Дипломная работа

«Тема детства в таджикской и русской литературах xx века: теоретический и методический аспекты изучения»

  • 66 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. ТОЛИСА

1.1. Творческая биография талантливого писателя ХХ века 6

1.2. Ребенок и окружающий мир в прозе П. Толиса 11

Выводы по первой главе 17

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПРОЗЕ Ю. НАГИБИНА

2.1. Изображение внутреннего мира автобиографического героя в «Книге детства» 18

2.2. Тонкий мир «трудного подростка» в рассказе «Зимний дуб». .28

Выводы по второй главе 34

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА Ю. НАГИБИНА В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ

3.1. Методические материалы к проведению урока по рассказу «Мой первый друг, мой друг бесценный» 36

3.2. Система уроков по жизни и творчеству Ю.Нагибина в 6 классе. 40

3.3. Конспект урока внеклассного чтения по рассказу «Зимний дуб» 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Введение

Актуальность темы ВКР. Проблема взаимоотношений детей и взрослых - одна из наиболее актуальных проблем и на сегодняшний день. Принято считать, что она не только недостаточно разработана, но и не является в должной мере предметом особого внимания.

Термин «детство» используется широко, многопланово на всех уровнях и в разных сферах общения. Детство сегодня - сложное и трудное, открываемое и не понимаемое самими подростками явление, которое не только очень чувствительно ко всем изменениям в социуме; оно само ставит перед взрослыми всё новые и новые задачи, реально активно влияя на общество.

Исследователями не раз отмечалось, что детская тема раскрывается с проникновенным лиризмом и щемящей болью. Детские образы появляются почти в каждом рассказе, создавая в контексте всего цикла широкое поле для этических и философских обобщений.

После обретения Таджикистаном независимости в ХХ веке возникла необходимость пересмотра истории таджикской литературы нового периода, в том числе и детской литературы. Особый интерес вызывает художественная организация прозаических произведений детских писателей, определение творческих принципов таких оригинальных мастеров, новаторов, как Пулод Толис, Бахманьёр, Убай Раджаб, Али Бободжан и др.

Проза Пулода Толиса занимает особое место в современной таджикской литературе. Творческое наследие этого писателя, которое становилось объектом немногих исследований, отличается своеобразием и неповторимым художественным миром. Отмечая своеобразие творческой манеры талантливого таджикского писателя, мы хотим определить и особенности мира детства в его произведениях.

Раскрытие выбранной нами для исследования темы не было бы полноценным, если бы не обратились к творчеству и русских прозаиков, составляющих золотой фонд детской литературы ХХ века.

Если говорить о творчестве русского писателя Юрия Марковича Нагибина, то обращение к его произведениям для нас вызывается целым сплавом желаний: потребностью общения с задушевным собеседником, неизменно благородным и честным, преклоняющимся перед простыми и вечными человеческими чувствами; занимательным рассказчиком, ироничным в самооценке, но бережно принимающим особенности личности другого; тонким психологом, умеющим, как никто иной, наблюдать, анализировать, мыслить. Всем этим и объясняется наш взыскательный интерес к творчеству известных писателей двадцатого столетия среди таджикских и русских юных читателей.

Целью данной работы явилось исследование феномена детства в творчестве таджикского и русского писателей - П. Толиса и Ю. Нагибина.

Поставленная цель определила следующий ряд задач:

- анализировать имеющуюся литературу о творчестве П. Толиса и Ю.Нагибина;

- изучить особенности художественного мира названных писателей;

- проанализировать образы детства на материале рассказов таджикского и русского писателей и выделить способы создания образов детства в анализируемых произведениях;

- предложить методические аспекты изучения произведений Ю.М. Нагибина в таджикской школе.

Объект исследования - рассказы и автобиографическая повесть «Лето» П. Толиса; рассказы Ю. Нагибина, вошедшие в «Книгу детства», «Чистые пруды» и «Переулки моего детства».

Теоретической и методологической основой ВКР являются труды отечественных ученых, выработавших литературоведческие подходы и принципы текстуального анализа произведений таджикского писателя Пулода Толиса, русского писателя Ю. Нагибина для детей, методические пути изучения творчества русского писателя в школе. К таковым относятся исследования: Н. Атарова [1], Дж. Бобокалоновой [3], М. Исматулоева [1314], Т. Кушевич [19], Н. Мещеряковой [24], И. Панкеева [36], А. Сайфуллова [40],Ф. Ходжаева [51-52], В. Холоповой [53], Т. Шестаковой [56] и др.

Практическая значимость работы. Накопленный и приведенный в ВКР материал может быть использован в практике преподавания русской и таджикской литературы на уроках, факультативных занятиях и во внеклассной работе.

Информационная база. Поставленная цель достигается в процессе изучения научной и специальной литературы, Интернет-источников; собственных исследований, анализа современного состояния отрасли.

Методы исследования. Исходя из поставленной цели, состояния проблемы, объекта и предмета, нами применялся комплекс методов, необходимых для реализации исследования. В выпускной квалификационной работе реализуются различные подходы:

- биографический, позволяющий рассматривать биографию и личность писателей как определяющие моменты творчества;

- структурный анализ, который позволяет рассматривать произведения для детей и о детях как органическое целое, в котором «отдельность» элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется во взаимоотношении с другими элементами и с целым текстом;

- формальный метод, предполагающий рассмотрение формы текста как носительницы его художественной специфики;

- контекстуальный анализ, помогающий рассматривать определенный отрывок в контексте со всем произведением, либо определенное произведение в контексте со всем (с определенным периодом) творчеством изучаемого писателя.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. ТОЛИСА

1.1. Творческая биография талантливого детского писателя ХХ века

Таджикская детская литература, в том числе и её проза, закономерно является важной частью новейшей национальной литературы. В воспитании юного поколения, которому предстоит создавать на своей земле свободное демократическое государство и открытое правовое общество, значительная роль отведена детской литературе. Именно ей, содержательной и мудрой, во многом может способствовать и опыт тысячелетней таджикской литературы, в которой формированию личности уделялось целенаправленное внимание. Различные «зеркала», «нравоучения» (ахлок) и т. п. литературно- «теоретические» жанры служили этой цели; а также «Кабус-наме» «Кей Кавуса», «Калила и Димна» в обработке Абул-маали Насраллаха, «Панд- наме» («Книга назиданий») Фаридаддина Аттара, Масневи Низами Ганджеви, «Бустон» и «Гулистон» Саади, в подражание которому появилось большое количество удачных и неудачных аналогий; «Мышь и Кот» Убейда Закани, «Бахаристан» Абдарахмана Джами, «Бахарийат» («Весенняя бывальщина») Сайида Насафи и другие высокохудожественные и содержательные произведения способствовали осуществлению данной идеи.

Современным таджикским детским писателям предстоит не только обобщить и освоить бесценный опыт таджикской классической литературы, но и показать в своей творческой деятельности ценные достижения мировой художественной культуры.

Справедливо заметил исследователь Дж. Бобокалонова: «Начиная ещё с 20-х годов прошлого столетия, связи таджикской литературы с литературами Азии и Европы значительно усилились, чему главным образом способствовали процессы по переориентации системы школьного образования, духовного и нравственного воспитания детей. Те же процессы в большей мере способствовали формированию детской литературы, постепенному освоению принципов и методов адаптации художественного изображения к восприятию и художественно-эстетическим потребностям детской возрастной категории, т. е. была создана основа для понимания необходимости включения в литературоведческие исследования и проблемы детской литературы» [3, 10]. Первые шаги в этом направлении были предприняты писателями и литературоведами Абдусаломом Дехоти, Мирсаидом Миршакаром, Раджабом Амоновым, Джонон Бобокалоновой, Нематджоном Файзуллоевым и другими, которые изучили недостатки таджикской детской литературы.

Известный таджикский поэт, писатель Пулод Толис (1929 - 1961) пришел в литературу после Великой Отечественной войны и вошел в неё со своим оригинальным творческим почерком и художественно-эстетическими принципами, вызвавшими серьёзное внимание Садриддина Айни и других мастеров таджикской литературы нового периода. Он занял в истории новотаджикской литературы особое место. Но с сожалением приходится признать, что весьма ценное по своим художественно-эстетическим достоинствам творчество этого одаренного и продуктивного писателя, особенно написанные им для детей произведения, исследованы весьма недостаточно, хотя есть и диссертационные исследования [14; 44; 51].

Тема детства в прозе Пулода Толиса позволит, с нашей точки зрения, установить истинное место писателя в таджикской литературе и будет способствовать более достоверному решению вопросов, связанных с традициями и новаторством в новой таджикской прозе.

Заключение

В результате анализа и поисков истоков детской проблематики и ведущих тенденций в литературе на современном этапе мы пришли к выводу, что тема детства имеет глубокие корни в литературе не только художественной, но и психолого-педагогической.

Тема детства в нравственно-эстетической проблематике таджикского писателя П. Толиса связана с общей гуманистической концепцией личности. В исследовании отмечено, что детство и старость - две полярные темы, проходящие через многие произведения писателя. Его интересует мировосприятие пожилого человека и психология детства, процесс формирования детского характера. Старики и дети в произведениях писателя являют собой особые способы видения, которым доверено определять ход и смысл повествования.

Анализ произведений П. Толиса показал, что специфику художественного изображения мира во всем его творчестве составляют метафоричность стиля, незавершенная многоплановость, поэтика иносказания. Символический смысл, присутствующий во многих произведениях П. Толиса, не исключает их реалистичности и актуальности.

Изучение детской темы в творчестве таджикского писателя показало, что в литературе, исследующей актуальные проблемы, основной акцент делается на познании психологии ребенка, изучении духовного развития и социальных связей молодого поколения. Исследуя психологию маленького человека, П. Толис показывает, что юные герои писателя обладают тонкой духовной организацией, живут в мире сказки фантазий.

Таким образом, образы детей в его произведениях составляют целостную уровень: от бытового и социального ее понимания - к высотам мировых вопросов и философских прозрений.

Талантливый художник слова Юрий Маркович Нагибин вошел в литературу в 40-е годы ХХ века и на протяжении своего большого творческого пути был одним из читаемых и почитаемых авторов.

Его творчество разнообразно. Одни ценят его, прежде всего, как новеллиста, другие как автора своеобразных, очень по-нагибински написанных биографий людей искусства - Бунина, Фета, Тютчева, Рахманинова. Любители кино, конечно, помнят многие фильмы, снятые по его сценариям - «Чайковский», «Иван да Марья», «Председатель». Телезрители добавят, что Нагибин - знаток Москвы, прекрасный экскурсовод, не один год водивший их в телепутешествие по родному городу.

Ю.М. Нагибин - признанный мастер рассказа. Его творчество гармонично вписалось в активно развивающиеся в 50 - 60-е годы ХХ века тенденции «деревенской» и лирико-автобиографической прозы. В центре внимания автобиографического цикла, включавшего книги «Чистые пруды», «Книгу детства», «Переулки моего детства», - исследование истоков формирования духовного облика героя Сережи Ракитина и поколения людей, к которому он принадлежит. Образ Москвы 30-х годов с ее бытом, нравами и людьми становится фоном, общей атмосферой и героем цикла.

Успех книг талантливого писателя Нагибина обеспечивался художественными находками: взволнованной лирической исповедью,

искренностью интонации, чистотой и ясностью слога, метафоричностью, особой ритмической структурой повествования, которое обычно завершалось финальной аккордной фразой, несшей морально-этическую оценку рассказываемому.

Обращаясь к прошлому, в цикле своих рассказов о детстве писатель создает облик целого поколения, рассказывает о времени, отраженном в судьбах его сверстников. Работа «душевной памяти», точной и достоверной, извлекала из глубин детства все самые яркие впечатления, чтобы подвергнуть их серьезной оценке. Перед читателем проходит не только жизнь героя автобиографических рассказов, но и биографии людей, окружавших его, ровесников, таких разных и непохожих, но объединенных атмосферой жизни предвоенного десятилетия.

Герои Нагибина являются частью ушедшего времени «из детства», прекрасного и неповторимого.

Детство наполнено тайнами, загадками, и герой пытается постичь этот чудный мир, радостный и светлый. Автор далек от идеализации своей личности, его самохарактеристика из настоящего, обращенная в прошлое, поражает откровенностью. Блуждая по «старым переулкам» памяти, по земле своего детства, он говорит и о ребячьем тщеславии, и о хитрости, которые были свойственны его герою, а иногда и называет его «лопухом».

Автобиографические циклы Юрия Марковича Нагибина о детстве проникнуты не только чувством ностальгии по ушедшему времени, но и радостью постижения жизни.

Список литературы

1. Атаров Н. О Юрии Нагибине //Нагибин Ю. Книга детства (предисл.). - М., 1985.- С. 5-21.

2. Беллетрист против писателя. Ю.Нагибин. Дневник. - М., 1995.

3. Бобокалонова Дж. Таджикская детская литература. - Душанбе: Маориф,1982. - 182 с.

4. Богатко И.А. Юрий Нагибин: Литературный портрет. - М., 1980. - 46 с.

5. Гаффоров Р. Забон ва услуби Рахим Чдлил. - Душанбе: Дониш,1996. - 223 с.

+ еще 57 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Тема детства в таджикской и русской литературах xx века: теоретический и методический аспекты изучения»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика