Дипломная работа
«Тематика и проблематика публицистической прозы уфимского писателя М. Чванова: культурологический и методический аспекты изучения»
- 64 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ 10
1.1. Общая характеристика и основные направления современной публицистики рубежа веков 10
1.2. Споры о духовном упадке России в современной публицистике: расхождения и точки соприкосновения 17
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТА М.А. ЧВАНОВА 33
2.1. Художественное своеобразие эссеистических очерков М.А. Чванова.33
2.2. Портретная публицистика М.А. Чванова 39
2.3. Методические рекомендации к урокам литературного краеведения для старшеклассников: интермедиальный урок по литературе на материале публицистических произведений М.А. Чванова в 10 классе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность исследования. До сих пор не в полной мере решена одна из важных задач отечественного литературоведения: отсутствует целостное представление о современной публицистике конца XX - начала XXI веков в контексте культурного пространства данных столетий. Достигнуть глубоких и объективных результатов в решении этой задачи можно, во многом обратившись к изучению художественного своеобразия (жанровой специфики, идейно-тематического содержания, языковых и стилистических особенностей) публицистических произведений как конкретного автора, так и целого ряда писателей-публицистов.
Особое внимание вызывает сегодня творчество нашего земляка, яркого российского публициста М.А. Чванова. Злободневная и актуальная проблематика его произведений вызывает в последние годы прочный интерес и широкий читательский отклик. В связи с этим назрела насущная необходимость выявить основные тенденции развития публицистического творчества этого автора. Произведения М.А. Чванова, начиная с 1990-х годов, были объединены в сборники и опубликованы центральными (московскими) и региональными издательствами («Вече», «Институт русской цивилизации», «Голос-Пресс», «Китап»), в разные годы вышли в свет книги «Корни и крона» (1991 г.), «Время Концов и Начал» (1994 г.), «Лестница в небо: записки спелеолога» (2004 г.), «Мы - русские?.; «.всего мира Надеждо и Утешение» (2005 г.), «Загадка гибели шхуны «Святая Анна»: по следам пропавшей экспедиции» (2009 г.), «Русский крест: очерки русского самосознания» (2012 г.), «Серебристые облака» (2015 г.), «Блаженны страждущие.», или повесть о Дмитрии Донском, потомке французских крестоносцев» (2017 г.), которые требуют глубокого и вдумчивого изучения.
Объектом данного исследования является публицистика уфимского писателя М.А. Чванова.
Предмет исследования. Нами обозначен круг произведений М.А. Чванова, в которых с наибольшей полнотой выражено мировоззрение писателя, его оценка недугов современной общественной жизни - это эссе «Время Концов и Начал», «Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!. », «Совесть России» и другие.
Цель исследования - раскрыть идейно-эстетическое своеобразие публицистики М.А. Чванова.
Достижение данной цели предполагает решение конкретных исследовательских задач:
1) дать обзор научно-критической литературы, связанной с изучением публицистики конца XX - начала XXI веков;
2) определить место современной публицистики в культурном пространстве и литературном процессе, выявить основные направления публицистики;
3) обозначить тематику и проблематику публицистических произведений уфимского автора, выявить актуальность социально-культурных ситуаций, рассматриваемых нашим земляком;
4) раскрыть своеобразие художественных приёмов, используемых художником в произведениях «Время Концов и Начал», «Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!.», «Совесть России» и других;
5) разработать методические рекомендации по изучению публицистических произведений на уроках литературного краеведения для учащихся старших классов средней школы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые рассматриваются публицистические произведения М.А. Чванова в контексте современной публицистики, а также предлагаются методические рекомендации к урокам литературного краеведения в школе по публицистическим произведениям уфимского писателя.
Опираясь на выводы литературоведов, мы соединяем в нашей работе разные аспекты изучения публицистических текстов писателей конца XX - начала XXI веков и сопоставляем основные социальные процессы общественной жизни с картиной действительности, изображённой на страницах произведений уфимского писателя.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, работы литературных критиков, посвящённые общим и частным проблемам публицистики, изучению основных направлений и течений в русской публицистике конца XX - начала XXI веков, выявляющие особенности литературного процесса этих столетий: Е.В. Ахмадуллин, И.К. Блохин, Н.И. Глушков, В.М. Горохов, Е.И. Журбина, В.И. Здоровега, А.В. Калагинский, А.А. Калмыков, Г.В. Колосов, Л.А. Коханова, В.И. Кузин, Е.П. Прохоров, Л.Г. Свитич, В.А. Сидорова, М.И. Скуленко, Г.Я. Солганик, М.И. Стюфляева, В.В. Учёнова, В.Н. Фоминых, И.Д. Фомичёва, В.Л. Цвик, Г.В. Чевозёрова, М.С. Черепахов и др.
