Магистерская работа
«Развитие коммуникативных компетенций будущих дизайнеров интерьера в вузе»
- 88 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей будущих дизайнеров интерьера в вузе 11
1.1 Профессиональная подготовка будущих дизайнеров интерьера в вузе 11
1.2 Коммуникативные компетенции в психологии будущих дизайнеров интерьера 16
1.3 Педагогические условия развития коммуникативных компетенции будущих дизайнеров интерьера в вузе 20
Глава 2. Экспериментальные исследования методов и приемов формирования коммуникативных навыков в профессиональном обучении будущих дизайнеров интерьера 26
2.1. Описание и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня развития коммуникативных компетенции будущих дизайнеров интерьера 26
2.2. Описание и результаты формирующего эксперимента по развитию коммуникативных компетенций будущих дизайнеров интерьера в вузе 37
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков общения будущих дизайнеров в вузе 48
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 75
Актуальность темы.
Во время учебного процесса, в своей приятной и творческой атмосфере ХГФ не каждый студент понимает и осознает, насколько важно грамотное и конструктивное общение с разным уровнем людей, не совсем умеет убеждать в рациональности своих идей, отстаивать свою креативную и профессиональную позицию, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, не умеет применять психологические уловки и дизайнерские особенности в своей работе, ведь преподаватели и студенты живут на творческой волне, понимая язык студентов через творческие задания по дизайну, рисунку, проектированию, графики, живописи и т. д.
Таким образом, анализ действительной способности студентов, будущих дизайнеров осуществлять общение в профессиональных целях, использовать свой коммуникативный потенциал, подразумевающий знание культурных, нравственных, эстетических и психологических норм и ценностей общения, показывает, что уровень коммуникативной компетентности студентов не вполне соответствует требованиям к уровню подготовленности выпускника вуза, зафиксированным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Все это позволяет говорить о том, что формирование коммуникативной компетентности как одной из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего специалиста, является первоочередной задачей высшего профессионального образования, что в свою очередь свидетельствует об актуальности темы нашего исследования.
Осознание необходимости совершенствования этого направления подготовки студентов, использования потенциала тренингов и практических занятий коммуникативной направленности в формировании коммуникативной компетентности заставило нас обратиться к различным направленностям, которые формируются из философской, педагогической, психологической, методической литературы, посвященной вопросам формирования коммуникативной компетентности.
Цель исследования.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы формирования коммуникативных навыков у студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.
Объект исследования: процесс профессиональной
коммуникативной подготовки студентов художественных направлений в педагогических вузах.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков и совершенствование коммуникативной деятельности студентов в вузе в части освоения ими профессиональных коммуникативных компетенций будет эффективным, если:
- будет теоретически обоснована и практически реализована технология развития коммуникативных навыков студентов в вузе;
- будет разработана модель управления деятельностью студентов по развитию коммуникативных навыков в виде тренингов, деловых игр и активном обсуждении и поиске новых решений по разработке , введении дизайн проектов интерьеров.
- на основании указанной модели в обучающий процесс будет внедрена система поэтапного вовлечения студентов вовлекаемых в процесс обучения для развития коммуникативных качеств.
Задачи исследования:
- разработка содержания, специфики и технологии организации коммуникативных компетенций деятельности студентов-будущих дизайнеров интерьера;
- разработка модели управления деятельностью студентов, направленной на развитие коммуникативных навыков студентов в системе художественного образования, их подготовку к руководству проектной деятельностью учащихся;
- разработка основных требований к коммуникативным навыкам студентов - будущих дизайнеров интерьера;
- разработка и апробация активных обучающих технологий, основанных на таких методах, как обсуждение и защита проекта, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, деловые игры и тренинги;
- выделение основных направлений работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;
- разработка содержания авторского спецкурса, направленного на формирование коммуникативной компетентности студентов вуза;
- выделение форм и методов, способствующие формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;
- разработка критериально-оценочных процедур, позволяющих отследить значимые изменения в коммуникативной компетентности студентов вуза.
Теоретико-методическая основа исследования:
Анализ эффективности развития коммуникативных навыков будущих дизайнеров интерьера в вузе, изучение методов формирования их готовности к коммуникациям достаточно широко рассматриваются в исследованиях.
Коммуникативную компетентность как основную, обеспечивающую все стороны жизни и деятельности человека и необходимую для успешной самореализации специалиста, изучают В.И. Байденко ученый, великий русский педагог, сделавшего не просто много, но именно «сверх много» для развития российской системы образования. JI.H. Боголюбов, известный ученый способный к выдвижению масштабных идей, это не только исследователь, но и организатор, а главное инициатор многих научных проектов. Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, JIM. Митина, Б. Оскарсон, J1.A. Петровская, М.В. Рыжаков, В. Хутмахер и др.
Суть процесса формирования коммуникативной компетентности рассмотрены нами на основе работ Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, A.A. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.А. Петровской и др., понимающих процесс общения как единство трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного (обусловленного восприятием); как условие, повышающее эффективность образования в трудах Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, А.А. Брудного, A.A. Леонтьеав, В.Н. Мясищева, A.B. Мудрик и др.
Анализ исследований в области педагогической психологии показал, что коммуникативная компетентность рассматривается как способность устанавливать и поддерживать различные контакты с людьми (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Е.С. Кузьмин, Л.А. Петровская, П.В. Растянников и др.); определенный уровень владения коммуникативными умениями, обеспечивающими личности комфортное, незатрудненное взаимодействие с окружающими (В.В. Соколова).
Авторами изучаются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений. Ими описаны приемы развития коммуникативных навыков, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы поисковой работы, а также способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия развития творчества и развитие коммуникативным навыкам.
Методы исследования:
Планируется применение комплекса следующих методов:
- сравнительный метод с целью сравнения и различных подходов к творческому развитию личности;
- сравнительно-сопоставительных методов (анализ, синтез, аналогия);
- эмпирических методов (наблюдение, анкетирование, социальный опрос);
- активных методов (деловые игры, обсуждения и защита проекта, работа над ошибками, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог).
- теоретический анализ литературы и диссертационных работ по теме исследования, моделирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, в который входили наблюдение над коммуникативной деятельностью студентов, изучение творческих работ студентов, ролевые игры, обработка, систематизация и представление экспериментальных данных.
База исследования:
Художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Для проведения научных экспериметов и практических занятий выбраны 2 и 4 курсы направления дизайн.
Организация и этапы исследования. Работа велась с 2019 года и состояла из трех этапов.
На первом этапе (2019 г) - аналитико-поисковом определялось общее направление исследования; анализировалось состояние проблемы на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы и диссертационных работ, сопряженных с проблемой диссертационного исследования; определялся объект, предмет, рабочая гипотеза и научный аппарат исследования, разработка программы и подготовка опытно-экспериментальной работы, выявление исходного состояния коммуникативной компетентности студентов.
На втором этапе (апрель 2020 г.) - опытно-экспериментальном -осуществление опытно-экспериментальной работы, получение конкретных результатов, проведение первоначального анализа результатов эксперимента, анкетирование.
На третьем этапе- дистанционно(с сентября 2020 по ноябрь 2020 гг) - были обработаны новые методы и обобщены результаты исследования; выявлены положительные результаты формирования коммуникативной компетентности студентов; сформулированы выводы; оформлено диссертационное исследование.
Научная новизна исследования:
Впервые планируется исследование, посвященное разработке модели развития коммуникативных навыков, развитие коммуникативного мастерства, его роли в развитии критического мышления, способностей к восприятию дизайна и коммуникативных навыков Данное исследование восполняет пробел в педагогической науке, связанный с отсутствием теоретического обоснования содержания и технологии развития коммуникативных навыков студентов в художественном образовании за счет разработки инновационных подходов к организации учебного процесса в единстве художественно-творческой и рационально-логической, интеллектуальной составляющей.
Итак, научная новизна исследования заключается в следующем:
- определена роль, сущность и структура коммуникативной компетентности как составляющей общей профессиональной компетентности специалиста;
- обоснован системный подход к формированию коммуникативной компетентности как единства двух аспектов: собственно лингвистического и аспекта, связанного с коммуникативным поведением личности в общении;
- научно обосновано содержание реализованного авторского спецкурса коммуникативной направленности, опирающегося на использование активных форм и методов работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;
- разработаны критериально-оценочные процедуры, позволяющие отследить значимые изменения коммуникативной компетентности студентов вуза.
Теоретическая значимость:
В процессе исследования планируется разработка и апробация развития коммуникативных навыков в системе современного художественного образования; разработка и апробация технологии активного обучения, основанной на таких методах, как деловые игры, обсуждения и защита проекта, работа над ошибками, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог.
Значимость работы определяется вкладом в решение задачи совершенствования процесса подготовки коммуникативно компетентных будущих специалистов, в целостном представлении совокупности педагогических целей, форм, способов и процедур оценки степени их достижения, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности студентов вуза.
Практическая значимость:
Результаты исследования планируется использовать в программе обучения студентов - будущих дизайнеров интерьера, охватывающей учебную и внеаудиторную деятельность, самостоятельную работу на основе единого подхода к пониманию и оценке искусства и художественного образования.
- разработано содержание авторского спецкурса «Ораторское мастерство для дизайнера интерьера», обеспечивающее требуемый уровень формирования коммуникативной компетентности студентов вуза;
- разработаны дидактические материалы и задания, позволяющие значительно расширить функциональные возможности авторского спецкурса «Ораторское мастерство для дизайнера интерьера» в формировании коммуникативной компетентности студентов вуза;
- предложены формы и методы работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза;
- апробирован критериально-диагностический аппарат, позволяющий своевременно отслеживать значимые изменения в коммуникативной компетентности студентов вуза.
Всё это позволит студентам, выйдя из стен учебного заведения смело реализовывать свой творческий потенциал и реализовывать свои замыслы легко общаясь с клиентами, заказчиками, работодателями и улучшит взаимодействие с любыми категориями граждан в общественной и личной жизни.
Заключение:
в ходе работ мы провели исследование по развитию коммуникативных компетенций у будущих студентов в вузе и пришли к выводу, что используя разработанный методический материал в процессе обучения студент получит большой практический опыт.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ИНТЕРЬЕРА В ВУЗЕ
1.1. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров интерьера в вузе
Рассмотрим существующие нормативы ФГОС высшего профессионального образования по направлению Подготовки 072500 дизайн (квалификация (степень) «бакалавр») характеристика профессиональной деятельности бакалавров.
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров: вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующий художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения.
4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: целостные эстетически выразительные комплексы предметной среды, удовлетворяющие утилитарные и духовные потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления).
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 072500 Дизайн готовится к следующим видам профессиональной деятельности: художественная, проектная, информационно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 072500 Дизайн должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов; создание художественного образа; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики; разработка и выполнение дизайн-проектов; создание оригинального проекта, промышленного образца, серии или авторской коллекции, среди которых: различные виды полиграфической и визуальной продукции; средств транспорта; разновидности костюма и предметов культурно-бытового назначения; создание художественных предметно-пространственных комплексов; проектирование интерьеров различных по своему назначению зданий и сооружений, архитектурно-пространственной среды, объектов ландшафтного дизайна; знание и основы художественно-промышленного производства; инженерного конструирования; технологии изготовления полиграфической продукции, костюма, средств транспорта;
принципы художественно-технического редактирования, макетирования, компьютерных технологий, методами эргономики и антропометрии; осуществление управленческих функций в учреждениях, организациях, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся разработкой дизайна для всех сфер бытовой, общественной и производственной деятельности человека; применение нормативно-правовой базы на практике; ведение деловых переговоров и деловой переписки; преподавательская работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, планирование учебного процесса, выполнение методической работы, самостоятельно чтение лекции или проведение практических занятий.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
На основе проведенного нами теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов вуза, а также на основании результатов опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Коммуникативная компетентность - важнейшая составляющая профессиональной компетентности выпускника вуза, позволяющая осуществлять эффективное общение и способствующая реализации толерантного поведения, личностной самореализации и групповому единству в целом и в сфере профессиональной деятельности.
2. Выделены возможные аспекты рассмотрения коммуникативной компетентности: собственно лингвистический, который подразумевает знание языковой системы и умение использовать средства языка в реальных ситуациях речевого взаимодействия в соответствии с существующими нормами, и аспект коммуникативного поведения, который связан с особенностями поведения личности в общении, с умением соотносить свое поведение с ситуацией общения, с реализацией в процессе общения различных стратегий и тактик поведения, отражающих знание законов, по которым строится взаимодействие людей (социальных, психологических, культурных и т.д.), что создает условия комфортного существования в обществе, среди других людей, обеспечивает эффективное межличностное взаимодействие, работу в команде в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания.
3. Определена и отражена в модели структурная организация коммуникативной компетентности, подразумевающая теоретический (знания в области межличностного взаимодействия), практический (коммуникативные умения) и личностный (комплекс личностных свойств и качеств, способствующих успешной организации межличностного взаимодействия) компоненты.
4. Для решения практических задач формирования коммуникативной компетентности личности выделен комплекс коммуникативных умений, который представлен тремя блоками умений:
- социально-психологическими коммуникативными умениями;
- логико-композиционными коммуникативными умениями;
- речевыми коммуникативными умениями.
5. Разработаны занятия и практические упражнения, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: определены цели и разработано представленное в модели содержание спецкурса «коммуникативное мастерство», выявлены и реализованы преимущественно активные формы (дискуссии, в том числе по вопросам, ориентирующим студентов на будущую профессиональную деятельность, дискуссии в форме круглых столов, семинары с использованием аудиовизуальных средств, занятия исследовательского типа, тренинги и т.д.) и методы обучения (ролевые игры, моделирование ситуаций и условий общения, тренинги, анализ образцов коммуникативного поведения и др.), способствующие формированию коммуникативной компетентности студентов, а также разработаны и реализованы критериально-оценочные процедуры в виде совокупности тестовых методик и заданий, позволяющих отследить значимые изменения в коммуникативной компетентности студентов вузов.
6. Анализ данных, полученных нами с помощью двух блоков критериально-оценочных процедур, свидетельствует о том, что разработанное и реализованное нами содержание спецкурса, использование в процессе обучения преимущественно активных форм и методов работы оказали положительное влияние на развитие коммуникативной компетентности студентов, а предложенные способы сопоставления и анализа полученных в результате начальной и итоговой диагностики данных позволяют своевременно фиксировать изменения в развитии коммуникативной компетентности студентов.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. В 2-хтт. Т.1.-М., 1980.
2. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. -2005.-№4.-С. 19-27.
3. Аимов, С .Продажи, переговоры. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
5. Бабушкин, Г.Д. Коммуникативная компетентность в управленческой деятельности / Г. Д. Бабушкин //Экспериментально-прикладная психология. Омск, 1994. - №1.
+ еще 153 источника
Тема: | «Развитие коммуникативных компетенций будущих дизайнеров интерьера в вузе» | |
Раздел: | Дизайн | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 88 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проектная деятельность как метод формирования коммуникативной компетенции на английском языке на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной организации
Дипломная работа:
Формирование профессиональных коммуникативных компетенций педагога в системе среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Совершенствование системы развития коммуникативных навыков у студентов исламского вуза
Дипломная работа:
Использование информационных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста
Дипломная работа:
Диагностика формирования иноязычной коммуникативной компетентности при изучении профессиональных лексических единиц