Дипломная работа
«Ограничение свободы распространения информации в целях противодействия экстремистской деятельности: конституционно-правовой аспект»
- 62 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: ДОКТРИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ
1.1. Правовая определенность понятия «экстремистская деятельность». 7
1.2. Конституционные ограничения свободы распространения информации 17
ГЛАВА 2. МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Признание информационных материалов экстремистскими 29
2.2. Ограничение деятельности средств массовой информации 41
2.3. Ограничение распространения информации в сети интернет 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность темы. Сегодняшнее общество, государство, а также от-дельные их представители на систематической основе испытывают влияние все более интенсифицирующихся и усложняющихся потоков информации. которая сегодня становится реальным фактором труда и основной экономики, а также иных не менее важных сфер жизни общества. Вместе с этим возрастает значение вопросов, связанных с обеспечением безопасности информации, ее фильтрацией и нивелированием потенциальных угроз, тем более, что учитывая основополагающий характер информации, информация вредного характера и содержания может нанести серьезный ущерб и привести к страшным последствиям, как, например, в случае с негативными феноменами терроризма и экстремизма, которые сегодня получают свое активное распространение именно благодаря сильнейшей информационной поддержке.
Угрозы, исходящие от экстремизма, стали серьезным вызовом свободе распространения информации, провозглашенной в качестве основополагающей демократической ценности. Правовое противодействие экстремизму осуществляется в условиях, которые, с одной стороны, требуют принятия решительных мер, способных противостоять угрозам, но в то же время не допускают отклонения от конституционных и международных гарантий свободы распространения информации. К сожалению, взвешенный подход не всегда достигается в законодательных и правоприменительных решениях, направленных на борьбу с информацией экстремистского характера. Российское законодательство о противодействии экстремистской деятельности в течение нескольких лет подвергается серьезной критике на национальном и международном уровне с точки зрения определенности «основных понятий» экстремизма, а правоприменительная практика - с точки зрения их произвольного толкования. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость совершенствования не отдельных мер по противодействию экстремизму (что постоянно осуществлялось с момента принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»), а общего подхода к определению «экстремизма» в свете конституционных и международных стандартов. Ключевые вопросы - определение нормативных характеристик экстремизма как противоправного явления, пределов и условий ограничения прав в целях противодействия экстремизму имеют конституционно-правовую природу, что и предопределило выбор направления исследования.
Цели исследования. Целью работы заключаются в том, чтобы на основе сравнительного конституционно-правового исследования определить ключевые признаки экстремизма, совокупность которых обосновывает ограничение прав и установление ответственности за экстремизм, и определить пределы и условия ограничения свободы распространения информации экстремистского содержания.
Исходя из поставленных целей, выделяются следующие задачи исследования:
1) выявление доктринальных подходов к ограничению свободы распространения информации в национальных и международных документах о правах человека;
2) оценка российского регулирования в сфере противодействия экстремистской деятельности с точки зрения соблюдения критериев ограничения прав (правовой определенности и соразмерности ограничения конституционно-значимым целям);
3) правовая оценка отдельных способов ограничения свободы распространения информации в целях противодействия экстремистской деятельности и определение путей их совершенствования;
4) сопоставление подходов к оценке ограничения прав в практике Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, органов конституционного контроля зарубежных стран.
Объектом исследования является свобода распространения информации как конституционное право человека, гарантированное государством, и связанные с ее осуществлением общественные отношения, составляющие предмет прежде всего конституционно-правового регулирования, а также иных отраслей правового регулирования.
Предметом исследования являются пределы и условия правовых ограничений свободы распространения информации в сфере противодействия экстремистской деятельности, установленные национальными и наднациональными правовыми нормами.
Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, положения национальных и наднациональных правовых актов, а также, материалы судебной и иной правоприменительной практики в исследуемой сфере.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты свободы слова и свободы распространения информации становились предметом внимания отечественных Агапов А.Б.,Бондарь Н.С.,Бурковская В.А.,Галяшина Е.И., Городов О.А., Дмитриев Ю.А, Елизаров В.Г, Малько А.В.,Ющенко С.А., и других исследователей. В то же время проблема ограничения свободы распространения информации в сфере противодействия экстремистской деятельности с позиций конституционного права в российской науке представляется недостаточно исследованной.
Новизна данной ВКР. Исследования в сфере противодействия экстремизму в России характеризуются в основном узкой отраслевой принадлежностью и сосредоточены на отдельных проблемах российского регулирования. В данной работе избран принципиально иной подход: исследуется единая основа указанных проблем - определение «экстремизма» и возможностей ограничения прав для противодействия ему в России. Исследования представляет один из первых примеров конституционно-правового исследования экстремизма: его ключевые признаки рассматриваются в свете конституционных и международных критериев ограничения прав и в частности, свободы распространения информации. Принципиально иной характер исследования обеспечивает универсальность предлагаемых автором выводов и их применимость как для совершенствования общего подхода к противодействию экстремизму, так и для разрешения отдельных отраслевых проблем противодействия экстремизму.
Практическая значимость ВКР состоит в оценке тенденций в правовом регулировании в исследуемой сфере и формулировании предложений о направлениях совершенствования порядка признания информационных материалов экстремистскими, порядка регулирования деятельности средств.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, по два и три параграфа, заключения, списка литературы.
Список литературы включает наименований 40 наименований.
ГЛАВА 1 ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ
1.1 Правовая определенность понятия «экстремистская деятельность».
Рассматривая и затрагивая всевозможные вопросы, связанные с экстремизмом и экстремистской деятельностью, прежде всего стоит обратить внимание на то, что феномен экстремизма по-своему сущностному характеру является явлением социальным, имеющим различные формы своего выражения и существования, причем проявляется себя данный неблагожелательный и негативный феномен едва ли не во всех отношениях и способах взаимодействия людей, а следовательно, и во всех сферах жизни общества, заполняя различные лакуны культурного характера. Особенно это касается, конечно же, вопросов религиозных, причем на что нас наталкивает рассмотрение исторической ретроспективы данного феномена. Однако, экстремизм уже достаточно давно стал явлением международным, с явной уголовно-правовой окраской, что выталкивает его из сферы непосредственно религиозных от-ношений, пусть нередко экстремизм ошибочно считают явлением вынужденным, тем самым отделяя его от терроризма в плане нанесения вреда и ущерба.
Практически с абсолютной точностью зная, что экстремизм подрывает основы самого общества и базис его стабильности, мы тем не менее с полной уверенностью не можем идентифицировать экстремизм в плане выдачи ему четкого и конкретного определения, учитывая мнения ученых и исследователей по этому поводу, а также многообразие самого данного явления. Тем не менее, с целью дальнейшей работы и исследования сделать это представляется крайне необходимым, учитывая высочайшую общественную опасность данного явления и его возможное влияние на действия, умы и судьбы людей, общества и государства.
Представляется логичным и разумным сперва обратиться к истории экстремизма как явления, рассмотреть истоки и первопричины его возникновения и первейшие проявление экстремизма как социального явления, тем более, что имеются достаточно богатые и развернутые научные исследования на эту тему, которые, в том числе затрагивают и процессы формирования юридической ответственности и ее механизмов за распространение экстремизма как такового и за деяния экстремистской направленности в частности.
Говоря о всем вышеописанном, стоит сразу же обратить свой взор на историю Нового времени в Европе и Америке, так как считается, что сущностные и организационные начала экстремизма в плане рассмотрения его как негативного феномена обычно относят к XIX в., когда в Англии и США со-ответственно вплотную занялись изучением экстремизма как крайне опасного явления, откуда уже данные исследования плавно перетекли на континент. В частности, отмечается, что во Франции данный термин впервые приобрел свое значение и рассмотрение после ужасающих событий Первой Мировой войны, став результатом противоборства левых и правых политических партий.
История России в данном отношении нам более интересна, учитывая рассмотрение экстремизма как феномена и целенаправленной деятельности применительно к отечественным реалиям и отечественному правовому и законодательному полю.
Так, на основе мнений специалистов в области противоборства и противодействия экстремизму, мы можем выделить следующие этапы инициирования и развития экстремизма как крайне опасного социального явления с явными политическими предпосылками и причинами возникновения и дальнейшего функционирования:
Как мы отмечали уже во введении, свобода распространения информации является основополагающим критерием для оценки демократичности общества и государства, а также для определения наличия в них же ситуаций установления и соблюдения приоритета права.
Помимо этого, конечно же, не стоит забывать и о самом характере свободы информации, которая, согласно международному праву и просто здравой логике, является правом каждого гражданина, который может говорить и высказывать свои мысли, суждения, обладать собственным взглядом на раз-личные позиции, процессы и явления.
Тем не менее, памятуя о данных приоритетах и установках, не стоит забывать и о том, что в текущий период времени все большее развитие и распространение получают различные террористические и экстремистские тенденции и наклонности. которые проявляются в деятельности отдельных лиц или даже организаций и преступных сообществ, что ведет за собой нивелирование баланса и надежности общественных и государственных устоев и установок, приводит к возникновению враждебных и человеконенавистнических взглядов и мнений, словом, всячески вредит обществу, государства и каждой отдельной личности.
Так уж объективно получается, что сегодняшнее развитие экстремистских материалов во многом базируется именно на использовании свободы информации, потому как именно здесь существуют и функционируют те органы, которые могут относительно беспрепятственно заниматься передачей вредной и опасной информации соответствующего характера и направленности, в следствие чего возникает необходимость нахождения точек и инструментов контроля за подобными процессами и явлениями, поскольку обыденными и адекватными они названы быть никак не могут, как по мнению ученых и исследователей, так и по мнению любого здравомыслящего человека и гражданина, который хочет жить в спокойствии и мире.
Именно поэтому со всей очевидностью как перед органами государственной власти, так и перед обычными людьми встает необходимость в осуществлении каких-либо мер и действий для нивелирования негативного использования свободы информации относительно распространения с этой помощью материалов экстремистского содержания и направленности, что очевиднее всего проявляется в деятельности специализированных органов создания, распространения информации, а также формирования определенного общественного мнения. То есть, в данной связи основополагающим вопросом будет необходимость достижения ситуации решения проблемы по нахождению баланса перед этими, казалось бы, взаимоисключающими друг друга категориями и понятиями. Ограничение информации экстремистского характера должно являться одной из главнейших задачей сегодняшнего мирового и любого национального сообщества, исходя из важности и приоритетности возникшей сегодня опасности экстремистского характера.
Нами в ходе и по итогам данной исследовательской работы были про-анализированы многие моменты и аспекты рассматриваемой темы, например, была проведена попытка раскрытия понятия «экстремизм», а также были сделаны соответствующие вывод относительно отражения данного термина в действующем отечественном правовом поле.
Были определены ключевые признаки экстремистской деятельности в их видении от органов государственной власти РФ, а также в видении от ученых и исследователей соответствующей научно-правовой и юридической направленности, что позволило рассмотреть сущностные основы и особенности действующей отечественной системы по ограничению свободы информации относительно распространения материалов и информации экстремистского характера и содержания, а также был проведен сравнительный анализ между отечественным законодательством в данной области и международными стандартами и ориентирами в том же поле объективного и субъективного характера.
Нами была высказана мысль о том, что действующая правовая система в РФ в данном отношении нуждается в значительной доработке и совершенствовании, исходя из имеющихся сегодня проблем чисто теоретического, чисто эмпирического или же смешанного характера.
На наш взгляд, далеко не каждое якобы проявление ненависти и призывы к ее разжиганию могут быть таковыми, что нередко ведет к необоснованному ограничению свободы информации, а соответственно, к попранию конституционных и международных прав и свобод определенного характера в рассматриваемой области.
В данной исследовательской работе были проанализированы конкретные способы и виды ограничения свободы информации, в том числе и в от-ношении органов СМИ, а также приводятся конкретные методические указания и предложения по доработке действующей законодательной базы соответствующего содержания и направленности, например, в отношении необходимости реформирования экспертных оценок и экспертной деятельности в целом по ее отношению к рассмотрению тех или информационных материалов на предмет нахождения в них нарушений и вредной, опасной информации.
Кроме этого, отнюдь не малая часть работы посвящена анализу право-вой природы Интернет-ресурсов как источника размещения информации экстремистского содержания, вследствие чего делаются выводы относительно необходимости принятия собственной, «эксклюзивной» системы регулирования и недопущения экстремизма в данной сфере, а не использование образцов из обычных средств СМИ, которые не учитывают специфику интернета. Выявив доктринальные подходы к ограничению свободы распространения информации в национальных и международных документах о правах человека, оценив систему и порядок российского регулирования в сфере противодействия экстремистской деятельности с точки зрения соблюдения критериев ограничения прав, а также определив и дав оценку правового характера относительно отдельных способов ограничения свободы распространения информации, используемых для противостояния экстремистской деятельности, мы с удовлетворением можем отметить результативный и эффективный характер проведенной работы, что свидетельствует о достижении всех поставленных перед непосредственно самим началом исследования целей и задач.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой ин-формации. Режим доступа: URL: http://www.pr**vo.gov.ru. 12.12.2018.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.10.2017)// Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63-ФЗ (ред. от 27.11.2018) от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001// Российская газета от 31.12.2001№ 256;
5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета от 30.07.2002 № 138-139; Режим доступа: URL: http://www.pr**o.gov.ru.
+ еще 35 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Ограничение свободы распространения информации в целях противодействия экстремистской деятельности: конституционно-правовой аспект» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 62 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети интернет
Отчет по практике:
Уголовная ответственность за экстремистскую деятельность
Лабораторная работа:
Возмещение вреда государством как конституционно-правовой институт
Реферат:
Конституционно-правовой статус личности
Дипломная работа:
Методы и средства защиты информации в сетях на примере ООО «Сервис-плюс