Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Тематика и проблематика публицистической прозы уфимского писателя М. Чванова: культурологический и методический аспекты изучения - Дипломная работа №44176

«Тематика и проблематика публицистической прозы уфимского писателя М. Чванова: культурологический и методический аспекты изучения» - Дипломная работа

  • 64 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ 10

1.1. Общая характеристика и основные направления современной публицистики рубежа веков 10

1.2. Споры о духовном упадке России в современной публицистике: расхождения и точки соприкосновения 17

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТА М.А. ЧВАНОВА 33

2.1. Художественное своеобразие эссеистических очерков М.А. Чванова.33

2.2. Портретная публицистика М.А. Чванова 39

2.3. Методические рекомендации к урокам литературного краеведения для старшеклассников: интермедиальный урок по литературе на материале публицистических произведений М.А. Чванова в 10 классе 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Введение

Актуальность исследования. До сих пор не в полной мере решена одна из важных задач отечественного литературоведения: отсутствует целостное представление о современной публицистике конца XX - начала XXI веков в контексте культурного пространства данных столетий. Достигнуть глубоких и объективных результатов в решении этой задачи можно, во многом обратившись к изучению художественного своеобразия (жанровой специфики, идейно-тематического содержания, языковых и стилистических особенностей) публицистических произведений как конкретного автора, так и целого ряда писателей-публицистов.

Особое внимание вызывает сегодня творчество нашего земляка, яркого российского публициста М.А. Чванова. Злободневная и актуальная проблематика его произведений вызывает в последние годы прочный интерес и широкий читательский отклик. В связи с этим назрела насущная необходимость выявить основные тенденции развития публицистического творчества этого автора. Произведения М.А. Чванова, начиная с 1990-х годов, были объединены в сборники и опубликованы центральными (московскими) и региональными издательствами («Вече», «Институт русской цивилизации», «Голос-Пресс», «Китап»), в разные годы вышли в свет книги «Корни и крона» (1991 г.), «Время Концов и Начал» (1994 г.), «Лестница в небо: записки спелеолога» (2004 г.), «Мы - русские?.; «.всего мира Надеждо и Утешение» (2005 г.), «Загадка гибели шхуны «Святая Анна»: по следам пропавшей экспедиции» (2009 г.), «Русский крест: очерки русского самосознания» (2012 г.), «Серебристые облака» (2015 г.), «Блаженны страждущие.», или повесть о Дмитрии Донском, потомке французских крестоносцев» (2017 г.), которые требуют глубокого и вдумчивого изучения.

Объектом данного исследования является публицистика уфимского писателя М.А. Чванова.

Предмет исследования. Нами обозначен круг произведений М.А. Чванова, в которых с наибольшей полнотой выражено мировоззрение писателя, его оценка недугов современной общественной жизни - это эссе «Время Концов и Начал», «Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!. », «Совесть России» и другие.

Цель исследования - раскрыть идейно-эстетическое своеобразие публицистики М.А. Чванова.

Достижение данной цели предполагает решение конкретных исследовательских задач:

1) дать обзор научно-критической литературы, связанной с изучением публицистики конца XX - начала XXI веков;

2) определить место современной публицистики в культурном пространстве и литературном процессе, выявить основные направления публицистики;

3) обозначить тематику и проблематику публицистических произведений уфимского автора, выявить актуальность социально-культурных ситуаций, рассматриваемых нашим земляком;

4) раскрыть своеобразие художественных приёмов, используемых художником в произведениях «Время Концов и Начал», «Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!.», «Совесть России» и других;

5) разработать методические рекомендации по изучению публицистических произведений на уроках литературного краеведения для учащихся старших классов средней школы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые рассматриваются публицистические произведения М.А. Чванова в контексте современной публицистики, а также предлагаются методические рекомендации к урокам литературного краеведения в школе по публицистическим произведениям уфимского писателя.

Опираясь на выводы литературоведов, мы соединяем в нашей работе разные аспекты изучения публицистических текстов писателей конца XX - начала XXI веков и сопоставляем основные социальные процессы общественной жизни с картиной действительности, изображённой на страницах произведений уфимского писателя.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, работы литературных критиков, посвящённые общим и частным проблемам публицистики, изучению основных направлений и течений в русской публицистике конца XX - начала XXI веков, выявляющие особенности литературного процесса этих столетий: Е.В. Ахмадуллин, И.К. Блохин, Н.И. Глушков, В.М. Горохов, Е.И. Журбина, В.И. Здоровега, А.В. Калагинский, А.А. Калмыков, Г.В. Колосов, Л.А. Коханова, В.И. Кузин, Е.П. Прохоров, Л.Г. Свитич, В.А. Сидорова, М.И. Скуленко, Г.Я. Солганик, М.И. Стюфляева, В.В. Учёнова, В.Н. Фоминых, И.Д. Фомичёва, В.Л. Цвик, Г.В. Чевозёрова, М.С. Черепахов и др.

Подчеркнем, что для тех, кто обращается к изучению публицистики, своеобразным научным ориентиром стали труды литературных критиков и учёных В.В. Агенова, Г.А. Белой, Т.М. Колядиной, М.Н. Липовецкого, А.Ю. Сегень.

Рассматривая творчество М.А. Чванова, исследователи прежде всего пишут о том, что автор не щадит читателя, с великой болью говорит о недугах общественной жизни (например, об утрате русским народом собственной национальной идентичности), о том, что его искренне волнует и мучает. Поэтому он не жалеет, а чаще всего бичует современников за слабость и малодушие, за отсутствие прочных нравственных ориентиров. По мнению ряда литературных критиков, коллег по цеху, публицистические произведения М.А. Чванова имеют во многом общие философские, социально-нравственные, религиозные, культурно-исторические основы, к которым уфимский писатель обращается вновь и вновь, раскрывая и иллюстрируя их разным жизненным материалом, обращаясь к разным фактам общественной действительности.

Боль становится генетическим признаком произведений М.А. Чванова.

Так, например, В.Н. Яранцев считает, что в произведениях писателя появляется важная нравственная категория - совесть. Совесть, жаждущая больших дел, настоящих перемен, всегда не удовлетворённая. Поэтому так характерна для уфимского автора постоянная антитеза «одинокой совести и массовой бессовестности» [95, 103]. Болезненная для России тема совести неразрывно связана у писателя с православием, отход от которого ведёт русского человека к потере нравственной опоры в жизни, к потере в человеке человеческого. «О неостывающей совести. О том, что праведный суд над преступной нравственной слепотой и убогостью будет рано или поздно свершен. Обо всем этом такая несъедобная для литературных гурманов и эстетов трудная публицистическая проза Михаила Чванова, предназначенная для читателя не ленивого ума и вялого чувства, а для тех, кто болеет за человека с большой буквы, в какой бы стране, городе, деревне он ни жил» [95, 113].

А.Ю. Сегень также подчёркивает, что всё творчество М.А. Чванова проникнуто патриотическим пафосом: уфимский автор - подлинный гражданин и патриот своего Отечества. Поэтому так проникновенно, с глубокой болью говорит он о падении, даже исчезновении русского человека, который утратил связь с русской культурой, с традициями русского православия [70].

Для М.А. Чванова любовь к России и любовь к родному краю (Башкирии) неразделимы. Именно поэтому его первая книга называлась «Башкирия: 13 счастливых дорог», в которой он проявил себя как большой мастер художественно-краеведческого очерка, знаток родной земли. По мнению В. Романова, «каждая книга писателя несёт добро и радость, свежие впечатления и удивление от познания мира», мира, который рядом с нами и, казалось бы, так хорошо нам знаком, но который открывается читателю новыми и удивительными гранями в произведениях писателя [97].

Необходимо отметить, что многие исследователи важной чертой чвановской публицистики считают бережное отношение автора к такому понятию, как патриархальность. Возвращение и обращение к патриархальному началу ставит М.А. Чванова в один ряд с такими писателями, как Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев. Особенно много общего во взглядах, оценках общественной жизни, в отношении к социальным, политическим, нравственным процессам, протекающим в нашей стране в последние десятилетия, между М.А. Чвановым и В.Г. Распутиным, которых связывали ещё и долгие годы дружбы.

Патриархальные мотивы в публицистике М.А. Чванова, «любовь к отеческим гробам», к культурному наследию родного края в полной мере нашли отражение в его работах, связанных с изучением и сохранением для потомков аксаковского наследия, святынь родной земли. Уфимский публицист внёс большой вклад в аксаковедение: широко известны его книги «Если не будете как дети.», «Корни и крона», в которых он пишет о роли семьи Аксаковых в отечественной культуре, семьи, ставшей, по мнению М.А. Чванова, мерилом и нравственным эталоном для современников.

К 50-летию писателя в издательстве «Китап» вышла книга «Время концов и Начал». «После распада Советского Союза рушились старые институты и идеология. Но Михаил Андреевич Чванов увидел не только время Конца советской эпохи, но и время Начал возрождения религиозных и нравственных традиций в современной России» [97].

Наш небольшой обзор далеко не всех публицистических книг уфимского писателя говорит не только о широком круге интересов М.А. Чванова, но и о его гражданской позиции, которая не позволяет ему равнодушно взирать на процессы современной жизни: обострённое чувство совести заставляет его бить в колокола. Именно поэтому многие его очерки, эссе, статьи-исследования, исторические обзоры звучат, как набат, заставляющий нас одуматься, остановиться на краю пропасти и сохранить то духовное наследие, которое может спасти и возродить наше Отечество.

Методы исследования. В ходе нашей работы синтезированы системный, историко-функциональный подходы, а также принципы сравнительно-типологического анализа литературных произведений.

Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для дальнейшего научного исследования публицистики конца XX - начала XXI веков. Результаты изучения публицистических произведений М.А. Чванова могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в школе и на филологических факультетах вузов при подготовке общих и специальных лекционных курсов, создании учебных пособий по русской литературе, организации научно-исследовательской деятельности студентов и учащихся, обращающихся к изучению современной русской публицистики, региональной литературы.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении объясняются выбор темы, ее актуальность, научная новизна; устанавливаются предмет и объект исследования; определяются цели, задачи, методы работы с художественными текстами.

Первая глава посвящена тенденциям развития современной публицистики. Глава разделена на два параграфа. В первом параграфе даётся обзор литературно-критических исследований, раскрывающих своеобразие публицистической литературы рубежа веков, определяются основные направления современной публицистики. Во втором параграфе приводятся основные характеристики современной публицистики, выявляются расхождения и точки соприкосновения разных публицистов, рассуждающих о будущем России, об утрате русским народом собственной национальной идентичности, духовности.

Вторая глава посвящена особенностям публицистики М.А. Чванова. Глава разделена на три параграфа. В первом параграфе дана жанровая характеристика публицистических произведений уфимского автора, обозначены основные направления развития его публицистического творчества. Во втором параграфе рассматривается специфика портретной публицистики М.А. Чванова, её злободневность и актуальность. Третий параграф методический. В нем представлены методические рекомендации по изучению творчества уфимского публициста М.А. Чванова в школе: предложены рекомендации к урокам по литературному краеведению (на материале прозы и публицистики М.А. Чванова) и разработка интермедиального урока в школе по публицистике писателя для учащихся 10-го класса.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.

Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 64 страницы.

Список литературы включает в себя 98 наименований.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ.

1.1. Общая характеристика и основные направления в публицистике рубежа веков

Публицистика конца XX - начала XXI веков - одно из ярких направлений в современном литературном процессе, которое позволяет художнику слова, обращаясь к разным жанровым формам (очерк, репортаж, интервью, эссе, фельетон и др.), познавать меняющуюся действительность, формулировать своё отношение к актуальным и болевым аспектам общественной жизни, говорить с читателем о нравственных недугах, уродующих естественное природное начало человеческой души.

Писатель Олег Павлов подчеркивает: «Современная проза - это не рассказ о современности, а разговор с современниками, новая постановка главных вопросов о жизни. Она возникает как энергия только своего времени. Это знание, духовный опыт. Новое самосознание. Новое духовное состояние» [59, 18]. И хотя эти слова современного литератора характеризуют художественную прозу, они в полной мере соотносимы и с современной публицистикой.

Публицистика - направление, которое опирается на факт: без факта нет публицистики. Любой вектор, событие социально-общественной жизни - повод для размышления, отклика и оценки. Но публицистика немыслима без чётко выраженной авторской линии, без чётко очерченной гражданской позиции. Только такая публицистика не устаревает и становится своеобразным нравственным камертоном общества.

В художественной прозе реализуется алгоритм автор - герой - читатель, именно герой - носитель авторского взгляда на мир, а авторская воля раскрывается при создании образа. Именно для этого писатель тщательно отбирает факты и средства, которые раскрывают внешний и внутренний мир героя, помогают выстроить стержень его характера. В публицистике всё иначе. Автор становится носителем определённой идеологии, так как он равен в публицистике личности публициста. Он лицо реальное, а не плод художественного вымысла, и личность, конечно же, часто хорошо известная широкой общественности, это человек, у которого есть своя система нравственных координат, свои позиция, вкусы, предпочтения.

«Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт- образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами и в то же время несет в себе признаки факта как категории гносеологической. Это означает, что факт имеет определенную протяженность во времени и пространстве, что он не точка, а отрезок действительности. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах» [18, 15].

Какими же качествами обладает публицистика? Главное её свойство - документальность: подлинные имена людей, исторические события, точно указанное место действия, время. И, безусловно, в публицистике читатель всегда «видит» присутствие автора, которое достигается разными приёмами и средствами выразительности.

Авторское присутствие, своеобразная печать личности явственно раскрывается в таких жанрах, как репортаж, очерк, эссе, фельетон, интервью и т.д.

В документальной публицистике устанавливаются качественно новые связи автора с окружающей средой, обогащаются его взаимоотношения с героями. Герои и публицист принадлежат одному миру - миру реальной действительности или, если это другая историческая эпоха, миру, родственному публицисту по духу. Автор-публицист самостоятельно, силой личного вмешательства выделяет и объясняет те факты, которые значимы для него.


Заключение

Михаил Андреевич Чванов - «один из лучших сегодняшних прозаиков России. Прозаик казаковского направления, граждански-лирический, проникновенный, душевный», - пишет русский писатель и кинодраматург Александр Сегень [70, 144]. Трудно не согласиться с этим утверждением. Приведённые слова в полной мере справедливы и по отношению к публицистике нашего земляка.

Современная публицистика - явление достаточно пёстрое, которое позволяет художнику слова, обращаясь к разным жанровым формам (очерку, репортажу, интервью, эссе, фельетону и др.), познавать меняющуюся действительность, формулировать своё отношение к актуальным и болевым аспектам общественной жизни. Публицистика опирается на факт социально-общественной жизни, являющийся поводом для глубоких нравственных обобщений, способом выражения автором своей гражданской позиции: автор в публицистике всегда носитель определённой идеологии.

Публицистика в основном эксплуатирует факты-образы. Образ в публицистике рационален, то есть обусловлен волей самого автора. Каждый даже на первый взгляд незначительный образ, незначительная деталь или факт неслучайны, они неразрывно связаны с образом, находящимся в центре повествования.

Автор публицистического произведения - это подлинная, конкретная личность, у которой есть свой жизненный опыт, своё мировоззрение. Он говорит с читателем от первого лица, от своего имени, что рождает доверие и особое чувство близости, которое возникает у читателя к автору. Авторское присутствие, своеобразная печать личности явственно раскрываются в таких жанрах, как репортаж, очерк, эссе, фельетон, интервью и т.д.

Важными качествами публицистики являются документальность; социальность, оценочность, исповедальность, которые, по мнению исследователей, определяют общественный подход автора к миру, так как

задача публициста заключается в соотнесении реальности (часто негативной, болезненной) с истинными социальными интересами и целями общества. Во многом благодаря этим свойствам публицистики автор создаёт ту или иную социально-политическую, социально-идеологическую картину мира.

Особой жанровой и стилистической чертой публицистики является ярко выраженное субъективное начало - исповедальность. Это подталкивает публициста к использованию определённых приёмов художественной выразительности:

- автор намеренно подбирает самые яркие и значимые факты;

- автор создаёт динамичное повествование;

- автор обращается к эмоционально окрашенной лексике, использует риторические фигуры, иронию и т.д.

Подчеркнем, что невозможно, говоря о публицистике, характеризовать только личность автора, не раскрывая особенности адресата публицистического текста. Хотя адресат публицистического текста из субъекта может легко стать объектом исследования и оценки.

Публицистика зарождается ещё в XIX веке и интенсивно развивается по сей день. Мы выделим только самые яркие периоды её развития: в XIX веке появляется либеральная и почвенническая публицистика в творчестве А. Герцена, Т. Грановского, П. Чаадаева, В. Белинского, А. Хомякова, И. Киреевского, А. Григорьева, Ф. Достоевского, Н. Страхова и др.; новый виток эволюции публицистики - публицистика накануне революции 1917 года, в которой обозначилось противостояние ультралиберальных и консервативных направлений; 60-е годы XX столетия - период возрождения традиций дореволюционной публицистики; публицистика периода перестройки (1985-1991 гг.); публицистика «нулевых»; конструктивное и деструктивное направления в современной оппозиционной публицистике; современная интернет-публицистика; современная публицистика и литературная критика в либеральных литературных журналах «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Книжное обозрение», «НГ Ex libris», 54

«НЛО», «Новый мир», «Октябрь» и почвеннических журналах «Аврора», «День литературы», «Литературная Россия», «Москва», «Наш современник», «Роман-газета».

Своеобразным краеугольным камнем современной публицистики стал вопрос о будущем России, её духовном упадке, потере русским человеком собственной национальной идентичности. К этой животрепещущей теме обращается целый ряд писателей-публицистов конца XX - начала XXI веков: В.П. Астафьев, А.А. Проханов, В.Г. Распутин, Т.Н. Толстая, М.А. Чванов и многие другие. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает точка зрения (сходства и различия) двух ярких и столь непохожих друг на друга публицистов В.Г. Распутина и Т.Н. Толстой, оценка ими болезненных процессов общественной жизни.

Начиная с «нулевых» годов В.Г. Распутин практически не уходил из публицистики, напротив, она приобрела у автора более жесткие, конкретные и одновременно эсхатологические черты. В.Г. Распутин поднимает проблемы не только экологии среды обитания, но и экологии души, языка, ментальности, образования, литературы, культуры. Это круг «больных» тем, поэтому писатель вновь и вновь возвращается к ним в интервью, выступлениях, очерках, открытых письмах.

Публицистический дискурс В.Г. Распутина представлен многожанровым ансамблем: это эссе, очерки, выступления, открытые письма, интервью, где автор реализует себя в большей мере как художник, о чем говорят образность, специфика повествования, его лексическая организация. Диалоги В.Г. Распутина - как жанр авторской публицистики - наследуют свойства классического прозаического диалога.

Диалогизм, эссеистичность - характерные стороны и публицистики Т.Н. Толстой. Как публицистические, так и художественные произведения писателя представляют собой яркие примеры формирования авторских жанровых форм: эссе и публицистических жанров (памфлетов, фельетонов и др.).

Как правило, в жанровых формах Т.Н. Толстой усложнена структура образа автора, эксплицирован образ читателя, используется сложная композиция текста, особую роль играет «провоцирующий» заголовок. Все эти признаки характерны и для публицистики Т.Н. Толстой.

Мы обратились в нашем исследовании к анализу эссеистических портретных очерков яркого и самобытного писателя-публициста М.А. Чванова («Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!.», «Совесть России» и др.). Данным произведениям М.А. Чванова свойственна острая социальность, сконцентрированность проблематики, сжатость сюжетного времени. Автор, как правило, анализирует социальные и этические проблемы с помощью не только подбора ярких фактов, но и историко-философских обобщений. Его эссеистические очерки «Совесть России», «Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!.» включают в себя синтетическую комбинацию различных жанровых признаков: эссе, очерка, некролога, воспоминаний. Это позволяет М.А. Чванову эмоционально (чаще всего с большой горечью) и предельно искренне говорить с читателем о судьбе русского писателя в России, о важных для него и столь непопулярных сегодня нравственных категориях совести, смирения, долга, правдоискательства; позволяет уфимскому автору создать в своём произведении образ пророка, учителя, праведника, которые, безусловно, всегда были и будут солью земли русской.

Эссеистические очерки нашего земляка, блестящего публициста М.А. Чванова связаны между собой одной темой - темой истинно русского человека, темой истинного патриотизма.


Список литературы

1. Абашева М.П. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности. - Пермь, 2001. - 356 с.

2. Абдуллина А.Ш. Поэтика современной башкирской прозы: Автореф. дисс. . д-ра филол. наук: 10.01.02. - Москва, 2009. - 40 с.

3. Агеносов В.В. Русская проза конца XX века. - М.: Академия, 2005. - 526 с.

4. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы: В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. - М.: Просвещение, 1997. - 336 с.

5. Астафьев В.П. Повести и рассказы. - М.: Издательство: Вита Нова, 2013. - 624 с.

+ еще 93 источника


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Тематика и проблематика публицистической прозы уфимского писателя М. Чванова: культурологический и методический аспекты изучения»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Традиции и новаторство в рождественских рассказах русских писателей XXI века: культурологический и методический аспекты изучения

    72 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. Рождественский рассказ в контексте русской классической литературы
    1.1. Жанровые особенности рождественского рассказа 6
    1.2. Рождественские произведения русских писателей 13
    1.2.1. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»(1834) 14
    1.2.2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Елка» (1857) 16
    1.2.3. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» (1876) 19
    1.2.4. А.П. Чехов «Ванька» (1886) 22
    Выводы по главе 27
    ГЛАВА II. Календарно-религиозная проза XXI: традиции и новаторство в произведениях современных авторов
    2.1. «Рождественский рассказ» В. Токаревой 31
    2.2. Жанровые и стилевые особенности рождественских рассказов
    Л. Улицкой «Капустное чудо» и Л. Петрушевской «Черное пальто» 34
    2.3. Трансформация канона рождественского рассказа в произведении Д. Быкова «Девочка со спичками дает прикурить» 40
    Выводы по главе 48
    Глава III. Культурологические и методические аспекты изучения религиозной календарно-религиозной словесности в современной школе
    3.1. Изучение религиозно-календарной прозы в современной школе 51
    3.2. Интермедиальный урок в 9 классе на тему: «Интерпретации рассказов А.П. Чехова «Ванька» в анимации и театральных постановках»: конспект урока 55
    Выводы по главе 65
    Заключение 68
    Список литературы 71
  • Дипломная работа:

    Проза А.А. Фета: Историко-литературный и методический аспекты изучения

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 8
    1.1. Предпосылки возникновения автобиографической прозы 8
    1.2. Художественная специфика автобиографической прозы 11
    1.3. Особенности художественной прозы А.А. Фета 17
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.А. ФЕТА 28
    2.1. Повести и рассказы А.А. Фета: культурологический комментарий 28
    2.2. Методические рекомендации по разработке интермедиальных уроков в 10 классе на тему «Проза А.А. Фета» 39
    Выводы по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 8
    1.1. Предпосылки возникновения автобиографической прозы 8
    1.2. Художественная специфика автобиографической прозы 11
    1.3. Особенности художественной прозы А.А. Фета 17
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.А. ФЕТА 28
    2.1. Повести и рассказы А.А. Фета: культурологический комментарий 28
    2.2. Методические рекомендации по разработке интермедиальных уроков в 10 классе на тему «Проза А.А. Фета» 39
    Выводы по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 66
  • Дипломная работа:

    Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В.М. ШУКШИНА.6
    1.1. Своеобразие художественного метода писателя.6
    1.2. Индивидуально-авторские особенности рассказов В.М. Шукшина.13
    1.3. Типология рассказов писателя.17
    Выводы по первой главе.23
    ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ В.М. ШУКШИНА.25
    2.1. Образы «чудиков» в рассказах «Критики», «Чудик», «Мастер».25
    2.2. Идейно-художественное своеобразия рассказов «Срезал», «Верую!», «Крепкий мужик».34
    Выводы по второй главе.39
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. ШУКШИНА В ШКОЛЕ.42
    3.1. Методические рекомендации по изучению произведений писателя.42
    3.2. Конспект урока по литературе: «В.М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?».46
    3.3. Проект программы элективного курса.55
    Выводы по третьей главе.59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.63
  • Дипломная работа:

    Театральные интерпретации рассказов А.П. Чехова: культурологический и методический аспекты изучения

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА.
    1.1. Бесфабульный рассказ: теория и история изучения в отечественном литературоведении 5
    1.2. Жанровое своеобразие бесфабульных рассказов А.П. Чехова 22
    Выводы по первой главе 30
    Глава II. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА.
    2.1. Рассказы А.П. Чехова 80-90-х годов: проблемы визуализации прозаического текста 33
    2.2. Театральные интерпретации бесфабульных рассказов А.П. Чехова 39
    2.3. Изучение бесфабульных рассказов А.П. Чехова в школе 51
    Выводы по второй главе 57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
  • Дипломная работа:

    Праведность и плутовство в рассказах Н.С. Лескова: культурологический и методический аспекты изучения

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА 9
    1.1. Обзор литературно-критических статей, посвященных свойствам русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова 9
    1.2. Парадоксальность русского национального характера в художественном мире Н.С. Лескова 14
    ГЛАВА 2. ЗАГАДКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗАХ Н.С. ЛЕСКОВА 1880-Х ГОДОВ 29
    2.1. Художественная характерология Н.С. Лескова в рассказах 1880-х годов 29
    2.2. Методические рекомендации к интермедиальному уроку по творчеству Н.С. Лескова в 10 классе (на материале рассказа «Грабеж») 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
  • Дипломная работа:

    Современная русскоязычная драматургия башкортостана (на материале пьес С.Р. Чураевой): историко-литературный и методический аспекты изучения

    85 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕС С.Р. ЧУРАЕВОЙ 9
    1.1. История создания пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего», отзывы российской и республиканской прессы 9
    1.2. Жанровая характеристика пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 16
    1.3. Черты «современной мистерии» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 19
    ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В «СОВРЕМЕННОЙ МИСТЕРИИ» С.Р. ЧУРАЕВОЙ «ПРЕЖДЕ ПРЕЖНЕГО» 27
    2.1. Мотив «борьбы со смертью и бессмертия» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 27
    2.2. Мотив «героя и героизма» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 34
    2.3. Мотив «младенчества» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 38
    ГЛАВА III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПЬЕСЕ С.Р. ЧУРАЕВОЙ «ПРЕЖДЕ ПРЕЖНЕГО» 46
    3.1. Антитеза «мир цивилизации - естественно-природный мир» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 46
    3.2. Приём параллелизма «родства человека и природы» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 49
    3.3. Методические рекомендации по изучению современной русскоязычной драматургии Башкортостана в 11 кассе (на материале пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего») 53
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • ВКР:

    Учебно-методическое обеспечение курса “татарская диалектология”

    91 страниц(ы) 

    Кереш.
    Төп өлеш
    Беренче бүлек.
    Татар диалектологиясе буенча программа һәм
    гамәли дәрес үрнәкләре .
    Икенче бүлек.
    Татар диалектологиясе курсы буенча күнегү һәм
    тест үрнәкләре.
    2.1. Татар диалектологиясе курсы буенча күнегү үрнәкләре .
    2.2. Татар диалектологиясе курсы буенча тест үрнәкләре .
    Йомгак.
    Файдаланылган әдәбият исемлеге.
  • Отчет по практике:

    Логические операции и стандартные функции VBA

    13 страниц(ы) 

    Лабораторная работа №9…3
    Ход работы….4
    Контрольные вопросы….10
    Вывод по проделанной работе….13
  • Дипломная работа:

    Проза А.А. Фета: Историко-литературный и методический аспекты изучения

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 8
    1.1. Предпосылки возникновения автобиографической прозы 8
    1.2. Художественная специфика автобиографической прозы 11
    1.3. Особенности художественной прозы А.А. Фета 17
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.А. ФЕТА 28
    2.1. Повести и рассказы А.А. Фета: культурологический комментарий 28
    2.2. Методические рекомендации по разработке интермедиальных уроков в 10 классе на тему «Проза А.А. Фета» 39
    Выводы по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 8
    1.1. Предпосылки возникновения автобиографической прозы 8
    1.2. Художественная специфика автобиографической прозы 11
    1.3. Особенности художественной прозы А.А. Фета 17
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.А. ФЕТА 28
    2.1. Повести и рассказы А.А. Фета: культурологический комментарий 28
    2.2. Методические рекомендации по разработке интермедиальных уроков в 10 классе на тему «Проза А.А. Фета» 39
    Выводы по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 66
  • Дипломная работа:

    Развитие творческого потенциала личности студентов в процессе подготовки к концертно-зрелищным мероприятиям вуза

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ВУЗА….10
    1.1. Развитие творческого потенциала личности студентов как психолого-педагогическая проблема….…10
    1.2. Концертно-зрелищные мероприятия педагогического вуза ….19
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….34
    ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ВУЗА….35
    2.1. Педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в процессе подготовки к концертно-зрелищным мероприятиям вуза….35
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты .….…47
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….….59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….…62
  • :

    Педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе

    131 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 10
    1.1. Сущность понятия одаренность 10
    1.2. Личностный и культурно-исторический подходы в понимании и организации музыкального образования одаренных детей 25
    1.3. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение поддержки и сопровождения одаренных детей 48
    Выводы по первой главе 56
    ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 58
    2.1. Педагогическая поддержка как основная образовательная технология в обучении одаренных детей 58
    2.2. Использование инновационных технологий образования в работе с музыкально-одарёнными детьми 73
    Выводы по второй главе 81
    ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 84
    3.1. Педагогические условия организации образовательного процесса с учетом поддержки и сопровождения одаренных детей 84
    3.2. Педагогический эксперимент и его результаты 101
    Выводы по третьей главе 119
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122
  • Дипломная работа:

    Особая правосубъектность в трудовом праве

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ 7
    1.1. Признаки и особенности правосубъектности в трудовом праве 7
    1.2. Специфика особой правосубъектности в трудовом праве 19
    ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 26
    2.1. Категории лиц в трудовых правоотношениях, обладающие особой правосубъектностью 26
    2.2. Права, обязанности и гарантии лиц, обладающих особой правосубъектностью 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 549
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
  • ВКР:

    Татар телендә кисәкчәләр (лексик-семантик һәм грамматик анализ)

    47 страниц(ы) 

    Төп өлеш
    1 нче бүлек. Кисәкчәләрнең лексик-семантик төркемчәләре
    1. Кисәкчәләрне өйрәнүнең кыскача тарихы
    2. Кисәкчәләрнең лексик составы
    3. Кисәкчәләрнең лексик-семантик төркемчәләре
    2 нче бүлек. Кисәкчәләрнең грамматик билгеләре
    1. Кисәкчәләрнең грамматик билгеләре
    2. Кисәкчәләрнең башка сүз төркемнәренә мөнәсәбәте
    3. Кисәкчәләрнең төзелеше буенча төрләре
    4. Кисәкчәләрнең ясалышы
    3 нче бүлек. Мәктәптә кисәкчә сүз төркемен өйрәнү
    1. Мәктәптә “Кисәкчәләр” темасын өйрәнүнең үзенчәлекләре
    2. Кисәкчәләрнең дөрес язылышы
    Йомгак
    Библиография
  • Дипломная работа:

    Образ иуды в повести леонида андреева «иуда искариот» и в романе михаила булгакова «мастер и маргарита» (историко-литературный и педагогический аспект)

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ИУДЫ: ОТ БИБЛИИ ДО XX ВЕКА
    § 1. Образ Иуды в Библии….10
    § 2. Эволюция образа Иуды в русской литературе….16
    Выводы по первой главе….….…22
    ГЛАВА II. ТРАКТОВКА ОБРАЗА ИУДЫ ИСКАРИОТА В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
    § 1. Образ Иуды в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»….… 23
    § 2. Образ Иуды в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: новая
    трактовка….….…35
    Выводы по второй главе….….….42
    ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ ОБРАЗОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    § 1. Особенности изучения произведений с религиозной составляющей на уроках литературы: работа с библейским интертекстом…. ….43
    § 2. Особенности изучения романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на уроках литературы….50
    §3. Особенности изучения романа повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» в старших классах….57
    Выводы по третьей главе….72
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….73
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…75
  • Контрольная работа:

    Антикризисное управление

    15 страниц(ы) 

    1. Характеристика предприятия 4
    2. Расчет и анализ рисков предприятия 9
    3. Задание: определить ключевые факторы успеха анализируемого предприятия 10
    4. Задание – осуществить SWOT-анализ 12
    5. Список литературы 15
  • Дипломная работа:

    Нелинейное программирование с сепарабельными функциями

    32 страниц(ы) 

    Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
    1. Теоретические аспекты-----------------------------------------------------------------5
    1.1. Общие сведения о численных методах оптимизации---------------------5
    1.2. Методы нелинейного программирования------------------------------------6
    1. 3. Алгоритмы решения задач с ограничениями------------------------------9
    1.4. Сепарабельное программирование-------------------------------------------10
    1.5. Описание метода Дэвидона – Флетчера – Пауэлла--------------------18
    2. Выбор актуальной оптимизационной задачи-------------------------------------22
    2.1Сущность и актуальность задачи---------------------------------------------23
    2.2. Предварительная постановка задачи---------------------------------------23
    3. Строгая постановка и решение прикладной оптимизационной задачи-----24
    3.1. Строгая постановка задачи----------------------------------------------------24
    3.2. Реализация метода решения оптимизационной задачи вручную------25
    3.3. Реализация метода решения оптимизационной задачи на ЭВМ-------25
    4. Анализ результатов решения оптимизационной задачи и оценка степени достижения цели---------------------------------------------------------------------------26
    Заключение---------------------------------------------------------------------------------27
    Список литературы------------------------------------------------------------------------28
    Приложение. Листинг программы-----------------------------------------------------29