Дипломная работа
«Традиции и новаторство в рождественских рассказах русских писателей XXI века: культурологический и методический аспекты изучения»
- 72 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Рождественский рассказ в контексте русской классической литературы
1.1. Жанровые особенности рождественского рассказа 6
1.2. Рождественские произведения русских писателей 13
1.2.1. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»(1834) 14
1.2.2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Елка» (1857) 16
1.2.3. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» (1876) 19
1.2.4. А.П. Чехов «Ванька» (1886) 22
Выводы по главе 27
ГЛАВА II. Календарно-религиозная проза XXI: традиции и новаторство в произведениях современных авторов
2.1. «Рождественский рассказ» В. Токаревой 31
2.2. Жанровые и стилевые особенности рождественских рассказов
Л. Улицкой «Капустное чудо» и Л. Петрушевской «Черное пальто» 34
2.3. Трансформация канона рождественского рассказа в произведении Д. Быкова «Девочка со спичками дает прикурить» 40
Выводы по главе 48
Глава III. Культурологические и методические аспекты изучения религиозной календарно-религиозной словесности в современной школе
3.1. Изучение религиозно-календарной прозы в современной школе 51
3.2. Интермедиальный урок в 9 классе на тему: «Интерпретации рассказов А.П. Чехова «Ванька» в анимации и театральных постановках»: конспект урока 55
Выводы по главе 65
Заключение 68
Список литературы 71
Значительный пласт в русской классической литературе представляют произведения, связанные с календарными религиозными праздниками, в частности, с Рождеством. Прочно укоренившаяся в отечественной литературе традиция создавать небольшие трогательные новеллы, рассказы, приуроченные к Рождеству, была прервана в советскую эпоху, что было продиктовано идеологией государства, исключившего религиозные праздники из духовного и культурного обихода страны.
В последнее время в нашу жизнь вернулись самые значимые христианские праздники: Пасха, Рождество, и т.д. Приуроченные к определенной дате церковного календаря, они всегда были и остаются важным элементом национальной культуры, отличаются цельностью и своеобразием, каждый праздник имеет свои сложившиеся культурные традиции. Отчасти они нам знакомы, однако, сегодня почти утеряно осознание их глубокой духовной основы, больше внимания уделяется традиционным ритуалам, внешней атрибутике, сопровождающим их празднование. Литературное наследие поэтов и писателей прошлых эпох позволяет понять, насколько значимыми и важными в духовном отношении для наших соотечественников были религиозные праздники, и прежде всего главный, сакральный религиозный праздник - Рождество.
Исследований о жанре рождественского рассказа в отечественном литературоведении не так много. Серьезные работы, посвященные этапам становления и форм бытования рождественского рассказа, - исследования Е. В. Душечкиной «Русский святочный рассказ: становление жанра» (1995), М. А. Кучерской «Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени»(1997).
Актуальность нашего исследования определяется недостаточной изученностью современных рождественских рассказов, созданных на рубеже ХХ-XXI веков.
Рождественские рассказы в советское время изменили классическую жанровую форму, трансформировавшись в произведения о Новом годе. При этом они сохранили, хотя и в редуцированном виде, некоторые черты рождественского рассказа, одна из которых - описание необыкновенного, счастливого происшествия, неожиданной перемены, которые могут свершиться лишь в преддверии или во время праздника.
Возрождение утраченной традиции написания произведений, приуроченных к празднику Рождества, началось в конце 1980-х годов. В печати начали появляться как перепечатки святочных и рождественских рассказов XIX и начала XX века, так и новые произведения, созданные по канону жанра, начали издаваться многочисленные сборники религиозно-календарной прозы («Чудо рождественской ночи»(1993), «Вифлеемская звезда»(1993), «Рождественская звезда»(1995), «Рождество»(1997)). И по сей день множество сборников рождественских и святочных рассказов выходят и переиздаются ежегодно.
Создавая рождественские рассказы, современные авторы описывают реалии сегодняшнего дня, в той или иной степени следуя устойчивым жанровым канонам. Популярность рождественских историй свидетельствует о непрерывности духовной жизни, неизменности основ менталитета русского человека, верящего в чудо, в идеалы добра, милосердия и сострадания.
Цель: выявление традиций классического рождественского рассказа, унаследованных современными прозаиками, анализ сюжетообразующих, ключевых тем, мотивов, поэтики в новейшей календарно-религиозной прозе.
Целью определяются основные задачи работы:
- рассмотреть жанровые и стилевые каноны рождественского рассказа;
- выявить особенности рождественских рассказов классиков отечественной литературы;
- проследить тенденцию использования классических традиций, а также роль реминисценций в произведениях современных авторов;
- проследить трансформации жанрового канона в произведениях известных писателей рубежа ХХ и XXI веков, выявить особенности функционирования рождественских образов и тем.
Объектом исследования явился значительный пласт отечественной словесности, относимый теорией литературы к рождественской прозе: рождественские рассказы классиков русской литературы Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», А.П. Чехова «Ванька», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Елка». Были изучены и интерпретированы неканонические рождественские рассказы современных писателей - «Рождественский рассказ» В. Токаревой, «Черное пальто», Л. Петрушевской, «Капустное чудо» Л. Улицкой, «Девочка со спичками дает прикурить» Д. Быкова.
Предметом исследования стали трансформации традиционных мотивов в рождественских рассказах современных писателей, жанровые и стилевые особенности их прозы.
Основными методами являются сравнительно-типологический, культурно-исторический, а также принципы и приемы интертекстуального и целостного анализа текста.
Научная новизна работы заключается в выявлении особенностей функционирования традиционных тем и мотивов рождественского рассказа в творчестве писателей конца ХХ и начала XXI веков.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в курсе преподавания истории русской литературы, в элективных курсах, на уроках литературы в школьной практике.
Структура. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. Рождественский рассказ в контексте русской классической литературы
1.1.Жанровые особенности рождественского рассказа
Основоположником жанра рождественского рассказа считается Чарльз Диккенс, создавший большой цикл прозы, приуроченный к празднику Рождества. Его дебютный рассказ «Рождественская песнь в прозе» был написан в 1843 году, впоследствии автор ежегодно создавал произведения, приуроченные к сакральному празднику. В его произведениях утверждался культ дома и очага, противостоящих уличному ненастью и житейским невзгодам, здесь впервые появились традиционные, канонические для жанра мотивы - мотивы детства и ценности семьи. Рождественские рассказы писателя («Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи») были переведены в России почти сразу после своего появления. Возникновение русской рождественской прозы стимулировали и другие произведения зарубежных авторов («Повелитель блох» и «Щелкунчик» Э. Т. А. Гофмана, «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена).
Изучение научной литературы показывает, что многие исследователи не видят особых различий в достаточно близких жанровых разновидностях прозы - святочном и рождественском рассказах. Термины «святочный» и «рождественский» рассказ чаще всего используются как синонимы, их разграничение в достаточной степени условно. Основой для неразличения исследователями святочной и рождественской литературы, прямого отождествления этих жанровых разновидностей календарно-религиозной прозы становятся разные факторы, но прежде всего то, что они приурочены примерно с одному времени, хронологические рамки Рождества, Святок, те нюансы, в которых хорошо разбирался читатель XIX века, для современного читателя размыты и непонятны.
Действительно, и в рождественских и святочных рассказах речь идет об определенных этапах одного праздника, об особенном рубежном времени, когда принято осмысливать пройденный жизненный путь и с надеждой заглядывать в неведомое будущее. В.Н. Топоров определяет понятие религиозного торжества
как «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике» [50, с.329 ].
Справедливо мнение Е.В. Душечкиной, которая отмечает в этой связи: «Время существенно влияет на ту мистическую силу, которая содержится в повествовании <.> само время способно аккумулировать особенные, свойственные только ему тексты» [13, с.6,10].
Не видят существенных, радикальных различий между этими двумя жанровыми разновидностями Е. В. Душечкина и Х. Баран, О. Торбина, Б. Глебов. В предисловии к сборнику «Чудо рождественской ночи»
Е.В. Душечкина и Х. Баран отмечают: «Термины «рождественский рассказ» и «святочный рассказ», по большей части, использовались как синонимы: в текстах, обозначенных как «святочный рассказ» могут содержаться мотивы, связанные с праздником Рождества, а подзаголовок «рождественский рассказ» зачастую вовсе не предполагает отсутствие в тексте мотивов народных святок» [59, с. 6 ]. Е.В. Душечкина рассматривает объективные факторы, ставшими причинами такой терминологической неразберихи в своей монографии, посвященной жанру святочного рассказа: «Сам термин ''святочный рассказ'', впервые использованный Н. Полевым, собственно терминологический смысл получил лишь в середине века. Примерно тогда же. начинает использоваться и термин ''рождественский рассказ''. Изредка встречается еще одно жанровое определение - ''новогодний рассказ''». [13, с.9].Торбина О.Р., считает термины тождественными и взаимозаменяемыми, в этом смысле ее суждение остаточно показательно: «Итак, во всем рассмотренных нами святочных (рождественских) рассказах можно отметить жанрообразующие признаки: все они приурочены к Рождественским праздникам - Святкам или одной Рождественской ночи, описывает чудесные события, которые предопределяют душевное воскрешение или перерождение героя.» [51].
Отдельные исследователи, напротив, видят существенные различия между понятиями святочного и рождественского рассказов. Именно таково мнение А.Р. Магалашвили. Он отмечает: «Исследователи выделяют три календарных жанра: рождественский и святочный рассказы, посвященные Рождеству и Святкам (послерождественским праздничным дням), и потому зачастую взаимопроникающие, а также пасхальный рассказ, связанный со Страстной неделей и Пасхой [25].
Конец девяностых годов, постперестроечное время, а также начало нулевых годов сопровождалось в России ломкой всех привычных стереотипов, мощными мировоззренческими сдвигами, переосмыслением всех нравственных ценностей, а также поисками собственной национальной идентичности. Потому вопросы духовности и нравственного состояния общества встали особенно остро в переломный период.
Постепенное возвращение российского общества к исконным духовным основам вполне закономерно, оно нашло отражение и в возвращении жанров духовной литературы. Официальное признание христианских праздников в целом, повышение их значимости и престижности в культурной жизни общества обусловили многие тенденции в развитии отечественной литературы, возродили у современных авторов интерес к жанрам календарной религиозной словесности, в частности, к рождественским рассказам.
Рассмотрение современных рождественских рассказов свидетельствует о том, что жанры духовной литературы необыкновенно актуальны и востребованы современным читателем. Обращение современной русской прозы к важному и сложному жанру симптоматично, хотя современные малые жанры - рассказ, новелла, короткая повесть, эссе, даже и драма, - по преимуществу привязаны к глянцево-журнальному формату.
Безусловно, жанр современного рождественского рассказа не мог остаться каноническим, он претерпел глобальные изменения, значительно трансформировался, вобрав черты других жанров. В то же время современный рождественский рассказ не может рассматриваться в отрыве от канонических образцов словесности, в нем обнаруживаются реминисценции, связанные с наследием мировой классической литературы, для него характерен активный внутренний диалог с предшественниками.
Возвращение к религиозному канону, задающему конкретное время действия и почти неизбежный уклон в фантастику достаточно сложно. Очевидно, что жанровый канон, жанровые клише, традиционные повороты сюжета, строгость в композиционном построении во многом стесняют творческую фантазию современных авторов, и они вольно или невольно отходят от строгих жанровых форм.
Рождественский рассказ всегда выполнял вполне определенную задачу: он заставлял писателя и читателя совместно переживать умиление, восторг перед чудом, для него всегда было характерно тонкое сочетание сентиментальности и надежды, которое достаточно трудно передать, не впав в фальшивый тон.
Традиционный рождественский рассказ просто немыслим без ощущения чуда, но, к сожалению, все чудеса современного, сегодняшнего рассказа бытового толка, зачастую они сводятся либо к примирению поссорившихся супругов, либо к получению большой суммы денег.
Действие в современных рождественских рассказах, как это ни парадоксально, в большинстве случаев разворачивается на фоне удивительно убогих, жалких декораций. Чарующая русская зима, столь притягательная в классических святочных и рождественских рассказах столетней давности, выглядит удивительно блеклой, двухцветной (черно-белой), неуютной, совершенно непраздничной. Возникает ощущение, что никто из героев современных рассказов не заметил бы Рождества и Нового года, если бы не телевизор и предновогодняя производственная и закупочная суета.
Современные авторы словно не верят в то, что могут сбыться сокровенные мечты и желания их героев, не верят в чудесные превращения, но главное, не верят и в возможность изменения кем-то заложенной программы безрадостной траектории жизни героев. Бесконечный пессимизм современного рассказа приходит в явное противоречие с самим каноном рождественского текста.
Особенность новейших рождественских рассказов состоит в том, что в них представлены реалии современной жизни, весьма далекие от духовной культуры и нравственности. Рождественские истории по преимуществу наполнены актуальным содержанием, в них показываются неискоренимые пороки и болевые точки современного российского общества. Наряду с проходными, достаточно примитивными текстами, которые можно отнести к жанру рождественского рассказа с большой натяжкой, в русской литературе представлены интересные и своеобразные вариации этого жанра. Эти произведения создавались в разные годы наиболее известными и признанными писателями нашего времени.
В каждом из них совершается маленькое рождественское чудо, происходит нравственное перерождение героев. Это свидетельствует о том, что идеалы, которые характерны для рождественского рассказа, не устаревают, не теряют своей глубоко человечной сути. Рассмотренные нами современные рождественские рассказы, при всей условности их отнесения к жанру канонического рассказа, зачастую отображающие совершенно безрадостную серую действительность, продолжают призывать к идеалам милосердия, повествуют о вечной борьбе между добром и злом, несут в себе идеи добра и сострадания.
1. Андерсен Г.Х Девочка со спичками. [Электронный ресурс]. Режим http://www.l**ra.ru/fullwork/get/woid/00314771211888533932/
2. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. -336 с.
3. Безбородкина Е.С. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей //Литература в школе. - 2007. - № 7. - С.3436.
4. Большая книга Рождества / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. - М.: Олма- Пресс, 2000. - 863 с.
5. Борисова В. В. «Мальчик у Христа на елке» в контексте рождественского рассказа//Малая проза Ф.М. Достоевского: принцип эмблемы. Учебное пособие. - Уфа: БГПУ, 2011. - с. 55-64.
+ еще 55 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Традиции и новаторство в рождественских рассказах русских писателей XXI века: культурологический и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 72 | |
Цена: | 2600 руб. |
Дипломная работа
«Христианская образность в художественном мире а. а. ахматовой: историко-литературные и методические аспекты изучения в школе»Дипломная работа
«Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.»Дипломная работа
«Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения»Дипломная работа
«С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия»Дипломная работа
«Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика