Дипломная работа
«Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в российской федерации»
- 60 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РФ 8
1.1. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен и предмет административно-правового исследования 8
1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы религиозного экстремизма 13
1.3. Формы противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РФ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ . 29
2.1. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии религиозной экстремистской деятельности 29
2.2. Органы государственной организации как субъекты противодействия религиозному экстремизму 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность темы. Государственно-религиозные отношения всегда занимали главное место в жизни любого государства и социума, но на различных исторических этапах и в разных государствах уровень воздействия религии на государство и формы такого влияния были разными.
Несмотря на то, что в настоящее время российское законодательство рассматривает многие проблемы осуществления свободы совести и реализации функционировании религиозных объединений, современная динамика таких отношений во многом обгоняет темпы их правовой регламентации и не в полной мере получает развитие в действующих нормативных актах.
Безусловно, проблема государственно-религиозных отношений - вопрос достаточно сложный и важный, что определено повышенными требованиями к способам и средствам правового регулирования этих отношений. В настоящее время сложность взаимоотношения государства и религиозных объединений определяется многими факторами: социальным, географическим, политическим и, прежде всего, правовым. При этом ввиду имеющихся особенностей предмета и объекта правового регулирования влияние государства на религиозные объединения должно носить особый характер, предполагающий повышенное внимание к данному виду правоотношений и необходимость реализации правового регулирования в форме, соответствующей быстрому развитию отношений между государством и религиозными объединениями.
В последние годы мировое сообщество и Россия столкнулись с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Речь идет о стремительном распространении различных форм социального насилия, среди которых особую социальную угрозу представляет экстремизм во всех своих разновидностях и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Особую опасность в качестве угрозы со стороны экстремизма представляет религиозный экстремизм. Он не связывается с какой-то одной религиозной системой или общностью. Самым ярким примером может служить Ближний Восток, бывшая Югославия, Северный Кавказ России и другие регионы.
Религиозный экстремизм неразрывно связан с терроризмом и фундаментализмом. Ситуация усугубляется тем, что общество, государство, наука оказались неспособными решительно и эффективно отреагировать на всплеск проявлений экстремизма вообще и религиозного экстремизма в особенности, полагая, что по мере развития науки религия будет угодить в прошлое. Однако события конца прошлого века показали возможность религиозного ренессанса. Среди причин данного явления выделяется несостоятельность светских властей к эффективному решению многих социально-экономическим проблем. Это в полной мере относится и к современной России и к странам Содружества Независимых Государств.
Прилагаемые сегодня усилия не приносят желаемого результата. Представляется, что основная причина нерешенности указанной проблемы связана со спецификой религиозного экстремизма, с феноменом самой религии и религиозного опыта как сложных социальных явлений. Стремительное распространение новых религиозных организаций, нетрадиционных культов также усиливает социальную опасность религиозного экстремизма со стороны еще не изученных религиозных сообществ. С.Хантингтон угрозу цивилизационных войн неразрывно связывает с деятельностью религиозных сообществ и систем. Это позволяет поставить вопрос о религиозном характере цивилизационных войн и соответствующих масштабах угроз со стороны религиозного экстремизма.
Анализ современной обстановки показывает что религиозный экстремизм представляет собой одну из главных угроз современному обществу, культурному и цивилизационному взаимодействию, безопасности народам и государствам, в том числе странам Содружества Независимых Государств и непосредственно России.
Одной из основных задач современного российского государства необходимо назвать достижение гражданского мира и согласия в социуме при помощи действенного функционирования системы обеспечения национальной безопасности. При этом значимым элементом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, как и любого многоконфессионального государства, является система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, ориентированной на противодействие религиозному экстремизму.
Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ административно-правового регулирования противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Рассмотреть религиозный экстремизм как политико-правовой феномен и предмет административно-правового исследования;
2. Выявить теоретико-методологические подходы к изучению
проблемы религиозного экстремизма;
3. Проанализировать формы противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации;
4. Установить особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии религиозной экстремистской деятельности;
5. Исследовать органы государственной организации как субъекты противодействия религиозному экстремизму;
6. Разработать методические рекомендации по теме
«Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации» для системы профессионального образования.
Объект нашей работы - государственно-религиозные отношения в Российской Федерации.
Предмет исследования - административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации.
Источниковая база ВКР. В процессе исследования были проанализированы и применены нормативные и правовые акты, научная литература и периодические издания, включая интернет-издания и электронные материалы.
Степень изученности проблемы.
История правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России исследована в работах: Джораевой С.В., Зуева Ю.П.
Современное состояние религиозных отношений изучено: Авдеевым Е.А., Баевым В.Г., Крисановым И.А., Дорской А.А., Ивановой О.С., Чалых И.С., Карповой Т.В., Мироновым С.М.
Правовое регулирование вопросов религиозных отношений рассматривали: Володина Н.В., Каневкий К.Г., Мещерякова А.Ф., Стрельников С.С., Цыкало В.А., Кузнецов В.А.
Общие вопросы государственно-конфессиональных отношений изучены: Карамышевым Р.Д., Кардашевским А.Д., Маковским А.А., Мирошниковой Е.М., Сгибневой О.И., Пашенцевым Д.А., Петюковой О.Н., Мерзляковым И.Л., Куницыным И.А., Куцой М.А., Логиновым А.В., Шаховым М.О.
Практическая значимость ВКР. Разработанные методические рекомендации по теме «Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации» могут являться основой для обучения в системе профессионального образования.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, объединенных семью параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РФ
1.1 Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен и предмет административно-правового исследования
Определение понятия «религиозный экстремизм» имеет теоретическую и практическую значимость, так как оно позволяет раскрыть суть явления, а также дать научно объясненные рекомендации по исследованию экстремистских идеологических религиозных установок, их воздействия на сознание, психологию и поведение части верующих, а также сформировать совокупность государственно-правовых мер борьбы с религиозным экстремизмом. Несмотря на это, в современном обществе не имеется единой точки зрения относительно научного толкования религиозного экстремизма .
Экстремизм - явление очень сложное и многоплановое, берущее свои истоки из вечно существовавшего и существующего национального и религиозного вопросов. В нашу жизнь экстремизм вторгся на изломе крутых перемен в политической, экономической, социальной жизни общества. С началом бурных и противоречивых изменений, захлестнувших общественную и политическую жизнь России в последние десятилетия, экстремизм стал в нашей стране повседневной реальностью, ежедневно напоминающей о себе своими страшными и жестокими проявлениями.
В XXI веке экстремизм, переживающий эволюционный подъем, стал оказывать все большее влияние на многие сферы жизни человеческого сообщества, подрывая стабильность существования населения в настоящем и их уверенность в завтрашнем дне.
Необходимо признать, что в российской юридической науке до сих пор нет четкой позиции по поводу определения экстремизма. Отсутствует единый взгляд на его виды и формы, нет четкого разграничения смежных с экстремизмом явлений.
История развития общественных отношений убедительно доказала, что экстремизм проявлялся в разные исторические времена в разных государствах и при любых социальных условиях, даже внешне вроде бы весьма благоприятных.
Природа экстремизма зиждется либо на стремлении уничтожить существующую систему государственно-правовых и общественных отношений, либо на стремлении их сохранить в неизменном виде.
Среди исследователей преобладает точка зрения, согласно которой определение «религиозный экстремизм» изучается исходя из происхождения слова «экстремизм». Например, некоторые ученые под экстремизмом понимают приверженность к крайним взглядам и действиям, которая может иметь место в любой области общественной жизни, где сталкиваются разнообразные взгляды и точки зрения на решение каких-либо проблем.
Проявления религиозного экстремизма могут иметь место при определенном определении того или иного традиционного вероучения, применении его для достижения некоторыми лидерами или группами политических или коммерческих целей, а также в результате исповедания деструктивного вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.
Исходя из этого, представляется верным классифицировать религиозный экстремизм в зависимости от источников происхождения. По этому критерию выделим следующую классификацию: фундаменталистский; модернистский; протестный; возникающий в результате взаимного проникновения религии и государства.
Первая разновидность религиозного экстремизма формируется в результате противостояния некоторых приверженцев традиционных 9
религиозных течений процессам перемен и обновлению религии насильственными методами, или исповедующими идеологию, призывающую к таковым .
Под термином «религиозный фундаментализм» (от латинского термина fundamentalis) в широком смысле понимаются направления, свойственные любой религии, призывающие к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели. Он сложился как движение, направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии.
Особенностями фундаменталистских течений являются буквальное восприятие религиозного учения и текстов священных книг, отвержение всякой возможности аллегорического истолкования Священного писания, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний.
Таким образом, особенности распространения экстремизма в Российской Федерации являются одними из значимых, среди угрожающих национальной безопасности целостности государства. Если терроризм, несомненно, не принимается социумом, то экстремизм - основной компонент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.
Исследование имеющихся данных позволяет сделать вывод, что экстремизм становится самодостаточным социальным фактором, по целям и разрушительному потенциалу равным, а в определенных условиях и превосходящим террористическую угрозу национальной безопасности государства.
Экстремизм на территории Российской Федерации представляет собой трехуровневую систему:
1. Первый уровень, организационный, предполагает формальное и
неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка;
2. Второй уровень, ментальный, представлен экстремистской политической культурой, а также деструктивными действиями средств массовой коммуникации (экстремистские идеи, ценностные ориентации);
3. Третий уровень, поведенческий, на котором проявляются
определенные действия и поступки экстремистского толка.
Так как в последнее время в Российской Федерации вопросы экстремизма и терроризма набирают серьезные обороты, возникает необходимость пристального внимания со стороны органов государственной власти, создания необходимых законодательных актов для ликвидации подобных экстремистских проявлений, а также улучшения уже имеющихся законодательных актов.
Формирование и улучшение целой системы законодательства в этой области становится одной из приоритетных задач современного государства.
Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, которая запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной расовой, национальной и религиозной розни (статьи 13, 29).
Таким образом, мы рассмотрели особенности экстремизма в современном российском обществе, попытались указать меры предотвращения этого явления.
Нами определены такие проблемные области государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, как:
1. Неразработанность законодательства и правоприменительной практики в сфере государственно-конфессиональных отношений;
2. Социальная напряженность (веронетерпимость);
3. Вынужденность религиозных объединений индивидуально решать вопросы, касающиеся осуществления на практике своих законных прав;
4. Разная правоприменительная практика относительно разных религиозных движений в одинаковых ситуациях, а также в разных регионах относительно одного и того же религиозного объединения;
5. Слабая информированность органов государственной власти относительно характера функционирующих религиозных движений, а также о действующем законодательстве и правоприменительной практике относительно государственно-конфессиональных отношений, ввиду чего часто происходит вынесение незаконных решений и незаконные действия относительно религиозных объединении;
6. Недостаточный уровень информационной легализации малых (нетрадиционных) религиозных объединений;
7. Отсутствие осуществляемой на практике политики государства в вопросах веротерпимости и защиты законных прав религиозных объединений.
Основными направлениями для решения этих проблем являются:
1. Создание полного информационного обмена между государством и религиозными объединениями;
2. Формирование единой методики оценивания характера религиозного объединения с дальнейшим ее утверждением в органах государственной власти;
3. Создание проработанной системы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями;
4. На всех юридических, социологических факультетах, факультетах государственного управления нужно внедрить преподавание специальной программы, раскрывающей проблемы государственно-конфессиональных отношений;
5. Довести необходимый минимум знаний в сфере государственно-конфессиональных отношений до всех представителей органов государственной власти, которые сталкиваются в своей деятельности с религиозными объединениями;
6. Процесс законотворчества и поправок необходимо проводить вместе с религиозными объединениями;
7. Необходимо формирование специализированной
информационно-дискуссионной площадки (общественной организации);
8. Нужно устранять отрицательные установки в социуме/СМИ.
Таким образом, вопросы, касающиеся государственноконфессиональных отношений в современной России являются актуальными и имеют свои особенности.
На протяжении всей российской истории государственно-конфессиональные отношения формировались и развивались согласно особенностям определенных исторических эпох. Они не могли быть простыми ввиду особенностей интересов государства и религиозных институтов.
Безусловно, имеют место быть вопросы и несоответствия государственно-конфессиональных отношений.
К примеру, довольно часто государство и религиозные организации, сохраняющие и развивающие в своей деятельности исторические и духовные традиции народов Российской Федерации, оказываются отделенными не столько друг от друга, сколько от социума, от непосредственной вероисповедной жизни.
Застой дел в государственно-религиозной области довольно часто регулируется совокупностью личных договоренностей и закрытых двусторонних соглашений, часто входя в несоответствие с устанавливаемыми принципами свободы вероисповедания и иными концептуальными положениями российского законодательства.
Главной задачей государственно-религиозных отношений является духовно-нравственное возрождение народа, применение потенциала религии в стабилизации и миротворчестве.
При этом имеется ввиду как религиозное просвещение, так и воспитание гражданско-патриотических качеств граждан.
Помимо этого нами предложены методические рекомендации по теме «Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации», которые могут являться основой для обучения в системе профессионального образования.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ФКЗ, от 5.12.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О противодействии терроризму» // «Собрание законодательства РФ», 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
Литература
4. Авдеев, Е.А. Российское законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в контексте современной конфессиональной правовой политики / Е.А. Авдеев // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. С.146-150.
5. Баев, В.Г., Крисанов, И.А. Государственно-конфессиональные отношения в зеркале современной отечественной юридической литературы / В.Г. Баев, И.А. Крисанов // Современное право. 2017. № 7. С. 42-47.
+ еще 37 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в российской федерации» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 60 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Административно-правовое регулирование оказания государтсвенных (муниципальных) услуг в российской федерации
Дипломная работа:
Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения
Магистерская работа:
Обучение иностранных граждан в российской федерации: правовые аспекты
Дипломная работа:
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
Контрольная работа:
Правовые основы въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства