Дипломная работа

««методика преподавания темы арифметической и геометрической прогрессии в средней школе с позиции активизации познавательной деятельности учащихся»»

  • 74 страниц(ы)
  • 744 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: grebnevo

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ….6

1.1. Понятие активизации познавательной деятельности школьников.…6

1.2. Способы активизации познавательной деятельности школьников…12

1.3. Особенности активизации познавательной деятельности школьников в процессе преподавания математики….18

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОГРЕССИИ» В МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА…25

2.1. Цели и задачи преподавания темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»…25

2.2. Логико-дидактический анализ учебно-методического материала по алгебре по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»…30

2.3. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности при изучении теоретического материала и решении задач….37

2.4. Результаты апробации разработанных методических рекомендаций.44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….55

ПРИЛОЖЕНИЯ….58

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования далее (ФГОС ООО) делает акцент на формировании у учащихся школы готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, а также на формировании у них активной учебно-познавательной деятельности.[24] В настоящее время в условиях перехода к инновационной экономике в условиях информационного общества задача формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию выходит на первый план, что обуславливается тем, что комплекс знаний в любой практической области кардинально меняется раз в 5-7 лет, поэтому каждый человек должен постоянно наращивать объем своей профессиональной компетентности без отрыва от трудовой деятельности. Осуществить это возможно только посредством непрерывного самообразования. Но человек должен иметь познавательный интерес и стремление к саморазвитию, которые необходимо сформировать и развить еще в рамках школы. Это обеспечит и успешность получение профессионального образования и продуктивную трудовую деятельность в будущем.

Развитие познавательного интереса и готовности к саморазвитию неотделимо от формирования активной учебно-познавательной деятельности, поэтому активизация познавательной деятельности школьников с акцентом на творческом, а не на воспроизводящем ее уровнях, является актуальной задачей для достижения целей, определенных в ФГОС ООО.[27] Активизация познавательной деятельности меняет структуру мотивов учебной деятельности, формируя и усиливая мотивы саморазвития и познавательный вместо доминирующих мотивов долженствования и поощрения и наказания в рамках воспроизводящей учебной деятельности. При активизации познавательной деятельности на основе творческого обучения повышается уровень креативного мышления школьников, что позволяет им применять полученные знания в нестандартных практических ситуациях

Активизация познавательной деятельности должна стать основой преподавания любого предмета, однако, преподавание математики в еще большой должно быть ориентированно на развитие креативного мышления, математической интуиции, что обуславливается особенностями математического мышления. Задача преподавания математики заключается не в том, чтобы учащийся заучил определения и типовые алгоритмы решения задач, а в том, чтобы сформировать минимальные элементы математической культуры, математического мышления. Математика изучает структуры бытия, отраженные на специальном математическом языке со своей семантикой, синтаксисом. Изучение этого языка и операций на нем вызывает трудности у многих учащихся, поэтому преподавание математики надо осуществлять на основе решения практических задач с использованием математического инструментария. ФГОС ООО отмечает, что у учащихся необходимо сформировать представление о математике, как универсальном языке культуры, позволяющим описывать и изучать реальные процессы и феномены. Сделать это можно только посредством активизации познавательной деятельности в рамках преподавания математики. Арифметическая и геометрическая прогрессии как математический инструмент широко применятся в различных областях практической деятельности, поэтому разработка методики преподавания данной темы с позиции активизации познавательной деятельности на основе продуктивного обучения является актуальной темой исследования. Таким образом, определенна тема выпускной квалификационной работы: «Методика преподавания темы арифметическая и геометрическая прогрессии в средней школе с позиции активизации познавательной деятельности учащихся».

Объектом исследования является процесс изучения алгебры учащимися 9 класса по теме арифметической и геометрической прогрессии.

Предметом исследования является методика преподавания арифметической и геометрической прогрессии с позиции активизации познавательной деятельности.

Целью исследования является разработка методики преподавания арифметической и геометрической прогрессии на основе активизации познавательно деятельности.

Гипотеза исследования – изучение темы арифметической и геометрической прогрессии на уроках алгебры на основе активизации познавательной деятельности позволяет повысить уровень знаний учащихся, сформировать и усилить познавательный мотив и мотив саморазвития, повысить уровень креативности мышления.

Цель, объект, предмет и гипотеза позволяют сформулировать следующие задачи исследования:

1. Выявить психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников;

2. Определить цель и задачи преподавания арифметической и геометрической прогрессии на основе активизации познавательной деятельности.

3. Провести логико-дидактический анализ учебно-методической литературы по теме арифметической и геометрической прогрессии, и на их основе разработать методику преподавания темы на основе активизации познавательной деятельности.

4. Оценить результаты апробации методики в рамках констатирующего и формирующего педагогических экспериментов.

Теоретические основы исследования:

 нормативные документы в области основного общего образования: ФГОС ООО, приказы Минобрнауки и др.;

 учебно-методическая литература (А.Г. Мордкович, П.В. Семенов, Ю.Н. Макарычев, Л.А. Александрова, Н.Я. Виленкин, Ш.А. Алимов);

 труды в области теории активизации познавательной деятельности (С.Л. Рубинштен, С.Н. Уткина, Н.И. Чернецкая, Г.И. Щукина, А.Б. Канталиева и др.)

В рамках исследования были применены методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опытной проверки.

Опытная проверка разработанной методики осуществлялась при преподавании темы арифметической и геометрической прогрессии на уроках алгебры в 9 классах в МБОУ гимназия № 6 г. Ивантеевка и на кафедре математических дисциплин гимназии.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке инновационной методики проблемного обучения в школе с целью активизации познавательной деятельности при преподавании алгебры.

Практическая значимость обуславливается возможностью применения разработанной методики при преподавании других тем по алгебре и геометрии.

Структура выпускной квалификационно работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

На первом уроке раскрывается теоретический материал темы по числовой последовательности: последовательность, п-й член последовательности, отрабатывается умение использовать индексные обозначения, даются способы задания числовой последовательности с практическими примерами (приложение 4).

Сведения, которые получили учащиеся на пером уроке используются при разъяснении понятий полученные учащимися на первом уроке темы, используются при разъяснении понятий: арифметическая и геометрическая прогрессия, выводе формул n-го члена и суммы п членов для каждой из прогрессий.

Необходимо обратить внимание учеников на то, что прогрессии- это частный случай числовых последовательностей, заданных рекуррентным способом. На этом можно сформулировать определение прогрессий.

Арифметическая прогрессия задается рекуррентным соотношением an+1=an+d. Если задать а1 и d, то последовательность полностью определена. Можно отметить, что ряд натуральных чисел является арифметической прогрессией с d=1, а1=1

Геометрическая прогрессия - это последовательность, заданная рекуррентным соотношением: bn+1=bnq

В результате анализа психолого-педагогических условий активизации познавательной деятельности было выявлено, что любая познавательная деятельность подразделяется на два вида: воспроизводящую и творческую. Задача активизации познавательной деятельности школьника заключается в стимулировании креативности мышления, усилении мотивов саморазвития и познавательного. Решение этой задачи возможно посредством применения эвристического (проблемно-поискового) метода обучения в рамках открытого урока.

Урок математики, проводимый с позиции активизации познавательной деятельности, на наш взгляд, должен включать две части: закрытый, открытый. На первой применяется репродуктивный метод обучения, в рамках которого ученикам даются основные теоретические знания по изучаемой теме, типовые варианты задач; на второй ставятся проблемные задачи, которые под руководством учителя решаются методом мозгового штурма. Уместно ставить в рамках основных занятий проблемные задачи прикладного характера, а в рамках факультативных занятий абстрактно-теоретического.

В рамках задачи по определению целей и задач разработки методики преподавания темы прогрессий были определены цели и задачи по освоению теоретического материала, решению задач, повторению и систематизации изученного материала. При обучении решению задач акцент делается на решении задач практического характера, увязывающего материал прогрессий с практическими феноменами, решении нестандартных задач. Решение нестандартных задач, повторение, обобщение и систематизация материала осуществляются на основе метода «мозгового штурма», метода групповой командной игры. Предложенные цели и задачи разработки методики преподавания арифметической и геометрической прогрессии позволят не только активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики, но и позволят добиться основных результатов, заданных ФГОС ООО.

Был проведен логико-дидактический анализ 4 наиболее распространенных учебников по алгебре 9 класса. Он показал, что изучение темы прогрессий уместнее построить по учебникам А.Г. Мордковича и Ю.Н. Макарычева. Использование учебника Ю.Н. Макарычева основано на том, что материал по подтеме числовой последовательности дается в минимальном, но достаточном объеме. Нам представляется, что более сложный материал по числовым последовательности из учебника А.Г. Мордковича лучше дать в рамках групповой работы при сравнительном анализе сущности числовых последовательностей, числовых функций, арифметической и геометрической прогрессий на последнем этапе с использованием проблемно-поискового метода обучения. Здесь же оптимально рассмотреть и тему приложений геометрической прогрессии в банковских расчетах из учебника А.Г. Мордковича и метод математической индукции из учебника Ю.Н. Макарычева.

Была разработана методика преподавания темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Таким образом, разработан методический план, включающий 14 уроков. Основной принцип освоения учебного материала параллельное изучение тем по этапам: изучение теоретического материала; освоение приемов решения задач, систематизация и обобщение пройденного материала с целью закрепления и углубления знаний. На основе этого принципа разработан тематический план.

Теоретический материал дается по учебнику Ю.Н. Макарычева, характеризующегося доступным уровнем, а на уроках систематизации и обобщения, теоретический материал рассматривается по учебнику Ю.Г. Мордковича. На этих уроках акцент делается на сущности числовой последовательности, ее месте в числовых функциях, а прогрессии определяются как частный случай. Предложено по окончании первых четырех уроков отрабатывать умения оперировать с символикой и формулами на основе дидактической карточки «эстафета формул».

На уроках по решению задач отрабатываются как приемы решения типовых задач, так и нестандартные задачи, решение которых надо осуществить в буквенной алгебраической форме без конкретизации на числах. При решении наиболее сложных задач используется метод «мозгового штурма», цель которого-нахождение верного и наиболее уместного способа решения из возможных, без конкретики решения.

Последние два урока проводятся в игровой форме: «Восхождение на пик знаний» (групповая командная игра), что воспитывает чувство коллективизма и ответственности перед командой, а также проводится на самом последнем уроке перед контрольной групповой метод поиска способов решения нестандартных задач на основе метода «мозгового штурма», что позволяет наиболее полноценно подготовить учащихся к контрольной.

На наш взгляд такая методика преподавания может усилить в структуре учебной мотивации познавательный мотив и мотив саморазвития, повысить уровень креативности мышления и средний уровень знаний учащихся по изученной теме.

Результаты, полученные в рамках констатирующего и формирующего экспериментов в контрольном и экспериментальном классе показали, что разработанная методика повышает уровень креативности мышления, развивает и усиливает мотивы саморазвития и познавательный, а также существенно повышает результаты итоговой контрольной в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Л.А. Алгебра, 9 класс: контрольные работы: 3-е издание. Переработанное – М.: Мнемозина. 32 с.

2. Алимов Ш.А. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.17-е изд. - М.: 2012. - 287 с.

3. Беспалько В.П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии,-2006.-№1-С 118-128

4. Бокова Л.А. Содержание и методика преподавания курсов математики в школе// Социальная сеть работников

образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/04/23

5. Виленкин Н.Я. Учебник по алгебре за 9 класс с углубленным изучением математики: 11 издание – М.: Мнемозина. 2010 -354 с.

6. Ганеев X. Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике Екатеринбург.: Урал. гос. пед. университет, 2001. -216 c

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – СПб.: Питер. 2011 – 183 с.

8. Далингер В.А. Обучение будущего учителя математики логико-дидактическому анализу учебного материал// Международный журнал экспериментального образования . 2015. - №5-С. 46-50

9. Дорофеева А.В. Высшая математика: гуманитарные специальности-М.: Дрофа. 2004 –399 с.

10. 3агвязинский В.И. Теория обучения, современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, - М.: Академия. 2004 – М.: Академия. – 192 с.

11. Канталиева А.Б. Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация. /teoreticheskie-osnovy-problemnogo-obucheniya-problemnoe. 2015.09

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. –М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 448 с.

13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие, - М.: Пед. о-во России, 2000. – 286 с.

14. Макарычев Ю.Н. Алгебра, 9 класс, учебник – М.: Просвещение. 2014-288с.

15. Маркова А.К. Активизация мотивации достижения учащихся. - Ростов-на-Дону: Просвещение, 1996. - 72 с.

16. Матюхина М.В. Диагностика структуры учебной мотивации – СПб.: Питер. 2004 -75 с.

17. Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. - В кн.: Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 411 с.

18. Мозговой штурм как метод обучения в школе: этапы проведения: http://www.menobr.ru/article/58589-webinar-15-m12-etapy-provedeniya-mozgovogo-shturma

19. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра, 9 класс, Часть 1 и 2: учебник для общеобразовательных учреждений . 12 изд. – М.: Мнемозина. 2010.- 224 с. ил.

20. Мордухай-Болтовский Д.Д. Философия, психология, математика-М.: Серебряные нити. 1998 – 551 с.

21. Нагорная В.А. Когнитивная модель сознания в творческом мышлении человека//Фундаментальные исследования. 2005 - №1 – С. 35-36

22. Приказ Минобрнауки России № 1577от 31.12. 2015 «О внесении изменений в федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010. №1897

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.-T.1- 488с.

24. Руковичка М. Г., Бугаева Л. И., Савельева Л. А. Сравнительный анализ ГОС ОО и ФГОС ООО 2-го поколения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1087-1089.

25. Туник Е.Е. Диагностика личной креативности. http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Diagnostika-lichnostnoj-kreativnosti-E-E-Tunik-1201/Default.aspx

26. Уткина С.Н. Активизация познавательной деятельности при обучении математическим дисциплинам: дисс. на соиск. уч. степени. канд. пед. Наук – М.: 2007 – 170 с.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/утв. приказом Минобрнауки № 1897 17.12. 2010

28. Чернецкая Н.И. Принципы развития творческого мышления школьников на основе его интегральной концепции//Известия саратовского университета. Серия: Педагогика. Философия. Психология. -2012.- Т. 12. -№1.- С.76-79

29. Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. -2009.- №2. -С.225-230

30. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации. 2012.- № 1.-С. 13

31. Штанько Е.С. Мозговой штурм как один из эффективных методов интерактивного обучения//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013 вып. 25 – С. 11-114

32. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. дня учителя. - М.: Просвещение. 1986. -144 с.

Примечания к работе

оригинальность 80%, есть речь защиты, презентация

Покупка готовой работы
Тема: ««методика преподавания темы арифметической и геометрической прогрессии в средней школе с позиции активизации познавательной деятельности учащихся»»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика