Дипломная работа

«Изображение природы в произведениях к.ф.зиганшина: литературоведческий и методический аспекты.»

  • 59 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.1. Пейзаж как компонент художественного текста

1.2. Роль и функции изображения природы в художественном произведении

1.3. Классификация типов пейзажных описаний

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Ф.ЗИГАНШИНА

2.1. К.Ф.Зиганшин как представитель современной анималистической литературы

2.2. Биографическая обусловленность изображения природы в творчестве К.Ф.Зиганшина

2.3. Образная система произведений К.Ф. Зиганшина о животных в сопоставлении с произведениями русской и зарубежной литературы

ГЛАВА III. Методический аспект изучения творчества К.Ф.Зиганшина

3.1. Методические разработки уроков по творчеству К.Ф.Зиганшина

3.2. Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству К.Ф.Зиганшина

3.3. Методическое описание электронного пособия для учителей по творчеству К.Ф.Зиганшина (структура и рекомендации по применению)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Пейзаж - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода автора. Искусство пейзажа несет в себе большой мировоззренческий смысл.

Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием.

Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и разочарования.

Пейзаж в литературе занял прочное место, и его изображение становится обязательным. Выбирая самые прозаические предметы, пейзажи, события, писатели XIX-XX вв. старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обычном её виде. Поэтому, читая их произведения, мы можем ощутить на себе связь литературного героя с природой и понять, что в реальном мире она тоже есть.

В художественных произведениях природа всегда играет большую роль. Природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кроме того, она тесно связана с душевным состоянием героев.

В современном мире описанию природы огромное внимание в своих произведениях уделяет русский писатель, заслуженный работник культуры РБ наш земляк К.Ф.Зиганшин. Он считает, что нужно почаще общаться с природой, потому что она очищает, возвышает душу человека, делает его добрее. К.Ф.Зиганшин много путешествует. Результат его путешествий - прекрасные произведения о природе. Такие, как «Маха, или история жизни кунички», «Боцман», «Лохматый», «Скитники» и т.д. Произведения КФ.Зиганшина учат прислушаться к природе, чувствовать себя ее частью. Произведения К.Зиганшина не включены в школьную программу, поэтому с его творчеством знакомы немногие. Исходя из этого, нами выбрана тема выпускной квалификационной работы.

Цель работы: познакомиться с творчеством писателя и изучить, насколько важны в произведениях К.Ф.Зиганшина пейзажные зарисовки; какую роль играет природа в воздействии этих произведений на читателей.

Задачи:

1. Изучить роль и функции изображения природы в художественном произведении.

2. Выстроить основную классификацию типов пейзажных описаний.

3. Изучить биографию К.Ф.Зиганшина.

4. Выполнить подробный анализ произведений К.Ф.Зиганшина, провести параллель с произведениями других писателей.

5. Познакомить учеников начальной школы с творчеством писателя.

6. Создать электронное пособие для учителей по творчеству К.Ф.Зиганшина.

Для решения поставленных выше задач нами использованы следующие методы научного исследования:

- аналитический (анализ произведения в единстве формы и содержания, выявление его внутренней организации),

- историко-сравнительный - системный.

Объект исследования: рассказы К.Ф.Зиганшина.

Предмет исследования: нравственная и эстетическая функции природы и пейзажа в рассказах К.Ф.Зиганшина.

Гипотеза: мы предполагаем, что изображение природы в произведениях К.Ф.Зиганшина воспитывает патриотизм, любовь, внимательность и бережное отношение к природе, к родной земле.

В первой главе дается определение понятия пейзаж; приводятся основные функции и классификация пейзажных описаний в художественном произведении.

Во второй главе рассматривается биография К.Ф.Зиганшина; проводится анализ произведения данного писателя в параллели с другими произведениями;

В третьей главе дается поэтапное знакомство учеников с творчеством писателя, представлены методические разработки уроков и внеклассного мероприятия по творчеству К.Ф.Зиганшина. создается электронное пособие по знакомству с творчеством писателя.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выстроены функции и классификация типов пейзажных зарисовок.

Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть использована при проведении уроков по русской литературе, литературных вечеров.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.1 Пейзаж как компонент художественного текста

Пейзаж - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода автора.

Понятие «пейзаж» зародилось в живописи и оттуда перешло в литературу. В живописи пейзаж как самостоятельный художественный жанр утверждается в XVII веке. Эстетическое отношение к природе в литературе также довольно позднее завоевание.

Литературоведы (А.И. Белецкий, В.Е. Хализев) связывают развитие пейзажа с развитием чувства природы у человека.

Чувство природы свойственно русскому человеку с древнейших времён. Литература и живопись отразили различные этапы постижения человеком жизни природы и самого себя.

В древней литературе и фольклоре силы природы мифологизировались, олицетворялись. В таком виде природа участвовала в жизни людей, изображаемых в художественном произведении.

Пейзажа как объективно-реального изображения природы до XVIII века в литературе не было. Пейзаж возникает только в тот момент, когда описание природы воссоздает внутренний мир человека.

Узкое понимание пейзажа представлено в работах А.И. Белецкого. Ученый делит природу на живую, нас окружающую, и мёртвую, нами создаваемую, и предлагает описания живой природы называть пейзажем, а мертвой - натюрмортом.

Литературный энциклопедический словарь объединяет два понимания пейзажа. Пейзаж определяется как «описание природы, шире любого незамкнутого пространства внешнего мира».

С.М. Соловьёв в понятие «пейзаж» включает особый его вид - архитектурный пейзаж, который определяет как «описание построек (экстерьера) и внутреннего убранства жилища (интерьера)», то есть понимает пейзаж широко.

Широкое толкование понятия «пейзаж» даётся и В.Е. Хализевым. Пейзаж определяется им как описание широких пространств, любого незамкнутого пространства. Кроме того, В.Е. Хализев говорит о других формах присутствия природы в художественном произведении: мифологическое воплощение сил природы, поэтическое олицетворение, эмоционально окрашенные суждения о природе, описания животных и растений (их портреты).

Итак, словом «пейзаж» обозначают лишь общие контуры сложного многозначного явления.

Заключение

Теоретический анализ литературы позволил установить, что пейзаж в художественном произведении выполняет различные функции в зависимости от стиля и метода автора. В художественных произведениях природа всегда играет большую роль. Природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кроме того, она тесно связана с душевным состоянием героев.

Описанию природы значительное внимание в своих произведениях уделяет известный российский писатель, залуженный работник культуры РБ, наш земляк К.Ф.Зиганшин, который много путешествовал по России (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Южный Урал, Кавказ) и другим местам Планеты (Гималаи, Непал, Танзания, о.Занзибар, Огненная Земля, Перу, Чили, Боливия, Аляска, Эквадор, Гватемала и др). Автор книг «Маха, или история жизни кунички», «Боцман или история жизни рыси», «Таежные истории» (на башкирском языке), «Щедрый Буге», «Скитники» и «Золото Алдана», «Путевые заметки» и другие произведения.

К.Ф. Зиганшин является нашим земляком. Он родился и живет в Республике Башкортостан. Его произведения подходят как для взрослых, так и для школьников. Но с творчеством писателя знакомы лишь некоторые. Исходя из этого, поставили перед собою цель: в нравственно-эстетическом и методическом аспектах исследовать значение пейзажных зарисовок в произведениях К.Ф.Зиганшина.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

1. Изучить роль и функции изображения природы в художественном произведении.

2. Выстроить основную классификацию типов пейзажных описаний.

3. Изучить биографию К.Ф.Зиганшина.

4. Выполнить подробный анализ произведений К.Ф.Зиганшина, провести параллель с произведениями других писателей.

5. Познакомить учеников начальной школы с творчеством писателя.

6. Создать электронное пособие для учителей по творчеству К.Ф.Зиганшина.

С целью определения роли пейзажа в произведениях К.Ф.Зиганшина, мы проанализировали рассказ «Маха, или история жизни кунички». Мы пришли к выводу, что основная роль изображения природы - передача внутреннего состояния героя, осмысление важности природы в жизни человека. При проведении параллели с произведениями Д.Лондона и М.Пришвина, определена основная нравственная функция пейзажа - донести до читателя то, что с окружающим миром, природой нужно чаще общаться, быть к ней более внимательным. Несмотря на явные противоречия между видами животных, природа, тем не менее, развивается в гармонии.

Для того чтобы узнать, насколько известно творчество писателя среди учеников начальной школы МАОУ «Гимназия №16», мы провели анкетирование. Выяснилось, что 5% знакомы с творчеством писателя, а 95 % не знакомы.

На уроках внеклассного чтения мы знакомили детей с биографией К.Ф.Зиганшина, анализировали его произведение, выполнили иллюстрации по рассказу «Маха, или история жизни кунички», написали сочинения по иллюстрациям. На данных уроках мы не только знакомили детей с творчеством писателя, но и прививали интерес, сопереживание героям произведения, любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Результатом нашего исследование стало методическое пособие для учителей, в которое мы включили план - конспекты внеклассных уроков, сценарий внеклассного мероприятия.

Для школьных библиотек мы создали ЛЭП-бук, который содержит:

- краткую биографию писателя с фотографиями из личного архива;

- обложки книг и очерков писателя;

- отзывы и пожелания друзей и коллег;

- фотографии с путешествий из личного архива;

- пожелания К.Ф.Зиганшина.

Завершающим этапом нашей исследовательской работы было создание электронного пособия о жизни и творчестве К.Ф.Зиганшина. В нем представлены:

- биография писателя в сопровождении с фотографиями;

- произведения;

- план - конспекты внеклассных уроков;

- сценарий внеклассного мероприятия;

- личные пожелания автора.

- материал, собранный в ходе изучения его творчества с учениками начальной школы.

Пособие очень удобное в использовании.

Проведенное исследование дает обоснование считать цель, поставленную в начале работы, достигнутой, задачи выполеннными.

Список литературы

1. Баева Н. А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы]. - К.: Интеллект, 2006. — 594 с.

2. Гостева Т. Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX—XXI вв.: Дис. канд. филол. наук. - Барнаул, 2007. — 237 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1999. — 685 с.

4. Есин А. Б. Принципы и приёмы литературного произведения - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

5. Березовая Л.Г. История русской культуры. - М.: Интеллект, 2002. - 431с.

+ еще 73 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изображение природы в произведениях к.ф.зиганшина: литературоведческий и методический аспекты.»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика