Курсовая работа
«Игрушка, как средство психического развития ребенка младшего дошкольного возраста»
- 44 страниц
Введение ….….3
Глава I. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка….6
1.1. Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста…6
1.2. Виды и назначение игрушек. Критерии оценки….10
1.3. Игрушка, как средство психического развития ребенка младшего дошкольного возраста ….19
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности игровой деятельности у младшего дошкольника ….….31
2.1. Характеристика экспериментального изучения игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста ….…31
2.2. Рекомендации для педагогов и родителей по использованию «полезных игрушек»….….33
Заключение ….35
Список литературы…37
Приложения….….40
В настоящее время, существует колоссальное количество игрушек. Они окружают ребёнка с самого момента появления на свет. Покупая игрушку, взрослый зачастую не задумывается о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Игрушка, имеет большую роль в развития мимики и личности ребенка.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. С точки зрения Урунтаевой Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок.
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.
Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.
Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.
На данный момент, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей; чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка?
Цель: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: .
Предмет исследования: .
Гипотеза -
- При развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста педагогом правильно используются интеллектуальные игры (они должны быть направлены на повышение и развитие интеллектуальных способностей ребёнка);
- Ребенок проявляет личную активность в игре и в выборе игрушки;
- Педагог направляет свойства игрушки на развитие ребёнка.
- Игрушка влияет на игровую деятельность ребенка, от того какая игрушка зависит активность ребёнка в игре.
Задачи исследования:
- Рассмотреть психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста;
- Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки;
- Изучить влияние игрушки на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста;
- Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию «полезных игрушек».
Методологическая основа:
Общенаучная методология - исторический принцип, работы: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева;
Частнонаучная методология - изучению игровой деятельности детей посвящены работы: А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др.
Работы психологов и педагогов об особенностях детей дошкольного возраста: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие;
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, беседа, анализ документов, включенное наблюдение за самостоятельной игрой детей в естественных условиях.
Этапы исследования:
1. Теоретический
2. Опытно-экспериментальный
3. Описательно-итоговый
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы содержит 40 источников.
Современные игры и игрушки чаще являются антиигрушками, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.
Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т.д.
Игрушки оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Главное знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию, сорадости. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу является кукла. Она является другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Также игрушки влияют на полоролевое различие между мальчиками и девочками. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.
Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.
2. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005. - 98-108 с.
3. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
4. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.
5. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание № 3, 1995. - 8-15 с.
6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 256 с.
7. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 144 с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
теория, практика, рекомендации, шрифт 14, интервал 1,5, сноски в кв. скобках - защита 4 курс
Тема: | «Игрушка, как средство психического развития ребенка младшего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия художественно-творческого развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дипломная работа:
Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Курсовая работа:
Проведение русских народных подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста
Курсовая работа:
Влияние сказочных сценариев на формирование личностных качеств дошкольников