Реферат
«Представления марксизма об идеализме и материализме (Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»)»
- 15 страниц
Введение 3
1 Сущность материализма и идеализма в философии 4
2 Отношение марксизма к идеализму и материализму 9
Заключение 13
Список литературы 14
Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.
Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку.
В рамках представленной работы проведено исследование отношения марксизма к материализму и идеализму, на основе произведения Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
1 Сущность материализма и идеализма в философии
«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» - это философское произведение Фридриха Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников -- классической немецкой философии, в особенности к учению Гегеля и Людвига Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 года в связи с изданием книги датского философа Штарке «Людвиг Фейербах» (Штутгарт, 1885).
Во второй главе произведения «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», раскрывая сущность материализма и идеализма, Фридрих Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.
Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.
Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия. Сознание зависит от материального и подчинено ему.
В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.
Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед [2].
Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.
Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм. Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей, некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.
Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.
В начале своей книги «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс излагает свое отношение к гегелевской философии, считай ее существование оправданным для того периода времени, когда создавалась данная система философского воззрения на окружающую действительность. И критикует ее с точки зрения тех изменений, которые произошли в науке и научной философской мысли, за последующий период времени, используя для этого научно-философский подход Л. Фейербаха.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельс раскрывает диалектику процесса возникновения марксистской философии как учения, качественно отличного и от диалектики Гегеля и от материализма Фейербаха. Марксизм совершил революционный переворот в философии, коренным образом переработав рациональные моменты из предшествовавших философских учений, и на основе революционного мировоззрения и диалектико-материалистического метода дал принципиально новое решение основных философских проблем, не решенных в классической буржуазной домарксовской философии. В книге Энгельса научно обосновываются особенности теоретического генезиса марксистской философии и диалектика ее связей с предшествующими традициями материализма и диалектики.
1. Гегель Г.В. Философия духа / Г.В. Гегель. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 854 с.
2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Cочинения, тома 1-39. Издание второе М.: Издательство политической литературы, 1955-1974 г.г.
3. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах. – М.: Директ-Медиа, 2012. - 764 с.
4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс. – М.: Издательство политической литературы, 1989. - 128 с.
Тема: | «Представления марксизма об идеализме и материализме (Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»)» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 15 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Концепция сознания марксизской философии
Реферат:
Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
Реферат:
Марксизм и его особенности. Марксизм в 20 веке.
Реферат:
Предмет философии. Структура философского знания
Реферат:
Теория государства и права в трудах Маркса и Энгельса.