Магистерская работа

«Развитие коммуникативных компетенций будущих дизайнеров интерьера в вузе»

  • 88 страниц(ы)
  • 443 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей будущих дизайнеров интерьера в вузе 11

1.1 Профессиональная подготовка будущих дизайнеров интерьера в вузе 11

1.2 Коммуникативные компетенции в психологии будущих дизайнеров интерьера 16

1.3 Педагогические условия развития коммуникативных компетенции будущих дизайнеров интерьера в вузе 20

Глава 2. Экспериментальные исследования методов и приемов формирования коммуникативных навыков в профессиональном обучении будущих дизайнеров интерьера 26

2.1. Описание и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня развития коммуникативных компетенции будущих дизайнеров интерьера 26

2.2. Описание и результаты формирующего эксперимента по развитию коммуникативных компетенций будущих дизайнеров интерьера в вузе 37

2.3. Методические рекомендации по развитию навыков общения будущих дизайнеров в вузе 48

Заключение 59

Список использованной литературы 61

Приложение 75

Актуальность темы.

Во время учебного процесса, в своей приятной и творческой атмосфере ХГФ не каждый студент понимает и осознает, насколько важно грамотное и конструктивное общение с разным уровнем людей, не совсем умеет убеждать в рациональности своих идей, отстаивать свою креативную и профессиональную позицию, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, не умеет применять психологические уловки и дизайнерские особенности в своей работе, ведь преподаватели и студенты живут на творческой волне, понимая язык студентов через творческие задания по дизайну, рисунку, проектированию, графики, живописи и т. д.

Таким образом, анализ действительной способности студентов, будущих дизайнеров осуществлять общение в профессиональных целях, использовать свой коммуникативный потенциал, подразумевающий знание культурных, нравственных, эстетических и психологических норм и ценностей общения, показывает, что уровень коммуникативной компетентности студентов не вполне соответствует требованиям к уровню подготовленности выпускника вуза, зафиксированным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Все это позволяет говорить о том, что формирование коммуникативной компетентности как одной из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего специалиста, является первоочередной задачей высшего профессионального образования, что в свою очередь свидетельствует об актуальности темы нашего исследования.

Осознание необходимости совершенствования этого направления подготовки студентов, использования потенциала тренингов и практических занятий коммуникативной направленности в формировании коммуникативной компетентности заставило нас обратиться к различным направленностям, которые формируются из философской, педагогической, психологической, методической литературы, посвященной вопросам формирования коммуникативной компетентности.

Цель исследования.

Теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы формирования коммуникативных навыков у студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.

Объект исследования: процесс профессиональной

коммуникативной подготовки студентов художественных направлений в педагогических вузах.

Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков и совершенствование коммуникативной деятельности студентов в вузе в части освоения ими профессиональных коммуникативных компетенций будет эффективным, если:

- будет теоретически обоснована и практически реализована технология развития коммуникативных навыков студентов в вузе;

- будет разработана модель управления деятельностью студентов по развитию коммуникативных навыков в виде тренингов, деловых игр и активном обсуждении и поиске новых решений по разработке , введении дизайн проектов интерьеров.

- на основании указанной модели в обучающий процесс будет внедрена система поэтапного вовлечения студентов вовлекаемых в процесс обучения для развития коммуникативных качеств.

Задачи исследования:

- разработка содержания, специфики и технологии организации коммуникативных компетенций деятельности студентов-будущих дизайнеров интерьера;

- разработка модели управления деятельностью студентов, направленной на развитие коммуникативных навыков студентов в системе художественного образования, их подготовку к руководству проектной деятельностью учащихся;

- разработка основных требований к коммуникативным навыкам студентов - будущих дизайнеров интерьера;

- разработка и апробация активных обучающих технологий, основанных на таких методах, как обсуждение и защита проекта, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, деловые игры и тренинги;

- выделение основных направлений работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;

- разработка содержания авторского спецкурса, направленного на формирование коммуникативной компетентности студентов вуза;

- выделение форм и методов, способствующие формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;

- разработка критериально-оценочных процедур, позволяющих отследить значимые изменения в коммуникативной компетентности студентов вуза.

Теоретико-методическая основа исследования:

Анализ эффективности развития коммуникативных навыков будущих дизайнеров интерьера в вузе, изучение методов формирования их готовности к коммуникациям достаточно широко рассматриваются в исследованиях.

Коммуникативную компетентность как основную, обеспечивающую все стороны жизни и деятельности человека и необходимую для успешной самореализации специалиста, изучают В.И. Байденко ученый, великий русский педагог, сделавшего не просто много, но именно «сверх много» для развития российской системы образования. JI.H. Боголюбов, известный ученый способный к выдвижению масштабных идей, это не только исследователь, но и организатор, а главное инициатор многих научных проектов. Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, JIM. Митина, Б. Оскарсон, J1.A. Петровская, М.В. Рыжаков, В. Хутмахер и др.

Суть процесса формирования коммуникативной компетентности рассмотрены нами на основе работ Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, A.A. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.А. Петровской и др., понимающих процесс общения как единство трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного (обусловленного восприятием); как условие, повышающее эффективность образования в трудах Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, А.А. Брудного, A.A. Леонтьеав, В.Н. Мясищева, A.B. Мудрик и др.

Анализ исследований в области педагогической психологии показал, что коммуникативная компетентность рассматривается как способность устанавливать и поддерживать различные контакты с людьми (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Е.С. Кузьмин, Л.А. Петровская, П.В. Растянников и др.); определенный уровень владения коммуникативными умениями, обеспечивающими личности комфортное, незатрудненное взаимодействие с окружающими (В.В. Соколова).

Авторами изучаются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений. Ими описаны приемы развития коммуникативных навыков, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы поисковой работы, а также способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия развития творчества и развитие коммуникативным навыкам.

Методы исследования:

Планируется применение комплекса следующих методов:

- сравнительный метод с целью сравнения и различных подходов к творческому развитию личности;

- сравнительно-сопоставительных методов (анализ, синтез, аналогия);

- эмпирических методов (наблюдение, анкетирование, социальный опрос);

- активных методов (деловые игры, обсуждения и защита проекта, работа над ошибками, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог).

- теоретический анализ литературы и диссертационных работ по теме исследования, моделирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, в который входили наблюдение над коммуникативной деятельностью студентов, изучение творческих работ студентов, ролевые игры, обработка, систематизация и представление экспериментальных данных.

База исследования:

Художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.

Для проведения научных экспериметов и практических занятий выбраны 2 и 4 курсы направления дизайн.

Организация и этапы исследования. Работа велась с 2019 года и состояла из трех этапов.

На первом этапе (2019 г) - аналитико-поисковом определялось общее направление исследования; анализировалось состояние проблемы на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы и диссертационных работ, сопряженных с проблемой диссертационного исследования; определялся объект, предмет, рабочая гипотеза и научный аппарат исследования, разработка программы и подготовка опытно-экспериментальной работы, выявление исходного состояния коммуникативной компетентности студентов.

На втором этапе (апрель 2020 г.) - опытно-экспериментальном -осуществление опытно-экспериментальной работы, получение конкретных результатов, проведение первоначального анализа результатов эксперимента, анкетирование.

На третьем этапе- дистанционно(с сентября 2020 по ноябрь 2020 гг) - были обработаны новые методы и обобщены результаты исследования; выявлены положительные результаты формирования коммуникативной компетентности студентов; сформулированы выводы; оформлено диссертационное исследование.

Научная новизна исследования:

Впервые планируется исследование, посвященное разработке модели развития коммуникативных навыков, развитие коммуникативного мастерства, его роли в развитии критического мышления, способностей к восприятию дизайна и коммуникативных навыков Данное исследование восполняет пробел в педагогической науке, связанный с отсутствием теоретического обоснования содержания и технологии развития коммуникативных навыков студентов в художественном образовании за счет разработки инновационных подходов к организации учебного процесса в единстве художественно-творческой и рационально-логической, интеллектуальной составляющей.

Итак, научная новизна исследования заключается в следующем:

- определена роль, сущность и структура коммуникативной компетентности как составляющей общей профессиональной компетентности специалиста;

- обоснован системный подход к формированию коммуникативной компетентности как единства двух аспектов: собственно лингвистического и аспекта, связанного с коммуникативным поведением личности в общении;

- научно обосновано содержание реализованного авторского спецкурса коммуникативной направленности, опирающегося на использование активных форм и методов работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;

- разработаны критериально-оценочные процедуры, позволяющие отследить значимые изменения коммуникативной компетентности студентов вуза.

Теоретическая значимость:

В процессе исследования планируется разработка и апробация развития коммуникативных навыков в системе современного художественного образования; разработка и апробация технологии активного обучения, основанной на таких методах, как деловые игры, обсуждения и защита проекта, работа над ошибками, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог.

Значимость работы определяется вкладом в решение задачи совершенствования процесса подготовки коммуникативно компетентных будущих специалистов, в целостном представлении совокупности педагогических целей, форм, способов и процедур оценки степени их достижения, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности студентов вуза.

Практическая значимость:

Результаты исследования планируется использовать в программе обучения студентов - будущих дизайнеров интерьера, охватывающей учебную и внеаудиторную деятельность, самостоятельную работу на основе единого подхода к пониманию и оценке искусства и художественного образования.

- разработано содержание авторского спецкурса «Ораторское мастерство для дизайнера интерьера», обеспечивающее требуемый уровень формирования коммуникативной компетентности студентов вуза;

- разработаны дидактические материалы и задания, позволяющие значительно расширить функциональные возможности авторского спецкурса «Ораторское мастерство для дизайнера интерьера» в формировании коммуникативной компетентности студентов вуза;

- предложены формы и методы работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;

- апробирован критериально-диагностический аппарат, позволяющий своевременно отслеживать значимые изменения в коммуникативной компетентности студентов вуза.

Всё это позволит студентам, выйдя из стен учебного заведения смело реализовывать свой творческий потенциал и реализовывать свои замыслы легко общаясь с клиентами, заказчиками, работодателями и улучшит взаимодействие с любыми категориями граждан в общественной и личной жизни.

Заключение:

в ходе работ мы провели исследование по развитию коммуникативных компетенций у будущих студентов в вузе и пришли к выводу, что используя разработанный методический материал в процессе обучения студент получит большой практический опыт.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ИНТЕРЬЕРА В ВУЗЕ

1.1. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров интерьера в вузе

Рассмотрим существующие нормативы ФГОС высшего профессионального образования по направлению Подготовки 072500 дизайн (квалификация (степень) «бакалавр») характеристика профессиональной деятельности бакалавров.

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров: вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующий художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения.

4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: целостные эстетически выразительные комплексы предметной среды, удовлетворяющие утилитарные и духовные потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления).

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 072500 Дизайн готовится к следующим видам профессиональной деятельности: художественная, проектная, информационно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 072500 Дизайн должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов; создание художественного образа; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики; разработка и выполнение дизайн-проектов; создание оригинального проекта, промышленного образца, серии или авторской коллекции, среди которых: различные виды полиграфической и визуальной продукции; средств транспорта; разновидности костюма и предметов культурно-бытового назначения; создание художественных предметно-пространственных комплексов; проектирование интерьеров различных по своему назначению зданий и сооружений, архитектурно-пространственной среды, объектов ландшафтного дизайна; знание и основы художественно-промышленного производства; инженерного конструирования; технологии изготовления полиграфической продукции, костюма, средств транспорта;

принципы художественно-технического редактирования, макетирования, компьютерных технологий, методами эргономики и антропометрии; осуществление управленческих функций в учреждениях, организациях, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся разработкой дизайна для всех сфер бытовой, общественной и производственной деятельности человека; применение нормативно-правовой базы на практике; ведение деловых переговоров и деловой переписки; преподавательская работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, планирование учебного процесса, выполнение методической работы, самостоятельно чтение лекции или проведение практических занятий.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

На основе проведенного нами теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов вуза, а также на основании результатов опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы:

1. Коммуникативная компетентность - важнейшая составляющая профессиональной компетентности выпускника вуза, позволяющая осуществлять эффективное общение и способствующая реализации толерантного поведения, личностной самореализации и групповому единству в целом и в сфере профессиональной деятельности.

2. Выделены возможные аспекты рассмотрения коммуникативной компетентности: собственно лингвистический, который подразумевает знание языковой системы и умение использовать средства языка в реальных ситуациях речевого взаимодействия в соответствии с существующими нормами, и аспект коммуникативного поведения, который связан с особенностями поведения личности в общении, с умением соотносить свое поведение с ситуацией общения, с реализацией в процессе общения различных стратегий и тактик поведения, отражающих знание законов, по которым строится взаимодействие людей (социальных, психологических, культурных и т.д.), что создает условия комфортного существования в обществе, среди других людей, обеспечивает эффективное межличностное взаимодействие, работу в команде в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания.

3. Определена и отражена в модели структурная организация коммуникативной компетентности, подразумевающая теоретический (знания в области межличностного взаимодействия), практический (коммуникативные умения) и личностный (комплекс личностных свойств и качеств, способствующих успешной организации межличностного взаимодействия) компоненты.

4. Для решения практических задач формирования коммуникативной компетентности личности выделен комплекс коммуникативных умений, который представлен тремя блоками умений:

- социально-психологическими коммуникативными умениями;

- логико-композиционными коммуникативными умениями;

- речевыми коммуникативными умениями.

5. Разработаны занятия и практические упражнения, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: определены цели и разработано представленное в модели содержание спецкурса «коммуникативное мастерство», выявлены и реализованы преимущественно активные формы (дискуссии, в том числе по вопросам, ориентирующим студентов на будущую профессиональную деятельность, дискуссии в форме круглых столов, семинары с использованием аудиовизуальных средств, занятия исследовательского типа, тренинги и т.д.) и методы обучения (ролевые игры, моделирование ситуаций и условий общения, тренинги, анализ образцов коммуникативного поведения и др.), способствующие формированию коммуникативной компетентности студентов, а также разработаны и реализованы критериально-оценочные процедуры в виде совокупности тестовых методик и заданий, позволяющих отследить значимые изменения в коммуникативной компетентности студентов вузов.

6. Анализ данных, полученных нами с помощью двух блоков критериально-оценочных процедур, свидетельствует о том, что разработанное и реализованное нами содержание спецкурса, использование в процессе обучения преимущественно активных форм и методов работы оказали положительное влияние на развитие коммуникативной компетентности студентов, а предложенные способы сопоставления и анализа полученных в результате начальной и итоговой диагностики данных позволяют своевременно фиксировать изменения в развитии коммуникативной компетентности студентов.

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. В 2-хтт. Т.1.-М., 1980.

2. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. -2005.-№4.-С. 19-27.

3. Аимов, С .Продажи, переговоры. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.

4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

5. Бабушкин, Г.Д. Коммуникативная компетентность в управленческой деятельности / Г. Д. Бабушкин //Экспериментально-прикладная психология. Омск, 1994. - №1.

+ еще 153 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие коммуникативных компетенций будущих дизайнеров интерьера в вузе»
Раздел: Дизайн
Тип: Магистерская работа
Страниц: 88
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика