Дипломная работа

«Взаимосвязь ценностных ориентаций и стили поведения в конфликте»

  • 95 страниц(ы)
  • 3392 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение ….

Глава 1. Теоретическое состояние проблемы ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек ….

1.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности в психологии ….

1.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций личности ….

1.3. Стили поведения в конфликте и их характеристика ….

1.4. Особенности межличностных конфликтов и их проявления в юношеском возрасте ….

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек …

2.1 Организация и методики исследования ….

2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек ….

2.3. Особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и конфликтности у юношей и девушек ….

Заключение …

Список использованной литературы ….

Приложение ….

Актуальность работы. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые конти-ненты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые соци-альные общности, третьим происходили между людьми. С древнейших вре-мен люди пытаются решать возникающие противоречия и мечтают о бес-конфликтном обществе. Но пока особого прогресса в развитии бесконфликт-ного общества не наблюдается. Более того, все большее количество ученых высказывают мнение о том, что конфликты являются несомненными атрибу-том любого развития. Устранить все конфликты невозможно, да и не нужно. Но, исходя из тех разрушительных последствий, к которым приводят кон-фликты, все-таки исследовать их нужно.

Среди разнообразных факторов, причин, особенностей конфликтов важ-ное значение имеют, на наш взгляд, ценностные ориентации и стиль поведе-ния в конфликтной ситуации. Эти различия имеют и возрастные особенно-сти. Характер межличностных конфликтов у подростков отличается характе-ром межличностных конфликтов в юношеском возрасте. В этот период от-ношения юношей и девушек переходят на новый этап, отличный от подрост-кового возраста. При этом поведение девушек в межличностных конфликтах, на наш взгляд, отличается от поведения юношей. Более интенсивный и зна-чимый для последующей жизни характер общения между юношами и девуш-ками по сравнению с подростками сопровождается взаимным непониманием, столкновением различных взглядов, мнений, стремлений. В этой связи важ-ным является исследование отличительных особенностей поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях, на основании чего могут быть предло-жены мероприятия по нормализации отношений между ними. Важнейшую роль играют и жизненные ценности, ценностные ориентации подростков.

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и конфликтность у юношей и девушек.

Объект исследования: ценностные ориентации и конфликтность.

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и кон-фликтность у юношей и девушек.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между ценно-стными ориентациями и конфликтностью в поведении у юношей и девушек.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:

1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;

2) подобрать методики и провести экспериментальное исследование;

3) осуществить качественную и количественную обработку результатов экспериментального исследования и их анализ.

В ходе экспериментального исследования использовались следующие психодиагностические методики:

1) методика для исследования уровня развития конфликтологической культуры личности (автор О.И. Щербакова),

2) методика «Личностная агрессивность и конфликтность (авторы Е.П. Ильин, П.А. Ковалев),

3) Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл),

4) морфологический тест жизненных ценностей.

Методы исследования. Теоретический анализ литературы, сравнение и обобщение различных точек зрения по исследуемой проблеме. Констати-рующий эксперимент с применением психодиагностических методик. Мето-ды количественной обработки результатов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы и приложений.

Практическая значимость работы. Проанализированы исследования, рассматривающие различия индивидуально-типологических особенностей юношей и девушек на их поведение в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях межличностных конфликтов. Получены оригинальные результа-ты, касающиеся отличительных особенностей поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях. Результаты исследования могут использоваться для психологического просвещения юношей и девушек, для разработки тре-нинговых занятий, направленных на нормализацию поведения и взаимодей-ствия юношей и девушек в конфликтных ситуациях.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОНФЛИКТНОСТЬ

У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

1.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности

в психологии

Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия диффе-ренцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность – представление о том, что свято для человека, группы, кол-лектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [3, 73].

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют: общепринятые ценности – любовь, престиж, уваже-ние, знание, деньги, здоровье; внутригрупповые ценности – политические, религиозные; индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в сис-тему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [49, 155]. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни чело-века; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как ме-ханизм социального контроля.

В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». Их настолько много, что, по мнению Н. Рошера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изуче-ния ценностей, явилось, похоже, единственной точкой согласия для них [7, 84]. В нашем теоретическом анализе мы попытаемся рассмотреть и сопоста-вить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей.

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценно-сти: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Ще-паньский Я., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.).

Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: ис-торическом, культурном; в то время как для социального и особенно соци-ально-психологического исследования характерным можно назвать: стрем-ление строго развести понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «ценностные ориентации» и т.п., попытки классификации ценностей по раз-личным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельност-ного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важ-ным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [8, 28].

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой сис-теме ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, по-скольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как пока-зателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структу-ры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их на-правленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входя-щими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня лично-стной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности вы-делить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких це-лей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при вы-соком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифициро-вать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценно-сти входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относи-тельно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни на-правлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархи-ческой структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют обще-ственному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [47; с. 42-48].

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной соци-альной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако чет-кое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее – индивидуальное», либо по пара-метру «реально действующее – рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм суще-ствования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [5; с. 35].

Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеа-лов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовле-творения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориен-тациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в инди-видуальном развитии человека [1.64.], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определе-нии, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ори-ентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полез-ным и иное определение: «ценностные ориентации – интегральное (инфор-мативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во вре-мени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведе-ния и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответ-ствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [2, 107]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций че-ловека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую ие-рархическую систему, занимая пограничное положение между мотивацион-но-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С од-ной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, оп-ределяя приемлемые способы их реализации. С другой, – в качестве внутрен-него источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Сис-тема ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологиче-ским органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному значению ценности личности можно раз-делить на две основные группы: терминальные и инструментальные, высту-пающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их дости-жения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на со-хранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминаль-ные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности лично-сти, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностные ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, опреде-ляют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощуща-ет фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развива-ются в процессе социализации. На различных этапах социализации их разви-тие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализиро-ванного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общест-венно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психоло-гическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особен-ности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памя-ти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации индивида, иден-тификации и интернализации социальных ценностей.

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создают-ся, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. При-нятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценно-стей порождает ценностные представления, а на основе ценностных пред-ставлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного [12, 97].

По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось соз-нания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [57, с.732.]. «Развитые ценностные ориентации – признак зрело-сти личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиво-речивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внут-ренней структуре личности…» [57, с.732].

В социальной психологии понятие ценностные ориентации использует-ся в двух значениях, как: 1) идеологические, политические, моральные, эсте-тические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формиру-ются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности» [54, с.373]. Только со-циально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количе-ство отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко свя-заны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отноше-ния. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разде-лил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с раз-витием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в дея-тельности человека по удовлетворению непосредственных общественных по-требностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно по-лезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответ-ственно соотношение личностного и общественно значимого». [50, с. 365]. И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по от-ношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».

Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот во-прос нельзя не затронуть такое понятие как «личность».

Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее сово-купность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [25, с.23].

В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.

Постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И, несмотря на то, что в это время система целенаправлен-ного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющих лично-стный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколе-ний, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы – таковы основные направления науч-ного поиска.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влия-ния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). На-пример, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспита-ния реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные цен-ности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на обще-ственный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблю-дается.

Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельность включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодиза-ции Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Воз-никает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его дейст-вительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет со-держательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу миро-воззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (по-ложительной или отрицательной).

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность лично-сти. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, соци-ально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [49, с. 312].

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизнен-ный смысл [25, с. 141].

Б.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регу-лятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориен-тации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [10; с. 122].

В более новой интерпретации «ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорга-низующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Цен-ностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интере-сам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и пре-стижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компо-ненты) через реализацию собственного «проекта жизни». [11, с.1199].

Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через кате-гории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содей-ствие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характери-стикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительно-сти и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает суще-ственное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Е.В. Васина в 2000г. установила, что в 1988-1990 годы произошли из-менения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально че-ловеческого существования, за счет ориентаций, направленных на широкую человеческую общность [56,с.344].

Таким образом, ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

История человеческой цивилизации насыщена различного рода кон-фликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьим происходили между людьми. С древнейших времен люди пытаются решать возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Но пока особого прогресса в развитии бесконфликтного общества не наблюдается. Более того, все большее количество ученых высказывают мнение о том, что конфликты являются несомненными атрибутом любого развития. Устранить все конфликты невозможно, да и не нужно. Но, исходя из тех разрушитель-ных последствий, к которым приводят конфликты, все-таки исследовать их нужно. Среди разнообразных факторов, причин, особенностей конфликтов важное значение имеют, на наш взгляд, гендерные различия в стратегиях по-ведения в конфликтной ситуации. Эти различия, помимо пола, имеют и воз-растные особенности. Характер межличностных конфликтов подростков от-личается характера межличностных конфликтов в юношеском возрасте. В этот период отношения юношей и девушек переходят на новый этап, отлич-ный от подросткового возраста. При этом поведение девушек в межличност-ных конфликтах, на наш взгляд, отличается от поведения юношей. Более ин-тенсивный и значимый для последующей жизни характер общения между юношами и девушками по сравнению с подростками сопровождается взаим-ным непониманием, столкновением различных взглядов, мнений, стремле-ний. В этой связи важным является исследование отличительных особенно-стей поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях, на основании чего могут быть предложены мероприятия по нормализации отношений ме-жду ними.

В любом конфликте существуют, как правило, три пути его разрешения: самый легкий, но не всегда реальный – изменить себя или изменить свое от-ношение к проблеме; самый трудный, а потому практически нереальный – изменить оппонента, его мнение, повлиять на него в нужном нам направле-нии; самый оптимальный и реальный – найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию.

Важная роль в разрешении конфликтов в последние десятилетия отво-дится специалистам – конфликтологам. Для того чтобы работа конфликтоло-га была боле эффективной, ему надо знать механизмы возникновения кон-фликтов, стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях, влияние ти-пологических и гендерных различий на стиль поведения в конфликтной си-туации. В этой связи проведенное исследование может быть очень ценным.

На основании проведенного следования могут быть преложены следую-щие мероприятия.

При обучении эффективным стратегиями поведения в конфликтных си-туациях и девушек и юношей нужно обучать стратегии сотрудничества.

Для разрешения межличностных конфликтов партнерам нужно выяснить потребности противоположной стороны. А девушка в свою очередь должна знать, что юноши склонны зацикливаться на препятствиях на пути к дости-жению цели. При этом они свои потребности считают более значимыми и не соотносят их с потребностями другого.

1. Человек и его работа. Социологическое исследование /Под ред. А.Г.Здравомыслова. – М.: Наука, 1967. С. 64.

2. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Мысль, 1987. С. 105.

3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 254 с.

Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и группо-вые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, 2001. – 618 с.

Аргайл М. Психология счастья. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М: Лист, 1996. – 320 с.

Берн Э. Введение в психиатрию и психонализ для непосвященных. – СПб: Талисман, 1994. – 432 с.

Бажин В.В., Голыкина Е.А., Эткинд А.М. и др. Тест-опросник уровня субъективного контроля // Детский психолог, №5, 1993.

Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск, 1996. – 142 с.

Виилма Л. Тепло надежды. – Екатеринбург: У-Фактория, 1999. – 368 с.

Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992. – Т.2. – 376 с.

Возрастные особенности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной.– М., 1989.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб: Питер, 2001. – 400 с.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов.– М., 1982.

Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре кон-фликта. – СПб., 1999. – 187 с.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ИЦ «ВЛАДОС», 2000. – 176 с.

Ковалев С.В. Основы НЛП или введение в человеческое совершенство. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

Кон И.С. психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

Корчагина И. Парадоксы души русской женщины. – М.: ИП РАН, 1997. – 224 с.

Кэмерон-Бэдлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. – Воронеж: НПО «МОДЭК, 1993. – 256 с.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 532 с.

Немов Р.С. Психология в 3-х томах.– М.,1994 – 1995 г.г.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

Малышев К.Б. Психология управления. – М.:ПЕР’СЭ, 2000. – 144 с.

Мольц М.Я. – это Я, или Как стать счастливым. Пер. с англ. – СПб., 1992. – С.462.

Основы социально-психологической теории. – М.: Международная педа-гогическая академия, 1995. – 421 с.

Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина-женщина. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 400 с.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 376 с.

Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.: Изд-во «Институт практической пси-хологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 176 с.

Рейнуотер Д. Это в ваших силах.- М.: Прогресс, 1993. -240 с.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М.: Изд-во МГЗПИ, 1979. – 156 с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 736 с.

Теоретическая и прикладная социальная психология. – М.: Мысль, 1988.

38.Саржвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с окружающей сре-дой. – Тб., 1989.

Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления.– Киев, 1991.

Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений.– М., 1990.

Спиркин А.Т. Сознание и самосознание.– М.,1972.

Столин В.В. Самосознание личности.– М., 1983.

Урбанович А. А. Психология управления. – Мн.: Харвест, 2003. – 540 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 512 с.

Цветков Э. Великий менеджер или Мастер Влияния. – СПб.: Лань, 1997. – 112 с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медици-на, 1989. – 192 с.

Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте. – М.: Институт общегуманитар-ных исследований, 2001. – 176 с.

Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– М.: Педагогика, 1987.–240 с.

Психологические особенности подростка под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Педагогика, 1987-240 с.

Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.– М., 1988.

Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.– М., 1991.

Саржвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой. – Тб., 1989.

Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений.– М., 1990.

Спиркин А.Т. Сознание и самосознание.– М.,1972.

Столин В.В. Самосознание личности.– М., 1983.

Формирование личности в переходный период: от подросткового к юно-шескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.– М.,1987.

В. М. Целуйко Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей.- М.: 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь ценностных ориентаций и стили поведения в конфликте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 95
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика