Дипломная работа

«Взаимосвязь ценностных ориентаций и стили поведения в конфликте»

  • 95 страниц
Содержание

Введение ….

Глава 1. Теоретическое состояние проблемы ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек ….

1.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности в психологии ….

1.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций личности ….

1.3. Стили поведения в конфликте и их характеристика ….

1.4. Особенности межличностных конфликтов и их проявления в юношеском возрасте ….

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек …

2.1 Организация и методики исследования ….

2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек ….

2.3. Особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек ….

Заключение …

Список использованной литературы ….

Приложение ….

Введение

Актуальность работы. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые конти-ненты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые соци-альные общности, третьим происходили между людьми. С древнейших вре-мен люди пытаются решать возникающие противоречия и мечтают о бес-конфликтном обществе. Но пока особого прогресса в развитии бесконфликт-ного общества не наблюдается. Более того, все большее количество ученых высказывают мнение о том, что конфликты являются несомненными атрибу-том любого развития. Устранить все конфликты невозможно, да и не нужно. Но, исходя из тех разрушительных последствий, к которым приводят кон-фликты, все-таки исследовать их нужно.

Среди разнообразных факторов, причин, особенностей конфликтов важ-ное значение имеют, на наш взгляд, ценностные ориентации и стиль поведе-ния в конфликтной ситуации. Эти различия имеют и возрастные особенно-сти. Характер межличностных конфликтов у подростков отличается характе-ром межличностных конфликтов в юношеском возрасте. В этот период от-ношения юношей и девушек переходят на новый этап, отличный от подрост-кового возраста. При этом поведение девушек в межличностных конфликтах, на наш взгляд, отличается от поведения юношей. Более интенсивный и зна-чимый для последующей жизни характер общения между юношами и девуш-ками по сравнению с подростками сопровождается взаимным непониманием, столкновением различных взглядов, мнений, стремлений. В этой связи важ-ным является исследование отличительных особенностей поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях, на основании чего могут быть предло-жены мероприятия по нормализации отношений между ними. Важнейшую роль играют и жизненные ценности, ценностные ориентации подростков.

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и конфликтность у юношей и девушек.

Объект исследования: ценностные ориентации и конфликтность.

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и кон-фликтность у юношей и девушек.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между ценно-стными ориентациями и конфликтностью в поведении у юношей и девушек.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:

1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;

2) подобрать методики и провести экспериментальное исследование;

3) осуществить качественную и количественную обработку результатов экспериментального исследования и их анализ.

В ходе экспериментального исследования использовались следующие психодиагностические методики:

1) методика для исследования уровня развития конфликтологической культуры личности (автор О.И. Щербакова),

2) методика «Личностная агрессивность и конфликтность (авторы Е.П. Ильин, П.А. Ковалев),

3) Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл),

4) морфологический тест жизненных ценностей.

Методы исследования. Теоретический анализ литературы, сравнение и обобщение различных точек зрения по исследуемой проблеме. Констати-рующий эксперимент с применением психодиагностических методик. Мето-ды количественной обработки результатов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы и приложений.

Практическая значимость работы. Проанализированы исследования, рассматривающие различия индивидуально-типологических особенностей юношей и девушек на их поведение в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях межличностных конфликтов. Получены оригинальные результа-ты, касающиеся отличительных особенностей поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях. Результаты исследования могут использоваться для психологического просвещения юношей и девушек, для разработки тре-нинговых занятий, направленных на нормализацию поведения и взаимодей-ствия юношей и девушек в конфликтных ситуациях.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОНФЛИКТНОСТЬ

У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

1.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности

в психологии

Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия диффе-ренцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность – представление о том, что свято для человека, группы, кол-лектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [3, 73].

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют: общепринятые ценности – любовь, престиж, уваже-ние, знание, деньги, здоровье; внутригрупповые ценности – политические, религиозные; индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в сис-тему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [49, 155]. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни чело-века; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как ме-ханизм социального контроля.

В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». Их настолько много, что, по мнению Н. Рошера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изуче-ния ценностей, явилось, похоже, единственной точкой согласия для них [7, 84]. В нашем теоретическом анализе мы попытаемся рассмотреть и сопоста-вить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей.

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценно-сти: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Ще-паньский Я., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.).

Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: ис-торическом, культурном; в то время как для социального и особенно соци-ально-психологического исследования характерным можно назвать: стрем-ление строго развести понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «ценностные ориентации» и т.п., попытки классификации ценностей по раз-личным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельност-ного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важ-ным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [8, 28].

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой сис-теме ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, по-скольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как пока-зателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структу-ры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их на-правленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входя-щими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня лично-стной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности вы-делить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких це-лей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при вы-соком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифициро-вать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценно-сти входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относи-тельно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни на-правлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархи-ческой структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют обще-ственному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [47; с. 42-48].

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной соци-альной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако чет-кое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее – индивидуальное», либо по пара-метру «реально действующее – рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм суще-ствования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [5; с. 35].

Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеа-лов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовле-творения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориен-тациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в инди-видуальном развитии человека [1.64.], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определе-нии, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ори-ентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полез-ным и иное определение: «ценностные ориентации – интегральное (инфор-мативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во вре-мени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведе-ния и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответ-ствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [2, 107]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций че-ловека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую ие-рархическую систему, занимая пограничное положение между мотивацион-но-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С од-ной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, оп-ределяя приемлемые способы их реализации. С другой, – в качестве внутрен-него источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Сис-тема ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологиче-ским органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному значению ценности личности можно раз-делить на две основные группы: терминальные и инструментальные, высту-пающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их дости-жения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на со-хранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминаль-ные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности лично-сти, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностные ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, опреде-ляют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощуща-ет фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развива-ются в процессе социализации. На различных этапах социализации их разви-тие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализиро-ванного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общест-венно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психоло-гическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особен-ности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памя-ти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации индивида, иден-тификации и интернализации социальных ценностей.

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создают-ся, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. При-нятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценно-стей порождает ценностные представления, а на основе ценностных пред-ставлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного [12, 97].

По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось соз-нания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [57, с.732.]. «Развитые ценностные ориентации – признак зрело-сти личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиво-речивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внут-ренней структуре личности…» [57, с.732].

В социальной психологии понятие ценностные ориентации использует-ся в двух значениях, как: 1) идеологические, политические, моральные, эсте-тические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формиру-ются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности» [54, с.373]. Только со-циально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количе-ство отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко свя-заны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отноше-ния. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разде-лил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с раз-витием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в дея-тельности человека по удовлетворению непосредственных общественных по-требностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно по-лезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответ-ственно соотношение личностного и общественно значимого». [50, с. 365]. И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по от-ношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».

Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот во-прос нельзя не затронуть такое понятие как «личность».

Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее сово-купность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [25, с.23].

В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.

Постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И, несмотря на то, что в это время система целенаправлен-ного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющих лично-стный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколе-ний, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы – таковы основные направления науч-ного поиска.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влия-ния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). На-пример, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспита-ния реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные цен-ности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на обще-ственный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблю-дается.

Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельность включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодиза-ции Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Воз-никает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его дейст-вительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет со-держательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу миро-воззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (по-ложительной или отрицательной).

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность лично-сти. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, соци-ально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [49, с. 312].

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизнен-ный смысл [25, с. 141].

Б.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регу-лятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориен-тации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [10; с. 122].

В более новой интерпретации «ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорга-низующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Цен-ностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интере-сам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и пре-стижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компо-ненты) через реализацию собственного «проекта жизни». [11, с.1199].

Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через кате-гории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содей-ствие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характери-стикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительно-сти и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает суще-ственное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Е.В. Васина в 2000г. установила, что в 1988-1990 годы произошли из-менения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально че-ловеческого существования, за счет ориентаций, направленных на широкую человеческую общность [56,с.344].

Таким образом, ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Заключение

История человеческой цивилизации насыщена различного рода кон-фликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьим происходили между людьми. С древнейших времен люди пытаются решать возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Но пока особого прогресса в развитии бесконфликтного общества не наблюдается. Более того, все большее количество ученых высказывают мнение о том, что конфликты являются несомненными атрибутом любого развития. Устранить все конфликты невозможно, да и не нужно. Но, исходя из тех разрушитель-ных последствий, к которым приводят конфликты, все-таки исследовать их нужно. Среди разнообразных факторов, причин, особенностей конфликтов важное значение имеют, на наш взгляд, гендерные различия в стратегиях по-ведения в конфликтной ситуации. Эти различия, помимо пола, имеют и воз-растные особенности. Характер межличностных конфликтов подростков от-личается характера межличностных конфликтов в юношеском возрасте. В этот период отношения юношей и девушек переходят на новый этап, отлич-ный от подросткового возраста. При этом поведение девушек в межличност-ных конфликтах, на наш взгляд, отличается от поведения юношей. Более ин-тенсивный и значимый для последующей жизни характер общения между юношами и девушками по сравнению с подростками сопровождается взаим-ным непониманием, столкновением различных взглядов, мнений, стремле-ний. В этой связи важным является исследование отличительных особенно-стей поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях, на основании чего могут быть предложены мероприятия по нормализации отношений ме-жду ними.

В любом конфликте существуют, как правило, три пути его разрешения: самый легкий, но не всегда реальный – изменить себя или изменить свое от-ношение к проблеме; самый трудный, а потому практически нереальный – изменить оппонента, его мнение, повлиять на него в нужном нам направле-нии; самый оптимальный и реальный – найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию.

Важная роль в разрешении конфликтов в последние десятилетия отво-дится специалистам – конфликтологам. Для того чтобы работа конфликтоло-га была боле эффективной, ему надо знать механизмы возникновения кон-фликтов, стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях, влияние ти-пологических и гендерных различий на стиль поведения в конфликтной си-туации. В этой связи проведенное исследование может быть очень ценным.

На основании проведенного следования могут быть преложены следую-щие мероприятия.

При обучении эффективным стратегиями поведения в конфликтных си-туациях и девушек и юношей нужно обучать стратегии сотрудничества.

Для разрешения межличностных конфликтов партнерам нужно выяснить потребности противоположной стороны. А девушка в свою очередь должна знать, что юноши склонны зацикливаться на препятствиях на пути к дости-жению цели. При этом они свои потребности считают более значимыми и не соотносят их с потребностями другого.

Список литературы

1. Человек и его работа. Социологическое исследование /Под ред. А.Г.Здравомыслова. – М.: Наука, 1967. С. 64.

2. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Мысль, 1987. С. 105.

3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 254 с.

Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и группо-вые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, 2001. – 618 с.

Аргайл М. Психология счастья. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М: Лист, 1996. – 320 с.

Берн Э. Введение в психиатрию и психонализ для непосвященных. – СПб: Талисман, 1994. – 432 с.

Бажин В.В., Голыкина Е.А., Эткинд А.М. и др. Тест-опросник уровня субъективного контроля // Детский психолог, №5, 1993.

Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск, 1996. – 142 с.

Виилма Л. Тепло надежды. – Екатеринбург: У-Фактория, 1999. – 368 с.

Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992. – Т.2. – 376 с.

Возрастные особенности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной.– М., 1989.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб: Питер, 2001. – 400 с.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов.– М., 1982.

Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре кон-фликта. – СПб., 1999. – 187 с.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ИЦ «ВЛАДОС», 2000. – 176 с.

Ковалев С.В. Основы НЛП или введение в человеческое совершенство. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

Кон И.С. психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

Корчагина И. Парадоксы души русской женщины. – М.: ИП РАН, 1997. – 224 с.

Кэмерон-Бэдлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. – Воронеж: НПО «МОДЭК, 1993. – 256 с.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 532 с.

Немов Р.С. Психология в 3-х томах.– М.,1994 – 1995 г.г.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

Малышев К.Б. Психология управления. – М.:ПЕР’СЭ, 2000. – 144 с.

Мольц М.Я. – это Я, или Как стать счастливым. Пер. с англ. – СПб., 1992. – С.462.

Основы социально-психологической теории. – М.: Международная педа-гогическая академия, 1995. – 421 с.

Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина-женщина. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 400 с.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 376 с.

Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.: Изд-во «Институт практической пси-хологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 176 с.

Рейнуотер Д. Это в ваших силах.- М.: Прогресс, 1993. -240 с.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М.: Изд-во МГЗПИ, 1979. – 156 с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 736 с.

Теоретическая и прикладная социальная психология. – М.: Мысль, 1988.

38.Саржвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с окружающей сре-дой. – Тб., 1989.

Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления.– Киев, 1991.

Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений.– М., 1990.

Спиркин А.Т. Сознание и самосознание.– М.,1972.

Столин В.В. Самосознание личности.– М., 1983.

Урбанович А. А. Психология управления. – Мн.: Харвест, 2003. – 540 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 512 с.

Цветков Э. Великий менеджер или Мастер Влияния. – СПб.: Лань, 1997. – 112 с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медици-на, 1989. – 192 с.

Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте. – М.: Институт общегуманитар-ных исследований, 2001. – 176 с.

Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– М.: Педагогика, 1987.–240 с.

Психологические особенности подростка под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Педагогика, 1987-240 с.

Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.– М., 1988.

Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.– М., 1991.

Саржвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой. – Тб., 1989.

Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений.– М., 1990.

Спиркин А.Т. Сознание и самосознание.– М.,1972.

Столин В.В. Самосознание личности.– М., 1983.

Формирование личности в переходный период: от подросткового к юно-шескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.– М.,1987.

В. М. Целуйко Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей.- М.: 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь ценностных ориентаций и стили поведения в конфликте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 95
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика