Дипломная работа

«Крестьянская россия в изображении русских писателей и художников: интермедиальный и методический аспекты изучения»

  • 100 страниц(ы)
  • 82 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава I. Русская литература и живопись: проблемы сравнительного анализа. .6

1.1 Вопрос о соотношении искусств и возможности проведения их сравнения 6

1.2 Современные исследования проблемы сравнительного анализа русской литературы и живописи 13

Выводы по главе 20

Глава II. Крестьянская Россия в изображении русских писателей и художников: интермедиальный метод анализа произведений литературы и живописи 23

2.1 Образ крестьянина в изображении русских писателей 23

2.2 Крестьянская Россия в изобразительном искусстве XIX века 37

2.3 Интермедиальный метод анализа художественного и изобразительного произведений в практике школьного обучения 61

Вывод по главе 72

Заключение 74

Список литературы 76

Приложения 80

Актуальность темы исследования. Крестьянин - представитель «безмолвствующего большинства» - не занимал сколько-нибудь заметного места в литературе и изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии. В романтическую эпоху начала столетия культурный образ сельского жителя приобрел в Европе специфическое значение: когда нация была понята как коллективное тело, растущее из предвечной почвы, именно землепашец начал восприниматься как ее наиболее чистое, полноценное, беспримесное воплощение. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло совершенно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. Наше искусство с небывалой наглядностью воплотило этот процесс визуального самопознания страны и формирования образа крестьянства как станового хребта России.

Проблемы осмысления противоречий крестьянского бытия в искусстве получают преимущественно личностную трактовку: писатели, художники, философы стремятся раскрыть глубины человеческой души, определить значение отдельной личности, в том числе своей собственной, в составе общей жизни, подвергаемой историческим потрясениям.

Изучение произведений, связанных с изображением крестьянской России входит в число важных задач современной литературоведческой науки, дает возможность выявить взаимосвязь жанровых, композиционных, стилистических особенностей текстов с мировоззрением писателей, их отношением к сути творчества и к влиянию художественного слова на общественное сознание.

В рамках настоящего исследования крестьянская Россия в изображении русских писателей и художников изучается с позиции интермедиального и методического аспектов.

Так, интермедиальность как теория и метод оформились в последние десятилетия XX в. Однако как метод анализа активно развивалась гораздо раньше, взаимопроникновение и взаимовлияние между различными видами искусства, выявление категорий интермедиальности можно наблюдать уже в XIX в. [24, с. 153] Как любой вид или аспект художественного познания, искусство и литература имеют свою специфику, заключающуюся, главным образом, в том, что они призваны передать характерными для них средствами индивидуальную картину мира художника.

Таким образом, процесс создания произведения искусства, равно как и само произведение, воспринимается как высказывание (часть высказывания), способ общения или, пользуясь другой терминологией, акт коммуникации. Необходимо иметь в виду, что в распоряжении различных видов искусства находятся различные средства выражения, иначе говоря «коды». Именно поэтому особого внимания требует проблема прочтения этих своеобразных «кодов» произведений внутри различных семиотических (знаковых) систем, которыми и являются произведения литературы, искусства и культуры в целом.

Целью данной работы является анализ образов крестьянства, созданных русскими писателями и художниками, рассмотрение единых художественных тенденций в культурном развитии России XIX века.

Цель исследования определяет его задачи:

- изучить вопрос о соотношении различных видов искусств и возможности проведения их сравнения в свете поставленной в выпускной квалификационной работы проблемы;

- осмыслить основные категории интермедиальности как явления и интермедиального метода анализа художественного и живописного произведений;

- выявить специфику и черты, сближающие литературные и изобразительные отображения образов крестьян.

Объектом исследования являются литературные тексты и картины русских писателей и художников XIX века, отобразивших народные образы в своих произведениях.

Предмет исследования - интермедиальный и методические аспекты изучения художественных образов крестьян, воплощенных в наиболее известных и значимых произведениях русских писателей и живописцев.

Научная новизна исследования состоит в выявлении общих тенденций в творчестве писателей и художников, в разработке концепции осмысления образов крестьянской России с позиций интермедиального и методического аспектов.

Решение поставленных задач осуществлялось при помощи следующих методов: сравнительно-сопоставительного метода, способствующего сопоставлению, обобщению, типологизации материала; аналитического метода, используемого для рассмотрения специфических приемов и художественных средств отображения крестьянской России в произведениях русских писателей и художников.

Структура работы следующая: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

ГЛАВА I . РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ: ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1.1 Вопрос о соотношении искусств и возможности проведения их сравнения

Вопрос о соотношении искусств и возможности проведения их сравнения - один из интереснейших аспектов изучения живописи и литературы в их взаимодействии и различии. Полемика на данную тему велась еще с античного времени. Так, еще в «Картинах» Филострата есть рассуждения о том, что «и поэт и художник, в одинаковой мере стремятся передать нам дела и образы славных героев» [27, с. 21]. Кроме того, в античную эпоху создавались эпиграммы на произведения искусства: скульптуру и картины. Эпиграммистику в ее сопоставлении с произведениями искусства подробно рассматривает С.С. Аверинцев в своей работе [1, с. 175].

Можно упомянуть и искусство средневекового Китая, когда множество авторов различных философских трудов подчеркивали близость поэзии изобразительному искусству [9, с. 11]. Леонардо да Винчи в своем трактате «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором» выступает в защиту живописи, говоря о том, что поэзия «средствами менее достойными» неясно и медлительно доносит до зрителя художественный образ [16, с. 71].

В XVIII веке Лессинг наоборот, говорит о большем праве поэзии на правдивое и свободное, чем в пластических искусствах, отображение действительности [17, с. 509]. Кроме того, своем труде «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Лессинг впервые вводит в науку понятие о временных и пространственных искусствах, чем порождает дальнейшие многочисленные споры среди искусствоведов и литературоведов.

В XX веке в русских гуманитарных науках поднимается вопрос о взаимовлиянии литературы и живописи, а также их связях с другими видами искусств. Так, синтетическую историю искусств в 1930-е создает И.И. Иоффе. Его история искусств охватывает множество видов художественной деятельности; он рассматривает конкретные специфические особенности того или иного вида, однако редко проводит собственно сравнительный анализ, что, вероятно, и не входило в его задачи. Иоффе пишет о том, что все искусства так или иначе обращаются к одному сюжету, и исследователю следует «преодолеть филологическую и книжную ограниченность», чтобы синтезировать полученные знания [13, с. 517].

С 1960-х вопрос о связях между живописью и литературой поднимается сразу несколькими советскими исследователями. Среди них следует упомянуть: Н.А. Дмитриеву, К.В. Пигарева, В.Н. Альфонсова, Л.И. Кузьмину. В их работах также часто фигурирует термин «синтетическая история искусств». Н.А.Дмитриева в своей работе подробно рассматривает различные специфические возможности писателя и художника, слова и цвета. Она одна из первых начала утверждать, что раз искусство существует только как система из разных его видов, то и изучать его необходимо исходя из сопоставления отдельных искусств [10, с. 268]. Известна статья Дмитриевой «Ван Гог и литература», в которой говорится о том, что обычно живописное произведение сопоставляют с литературным в трех случаях: картина является прямой иллюстрацией; художник одновременно является иллюстратором к своим произведениям; речь идет о т.н. «литературности» художника.

К.В. Пигарев является одним из наиболее значительных исследователей, рассматривающих взаимосвязи между литературой и живописью. Его работы важны прежде всего потому, что в них он делает попытку проведения целостного сравнительного анализа между литературным и живописным произведением. Недостатком является наличие подробных описаний картин или развернутого анализа тех или иных литературных произведений, что не всегда соотносится с заданной им темой. К.В.Пигарев полагает, что сравнительно с искусствоведами специалисты по литературе обращаются к сопоставлению литературных явлений с фактами других искусств редко [21, с. 10], а в работах искусствоведов подобными сопоставлениями оперируют чаще, несмотря на то, что в четкую систему они никогда не складываются.

К сожалению, как у литературоведа, анализ литературы в книге К.В.Пигарева преобладает, а примеры из истории живописи только иллюстрируют сказанное о литературном пейзаже. Более того, Л.И. Кузьмина в своих статьях утверждает, что «говоря об общих художественных средствах выражения в литературном и живописном пейзаже, нужно быть все время терминологически точным, исходя из того, что искусство изобразительное, как искусство чувственное, пользуется языком материальных вещей, а литература оперирует словом» [21, с. 238]. Также она полагает, что при сравнении искусств необходимо помнить о пространственной неподвижности живописи и протяженности такого временного искусства, как литература [21, с. 238].

Еще один советский исследователь, В.Н.Альфонсов, изучал взаимовлияние русской живописи и литературы. На вопрос, какая живопись дает нам больше возможностей для сопоставления с литературой - с ярко выраженным сюжетом или без него, В.Н. Альфонсов отвечает: и та, и другая [2, с. 6].

Глубокий интерес к изобразительному искусству со стороны русских писателей XIX в. и столь же непреходящий интерес русских художников к отечественной литературе - две стороны одного, единого процесса развития русской культуры, связанные между собой диалектическим единством. Поэтому нет между ними резкой границы, водораздела, и наличие многочисленных «диффузных» форм, конечно, не исчерпывается названными нами разнообразными типами взаимодействий. В стороне остались и многочисленные проблемы, касающиеся особенностей развития и взаимовлияния эстетических направлений и школ в живописи и литературе. Кроме того, в творчестве любого писателя и художника всегда присутствует целый ряд перечисленных нами связей и типов взаимодействия двух видов искусства, которые функционируют не отдельно друг от друга, но в сцеплении, плавно переходя один в другой.

Изучение динамики этих взаимодействий и взаимопереходов в творчестве разных представителей литературы и изобразительного искусства поможет лучше понять закономерности отражения в искусстве реальной исторической действительности. Выполнение этих задач, решение названных выше вопросов окажется в равной степени полезно как для искусствоведения, так и для науки о литературе.

При более внимательном изучении, однако, выясняется, что совпадение тем произведений передвижников с современной им литературой и публицистикой указывает не только на влияние последних, но и на их общие идейные и эстетические взгляды на современную им действительность. С другой стороны, нельзя согласиться с мнением того же исследователя (достаточно распространенным как среди искусствоведов так и среди литературоведов), что отражение литературы в живописи есть всегда иллюстрация. Вернее сказать - один из типов отражения, значение и сущность которого выясняются только в сравнении его со всеми другими возможными и действительными типами такого рода отражений. Никак не способствуют решению этого круга проблем и часто встречающиеся указания на плодотворность и «полезность» дружбы писателя и художника вне решения вопроса о том, почему это было «полезно», какова природа этого явления, какие формы может принимать творческое взаимовлияние и взаимодействие писателя и художника.

Таким образом, сложно и многообразно пересекаются и творческие истории произведений писателей живописцев, графиков, и их личные судьбы. Иногда их сближает даже не общность эстетических взглядов, но ожесточенная полемика: они дышат одним воздухом эпохи, видят, переживают и отражают в своих произведениях одну конкретно-историческую реальность, болеют одними и теми же вопросами. По-разному решая их, они постоянно и внимательно следят за идейно-художественными исканиями друг друга, сознательно или неосознанно используя в своей работе достижения других видов творчества. Обычным и очень характерным для русского искусства XIX в. явлением становится личная дружба и творческое сотрудничество художника и литератора.

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции [Текст]. - М., 1996. - 320 с.

2. Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников [Текст]. - М.-Л., 1966. - 180 с.

3. Ассуирова Л.В., Сахарова Е.А. Возможности интегрированного подхода в деятельности образовательных учреждений [Текст] // Поэтика интермедиальности в современном культурном пространстве: литература, театр, кино, живопись: сб. ст. по мат-м Всеросс. интеракт. науч.-метод. семинара / под ред. Е.О. Галицких. - Киров, 2012. - 280 с.

4. Баршт К.А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материале русского искусств XIX века) [Текст] // Русская литература и изобразительное искусство XVIII - начала XX века: сб. науч. тр. / под ред. Ю.К. Герасимова. - Л., 1988. - 300 с.

5. Герасимов Ю.К. От редакции [Текст] // Русская литература и изобразительное искусство XVIII - начала XX века: сб. науч. тр. / под ред. Ю.К. Герасимова. - Л., 1988. - 280 с.

+ еще 28 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Крестьянская россия в изображении русских писателей и художников: интермедиальный и методический аспекты изучения»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 100
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика