Дипломная работа

«Взаимосвязь самоценки и уровней притязания в старшем юношеском возрасте»

  • 74 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Теоретические аспекты самооценки, уровня притязаний в старшем юношеском возрасте….

7

1.1. Возрастные особенности формирования Я-образа в старшем юношеском возрасте….

7

1.2. Личностное самоопределение в старшем юношеском возрасте…. 13

1.3. Самооценка как составляющий компонент Я-концепции…. 23

1.4. Уровень притязаний: понятие, сущность, концепции…. 29

Выводы… 36

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между уровнями самооценки и притязаний в старшем юношеском возрасте….

38

2.1. Описание методик…. 38

2.2. Анализ и интерпретация данных…. 43

Выводы… 66

Заключение…. 69

Список использованных источников и литературы…. 72

Приложения… 74

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самосознание самого себя как личности – это Я-образ. Я-образ состоит из трёх компонентов: физического, психологического и социального.

Самооценка интегрирует все три основных компонентов образа. Соответственно, самооценка человека как составляющая Я-образа, личности формируется и развивается в течение всей жизни по мере накопления им социального опыта и дальнейшего личностного развития и самоопределения.

Процесс формирования адекватной самооценки в юношеском возрасте является достаточно трудным и противоречивым. Его трудность заключается, в первую очередь, в том, что процесс самопознания человека, в котором формируется его самооценка, сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе. Тем более эта задача усложняется, когда человек как личность проходит период своего становления в старшем юношеском возрасте: в вузе, армии, среднем специальном учебном заведении и т.д.

Вследствие незаконченности процесса становления личности, старший юношеский возраст часто характеризуется негативностью самооценки и уровня притязания, сохранением юношеского негативизма, неудовлетворенностью собой.

Следующей причиной противоречивости и сложности является то, что юноша или девушка после окончания школы, в связи с новыми меняющимися внешними условиями, сталкиваются с широким спектром новых социальных требований, которые в той или иной степени влияют на его самопознание, а, следовательно, и на его самооценку и уровень притязаний.

В этот период происходит смена социальных ролей. Всё это приводит к глубокому переосмыслению «Я-концепции» молодых людей. Следующей особенностью является то, что старший юношеский возраст характеризуется развитием рефлексии, то есть способности и умения юношей и девушек видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. Пытаясь решить, что истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что нет, молодые люди ищут аргументы, подтверждающие или опровергающие тот или иной поступок, ту или иную мысль. Внутренний диалог с самим собой или с кем-то еще дает молодым людям возможность встать в позицию исследователя по отношению к самому себе.

Одной из основных особенностей формирования самооценки в старшем юношеском возрасте является стремление к самостоятельности, то есть желание руководствоваться собственными возможностями в управлении и регулировании своей жизнедеятельности, приобретает особо зримые черты.

Необходимо учитывать, что самооценка – это основа саморегуляции личности. Она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, самому себя. Самооценка – это субъективная составляющая личности, но она детерминирует социальное поведение человека во внешнем мире.

Уровень притязаний личности, напрямую связан с самооценкой, с проективной составляющей Я-концепции. В зависимости от самооценки формируется и уровень притязаний, то есть степень трудности целей, к которым стремится молодой человек и которые он готов преодолеть.

Актуальность исследования обуславливается тем, что в старшем юношеском возрасте происходит становление Я-концепции, личностное самоопределение и, соответственно, изучение взаимосвязи параметров самооценки и уровня притязаний является перспективным для исследования и понимания возрастных особенностей становления личности в старшем юношеском возрасте.

Объект исследования – самооценка и уровень притязаний как составляющие Я-образа.

Предмет исследования – уровни самооценки и притязаний в старшем юношеском возрасте.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует явно выраженная взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний в старшем юношеском возрасте.

Цель исследования связана с выявлением взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем притязаний у лиц старшего юношеского возраста.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

• проанализировать теоретические положения в психологии развития, связанные с самооценкой и уровнем притязаний, как составляющих Я-концепции;

• провести эмпирическое исследование в выборке лиц старшего юношеского возраста, с целью определения уровня самооценки;

• оценить уровень притязаний в группе испытуемых;

• оценить корреляционную взаимосвязь между исследуемыми параметрами через коэффициент линейной ранговой корреляции Спирмена.

Теоретико-методологической базой исследования являются работы по вопросам развития личности в юношеском возрасте таких авторов, как: И.С. Кон, И.В. Дубровиной, Э. Эриксона, Ф.Р. Филиппова, а также исследования по вопросам самосознания, самооценки, уровня притязаний: Р. Бернса, К.А. Альбухановой-Славской, В.Ф. Сафина, Г.П. Никова, А. В. Либина, К. Левина и др.

В теоретическом исследовании используются следующие методы: аналитический, дескриптивный, формально-логический.

Для проведения эмпирического исследования предлагается использовать следующие методики:

• тест «Самооценка» Столяренко В.Д для определения уровня самооценки;

• опросник для измерения мотивации достижения – А. Мехрабиана;

• тест «Уровень притязаний» по методике К. Шварцландера.

Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности результатов исследования для коррекционной психологической работы с уровнем самооценки и притязаний у лиц старшего юношеского возраста с целью формирования адекватной мотивационной направленности.

Согласно системной логике и поставленным задачам работа состоит из введения, теоретической, эмпирической главы, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение

Актуальность исследования обуславливается тем, что в старшем юношеском возрасте происходит становление Я-концепции, личностное самоопределение и, соответственно, изучение взаимосвязи параметров самооценки и уровня притязаний является перспективным для исследования и понимания возрастных особенностей становления личности в старшем юношеском возрасте.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует явно выраженная взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний в старшем юношеском возрасте.

Цель исследования связана с выявлением взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем притязаний у лиц старшего юношеского возраста.

Предмет исследования – уровни самооценки и притязаний в старшем юношеском возрасте.

Для достижения цели исследования, мы ставили следующие задачи: проанализировать теоретические положения в психологии развития, связанные с самооценкой и уровнем притязаний, как составляющих Я-концепции; провести эмпирическое исследование в выборке лиц старшего юношеского возраста, с целью определения уровня самооценки; оценить уровень притязаний в группе испытуемых; оценить корреляционную взаимосвязь между исследуемыми параметрами через коэффициент линейной ранговой корреляции Спирмена.

Эмпирическая выборка для исследований – мини-футбольный клуб «Спартак-Щёлково». В группу были отобраны лица старшего юношеского возраста – 17-19 лет. Количество испытуемых 48 человек. Из них 16 девушек и 32 юноши.

Для эмпирической проверки гипотезы использованы следующие методики:

• тест «Самооценка» Столяренко В.Д для определения уровня самооценки;

• опросник для измерения мотивации достижения – А. Мехрабиана;

• тест «Уровень притязаний» по методике К. Шварцландера.

По всем методикам исследования, мы получили следующие результаты.

1. Результаты анализа уровня самооценки. Очень высокий уровень самооценки является доминирующим. Большую долю занимают группы со средним и выше среднего уровнями. В целом, достаточно высокий уровень самооценки в выборке связан с тем, что выборка состоит из спортсменов, характеризующихся, как правило, высоким уровнем самооценки.

2. Результаты анализа исследования уровня мотивации достижений. Выборка разделилась на группы: отсутствие доминирования мотивации группе с высоким уровнем самооценки присутствует, как стремление к успеху, так и стремление избегать неудач примерно в равных пропорциях.

На средних уровнях самооценки доминирует стремление к успеху.

При низком уровне самооценки, нами также выявлено доминирование мотивации – стремление к успеху. Очевидно, что лица с низким уровнем самооценки преимущественно стремятся к успеху для компенсации низкого уровня самооценки.

Стремление к успеху присутствует на всех уровнях самооценки, но более выражено на средних и низких уровнях самооценки. Стремление избегать неудач отсутствует на среднем уровне самооценки и доминирует на высоком уровне. Отсутствие доминирования более выражено на средних уровнях самооценки.

3. Результаты анализа исследования на уровень притязаний. В выборке выявлено с высоким уровнем притязаний – 21%, с умеренным 41,6%, 16,6% - с низким и 20,8% - с нереалистично низким.

В целом в выборке преобладают высокие уровни притязаний.

На высоком уровне самооценки присутствуют все уровни притязаний без явного доминирования. На среднем уровне самооценки доминирует средний уровень самооценки и отсутствует очень низкий. На низком уровне самооценки присутствуют все уровни притязаний и доминирует умеренный уровень притязаний.

4. Результаты корреляционного анализа. В целом по выборке, мы получили слабую обратную взаимосвязь, что свидетельствует о том, что с ростом самооценки в некоторой степени понижается уровень притязаний.

Умеренная прямая корреляционная взаимосвязь наблюдается при высоком и низким уровнем самооценки, что свидетельствует о росте уровня притязаний вместе с уровнем самооценки. На средних уровнях самооценки взаимосвязь слабая.

Таким образом, мы доказали частично гипотезу о взаимосвязи уровня самооценки и притязаний для низких и высоких уровней самооценки, то есть, частично.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989.

2. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности//Иностранная психология. 1993. т. 1 № 2.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М. – Наука., 1977.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., Смысл. 1996.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., Смысл. 1995. – С.31.

6. Божович Л.И. Личность и её формирование в юношеском возрасте. – М., Просвещение. 1983.

7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1979. № 4. С.23-24.

8. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. – М. Искусство. 1991.

9. Выготский Л.С.Психология развития человека. – М., Смысл. 2006.

10. Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его системообразующая функция//Системные исследования индивидуальности. Пермь. 1991.

11. Дж. Фрэнк Индивидуальные различия в определённых аспектах уровня притязаний. – СПб., Питер. 2003.

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., Питер. 2005.

13. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новее подходы и аспекты//Вопросы психологии. 1988. № 6.

14. Кон И.С. Открытие Я. – М., Прогресс. 1978.

15. Кон И.С. Психология ранней юности – М., 1989.

16. Кочетков В.В. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. – М., Наука. 1993.

17. Крягжде С.П. Профессиональное и социальное самоопределение в юношеском возрасте. – М., Прогресс. 1982.

18. Левин К, Дембо Т, Фестинджер Л Уровень притязаний. – М., Летний сад. 2006.

19. Либин А.В.Дифференциальная психология. – М. Смысл., 1999

20. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы/Автореф. дисс. Канд. психол. Наук. – М. 1987.

21. Мясищев В.И. Избранные психологические труды. – Воронеж., Институт практической психологии. 1995.

22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

23. Самсонов Н.В. Психология воли. – М., Летний сад. 2002.

24. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения//Психологический журнал. 1984. №4. С.65-74.

25. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

26. Степанский В.И.Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности//Вопросы психологии. 1981. № 6. – С. 59-74.

27. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. – Л., 1980.

28. Филлипов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодёжи//Молодёжь: интересы, стремления, идеалы. М., 1969.

29. Формирование личности в переходной период от подросткового к юношескому возрасту/Под. ред. И.В. Дубровиной – М., 1989.

30. Формирование личности в переходной период от подросткового к юношескому возрасту/Под. ред. И.В. Дубровиной М., 1983.

31. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., Педагогика. 1996.

33. Хоппе Ф. Удача и неудача. – СПб., Питер. 2006.

34. Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис/Под ред. Толстых А.В. – М. Смысл. 1999. – С. 147.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь самоценки и уровней притязания в старшем юношеском возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика