Дипломная работа
«Религиозный мистицизм в философии Г. Сковороды»
- 82 страниц
Содержание.
Введение…3 стр.
Глава 1. Западная религиозно-мистическая мысль и
мировоззрение Г.С. Сковороды.
1.1. Связи мировоззрения Г.С. Сковороды с
античной философией…7 стр.
1.2. Мировоззрение Г.С. Сковороды и западная
религиозно-мистическая мысль…16 стр.
Глава 2. Русская религиозно-мистическая мысль до
Сковороды.
2.1. Русская религиозно-мистическая мысль
до 18 века…23 стр.
2.2. Г. Сковорода и русские мыслители 18 века,
особенности эпохи…28 стр.
Глава 3. Богословие, метафизика и этика Сковороды
3.1. Богословие Сковороды….….32 стр.
3.2. Метафизика Сковороды….….39 стр.
3.3. Религиозно-мистический этос Сковороды….43 стр.
Глава 4. Значение творчества Григория Сковороды для развития последующей русской мысли.
4.1. Творчество Григория Сковороды и развитие
русской мысли в 19 веке…52 стр.
4.2. Творчество Григория Сковороды и
русская философия Серебряного века….66 стр.
4.3. Педагогические идеи Г. Сковороды…72 стр.
Заключение…74 стр.
Список используемой литературы….76 стр.
Введение
Философия Григория Сковороды была своеобразным явлением в российской философии восемнадцатого века. Прот. Георгий Флоровский в своей работе «Пути русского богословия» сравнивал философию Григория Сковороды с масонским течением в философской мысли в России, в конце восемнадцатого века. Здесь сравнение идёт по принципу внецерковности, философствования вне церкви и мистицизма. Действительно, Григорий Сковорода был религиозным внецерковным философом. И не просто религиозным внецерковным философом, а религиозным философом-мистиком. Эпитафия на его могиле гласит: «Мир ловил меня, но не поймал!».
Его философию можно смело отнести к религиозному мистическому мировоззрению. В ней довольно большая доля пантеизма и Григорий Сковорода разрушает основные идеи догматического христианства: идею начала и конечности мира, идею творения и трансцендентности Бога миру, человеку. Поэтому официальная церковь и воспринимает его учение как еретическое. Но «еретизм», «вольнодумный» пересмотр основ догматики христианства очень характерен для русского мистицизма. А стремление к мистическому пониманию Бога, Библии, к мистической экзистенциальной практике, на Руси всегда присутствовало больше, чем на Западе.
Во многом на развитие русской религиозной философской мысли повлиял русский религиозный мистицизм, а не официальное церковное богословие. А в русском религиозном мистицизме всегда присутствовала большая доля языческого пантеизма. Более подробно об этом речь пойдёт дальше, в самой работе.
По своим истокам, Григорий Сковорода был православным христианином. Он принимал Библию, но, приняв её полностью, он аллегорически истолковал её по-своему. Сковорода пытался найти в Библии высший аллегорический смысл и, найдя его, он получил свою Библию – библию Сковороды. Многие богословы тоже толковали Библию аллегорически. Но в том-то и дело, что они только толковали, а Сковорода вывел свою «сковородинскую» библию н из Откровения; и из своего философского разума.
Это свойство характерно многим религиозным философам, которые, опираясь в поисках своего разума на священное учение, могут выходить за его пределы, а часто, в результате, в корне изменять его. Ведь богослов и теолог, основываясь на священном учении, спускаются к земному бытию, объясняя его при помощи священного учения. А религиозный философ, основываясь на конечном бытии, земном, пытается объяснить при помощи философствующего разума священное учение, божественную беспредельную сущность.
Религиозная философия всегда была философией мудрости. Необходимо отметить, что Григорий Сковорода был представителем того направления философии, которое соответствует своему этимологическому значению – влечение к мудрости. Русский философ конца-начала 19-20 вв. В.И. Несмелов, в своей работе «Наука о человеке», отмечает, что философия ещё в эпоху античности разделилась на две ветви: «философию человека» и «философию знания».
Основателем первой был Сократ. Целью этой философии действительно является влечение к мудрости. Сократ потому и говорит, что он знает, что ничего не знает; потому что мудрость доступна только мудрецам, а философ только стремится к ней. Невежда же считает своё мнение мудростью. Суть философии, как влечения к мудрости, заключается в том, что в ней недостаточно одного дискурса. Ей необходима ещё экзистенциальная практика, которая всегда несёт в себе элемент мистицизма, так как достижение мудрости требует выхода за пределы самого себя, как данного, трансцендентального перехода, мистического преображения человека. Достижение мудрости требует не рационального знания, а интуитивного восприятия бытия. Дискурс в такой философии не самодостаточен, он необходим как обоснование экзистенциальной практики. Он даже является не главным, а вторичным по отношению к мистической практике.
В философии знания, основателем которой стал Аристотель, мудрость тождественна знанию о бытии. Философия знания обращается к миру, а не человеку, пытается выявить сущность мира. Человек в такой философии исследуется вторично. Поэтому здесь философия становится «матерью всех наук», а затем их методологией, по мере выделения наук из философии. Ядро философии знания – это онтология и гносеология.
В философии мудрости всегда главным вопросом является человек, достижение человеком высшего блага. Григорий Сковорода был ярким представителем философии мудрости и философии человека. Онтологический дискурс является для него вторичным. На первом месте для него стоит этика, достижение человеком счастья. Счастье он считал высшим благом, к которому должен стремиться человек. А счастья человек может достичь только через философию. Счастье человека для Григория Сковороды состоит в открытии в себе божественной природы. А философию Сковорода понимает как проникновение в глубины самого себя, самопознание. «Познай себя и ты откроешь в себе бжественное» - так понимал философию Григорий Сковорода. И не только понимал, а всем образом своей жизни воплощал её в себе. Двадцать восемь лет странничества и глубокий внутренний поиск о чём-то говорят.
В богословских трудах можно часто встретить богословско-катехезаторское направление мысли. Цель таких богословских работ – религиозно-этическая. Но они не выходят за пределы Библии. И сутью их является призыв к покаянию, признанию своего бессилия перед Богом, молитве о божьей милости. Но у Григория Сковороды Бог пронизывает собой всё, весь вещественный мир. Он вечно и безначально творит вторую природу. А самое главное, Бог – внутри человека, его нужно только открыть в себе. При таком подходе, устремление к Богу заключается в устремлении в свои собственные внутренние глубины, и молитва не требует церкви. Открыть в себе божественное можно не выходя за пределы дома, собственного сада.
« Имея разожженные мысли и чувства души моей благоговением и благодарностью к Богу, встав рано, пошёл я в сад прогуляться. Первое ощущение, которое осязал я сердцем моим, была некая развязность, свобода, бодрость, надежда с исполнением. Введя в сие расположение духа всю волю и все желания мои, почувствовал я внутри себя чрезвычайное движение, которое преисполняло меня силы непонятной. Мгновенно излияние некое сладчайшее наполнило душу мою, от которого всё внутреннее мое возгорелось огнем, и казалось, что в жилах моих пламенное течение кругообращалось. Я начал не ходить, но бегать, как бы носим некиим восхищением, не чувствуя в себе ни рук, ни ног, но будто бы весь я состоял из огненного состава, носимого в пространстве кругобытия. Весь мир исчез предо мной; одно чувствие любви, благонадёжности, спокойствия, вечности оживляло существование моё. Слёзы полились из очей моих ручьями и разлили некую умилённую гармонию во весь состав мой. Я проник в себя, ощутил как сыновнее любви уверение и с того часа посвятил себя на сыновнее повиновение духу Божиему».1
Здесь, по сути, Григорий Сковорода описывает православное «обожение», но оно у него мистично, внецерковно. Идея «обожения» в православии всегда рождала различные виды внецерковного сектантства, отшельничества, религиозного народного проповедничества. Здесь Григорий Сковорода является продолжателем традиций исихазма, нестяжателей, да и всех русских религиозных мистиков-сектантов, которые по отношению к церкви выступали как сектанты, вольнодумцы, ищущие своего пути к Богу.
Тема данной дипломной работы: «Религиозно-мистическое мировоззрение Г.С. Сковороды в истории русской философии». Автор ставит перед собой цель, в данной работе, не просто исследовать философию Григория Сковороды и определить её как религиозное мистическое мировоззрение, а проследить традицию русского религиозного мистического мировоззрения до Григория Сковороды. Найти общие истоки в философии Григория Сковороды и предшествующим ему религиозным мистицизмом; а также показать влияние философии Григория Сковороды на последующее развитие русской философии. В этом актуальность данной дипломной работы. Это основные задачи данной дипломной работы.
Объектом исследования является русская религиозная философия, а предметом релегизно-мистическое мировоззрение Г.Сковороды. Метод исследования – историко-философский анализ.
Считается, что в мировоззрении Григория Сковороды не было никакой системы. Но на самом деле это не так. Как раз, среди движения русских религиозных мистиков, Григорий Сковорода первый создал мировоззренческую систему и можно говорить о метафизике Сковороды, хотя как уже отмечалось, этика была для него на главном месте. Конечно, его метафизические мысли разбросаны среди его трактатов, диалогов и притч, но при внимательном исследовании его сочинений прослеживаются целостные метафизические взгляды. Он обосновывает свою этику своей метафизикой, и если прослеживать традицию мысли от «нестяжателей» до славянофилов, то философия Григория Сковороды стала переломным моментом, когда наряду с этическим учением появляется и метафизика.
Речь идёт, в первую очередь о русской религиозно-мистической философии. Конечно, Григорий Сковорода пришёл к своей метафизике через своё толкование Библии. Но ведь сказано в Евангелии: «Царствие небесное внутри вас!» И многие его метафизические идеи, согласуются с этим изречением Христа.
На толкование Библии Сковородой, на взгляд автора, повлияло его знакомство с историей философии. Так, например, языческого философа Эпикура за его самопознание он называет Христом. То есть Сковорода считал самопознание и богопознание доступным для всех людей без исключения, а не только христиан. А по его взглядам, христианство, само по себе, как внешняя религия, не приводит к спасению, если она не сопровождается самопознанием.
Любая форма религиозного мистицизма говорит о том же самом. Поэтому автор построит свою работу по следующему плану. В первой главе будет проведено исследование основ и истории русского религиозного мистицизма, влияние языческой эпохи и византийского мистицизма на русский религиозный мистицизм.
Во второй главе автор рассмотрит метафизику Григория Сковороды и попытается выделить в ней онтологическую систему. Причём система эта уникальна тем, что в ней человек ставится как центральное связующее ядро бытия. Здесь, философия Григория Сковороды близка в своих основах мистическому пантеизму ( Н. Кузанский, Б. Паскаль). Эту антропологическую смелость Григория Сковороды отмечал ещё В.Эрн в своей статье «Г.С. Сковорода и последующая русская мысль.»
В третьей главе автор рассмотрит религиозный этос Сковороды. Этос Сковороды не носил императивного характера, наоборот, - Сковорода говорил, что жить по заповедям божьим не только не трудно, а даже естественно. А нарушение заповедей ведёт к страданию.
Автор использует для своего исследования такие работы Григория Сковороды, как: Наркис, Асхань, Алфавит мира, Разговор-кольцо, Израильский змий, О христианском благонравии, Потоп Змиин. А также статьи о Г.С. Сковороде В. Эрна, Н. Стеллецкого, Д.И. Багалия, М.И. Ковалинского, Я.Д. Верховца, исследования по русской философии, лекции, статьи А.Ф. Замалеева.
В заключении, в четвёртой главе автор отметит влияние философии Григория Сковороды на развитие русской философии в девятнадцатом веке, прежде всего о влиянии его философии на идеи славянофилов и русской философии Серебрянного века. Ведь русская религиозная философская мысль всегда была характерна своим антропологизмом; но если до Григория Сковороды она ограничивалась этическим учением, то, начиная с Григория Сковороды, она становится философией в собственном смысле этого слова.
И русская религиозно-мистическая философия будет преемственно продолжаться в исканиях славянофилов, у Достоевского, Толстого, Гоголя, в русской философии Серебряного века. Даже в советское время традиция русской религиозно-мистической философии не погибла. Она будет продолжаться даже в Гулаге. В Гулаге продолжал творить русский религиозно-мистический философ П.А. Флоренский. Как считают историки философии, его последняя работа: «Предполагаемое государственное устройство в будущем.», - была написана им в Гулаге в 1933 году. В атмосфере гулаговского бесправия вызрел мистико-историософский трактат Д.Л. Андреева «Роза мира».
Заключение
Подводя итоги исследования, необходимо выделить следующее. Г.С, Сковорода прекрасно был знаком с западной философией. В своих построениях он следовал религиозно-мистической линии мистического пантеизма. В целом, его можно назвать неоплатоником по мировоззрению.
Но в неоплатоническую мысль он внёс личностное начало, персоналистическое начало. В его «неоплатонизме» много антропологизма, которым в дальнейшем характеризовалась русская религиозная философия.
Для него Бог является не «эманирующим» началом всего, а всё в себе содержащей, «действующей» пружиной. Здесь прослеживаются связи с оказионализмом Мальбранша, которые отмечал В. Зеньковский.
Нельзя называть Сковороду внецерковным мыслителем. Он был церковным мыслителем, но вольно, по философски, исследующим догмы христианства. Многие последующие русские религиозные мыслители (философы), вольно исследовали Библию. Это можно сказать про всех русских религиозных философов конца 19 века, начала 20 века.
От древнерусской мысли, он взял идею преодоления в нравственности морали. Но в отличии от Эпикура и Сократа, знание блага можно достичь только мистическим путём, через самопознание. Но у Сковороды, это познание несёт в себе некоторые сверхрациональные черты.
Он не только развивал мистический этос, но и всей своей жизнью проповедовал его среди окружающих его людей. Произведения его долго не печатались, но благодаря своей активной деятельности морального проповедника, его знали не только в Слободской Украине.
В. Эрн выделял четыре философских принципа, характеризующих религиозно-философскую мысль Сковороды: интериоризм, символизм, антропологизм, принцип целостности (органицизм). Все эти четыре принципа философии Сковороды дали интенцию всей дальнейшей русской религиозной философской мысли.
Можно говорить, на взгляд автора, что до 18 века не было русской философии. В 18 веке она возникает в двух вариантах, как рационалистическая, берущая истоки в западном рационализме; и как русская религиозная философия. Родоначальником второй можно считать Г.С. Сковороду. Взяв всё лучшее в религиозно-мистической мысли Запада, он добавил антропологизм, персонализм, религиозное русское понимание добра и нравственности.
Можно провести такое сравнение: если Сократ был родоначальником античной философии, в её этимологическом понимании, то Г.С. Сковорода, -первый настоящий русский философ; не человек философствующий в свободное время от основных занятий, а человек, для которого философия стала всей его жизнью.
«Сковорода стоит у самого порога русской мысли. Он первый и творчески начинает то, что потом гениально растёт и множится. Блеск и величие последующего ни мало не должно заслонять его скромную, но героическую фигуру и отнимать у него хоть частицу славы и признания, которые ему подобают. Сковорода имеет специфическую прелесть примитива, чары соединения гениальности с наивной и целомудренной скованностью культурных форм, и эта прелесть, как неповторимая, навсегда останется за ним».95
Список используемой литературы:
I. Список работ Г. С. Сковороды:
1. Сковорода Г.С. Соч. в 2т. – М.: Евролинц, 2001.
2. Сковорода Г.С. Сочинения. – Минск.: Современный литератор, 1999.
3. Григорий Сковорода. Жизнеописание. Сочинения//М.И. Ковалинский. Жизнь Сковороды, написанная в 1794 году в древнем вкусе//Я.Д. Верховец. Г.С. Сковорода – украинский философ-проповедник//Н. Стеллецкий. Странствующий украинский философ Г.С. Сковорода//В. Эрн. Сковорода и последующая русская мысль//Д.И. Багалий. Украинский странствующий философ Г.С. Сковорода// Г.С. Сковорода. Басни Харьковские//Г.С. Сковорода. Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира. – М.: Евролинц, 2002.
II. Список используемых философский энциклопедий и словарей, учебных пособий:
1. Русская философия. Словарь/под ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995.
2. Философский энциклопедический словарь/под ред. Ильичёва Л.Ф. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
3. Новая философская энциклопедия. – М.: ИФ РАН, 2000.
4. Басов Р.А. История древнегреческой философии. – М.: Летопись 21 век, 2004.
5. Зеньковский В.В. История русской философии. – Ростов н/Д, 2004.
6. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. – М.: Энигма, 1997.
7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 2003.
8. Сербиенко. История русской философии. – М.: РОУ, 1994
III. Список работ других авторов:
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. – М.: Высшая школа, 1979
2. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Просвещение, 1989.
3. Бердяев Н.А. Моё философское мировоззрение//Н.А. Бердяев. Антология. – Спб, Летний сад, 1998.
4. Булгаков «Свет Невечерний». – М.: Фолио, 2002.
5. Вольтер. Философские повести. – М.: Амфора, 1999.
6. Гараева Г.Ф. «Софийный идеализм как историко-философский феномен» М.: «Диалог-МГУ», 2000.
7. Гегель Г.Ф.Г. Сочинения в 12 тт. Просвещение, 1959.
8. Гоголь Н.В. Полное собр. сочинений в 8тт. т.8. – Правда, 1976.
9. Диоген Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов. – М.: Прогресс, 1979.
10. Достоевский Ф.М. Письмо к Н.Д. Фонфизину. Собр. соч. в 15 т. т.15. Спб.: Летний сад, 1996.
11. Илларион. Слово о законе и благодати. – М.: Искусство, 1994.
12. Замалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. – Спб.: Санкт-Петербургский ун-тет, 1996.
13. Казаков Д.Н. Этос религиозного опыта. Этика мистического символизма Г.С. Сковороды. – М.: ИФ РАН, 1998.
14. Карпов В.Н. Философия рациональности новейшего времени. Христианские чтения. Спб.: Летний сад, 1999.
15. Карсавин Л.П. О сущности православия. – М.: Исскуство, 1993.
16. Кириевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. – М.: Высшая школа, 1979.
17. Кириевский И.В. Критика и эстетика. – Спб.: Летний сад, 2001.
18. Кривошеин В. Аскетическое богословие и учение Г. Паламы. – Спб.: Эго, 1997.
19. Кузанский Н. Соч. в 2т. – Знание, 1979.
20. Ломоносов. Избранные философские произв. МГУ, 1955.
21. Лощиц Ю. Сковорода. – М.: Молодая гвардия, 1972.
22. Несмелов В.И. Наука о человеке. Спб.: Центр изучения наследия св. Павла Флоренского, 2001.
23. Сочинения преп. Максима Грека. – М.: ББИ, 2003.
24. Нил Сорский. Предание и устав. – М.: Амфора, 1999.
25. Нил Сорский. Предание о жительстве скитском. – М.: Амфора, 1997.
26. Ориген. О началах. – Спб.: Амфора, 2000.
27. Отечественная философия: русская, российская, всемирная. (Материалы 5 Российского импозиума историков русской философии.) Новгород.: «Гуманитарный центр», 1998 г.
28. О языческой традиции в духовной культуре Киевской Руси//История традиции философской культуры народов современности. Сб. научных трудов. – Киев.: Ун-тет, 1984 г.
29. Паскаль Б. Мысли. – М.: Амфора, 2003.
30. Плеханов. Основные вопросы марксизма//Избр. философ. произведения в 5 т. М.: Правда, 1956.
31. Платон. Соч. в 3 томах. – М.: Просвещение, 1970 г.
32. Плотин. Избранные трактаты. – Минск. АСТ, 2000.
33. «Русская философия: «Многообразие в единстве», (Материалы 7 Российского симпозиума историков русской философии. 14-17 ноября 2001 г.) М.: «Эко-Пресс», 2001 г.
34. Самарин. Соч. в 2т. – М.: Правда, 1964.
35. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - Искусство. 1977.
36. Соловьёв В.С. Россия и вселенская церковь. – М. – Просвещение, 1989.
37. Соловьёв В.С. Кризис западной философии. – М.: Просвещение, 1989.
38. Соколов В.Н. Психологические воззрения древней Руси. – М.: Высшая школа. – 1957 г.
39. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Амфора, 2000.
40. Франк С.Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997.
41. Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. 1990 г. №6.
42. Хомяков А.С. Семириада: Исследования истины исторических идей. Соч. в 2 т. – М.: Высшая школа, 1994
43. Эрн В.Ф. Борьба за логос. – М.: Исскуство, 1991
44. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. – Пг.: 1922 г. (репринтное издание) Вильнюс, 1991 г.
45. Чичерин Б.Н. «Наука и религия» М.: «Республика», 1999 г.
Тема: | «Религиозный мистицизм в философии Г. Сковороды» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Философия права Гегеля
Курсовая работа:
Религиозные организации как субъекты гражданского права
Реферат:
Философия права Гегеля
Реферат:
Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
Реферат:
Представления марксизма об идеализме и материализме (Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»)