Реферат
«Философия права Гегеля»
- 17 страниц
Введение….
Глава 1. Абстрактное право и мораль в философии Г.Ф. Гегеля….
1.1. Понятие абстрактного права….
1.2. Мораль в философии Г.Ф. Гегеля….
Глава 2. Формы нравственного духа Г.Ф. Гегеля….
2.1. Семья в философии права Г.Ф. Гегеля….
2.2. Гражданское общество….
2.3. Государство….
Заключение….
Библиографический список….
Философия права Гегеля – это производное от его философии «субъективного духа». Под объективным духом Г. Ф. Гегель понимал различные формы социальных отношений в истории. Сжато идею «объективного духа» он изложил в своей «Энциклопедии свободных наук». Но далее более подробно он разработал свои идеи в работе «Философия права».
Философия права Гегеля – это проявление реализованной свободы духа, созданная этим духом «вторая природа». И в этом развитии дух проходит три ступени:
• абстрактное право, как проявление личности;
• мораль, как частная воля;
• нравственность: семья, гражданское общество, государство.
Именно с Г.Ф. Гегеля начинается философия права, причем абстрактное право и мораль – это исходные ступени для философии права. До него никто не развивал философские аспекты социума, а его философия права шире, чем современное узкое понимание данной предметности. Философию права Г.Ф. Гегеля можно считать генезисом современной социальной философии и философии права, как более узкой предметной области.
Конечно, и до Г.Ф. Гегеля в философии разрабатывались дискурсивные аспекты социума, права и т.д., достаточно вспомнить хотя бы Гобса, однако, Г.Ф. Гегель наиболее полно и детально разработал философию права, как философию социума, учение о внешнем проявлении субъективного духа, его объективизации. У Г. Ф. Гегеля «философия права» или «философия духа» - это проявление свободы духа. Причем в свободе духа, актуализируется свобода потенциального мышления. Свобода духа по Ф. Г. Гегелю – это целенаправленная рациональная деятельность, не иррациональная целевая деятельность, а. именно, - целенаправленная.
Таким образом, философия права – это свободная реализация потенциальных возможностей мышления, логики человека. Если переходить к современной теории права, то можно сказать, что Ф.Г. Гегель заложил основы ее рациональности, показал выводимость правовых идей, концепций из логики человеческого мышления.
Исследование основ философии права Г. Ф. Гегеля важно не только для философов, но и для правоведов, социологов и др. Оно позволяет, на наш взгляд, понять рациональные основы современных теорий гражданского общества, нравственности, семьи и т.д., чем и обуславливается актуальность данного реферативного исследования.
Объект исследования – философия права Г. Ф. Гегеля.
Предмет исследования – процессы рационализации мышления человека в философии права Г. Ф. Гегеля.
Цель реферативного исследования – анализ философии права Г.Ф. Гегеля и выявление ее места в философии Г. Ф. Гегеля в целом.
Для достижения цели реферативного исследования были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть абстрактное право в философии Г.Ф. Гегеля;
• проанализировать понятие морали Г.Ф.Гегеля, как права субъективной воли;
• рассмотреть поэлементно формы нравственного духа Г. Ф. Гегеля.
Методология исследования основывается на работах ведущих авторов в области немецкой классической философии.
В соответствии с выбранными задачами была выбрана следующая структура реферата: введение, две главы, заключение, библиографический список. Во введении определяется актуальность, цель, задачи, методология исследования. В первой главе рассматривается понятие абстрактной философии Г.Ф. Гегеля, во второй главе анализируется право субъективной воли, - мораль, в третьей главе проводится детальный анализ понятия нравственного духа Г. Ф. Гегеля.
Правоспособный субъект также начинает различать вещи внешнего мира на «свои» и «чужие». Такое присвоение Гегель понимает как более высокое онтологическое значение воли над вещами материального мира, тем самым, еще раз показывая доминирование «идеального» над «материальным». Если спуститься с «идеалистических высот», то Гегель просто обосновывал право частной собственности, рационализировал его. Хотя нельзя, на наш взгляд, утверждать выводимость частной собственности из основ мышления. Собственно, свою философию права Г. Ф. Гегель называет «рациональным доказательством (учением) необходимости частной собственности». Предшествующая общая собственность, на взгляд Гегеля, была в основе своей иррациональной, и разум (в рамках «свободного» общества) должен был доказать ее превосходство практикой организации социальной и экономической жизни.
Гегель осуждает и рабовладельческую, и феодальную собственность, причем обосновывает это «не разумностью» ограничений для отдельных социальных стратов, - права на собственность. В условиях же «буржуазного» общества, право на собственность имеют все, но реализация этого права зависит от социальной активности индивидуума. Торговые отношения с собственностью, по Гегелю вытекают из необходимости разума. Любые нарушения права на собственность Гегель понимал, как «преступления», и наказание понимал, как снятие преступления. Но при этом, по его идеям развитие «разума» должно привести к смягчению преступлений против собственности.
В гегелевской философии философия права – это более широкое понятие, чем в настоящее время. По своему предмету она охватывает рефлексию над всеми областями социально-экономического и социально-политического развития общества. Гегель назвал ее философией объективного духа, то есть, реализацией субъективного духа в инобытии, причем это инобытие исследуется на уровне социально-культурных форм.
Главная идея философии права Гегеля, на наш взгляд, - это рациональное обоснование основных философско-правовых принципов гражданского общества. В основном они были сформированы в период эпохи Просвещения, но в них присутствовали идеи волюнтаризма и объективно-субъективного дуализма. Гегель в философии права развил спекулятивно-идеалистические идеи эволюции общества во всем многообразии его форм, как снятие противоречия и синтез между развитием единичного субстанционального духа и всеобщим.
Уже на уровне морали Гегель соединил всеобщее и единичное в координации своего умысла с общим. Причем всеобщее благо, являющееся добром, по Гегелю и есть главная цель и благо для всех индивидов и для различных общественых институтов.
Все антиномии морали Гегель объяснял несовершенством общественного развития. В гражданском же «буржуазном» обществе эти антиномии устраняются.
Главной ячейкой гражданского общества является семья. Гегель на длительный период сформировал понимание правовой основы семьи, как общего права на совокупную собственность, формируемую стоместным ведением общего хозяйства обеими супругами. Гегель понимал семью как сугубо «буржуазную».
Гражданское общество у Гегеля – это нация, существующая на приоритете уважения к личности, или семье. В идее гражданского общества Гегель обосновывал правовое равенство всех граждан, регулирующее различные формы частной инициативы в общественной социально-экономической жизни.
Гегелевская концепция «гражданского общества» требует конкретно-исторической оценки. Эта концепция, как и гегелевская философия в целом, противоречива. Гегель отошел от гуманистических идеалов Канта, Фихте и раннего Шеллинга. Но, в целом гегелевское обоснование правопорядка было продолжением идей его предшественников в немецкой классической философии и принципиально родственным установкам Просвещения.
Философия права (объективного духа) Гегеля оказало значительное влияние не только на развитие таких областей философской рефлексии, как философия культуры, социальная философия, но и повлияла на развитие основных рационалистических школ в экономической теории, теории государства и права.
1. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления – М.: академия. 2001
2. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля – СПб.: Питер. 2003
3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. – М.: Летний сад. 2004.
4. Гегель Г.Ф. В. Сочинения. – Л.: Просвещение. Т. 7
5. Долгова А.И. Криминология. - М.: Норма 2007.
6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа. 2003.
7. Нерсесянц В.С. гегелевская философия права. – СПб.: Летний сад. 2004
8. Селиванов Ю.Р. Феноменология отчужденного духа – М.: Дашков и К. 2005.
Тема: | «Философия права Гегеля» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Философия права Гегеля
Контрольная работа:
Философия права Георга Гегеля и его методы
Реферат:
Кант и философия права
Реферат:
Теория государства и права в трудах Маркса и Энгельса.
Курсовая работа:
Cтановление, развитие и современное состояние гоcударства и права