решения нестандартных задач с целыми числами по дисциплине «Теория чисел»
Дипломная работа:
Разностные уравнения и поведение их решений
Дипломная работа:
Методика изучения числовых систем в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Ограничение свободы распространения информации в целях противодействия экстремистской деятельности: конституционно-правовой аспект