Курсовая работа
«Агрессивное поведение в конфликте»
- 39 страниц
Введение … 3
ГЛАВА 1. Конфликт
1.1. Теория конфликта ….… 6
1.2. Конфликтное поведение подростков … 13
ГЛАВА 2. Агрессивное поведение
2.1. Теория агрессии …. 19
2.2. Подростковая агрессия …. 24
ГЛАВА 3. Диагностика агрессивного поведения
3.1. Диагностика студентов с использованием опросника Басса-Дарки ….…. 27
3.2. Анализ результатов исследования и рекомендации …. 31
Заключение … 35
Использованная литература …. 38
Актуальность: Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Агрессивное поведение в конфликте – это крайне отрицательное поведение, которая в последствии может за собой повлечь печальный исход. Особенно важное значение от выбора такого поведения при конфликте имеет ситуации, возникающие в школе. Конфликты в школе возникают периодически, при успешном завершении которых, можно получить такой воспитывающий эффект, которую невозможно добиться в стандартном образовательном процессе. В связи с этим, в современной педагогике даже создаются методы по использованию этих конфликтов в учебных и воспитательных целях. Дети должны правильно воспринимать конфликтные ситуации, понять их функции в повседневной жизни. Только тогда можно будет исключить агрессивное поведение при конфликтах.
Проблема агрессивности сегодня — едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. События, произошедшие в ХХ веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточно оснований. К сожалению, даже наша жизнь — яркое тому подтверждение. Размах международного терроризма, принимающего все более угрожающие масштабы, заставляет общество взывать к тем, кто может внести свой вклад в решение данной проблемы.
В настоящее время все больше и больше ученых, психологов, социологов поднимают вопрос о семье и семейных отношениях. Этот вопрос был и остается объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.
Проблема детской агрессивности как свойства личности, агрессивного поведения приобретает наибольшую актуальность в современном обществе. И связано это в том числе с изменениями социально-экономической обстановки, отражающейся на внутрисемейной ситуации. Известно, что дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими. Многочисленные исследования говорят о том, что агрессивность имеет как биологические, так и социально-психологические факторы.
Обращение к теме агрессии в человеке значимо в наше время и потому, что значительно снизился порог чувствительности к жестокости, а волна деструктивности, немотивированная агрессивность захлестнула сегодня все сферы нашей жизни.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования.
Цель работы: Изучение личностных качеств студентов связанных с агрессивным поведением при конфликтах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы проблемы агрессивности;
3.провести диагностическое исследование агрессивного поведения при конфликтах среди студентов 4 курса;
4. рассмотреть систему коррекции агрессивности для студентов 4 курса;
Объект исследования: студенты 4 курса ФБФ (факультет башкирской филологии) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Предмет исследования: степень агрессивности при конфликтах студентов 4 курса.
Гипотеза исследования: агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности, которую можно измерить и оценить.
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась методика диагностики агрессивного поведения Опросник Басса-Дарки; статистическая обработка (описательная статистика) проводилась при помощи программы MICROSOFT EXCEL.
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ
1.1. Теория конфликта
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии. Конфликт это столкновение потребностей как внутри личности, так и вне её. Конфликт вне личности в психологии обычно подразделяется на межличностный, личностно-социальный и социальный (межгрупповой). Вероятно, в каждом конфликте есть некое общее начало, которое делает их поразительно похожими друг на друга.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:
• конфликт ускоряет процесс самосознания;
• под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
• способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
• приводит к объединению единомышленников;
• способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
• способствует расстановке приоритетов;
• играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
• благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
• приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
• благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:
• конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
• он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
• препятствует быстрому осуществлению перемен;
• приводит к потере поддержки;
• ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
• вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
• вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
• вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
• в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
• конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
• конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.
По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:
• «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
• «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
• «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
• «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
• «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
• «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
• развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
• способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: повышенная агрессивность является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессия — поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Оптимизировав опыт психологов и педагогов мы дали сущностную характеристику следующим понятиям: агрессия, конфликт – причины и факторы возникновения, сущность и проявление агрессивности и провели диагностическое исследование агрессивности студентов. Полученные результаты определили необходимость рассмотреть систему коррекции агрессивного поведения при конфликтах. Таким образом, мы выполнили все поставленные в работе задачи и достигли определенной цели. В заключении хочется отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, которую можно измерить и оценить. Мы измерили степень агрессивности каждого студента, определив их по трем шкалам: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень агрессивности. И на основе этих результатов выявили общую картину, которая показала, что степень выраженности агрессивного поведения среди студентов 4 курса ФБФ находится на среднем, допустимом уровне. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования доказали, что действительно агрессия в малой степени присутствует у всех опрошенных. Из этого следует, агрессия - не патологическое явление, а норма. При этом надо иметь в виду, что с возрастанием степени агрессивности, она будет считаться отклонением, требующим коррекционную меру.
Таким образом, агрессивное поведение в конфликте явление сложное. Существует множество факторов влияющее на его проявление в различных ситуациях.
Из выше перечисленных утверждений можно сделать вывод о том что, агрессивность нужно выявлять еще на ранних стадиях. Именно школьники наиболее часто вступают в конфликтные ситуации и из-за не умения правильно действовать, отсутствия опыта, они часто в качестве разрешения конфликта выбирают агрессивное поведение. Чтобы предотвратить данные случаи необходимо вовремя корректировать такое поведение подростков. Для этого необходимо выявить субъектов часто проявляющих агрессию. Простые методы наблюдения для решения данной проблемы не эффективны, так как в большинстве случаев у подростков наблюдается скрытая агрессия, что в последствии может привести к большим проблемам. Решением этой проблемы является использование различных тестов и опросников созданные для диагностики агрессивного поведения. При использовании этих тестов нужно учесть тот факт, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому если например опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д. Применение данного опросника, в соответствии с этими требованиями, в работе с учащимися школы и при работе с учителями будет достаточно конструктивным для последующей коррекционной работы. Данную теорию доказывает проведенный опрос Басса-Дарки среди студентов, которая дала подробную информацию по выявлению агрессивного поведения. Именно такую методику психологического исследования в дальнейшем можно будет использовать в школах.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
Жмуров Д.В. Словарь терминов агрессии
К.Лоренц. Агрессия
Схема. Типы агрессии по Бассу, 1976
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ ред. А.Ф. Кудряшов, Петрозаводск, Петроком, 1992г.
Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. М., АЗЪ, 1993г.
Психологические тесты/ ред.А. А. Карелина в 2 томах. / М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. Т.2
Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова/ М., Педагогика-Пресс, 1996г.
Р. Берон, Д. Ричардсон. Агрессия. / Спб, Питер. 2000г.
Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Вече-Аст, М., 2000г. Стр.21-22
Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998г.
Психологическая энциклопедия.2-е издание / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха / Спб., Питер, 2003 г.
Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3 — Социология.
Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179—182.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.
Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86—101.
Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84.
Тема: | «Агрессивное поведение в конфликте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 39 | |
Цена: | 950 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи в студенческом возрасте
Курсовая работа:
Характеристика агрессивности обучающихся в в промышленно-экономическом техникуме
Реферат:
Правила поведения в конфликтах
Дипломная работа:
Методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Дипломная работа:
Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков