Методические указания
«Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов»
- 140 страниц
Часть первая
Проблемы психолого-педагогической реабилитации подростков
Особенности ораторского искусства педагога-психолога
Реабилитация больного подростка
Методы психотерапии
Воля
Развитие волевых качеств у подростков с особенностями развития
Часть вторая
О тренинге волевой активности подростков
Ролевая игра
Психотренинг и воображение
Проблемный метод
Программа по самовоспитанию (для подростков)
Обучающая программа «этический кодекс»
Приложение 1
Приложение 2
Список литературы
От волевых качеств личности зависит многое: и как человек будет решать проблемные ситуации, в которых он окажется; и как будет разрешать противоречия, с которыми он столкнется. Значимо здесь разрешение противоречий между уровнем притязаний личности и ее реальными субъективными и объективными возможностями. Для воспитания воли подростка непосильные для него задачи ему не предъявляются, иначе это приведет подростка к недоверию, униженности и фрустрации. От воспитания воли зависит процесс социальной адаптации подростка в условиях противоречивых воздействий окружающей среды. К вопросу адаптации подростка относится степень его самостоятельности и независимости, проявление отчуждения и приобщения к социальной среде. У человека, который воспитывается преимущественно под влиянием внушения, утрачивается способность к творческой деятельности, в конечном счете у него может развиться патологическое состояние отсутствия воли. При социальной адаптации решающую роль играет личность с ее качествами, выражающимися в активном отношении к внешним воздействиям, и тут то подростка подстерегают внутренние затруднения и конфликты, что зачастую происходит для него не безболезненно. Дезадаптированный подросток отличается тем, что постоянно стремится преодолеть состояние неудовлетворенности и фрустрации; и мы, психологи и педагоги, можем ему помочь выразить свое стремление в положительном направлении. Методики, разработанные и апробированные, предназначены для работы с подростками.
Стойкий негативизм младшего подростка является признаком неадаптированности к окружающей социальной среде. Всю работу психолого-педагогической реабилитации дезадаптированного подростка необходимо выстраивать с учетом его стремления к самостоятельности, что безусловно важно для утверждения его собственной личности. Современные научные концепции подтверждают мнение о том, что путем систематического и правильного воспитания можно воздействовать на развитие ребенка (подростка). Психолого-педагогическая реабилитация одинаково необходима и тем подросткам, у которых наблюдаются незначительные на первый взгляд нарушения в поведении (лживость, трудность в общении и т. п.), и тем подросткам, которых принято называть социально неприспособленными, или «подростками-девиантами» (беспризорники; длительное отсутствие дома; бегство; полное пренебрежение к школьным обязанностям; ранние попытки к совершению кражи; агрессивное поведение и т. п.).
Безусловно, компенсаторные и адаптационные возможности организма, резервные силы психики человека делают свое дело, но для стойкой реабилитации к механизму компенсации и механизму приспособления желательно присовокуплять реабилитационные методики, организовывать перевоспитание. Намой взгляд, существенную роль в восстановительном процессе играет воспитание воли, ее тренировка. Тем самым мы предохраняем ребенка от наступления декомпенсации. Естественно, в реабилитационной работе неприемлемы навязчивая помощь и принуждение.
Роль личности воспитателя в психолого-педагогической реабилитации весьма значима. Воспитатель и воспитанник взаимно дополняют друг друга. Воспитатель стимулирует себя самовоспитанием, поддерживая на высоком уровне свои знания, умения и навыки, поведение. Тем самым он способствует самосовершенствованию своих воспитанников, так как становится для них авторитетом (что в подростковом возрасте особенно важно). К.Д. Ушинский утверждает, что только личность может формировать личность. Известно также, что воспитатель воздействует на своих воспитанников не только своими высказываниями, но и внешним видом, поведением.
1. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,
1991.
2. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1980.
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Ильенков Э.В. Что же такое личность? Под ред. Р.И. Косолапова. М.,
1979.
5. Леонтьев А.Н. Мотивы, потребности и эмоции. М., 1979.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2000.
7. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. М., 1989.
8. Менегетти А. Психология жизни. СПб., 1992.
9. Менегетти А. Путь мудреца или искусство жизни. Пермь, 2000.
10. Селиванов В.И. Воля. Рязань, 1989.
11. Ухтомский АА. Избранные труды. Л., 1978.
12. Франкл В. В поисках чудесного. СПб., 1992.
13. Фромм Э. Иметь или быть? М., 2000.
14. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
15. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. М., 2004.
16. Крыжановская Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.
Жанр: Детская психология
Тема: | «Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Методические указания | |
Страниц: | 140 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся
Реферат:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью
Курсовая работа:
Половые различия в асоциальном поведении подростков
Дипломная работа:
Особенности социального взаимодействия девиантных подростков
Дипломная работа:
Хореографические занятия как средство развития эмоционально- чувственного восприятия детей младшего школьного возраста