Подчеркнем, что для тех, кто обращается к изучению публицистики, своеобразным научным ориентиром стали труды литературных критиков и учёных В.В. Агенова, Г.А. Белой, Т.М. Колядиной, М.Н. Липовецкого, А.Ю. Сегень.
Рассматривая творчество М.А. Чванова, исследователи прежде всего пишут о том, что автор не щадит читателя, с великой болью говорит о недугах общественной жизни (например, об утрате русским народом собственной национальной идентичности), о том, что его искренне волнует и мучает. Поэтому он не жалеет, а чаще всего бичует современников за слабость и малодушие, за отсутствие прочных нравственных ориентиров. По мнению ряда литературных критиков, коллег по цеху, публицистические произведения М.А. Чванова имеют во многом общие философские, социально-нравственные, религиозные, культурно-исторические основы, к которым уфимский писатель обращается вновь и вновь, раскрывая и иллюстрируя их разным жизненным материалом, обращаясь к разным фактам общественной действительности.
Боль становится генетическим признаком произведений М.А. Чванова.
Так, например, В.Н. Яранцев считает, что в произведениях писателя появляется важная нравственная категория - совесть. Совесть, жаждущая больших дел, настоящих перемен, всегда не удовлетворённая. Поэтому так характерна для уфимского автора постоянная антитеза «одинокой совести и массовой бессовестности» [95, 103]. Болезненная для России тема совести неразрывно связана у писателя с православием, отход от которого ведёт русского человека к потере нравственной опоры в жизни, к потере в человеке человеческого. «О неостывающей совести. О том, что праведный суд над преступной нравственной слепотой и убогостью будет рано или поздно свершен. Обо всем этом такая несъедобная для литературных гурманов и эстетов трудная публицистическая проза Михаила Чванова, предназначенная для читателя не ленивого ума и вялого чувства, а для тех, кто болеет за человека с большой буквы, в какой бы стране, городе, деревне он ни жил» [95, 113].
А.Ю. Сегень также подчёркивает, что всё творчество М.А. Чванова проникнуто патриотическим пафосом: уфимский автор - подлинный гражданин и патриот своего Отечества. Поэтому так проникновенно, с глубокой болью говорит он о падении, даже исчезновении русского человека, который утратил связь с русской культурой, с традициями русского православия [70].
Для М.А. Чванова любовь к России и любовь к родному краю (Башкирии) неразделимы. Именно поэтому его первая книга называлась «Башкирия: 13 счастливых дорог», в которой он проявил себя как большой мастер художественно-краеведческого очерка, знаток родной земли. По мнению В. Романова, «каждая книга писателя несёт добро и радость, свежие впечатления и удивление от познания мира», мира, который рядом с нами и, казалось бы, так хорошо нам знаком, но который открывается читателю новыми и удивительными гранями в произведениях писателя [97].
Необходимо отметить, что многие исследователи важной чертой чвановской публицистики считают бережное отношение автора к такому понятию, как патриархальность. Возвращение и обращение к патриархальному началу ставит М.А. Чванова в один ряд с такими писателями, как Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев. Особенно много общего во взглядах, оценках общественной жизни, в отношении к социальным, политическим, нравственным процессам, протекающим в нашей стране в последние десятилетия, между М.А. Чвановым и В.Г. Распутиным, которых связывали ещё и долгие годы дружбы.
Патриархальные мотивы в публицистике М.А. Чванова, «любовь к отеческим гробам», к культурному наследию родного края в полной мере нашли отражение в его работах, связанных с изучением и сохранением для потомков аксаковского наследия, святынь родной земли. Уфимский публицист внёс большой вклад в аксаковедение: широко известны его книги «Если не будете как дети.», «Корни и крона», в которых он пишет о роли семьи Аксаковых в отечественной культуре, семьи, ставшей, по мнению М.А. Чванова, мерилом и нравственным эталоном для современников.
К 50-летию писателя в издательстве «Китап» вышла книга «Время концов и Начал». «После распада Советского Союза рушились старые институты и идеология. Но Михаил Андреевич Чванов увидел не только время Конца советской эпохи, но и время Начал возрождения религиозных и нравственных традиций в современной России» [97].
Наш небольшой обзор далеко не всех публицистических книг уфимского писателя говорит не только о широком круге интересов М.А. Чванова, но и о его гражданской позиции, которая не позволяет ему равнодушно взирать на процессы современной жизни: обострённое чувство совести заставляет его бить в колокола. Именно поэтому многие его очерки, эссе, статьи-исследования, исторические обзоры звучат, как набат, заставляющий нас одуматься, остановиться на краю пропасти и сохранить то духовное наследие, которое может спасти и возродить наше Отечество.
Методы исследования. В ходе нашей работы синтезированы системный, историко-функциональный подходы, а также принципы сравнительно-типологического анализа литературных произведений.
Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для дальнейшего научного исследования публицистики конца XX - начала XXI веков. Результаты изучения публицистических произведений М.А. Чванова могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в школе и на филологических факультетах вузов при подготовке общих и специальных лекционных курсов, создании учебных пособий по русской литературе, организации научно-исследовательской деятельности студентов и учащихся, обращающихся к изучению современной русской публицистики, региональной литературы.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении объясняются выбор темы, ее актуальность, научная новизна; устанавливаются предмет и объект исследования; определяются цели, задачи, методы работы с художественными текстами.
Первая глава посвящена тенденциям развития современной публицистики. Глава разделена на два параграфа. В первом параграфе даётся обзор литературно-критических исследований, раскрывающих своеобразие публицистической литературы рубежа веков, определяются основные направления современной публицистики. Во втором параграфе приводятся основные характеристики современной публицистики, выявляются расхождения и точки соприкосновения разных публицистов, рассуждающих о будущем России, об утрате русским народом собственной национальной идентичности, духовности.
Вторая глава посвящена особенностям публицистики М.А. Чванова. Глава разделена на три параграфа. В первом параграфе дана жанровая характеристика публицистических произведений уфимского автора, обозначены основные направления развития его публицистического творчества. Во втором параграфе рассматривается специфика портретной публицистики М.А. Чванова, её злободневность и актуальность. Третий параграф методический. В нем представлены методические рекомендации по изучению творчества уфимского публициста М.А. Чванова в школе: предложены рекомендации к урокам по литературному краеведению (на материале прозы и публицистики М.А. Чванова) и разработка интермедиального урока в школе по публицистике писателя для учащихся 10-го класса.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 64 страницы.
Список литературы включает в себя 98 наименований.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ.
1.1. Общая характеристика и основные направления в публицистике рубежа веков
Публицистика конца XX - начала XXI веков - одно из ярких направлений в современном литературном процессе, которое позволяет художнику слова, обращаясь к разным жанровым формам (очерк, репортаж, интервью, эссе, фельетон и др.), познавать меняющуюся действительность, формулировать своё отношение к актуальным и болевым аспектам общественной жизни, говорить с читателем о нравственных недугах, уродующих естественное природное начало человеческой души.
Писатель Олег Павлов подчеркивает: «Современная проза - это не рассказ о современности, а разговор с современниками, новая постановка главных вопросов о жизни. Она возникает как энергия только своего времени. Это знание, духовный опыт. Новое самосознание. Новое духовное состояние» [59, 18]. И хотя эти слова современного литератора характеризуют художественную прозу, они в полной мере соотносимы и с современной публицистикой.
Публицистика - направление, которое опирается на факт: без факта нет публицистики. Любой вектор, событие социально-общественной жизни - повод для размышления, отклика и оценки. Но публицистика немыслима без чётко выраженной авторской линии, без чётко очерченной гражданской позиции. Только такая публицистика не устаревает и становится своеобразным нравственным камертоном общества.
В художественной прозе реализуется алгоритм автор - герой - читатель, именно герой - носитель авторского взгляда на мир, а авторская воля раскрывается при создании образа. Именно для этого писатель тщательно отбирает факты и средства, которые раскрывают внешний и внутренний мир героя, помогают выстроить стержень его характера. В публицистике всё иначе. Автор становится носителем определённой идеологии, так как он равен в публицистике личности публициста. Он лицо реальное, а не плод художественного вымысла, и личность, конечно же, часто хорошо известная широкой общественности, это человек, у которого есть своя система нравственных координат, свои позиция, вкусы, предпочтения.
«Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт- образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами и в то же время несет в себе признаки факта как категории гносеологической. Это означает, что факт имеет определенную протяженность во времени и пространстве, что он не точка, а отрезок действительности. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах» [18, 15].
Какими же качествами обладает публицистика? Главное её свойство - документальность: подлинные имена людей, исторические события, точно указанное место действия, время. И, безусловно, в публицистике читатель всегда «видит» присутствие автора, которое достигается разными приёмами и средствами выразительности.
Авторское присутствие, своеобразная печать личности явственно раскрывается в таких жанрах, как репортаж, очерк, эссе, фельетон, интервью и т.д.
В документальной публицистике устанавливаются качественно новые связи автора с окружающей средой, обогащаются его взаимоотношения с героями. Герои и публицист принадлежат одному миру - миру реальной действительности или, если это другая историческая эпоха, миру, родственному публицисту по духу. Автор-публицист самостоятельно, силой личного вмешательства выделяет и объясняет те факты, которые значимы для него.
Михаил Андреевич Чванов - «один из лучших сегодняшних прозаиков России. Прозаик казаковского направления, граждански-лирический, проникновенный, душевный», - пишет русский писатель и кинодраматург Александр Сегень [70, 144]. Трудно не согласиться с этим утверждением. Приведённые слова в полной мере справедливы и по отношению к публицистике нашего земляка.
Современная публицистика - явление достаточно пёстрое, которое позволяет художнику слова, обращаясь к разным жанровым формам (очерку, репортажу, интервью, эссе, фельетону и др.), познавать меняющуюся действительность, формулировать своё отношение к актуальным и болевым аспектам общественной жизни. Публицистика опирается на факт социально-общественной жизни, являющийся поводом для глубоких нравственных обобщений, способом выражения автором своей гражданской позиции: автор в публицистике всегда носитель определённой идеологии.
Публицистика в основном эксплуатирует факты-образы. Образ в публицистике рационален, то есть обусловлен волей самого автора. Каждый даже на первый взгляд незначительный образ, незначительная деталь или факт неслучайны, они неразрывно связаны с образом, находящимся в центре повествования.
Автор публицистического произведения - это подлинная, конкретная личность, у которой есть свой жизненный опыт, своё мировоззрение. Он говорит с читателем от первого лица, от своего имени, что рождает доверие и особое чувство близости, которое возникает у читателя к автору. Авторское присутствие, своеобразная печать личности явственно раскрываются в таких жанрах, как репортаж, очерк, эссе, фельетон, интервью и т.д.
Важными качествами публицистики являются документальность; социальность, оценочность, исповедальность, которые, по мнению исследователей, определяют общественный подход автора к миру, так как
задача публициста заключается в соотнесении реальности (часто негативной, болезненной) с истинными социальными интересами и целями общества. Во многом благодаря этим свойствам публицистики автор создаёт ту или иную социально-политическую, социально-идеологическую картину мира.
Особой жанровой и стилистической чертой публицистики является ярко выраженное субъективное начало - исповедальность. Это подталкивает публициста к использованию определённых приёмов художественной выразительности:
- автор намеренно подбирает самые яркие и значимые факты;
- автор создаёт динамичное повествование;
- автор обращается к эмоционально окрашенной лексике, использует риторические фигуры, иронию и т.д.
Подчеркнем, что невозможно, говоря о публицистике, характеризовать только личность автора, не раскрывая особенности адресата публицистического текста. Хотя адресат публицистического текста из субъекта может легко стать объектом исследования и оценки.
Публицистика зарождается ещё в XIX веке и интенсивно развивается по сей день. Мы выделим только самые яркие периоды её развития: в XIX веке появляется либеральная и почвенническая публицистика в творчестве А. Герцена, Т. Грановского, П. Чаадаева, В. Белинского, А. Хомякова, И. Киреевского, А. Григорьева, Ф. Достоевского, Н. Страхова и др.; новый виток эволюции публицистики - публицистика накануне революции 1917 года, в которой обозначилось противостояние ультралиберальных и консервативных направлений; 60-е годы XX столетия - период возрождения традиций дореволюционной публицистики; публицистика периода перестройки (1985-1991 гг.); публицистика «нулевых»; конструктивное и деструктивное направления в современной оппозиционной публицистике; современная интернет-публицистика; современная публицистика и литературная критика в либеральных литературных журналах «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Книжное обозрение», «НГ Ex libris», 54
«НЛО», «Новый мир», «Октябрь» и почвеннических журналах «Аврора», «День литературы», «Литературная Россия», «Москва», «Наш современник», «Роман-газета».
Своеобразным краеугольным камнем современной публицистики стал вопрос о будущем России, её духовном упадке, потере русским человеком собственной национальной идентичности. К этой животрепещущей теме обращается целый ряд писателей-публицистов конца XX - начала XXI веков: В.П. Астафьев, А.А. Проханов, В.Г. Распутин, Т.Н. Толстая, М.А. Чванов и многие другие. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает точка зрения (сходства и различия) двух ярких и столь непохожих друг на друга публицистов В.Г. Распутина и Т.Н. Толстой, оценка ими болезненных процессов общественной жизни.
Начиная с «нулевых» годов В.Г. Распутин практически не уходил из публицистики, напротив, она приобрела у автора более жесткие, конкретные и одновременно эсхатологические черты. В.Г. Распутин поднимает проблемы не только экологии среды обитания, но и экологии души, языка, ментальности, образования, литературы, культуры. Это круг «больных» тем, поэтому писатель вновь и вновь возвращается к ним в интервью, выступлениях, очерках, открытых письмах.
Публицистический дискурс В.Г. Распутина представлен многожанровым ансамблем: это эссе, очерки, выступления, открытые письма, интервью, где автор реализует себя в большей мере как художник, о чем говорят образность, специфика повествования, его лексическая организация. Диалоги В.Г. Распутина - как жанр авторской публицистики - наследуют свойства классического прозаического диалога.
Диалогизм, эссеистичность - характерные стороны и публицистики Т.Н. Толстой. Как публицистические, так и художественные произведения писателя представляют собой яркие примеры формирования авторских жанровых форм: эссе и публицистических жанров (памфлетов, фельетонов и др.).
Как правило, в жанровых формах Т.Н. Толстой усложнена структура образа автора, эксплицирован образ читателя, используется сложная композиция текста, особую роль играет «провоцирующий» заголовок. Все эти признаки характерны и для публицистики Т.Н. Толстой.
Мы обратились в нашем исследовании к анализу эссеистических портретных очерков яркого и самобытного писателя-публициста М.А. Чванова («Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!.», «Совесть России» и др.). Данным произведениям М.А. Чванова свойственна острая социальность, сконцентрированность проблематики, сжатость сюжетного времени. Автор, как правило, анализирует социальные и этические проблемы с помощью не только подбора ярких фактов, но и историко-философских обобщений. Его эссеистические очерки «Совесть России», «Пришлите справедливого Даля!», «Человек есть - олицетворенный долг!.» включают в себя синтетическую комбинацию различных жанровых признаков: эссе, очерка, некролога, воспоминаний. Это позволяет М.А. Чванову эмоционально (чаще всего с большой горечью) и предельно искренне говорить с читателем о судьбе русского писателя в России, о важных для него и столь непопулярных сегодня нравственных категориях совести, смирения, долга, правдоискательства; позволяет уфимскому автору создать в своём произведении образ пророка, учителя, праведника, которые, безусловно, всегда были и будут солью земли русской.
Эссеистические очерки нашего земляка, блестящего публициста М.А. Чванова связаны между собой одной темой - темой истинно русского человека, темой истинного патриотизма.
1. Абашева М.П. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности. - Пермь, 2001. - 356 с.
2. Абдуллина А.Ш. Поэтика современной башкирской прозы: Автореф. дисс. . д-ра филол. наук: 10.01.02. - Москва, 2009. - 40 с.
3. Агеносов В.В. Русская проза конца XX века. - М.: Академия, 2005. - 526 с.
4. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы: В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. - М.: Просвещение, 1997. - 336 с.
5. Астафьев В.П. Повести и рассказы. - М.: Издательство: Вита Нова, 2013. - 624 с.
+ еще 93 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Тематика и проблематика публицистической прозы уфимского писателя М. Чванова: культурологический и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 2500 руб. |
Дипломная работа
«Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения»Дипломная работа
«Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе»Дипломная работа
«Художественно-публицистическая проза м.а. чванова»Дипломная работа
«Человек и общество в творчестве современного автора»Дипломная работа
«С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика