Дипломная работа
««методика преподавания темы арифметической и геометрической прогрессии в средней школе с позиции активизации познавательной деятельности учащихся»»
- 74 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ….6
1.1. Понятие активизации познавательной деятельности школьников.…6
1.2. Способы активизации познавательной деятельности школьников…12
1.3. Особенности активизации познавательной деятельности школьников в процессе преподавания математики….18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОГРЕССИИ» В МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА…25
2.1. Цели и задачи преподавания темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»…25
2.2. Логико-дидактический анализ учебно-методического материала по алгебре по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»…30
2.3. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности при изучении теоретического материала и решении задач….37
2.4. Результаты апробации разработанных методических рекомендаций.44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….55
ПРИЛОЖЕНИЯ….58
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования далее (ФГОС ООО) делает акцент на формировании у учащихся школы готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, а также на формировании у них активной учебно-познавательной деятельности.[24] В настоящее время в условиях перехода к инновационной экономике в условиях информационного общества задача формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию выходит на первый план, что обуславливается тем, что комплекс знаний в любой практической области кардинально меняется раз в 5-7 лет, поэтому каждый человек должен постоянно наращивать объем своей профессиональной компетентности без отрыва от трудовой деятельности. Осуществить это возможно только посредством непрерывного самообразования. Но человек должен иметь познавательный интерес и стремление к саморазвитию, которые необходимо сформировать и развить еще в рамках школы. Это обеспечит и успешность получение профессионального образования и продуктивную трудовую деятельность в будущем.
Развитие познавательного интереса и готовности к саморазвитию неотделимо от формирования активной учебно-познавательной деятельности, поэтому активизация познавательной деятельности школьников с акцентом на творческом, а не на воспроизводящем ее уровнях, является актуальной задачей для достижения целей, определенных в ФГОС ООО.[27] Активизация познавательной деятельности меняет структуру мотивов учебной деятельности, формируя и усиливая мотивы саморазвития и познавательный вместо доминирующих мотивов долженствования и поощрения и наказания в рамках воспроизводящей учебной деятельности. При активизации познавательной деятельности на основе творческого обучения повышается уровень креативного мышления школьников, что позволяет им применять полученные знания в нестандартных практических ситуациях
Активизация познавательной деятельности должна стать основой преподавания любого предмета, однако, преподавание математики в еще большой должно быть ориентированно на развитие креативного мышления, математической интуиции, что обуславливается особенностями математического мышления. Задача преподавания математики заключается не в том, чтобы учащийся заучил определения и типовые алгоритмы решения задач, а в том, чтобы сформировать минимальные элементы математической культуры, математического мышления. Математика изучает структуры бытия, отраженные на специальном математическом языке со своей семантикой, синтаксисом. Изучение этого языка и операций на нем вызывает трудности у многих учащихся, поэтому преподавание математики надо осуществлять на основе решения практических задач с использованием математического инструментария. ФГОС ООО отмечает, что у учащихся необходимо сформировать представление о математике, как универсальном языке культуры, позволяющим описывать и изучать реальные процессы и феномены. Сделать это можно только посредством активизации познавательной деятельности в рамках преподавания математики. Арифметическая и геометрическая прогрессии как математический инструмент широко применятся в различных областях практической деятельности, поэтому разработка методики преподавания данной темы с позиции активизации познавательной деятельности на основе продуктивного обучения является актуальной темой исследования. Таким образом, определенна тема выпускной квалификационной работы: «Методика преподавания темы арифметическая и геометрическая прогрессии в средней школе с позиции активизации познавательной деятельности учащихся».
Объектом исследования является процесс изучения алгебры учащимися 9 класса по теме арифметической и геометрической прогрессии.
Предметом исследования является методика преподавания арифметической и геометрической прогрессии с позиции активизации познавательной деятельности.
Целью исследования является разработка методики преподавания арифметической и геометрической прогрессии на основе активизации познавательно деятельности.
Гипотеза исследования – изучение темы арифметической и геометрической прогрессии на уроках алгебры на основе активизации познавательной деятельности позволяет повысить уровень знаний учащихся, сформировать и усилить познавательный мотив и мотив саморазвития, повысить уровень креативности мышления.
Цель, объект, предмет и гипотеза позволяют сформулировать следующие задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников;
2. Определить цель и задачи преподавания арифметической и геометрической прогрессии на основе активизации познавательной деятельности.
3. Провести логико-дидактический анализ учебно-методической литературы по теме арифметической и геометрической прогрессии, и на их основе разработать методику преподавания темы на основе активизации познавательной деятельности.
4. Оценить результаты апробации методики в рамках констатирующего и формирующего педагогических экспериментов.
Теоретические основы исследования:
нормативные документы в области основного общего образования: ФГОС ООО, приказы Минобрнауки и др.;
учебно-методическая литература (А.Г. Мордкович, П.В. Семенов, Ю.Н. Макарычев, Л.А. Александрова, Н.Я. Виленкин, Ш.А. Алимов);
труды в области теории активизации познавательной деятельности (С.Л. Рубинштен, С.Н. Уткина, Н.И. Чернецкая, Г.И. Щукина, А.Б. Канталиева и др.)
В рамках исследования были применены методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опытной проверки.
Опытная проверка разработанной методики осуществлялась при преподавании темы арифметической и геометрической прогрессии на уроках алгебры в 9 классах в МБОУ гимназия № 6 г. Ивантеевка и на кафедре математических дисциплин гимназии.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке инновационной методики проблемного обучения в школе с целью активизации познавательной деятельности при преподавании алгебры.
Практическая значимость обуславливается возможностью применения разработанной методики при преподавании других тем по алгебре и геометрии.
Структура выпускной квалификационно работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
На первом уроке раскрывается теоретический материал темы по числовой последовательности: последовательность, п-й член последовательности, отрабатывается умение использовать индексные обозначения, даются способы задания числовой последовательности с практическими примерами (приложение 4).
Сведения, которые получили учащиеся на пером уроке используются при разъяснении понятий полученные учащимися на первом уроке темы, используются при разъяснении понятий: арифметическая и геометрическая прогрессия, выводе формул n-го члена и суммы п членов для каждой из прогрессий.
Необходимо обратить внимание учеников на то, что прогрессии- это частный случай числовых последовательностей, заданных рекуррентным способом. На этом можно сформулировать определение прогрессий.
Арифметическая прогрессия задается рекуррентным соотношением an+1=an+d. Если задать а1 и d, то последовательность полностью определена. Можно отметить, что ряд натуральных чисел является арифметической прогрессией с d=1, а1=1
Геометрическая прогрессия - это последовательность, заданная рекуррентным соотношением: bn+1=bnq
В результате анализа психолого-педагогических условий активизации познавательной деятельности было выявлено, что любая познавательная деятельность подразделяется на два вида: воспроизводящую и творческую. Задача активизации познавательной деятельности школьника заключается в стимулировании креативности мышления, усилении мотивов саморазвития и познавательного. Решение этой задачи возможно посредством применения эвристического (проблемно-поискового) метода обучения в рамках открытого урока.
Урок математики, проводимый с позиции активизации познавательной деятельности, на наш взгляд, должен включать две части: закрытый, открытый. На первой применяется репродуктивный метод обучения, в рамках которого ученикам даются основные теоретические знания по изучаемой теме, типовые варианты задач; на второй ставятся проблемные задачи, которые под руководством учителя решаются методом мозгового штурма. Уместно ставить в рамках основных занятий проблемные задачи прикладного характера, а в рамках факультативных занятий абстрактно-теоретического.
В рамках задачи по определению целей и задач разработки методики преподавания темы прогрессий были определены цели и задачи по освоению теоретического материала, решению задач, повторению и систематизации изученного материала. При обучении решению задач акцент делается на решении задач практического характера, увязывающего материал прогрессий с практическими феноменами, решении нестандартных задач. Решение нестандартных задач, повторение, обобщение и систематизация материала осуществляются на основе метода «мозгового штурма», метода групповой командной игры. Предложенные цели и задачи разработки методики преподавания арифметической и геометрической прогрессии позволят не только активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики, но и позволят добиться основных результатов, заданных ФГОС ООО.
Был проведен логико-дидактический анализ 4 наиболее распространенных учебников по алгебре 9 класса. Он показал, что изучение темы прогрессий уместнее построить по учебникам А.Г. Мордковича и Ю.Н. Макарычева. Использование учебника Ю.Н. Макарычева основано на том, что материал по подтеме числовой последовательности дается в минимальном, но достаточном объеме. Нам представляется, что более сложный материал по числовым последовательности из учебника А.Г. Мордковича лучше дать в рамках групповой работы при сравнительном анализе сущности числовых последовательностей, числовых функций, арифметической и геометрической прогрессий на последнем этапе с использованием проблемно-поискового метода обучения. Здесь же оптимально рассмотреть и тему приложений геометрической прогрессии в банковских расчетах из учебника А.Г. Мордковича и метод математической индукции из учебника Ю.Н. Макарычева.
Была разработана методика преподавания темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Таким образом, разработан методический план, включающий 14 уроков. Основной принцип освоения учебного материала параллельное изучение тем по этапам: изучение теоретического материала; освоение приемов решения задач, систематизация и обобщение пройденного материала с целью закрепления и углубления знаний. На основе этого принципа разработан тематический план.
Теоретический материал дается по учебнику Ю.Н. Макарычева, характеризующегося доступным уровнем, а на уроках систематизации и обобщения, теоретический материал рассматривается по учебнику Ю.Г. Мордковича. На этих уроках акцент делается на сущности числовой последовательности, ее месте в числовых функциях, а прогрессии определяются как частный случай. Предложено по окончании первых четырех уроков отрабатывать умения оперировать с символикой и формулами на основе дидактической карточки «эстафета формул».
На уроках по решению задач отрабатываются как приемы решения типовых задач, так и нестандартные задачи, решение которых надо осуществить в буквенной алгебраической форме без конкретизации на числах. При решении наиболее сложных задач используется метод «мозгового штурма», цель которого-нахождение верного и наиболее уместного способа решения из возможных, без конкретики решения.
Последние два урока проводятся в игровой форме: «Восхождение на пик знаний» (групповая командная игра), что воспитывает чувство коллективизма и ответственности перед командой, а также проводится на самом последнем уроке перед контрольной групповой метод поиска способов решения нестандартных задач на основе метода «мозгового штурма», что позволяет наиболее полноценно подготовить учащихся к контрольной.
На наш взгляд такая методика преподавания может усилить в структуре учебной мотивации познавательный мотив и мотив саморазвития, повысить уровень креативности мышления и средний уровень знаний учащихся по изученной теме.
Результаты, полученные в рамках констатирующего и формирующего экспериментов в контрольном и экспериментальном классе показали, что разработанная методика повышает уровень креативности мышления, развивает и усиливает мотивы саморазвития и познавательный, а также существенно повышает результаты итоговой контрольной в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Л.А. Алгебра, 9 класс: контрольные работы: 3-е издание. Переработанное – М.: Мнемозина. 32 с.
2. Алимов Ш.А. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.17-е изд. - М.: 2012. - 287 с.
3. Беспалько В.П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии,-2006.-№1-С 118-128
4. Бокова Л.А. Содержание и методика преподавания курсов математики в школе// Социальная сеть работников
образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/04/23
5. Виленкин Н.Я. Учебник по алгебре за 9 класс с углубленным изучением математики: 11 издание – М.: Мнемозина. 2010 -354 с.
6. Ганеев X. Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике Екатеринбург.: Урал. гос. пед. университет, 2001. -216 c
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – СПб.: Питер. 2011 – 183 с.
8. Далингер В.А. Обучение будущего учителя математики логико-дидактическому анализу учебного материал// Международный журнал экспериментального образования . 2015. - №5-С. 46-50
9. Дорофеева А.В. Высшая математика: гуманитарные специальности-М.: Дрофа. 2004 –399 с.
10. 3агвязинский В.И. Теория обучения, современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, - М.: Академия. 2004 – М.: Академия. – 192 с.
11. Канталиева А.Б. Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация. /teoreticheskie-osnovy-problemnogo-obucheniya-problemnoe. 2015.09
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. –М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 448 с.
13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие, - М.: Пед. о-во России, 2000. – 286 с.
14. Макарычев Ю.Н. Алгебра, 9 класс, учебник – М.: Просвещение. 2014-288с.
15. Маркова А.К. Активизация мотивации достижения учащихся. - Ростов-на-Дону: Просвещение, 1996. - 72 с.
16. Матюхина М.В. Диагностика структуры учебной мотивации – СПб.: Питер. 2004 -75 с.
17. Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. - В кн.: Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 411 с.
18. Мозговой штурм как метод обучения в школе: этапы проведения: http://www.menobr.ru/article/58589-webinar-15-m12-etapy-provedeniya-mozgovogo-shturma
19. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра, 9 класс, Часть 1 и 2: учебник для общеобразовательных учреждений . 12 изд. – М.: Мнемозина. 2010.- 224 с. ил.
20. Мордухай-Болтовский Д.Д. Философия, психология, математика-М.: Серебряные нити. 1998 – 551 с.
21. Нагорная В.А. Когнитивная модель сознания в творческом мышлении человека//Фундаментальные исследования. 2005 - №1 – С. 35-36
22. Приказ Минобрнауки России № 1577от 31.12. 2015 «О внесении изменений в федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010. №1897
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.-T.1- 488с.
24. Руковичка М. Г., Бугаева Л. И., Савельева Л. А. Сравнительный анализ ГОС ОО и ФГОС ООО 2-го поколения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1087-1089.
25. Туник Е.Е. Диагностика личной креативности. http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Diagnostika-lichnostnoj-kreativnosti-E-E-Tunik-1201/Default.aspx
26. Уткина С.Н. Активизация познавательной деятельности при обучении математическим дисциплинам: дисс. на соиск. уч. степени. канд. пед. Наук – М.: 2007 – 170 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/утв. приказом Минобрнауки № 1897 17.12. 2010
28. Чернецкая Н.И. Принципы развития творческого мышления школьников на основе его интегральной концепции//Известия саратовского университета. Серия: Педагогика. Философия. Психология. -2012.- Т. 12. -№1.- С.76-79
29. Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. -2009.- №2. -С.225-230
30. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации. 2012.- № 1.-С. 13
31. Штанько Е.С. Мозговой штурм как один из эффективных методов интерактивного обучения//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013 вып. 25 – С. 11-114
32. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. дня учителя. - М.: Просвещение. 1986. -144 с.
оригинальность 80%, есть речь защиты, презентация
Тема: | ««методика преподавания темы арифметической и геометрической прогрессии в средней школе с позиции активизации познавательной деятельности учащихся»» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 1600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика