Дипломная работа
«Быт и нравы русского зарубежья в воспоминаниях Н. Берберовой «Курсив мой»: историко-литературный и методический аспекты изучения»
- 65 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕМУАРЫ И АВТОБИОГРАФИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА: ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА 7
1.1. Мемуарно-автобиографическая проза: теоретический аспект исследования 7
1.2. Мемуарно-автобиографическая проза литературы русского зарубежья 13
1.3. Особенности бытования жанра автобиографии в литературе русского зарубежья 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II. АВТОБИОГРАФИЯ Н. БЕРБЕРОВОЙ «КУРСИВ МОЙ»: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КНИГИ 26
2.1. Творческий путь Н. Берберовой 26
2.2. «Курсив мой» Н. Берберовой: особенности жанра 32
2.3. Идейно-тематическое своеобразие книги 40
2.4. Методические аспекты изучения литературы русского зарубежья в школе 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Нина Николаевна Берберова видела мир с разных точек пространства и времени. Покинув Россию Серебряного века, она бежала в Европу, затем из опустошенной нацизмом Европы - в феминистскую Америку. Всю жизнь она напряженно размышляла над тем, что ей открывалось. Размышляла и записывала.
Умная и талантливая Н. Берберова до блеска отточила свой стиль. Писала художественные произведения и беллетризованные биографии, но ее прозу затмила автобиографическая книга «Курсив мой». Произведение вышло в 1969 году и стало одним из самых читаемых во Франции. Книга вызвала шквал возмущения и протестов в кругу ее современников-эмигрантов, ставших героями ее произведения. Современники восприняли книгу Н. Берберовой как человеческий документ и ожидали от нее правдивого отображения действительности, ведь в основу книги легли воспоминания о реальных событиях. Однако многие отказывались узнавать в ней себя и имели на это полное право.
Этот «знаковый» текст из всего корпуса прозы Н. Берберовой ученые изучают с учетом самых разных параметров: жанровых, поэтических, историко-культурных и др., а также сопоставляют с другими близкими по типу текстами (мемуарами Н. Мандельштам, Л. Чуковской, И. Одоевцевой, В. Муромцевой- Буниной и др.)
Отметим, что в конце ХХ столетия были опубликованы многие мемуарные произведения писателей и поэтов Серебряного века. Они были написаны в эмиграции спустя годы и десятилетия и открыли культуру Серебряного века в ином ракурсе. Мемуарная литература стала составляющей целостной картины истории развития отечественной культуры и литературы начала ХХ века.
В работах, посвященных мемуарному жанру, исследуется, как правило, мемуарно-автобиографическое наследие конкретных авторов. В основном ученые подчеркивают в них жанровые особенности, среди которых синтетизм и полижанровый характер. Вместе с тем кроме мемуаров и автобиографий изучают письма, дневники, записки и др. Иначе говоря, рассматривают мемуарную литературу как широкое явление. Однако в настоящее время практически отсутствуют литературоведческие исследования, в которых рассматриваются вопросы, связанные с особенностями развития мемуарной литературы в целом.
Если обратиться к мемуарной литературе русского зарубежья, то в них исследователи выделяют в качестве главной «героини» «ушедшую Россию». Но справедливости ради отмечают, что многие страницы посвящены также современникам авторов мемуаров, развитию литературы, живописи, театра и кино, политической жизни, быту русского зарубежья и др. Мемуары эмигрантов, как считают современные ученые, служат «важным и интересным источником для составления «коллективной биографии» русского человека», который оказался волею судьбы вне родины.
На фоне обширного мемуарного наследия русского зарубежья мемуарное творчество Н.Н. Берберовой остается практически не исследованным, несмотря на интерес к ее прозе, мемуарному наследию и личности их автора, который обозначился в России с конца 80-х годов ХХ столетия.
В произведении Н. Берберовой «Курсив мой» даётся широкомасштабная панорама исторических событий, лиц, быта русского зарубежья. Представлена жизнь эмигрантов из России, осевших в Европе и США. Считается, что на поэтику книги «Курсив мой» Нины Берберовой больше всего повлияли два мемуарно-автобиографических источника. Во-первых, «Былое и думы» А.И. Герцена, написанные по романному канону, во-вторых, «Петербургские зимы» Георгия Иванова как образец «мутации жанра», произошедший в ХХ веке. Однако эти произведения не затмевают оригинальности самого «Курсива.».
В книге Н. Берберовой достоверно, документально точно и убедительно, рассказывается о мировоззренческих, нравственных, политических, социальных, творческих отношениях и связях видных представителей русской эмиграции. Среди них писатели, поэты, художники, музыканты, артисты и другие, известные и малоизвестные, личности русской элиты. Все они, как и история их взаимоотношений и самой жизни, освещаются автором как бы «изнутри». Этот материал о быте и нравов, о жизни и судьбе русских эмигрантов представляет огромный интерес для российских читателей и исследователей.
До 90-х годов ХХ столетия у российских читателей не было возможности получать подобную информацию, они мало что знали о жизни соотечественников, оказавшихся за «железным занавесом». Данное исследование по произведению Н. Берберовой восполнит в какой-то мере существующую брешь в отношении жизни и быта русской эмиграции. Все вышесказанное и определяет актуальность работы.
Объектом исследования является литература русского зарубежья.
Предметом исследования является мемуарно-автобиографическая проза первой волны эмиграции.
Материалом исследования стала книга известной писательницы Нины Берберовой «Курсив мой».
Целью работы явилось исследование быта и нравов русского зарубежья, а также исторических событий, к которым автор проявила внимание.
Цель исследования выдвигает следующие задачи:
- рассмотреть развитие мемуарной прозы ХХ века на примере литературы русского зарубежья;
- охарактеризовать особенности мемуарного творчества Н. Берберовой, изучить основные исследования, в том числе последних лет, в которых представлена характеристика творчества писателя;
- проанализировать жанровые и поэтические особенности книги Н. Берберовой «Курсив мой»;
- проанализировать основные аспекты книги, в которых нашли наиболее яркое выражение исторические и культурные события времени;
- обозначить методические аспекты изучения литературы русского зарубежья в школе.
Научная новизна работы заключается в том, что книга «Курсив мой» рассматривается не только как автодокументальный, но и как художественный текст. Поэтому в фокусе исследовательского внимания оказываются жанровые особенности произведения, а также такие ключевые понятия литературного анализа, как сюжет, композиция, образная характеристика и другие текстовые элементы.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в возможности использования в школе ее основных положений и выводов в процессе изучения истории литературы русского зарубежья, а также анализа творчества Н. Берберовой. Также материалы работы могут быть использованы на уроках литературы, посвященных анализу и интерпретации художественного текста в рамках подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Методологическую основу исследования составляют современные исследования, рассматривающие как литературу русского зарубежья в целом, так и творчество Н. Берберовой в частности. Важно подчеркнуть работы таких исследователей, как А. Немзер, Э.С. Малыхина, М.А. Хатямова, П. Деотто и др.
Методы исследования. Работа носит историко-литературный и методический характер. Исходя из поставленной цели и определения ряда задач, в работе применялись критический, сравнительно-сопоставительный, литературоведческий, описательный методы анализа.
Структура исследования соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. МЕМУАРЫ И АВТОБИОГРАФИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА: ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА
1.1. Мемуарно-автобиографическая проза: теоретический аспект исследования
Мемуарно-автобиографическая литература - это один из распространенных видов художественно-документального письма.
Особенность ее в том, что она объединяет в самой разной степени мемуарные произведения (автобиографии, дневники, письма, воспоминания, автопортреты и др.).
В русской литературе XVIII века большая часть мемуаров делилась на две группы: мемуары-автобиографии и мемуары о событиях. В литературе XIX века процесс усложнился, и многие тексты сформировались на стыке двух первоначальных типов. «Этот процесс свидетельствует об усложнении мировоззренческих позиций авторов мемуарных сочинений» [36, 15]. Добавим, что эти «усложнения» особенно стали заметны в литературе ХХ столетия.
Сегодня мемуары становятся предметом изучения не только литературоведения, но и других отраслей науки. Так, например, в современном источниковедении ученые по-разному понимают и интерпретируют значение термина «мемуары». Одни исследователи (А.Г. Тартаковский) считают, мемуаристка является широким понятием и включает в себя воспоминания и дневники, которые являются родственными произведениями, объединенными общими целями, задачами, принципами построения. Другие (Г.Н. Вульфсон)- подразделяют дневники и воспоминания на две самостоятельные группы источников [15, 105].
Необходимо отличать мемуарную прозу от исторической и научной биографии, а также от тех произведений, где мемуарная форма выступает как литературный прием, т. е. художественной прозы. В мемуарах неполнота фактов и почти неизбежная односторонность искупаются живым и непосредственным выражением личности их автора.
Назовем особенно значимые признаки, свойственные мемуарной литературе. Среди них выделяются такие, как «авторская сверхзадача, преобладание внешнего или внутреннего, степень соотношения реальных и вымышленных эпизодов, принципы их отбора» [44].
В качестве постоянных признаков мемуарной литературы можно отметить также такие, как субъективность, исповедальный тон, обращение к памяти, обращение к читателю, повествование от первого лица и др. Они остаются неизменными на протяжении всего времени развития мемуарной литературы.
Рассмотрим некоторые из них. Как правило, повествование в мемуарах ведется от первого лица, поэтому автору-повествователю принадлежит по праву главная роль. Происходящие события, люди, жившие в ту пору, быт, нравы, взаимоотношения, традиции и т. д. - все это читатель постигает глазами мемуариста. Как пишет исследователь В. Пискунов, «автор мемуаров сопоставим с поэтом: он постоянно присутствует на авансцене и говорит от первого лица» [46, 313]. Однако справедливости ради отметим, что мемуаристов отличает не только собственная персона, но и повышенный интерес к истории, культуре, человеку, как правило, своему современнику. Поэтому довольно часто собственная персона в мемуарах намеренно нейтрализуется. Например, такая авторская позиция характерна для таких мемуарных книг, как «Живые лица» З. Гиппиус (1925); «Москва», «Далекое» Б. Зайцева (1939; 1965); «Некрополь» В. Ходасевича (1939); «Воспоминания» И. Бунина(1950); «Встречи», Ю. Терапиано (1953); «Комментарии» Г. Адамовича (1967) и др.
Мемуаристы придерживались одинаковых задач: оживить, сохранить, воскресить и воспроизвести прошлое. Авторы искали свои способы реализации намеченной цели. С одной стороны, опирались на собственные воспоминания или воспоминания современников и выбирали путь творческого познания мира и человека, ориентировались на те исторические события, которые становились воплощением тезиса «Мир и я». С другой стороны, делали попытку осмыслить собственно внутреннее «я», что помогало воплотить творческую установку любого мемуариста, заключающуюся в тезисе «Я и мир».
Мемуарно-автобиографическая проза является историко-документальным жанром, с помощью которого возможно воспроизведение прошлого. При этом ей присущи рядом устойчивых жанровых признаков художественного произведения. К постоянным признакам мемуарной литературы относят такие, как субъективность, исповедальный тон, обращение к памяти. Они остаются неизменными на протяжении всего времени развития мемуарной литературы.
В настоящее время невозможно предложить единую классификацию этой литературы, также довольно сложно провести грань между мемуарами и автобиографией, поскольку они обладают рядом схожих черт.
В настоящее время, очевидно, что мемуаристика составляет весомую часть всей литературы русского зарубежья и представляет собой феноменальное явление, которое воплотило в себя настроения, идеалы, дух русской эмиграции. Она передает атмосферу литературной жизни эмиграции в форме литературных портретов, автобиографий, дневниковых записей, медитативных очерков, эпистолярия и др. Мемуарная литература дает возможность объективно представить историческую эпоху дореволюционной России.
Мы пришли к выводам, что автобиография как внутрижанровая форма мемуаристики заняла свое место внутри русской литературы зарубежья. Она представляет собой повествование личного характера, которое закономерно проявляет себя в переломные исторические периоды.
Ярким представителем первой волны русского зарубежья является Нина Берберова, прожившая долгую жизнь, полную удивительных и поразительных событий, разлук и встреч. Она оставила о себе воспоминания как о неординарной, талантливой, «железной женщине». По мнению исследователей, Н. Берберова «мифологизирует» собственную судьбу, так же, как и судьбы героев своей автобиографии [56, 322].
Книга Н. Берберовой «Курсив мой» была заявлена автором как «история жизни». Она содержит информацию о судьбах нескольких поколений людей, живших в России. Автор пишет о революции, событиях Второй мировой войны, непростой жизни русской интеллигенции в эмиграции и т.п. Наряду с автобиографическим повествованием, в ней можно отметить черты философского эссе, психологического анализа, мемуарных портретов ярких представителей отечественной литературы (М. Горького, Н. Гумилева, А. Белого, Б. Зайцева, Л. Лунца, А. Толстого, М. Цветаевой, Н. Чуковского и др.).
Основным читателем книги Берберовой стал как русский читатель зарубежья, так и современный российский писатель. Одной из концептуальных доминант книги становятся лексемы «одиночество», «революция», «интеллигенция». В книгу Н. Берберовой органично вводятся рассказы об ушедших знаменитостях и современниках. Ее воспоминания связаны с литературной жизнью начала ХХ века. Автор построила в своей автобиографии типологию персонажей, которая на материале художественно-публицистической и автодокументальной прозы, стала возможной благодаря главному образу «Я». «Я-персонаж» Берберовой позволил спроецировать позицию и взгляды других персонажей на ценностную парадигму, представленную в мемуарно-автобиографическом метатексте.
Для сегодняшних читателей эмигрантская русская литература ценна своей философской прозой, обширными мемуарами, тонкой лирикой, политической публицистикой, обсуждавшей пути и судьбы России XX века. Произведения писателей-эмигрантов изучаются в современной школе в старшем звене. Работа по современным программам учитывает особенности не только литературного развития и читательскую деятельность школьников, но и необходимость целостного изучения творчества русских эмигрантов.
Мы пришли к выводам о том, что изучение произведений русского зарубежья в историко-культурном контексте отвечает задачам современного литературного образования. Выявление исторических и культурных реалий первой волны эмиграции способствует более глубокому прочтению и пониманию идейного содержания произведений, авторской концепции мира и человека, нацеливает старшеклассников на размышления о России, жизни, любви, долге и ответственности, необходимости осуществлять правильный нравственный выбор в своей жизни.
1. Багдасарян Р. Нина Берберова: «Я происхожу из двух различных миров.» // Ноев ковчег 2007. - № 08 (119). - С. 10-16.
2. Барахов В.С. Литературный портрет. - Л.: Наука, 1985. - 311 с.
3. Безрогов В. Г. Автобиография и история: некоторые комментарии историка к автобиографическим исследованиям // Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика / пер. с нем. В.А. Волкова. М.: Изд-во УРАО, 2000. - С. 133-180.
4. Безрогов В.Г. Память текста: автобиографии и общий опыт коллективной памяти // Сотворение истории. Человек. Память. Текст: цикл лекций / отв. ред. Е.А. Вишленкова. - Казань, 2001. - С. 39-61.
5. Берберова Н.Н. Курсив мой: Автобиография. - М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. - 687 с.
+ еще 61 источник
Оригинал в pdf
Тема: | «Быт и нравы русского зарубежья в воспоминаниях Н. Берберовой «Курсив мой»: историко-литературный и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 2600 руб. |
Дипломная работа
«Христианская образность в художественном мире а. а. ахматовой: историко-литературные и методические аспекты изучения в школе»Дипломная работа
«С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия»Дипломная работа
«Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе»Дипломная работа
«Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе»Магистерская работа
«Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика