Дипломная работа

«Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе»

  • 85 страниц(ы)
  • 287 просмотров
фото автора

Автор: navip

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7

1.1. Психологические особенности детей с ОВЗ 7

1.2. Влияние физических упражнений на организм учащихся с ОВЗ 12

1.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

ограниченными возможностями здоровья 20

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

2.1. Организация исследования 29

2.2. Методы исследования 29

2.3. Теоретическое обоснование содержания физкультурно-оздоровительных

занятий 42

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Анализ внутригрупповых результатов исследования

3.2. Межгрупповой анализ результатов исследования 62

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 700

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Актуальность работы. В последнее время наблюдается тенденции роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья, приоритетным направлением работы с такими школьниками становится здоровьесбережение личности, создание системы эффективной психолого- медико-педагогической поддержки детей, их успешная социализация. В данной сфере деятельности взаимосвязаны интересы родителей, педагогов, психологов и медицинских работников.

Кроме того у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья имеются различные функциональные расстройства, хронические заболевания, что приводит к несоответствию предъявляемых к таким детям педагогических требований и возможностей их удовлетворения, что зачастую становится причиной возникновения проблем школьной жизнедеятельности. [3, 26].

В школе, где я работаю МБОУ СОШ № 2 села Киргиз - Мияки, 426 детей, из них 7,27 % дети с ОВЗ, из них 5,7 % - младшие школьники.

Педагогические исследования по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья последних лет свидетельствуют о значительном потенциале этих детей, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой социализации детей.

В связи с этим важнейшим направлением работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является физкультурно-оздоровительная деятельность, которая способствует повышению адаптационных возможностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует развитие психических процессов.

Поэтому физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является частью общей проблемы социализации и интеграции в общество данной категории детей.

С помощью грамотно построенной физкультурно-оздоровительной работы можно скорректировать неправильные двигательные умения и навыки предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, повысит мотивацию к познавательной деятельности нормализовать психическое состояние, тем самым способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь. [27, 50]

Целью исследования является - разработка и экспериментальное обоснование физкультурно-оздоровительных занятий, содействующих нормализации физического развития и психического состояния детей 8-9 лет с ограничением возможности здоровья.

Объектом исследования является организация физкультурно-оздоровительной работы для детей 8-9 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования: физкультурно-оздоровительные занятия для детей 8-9 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Определить основные отклонения в состоянии здоровья школьников.

3. Разработать и экспериментально доказать эффективность физкультурно-оздоровительных занятий для детей с 8-9 лет с ограниченными возможностями здоровья.

4. Составить методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна исследования:

- разработаны физкультурно-оздоровительные занятия для школьников младшего звена с ОВЗ, включающие в себя комплекс дыхательных упражнений, корригирующих упражнения, использование музыкального сопровожения для мотивации и укрепления здоровья, физкультминутки,а также внеурочная деятельность.

- Получены в ходе эксперимента данные, свидетельствуют об эффективности разработанных физкультурно-оздоровительных занятий для детей с ОВЗ, что выражается в улучшении функционального состояния организма детей.

Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, результаты педагогического эксперимента позволили повысить эффективность физкультурно-оздоровительных занятий в общеобразовательных учреждениях с детьми, имеющими ограничения возможности здоровья.

Материал исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 2 с.Киргиз-Мияки и МОБУ СОШ №1 с.Киргиз-Мияки. В

эксперименте принимали участие обучающиеся 8-9 лет (2 класс). 8 человек (2 «А» класс) оставил контрольную группу (КГ) МОБУ СОШ № 1 и 8 человек (2«Б» класс) МБОУОШ № 2 составили экспериментальную группу (ЭГ).

Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогический эксперимент,

тестирование, методы математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждались:

в журнале, рекомендованном ВАК РФ «Изучение регулярной

физической активности в период пандемии»;

в сборнике Традиции и инновации в национальных системах образования / «Совершенствование организации физкультурнооздоровительных форм занятий для школьников с отклонениями в состоянии здоровья»;

«Влияние гиподинамии на организм школьника» /Международный

научный журнал «Молодой ученый».

«Формирование двигательной активности у детей и подростков» /Международное электронное научно-практическое периодическое сетевое издание инновационные научные исследования.

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 85 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Список литературы включает 55 источников, в том числе на иностранном языке - 6, электронных - 2. Работа иллюстрирована 3 таблицами и 5 рисункам 3 приложениям.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.

1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и Препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Существуют причины по явления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): на пример, ребенок споткнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально-биологического характера - это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной ин формации, не достаточно знаний этих детей об окружающем мире. [ 13, 24]

2. Не достаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ час то не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, со единить ее в единое целое.

3. Внимание не устойчивое, рас сеянное, дети с трудом переключаются с Одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь - имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. [ 3 ]

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность. Психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни. Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.

Применение физкультурно-оздоровительных занятий с детьми ОВЗ основано на разумном использовании естественной биологической функции организма движении. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений человек познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять физические упражнения, которые благотворно действуют на центральную нервную систему. В результате их влияния у детей образуется много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее; улучшается координация движений:.

На основе анализа научно-методической литературы нами было выявлено, что к общим средствам физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья: общеразвивающие физические упражнения, упражнения в развитии основных движений, подвижные игры,

физкультминутки, использование музыкального сопровождения на занятиях физкультурно-оздоровительной деятельности. К специальным относят упражнения на расслабление мышечных групп, на развитие равновесия, координации, дыхательные упражнения и физические упражнения для коррекции ходьбы, бега, прыжков, мелкой моторики.

По результатам проведенного анализа в физкультурно-оздоровительные занятия для детей 8-9 лет с ОВЗ было включено

Выполнения упражнений на коррекцию ходьбы, прыжков мелкой моторики, физкультминутки, подвижные игры.

Полученные результаты внутригруппового анализа показателей частоты сердечных сокращений, равновесия, школьной мотивации, двигательной активности время нахождения цифр в контрольной группе в процессе эксперимента повышаются (р<0,05). Анализ результатов проведенного е исследования в экспериментальной показал, что использование в процессе физкультурно-оздоровительных занятий предложенных упражнений позволяет добиться значительного прироста (р<0,01) всех изучаемых показателей по отношению к исходному уровню свидетельствуют о том, что разработанная методика, применяемая в

Экспериментальной группе, эффективнее, чем общепринятая.

Полученные результаты межгруппового анализа исследуемых показателей в конце эксперимента выше у экспериментальной группы, в данных показателях выявлены достоверно значимые различия, при р<0,05.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента была выявлена

эффективность разработанных физкультурно-оздоровительных занятий, для детей ограниченными возможностями здоровья. В конце эксперимента между контрольной и экспериментальной группами выявлены достоверные различия всех изучаемых показателей (р<0,05).

1. Айзман Р.И. Здоровьесберегающие, технологии, в образовании: учебное пособие/, Р.И.Айзман, М.М.Мельникова, Л.В.Косованова. -М.: Юрайт, 2017. -.241с.

2. Архипова В.Л. Физкультурно-оздоровительные технологии : Метод. указания, /, В.Л. Архипова, И.Г. Бондарева. —Красноярск: ИПК СФУ,, 2008. -,79с.

3. Баранов, А. А. Состояние, здоровья детей и подростков, в современных условиях:, проблемы, пути решения, /А.А.Баранова //, Российский , педагогический журнал. 2013. №1. С. 5-8.

4. Башмаков В.П. Педагогические и медицинские аспекты занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы /В.П.Башмаков, А. Ф. Пшеничников,Т. А. Гринева, Н. С. Лешева. - СПб.: СПбГАСУ, 2011. -52 с.

5. Борисова А. А. Реализация здоровье формирущих образовательных технологий в области педагогического образования /А.А.Борисова, Л.П.Борисова, Л.И.Сыромятникова// Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С.375-377.

+ еще 13 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика