Дипломная работа
«Адаптивные способности подростков из полных и не полных семей»
- 76 страниц
Введение…3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации личности к социальной действительности в психологической науке….…6
1.1. Определение, виды и факторы социально-психологической адаптации….6
1.2. Психологические особенности социально-психологической адаптации в подростковом возрасте…11
1.3. Факторы, влияющие на особенности социально-психологической адаптации….….19
Выводы….22
Глава 2. Теоретические подходы к изучению семьи в психологической науке как фактора социально-психологической адаптации личности…24
2.1. Семья как институт социализации. ….24
2.2. Определение и виды неполных семей….26
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков из неполных семей….….33
Выводы. ….38
Глава 3. Эмпирическое исследование адаптивных способностей подростков из полных и неполных семей….41
3.1. Характеристика испытуемых и методов исследования…41
3.2. Описание результатов исследования….45
3.3. Математический анализ результатов диагностики….62
Выводы….67
Заключение….70
Список литературы….…73
Актуальность проблемы адаптации подростков к социальной действительности из неполных семей становится всё более очевидной в связи с наблюдаемым ростом разводов, побегов детей из дома, различных преступлений, совершаемых несовершеннолетними детьми, нервно-психических заболеваний, а также нарушением поведения, успеваемости в школе, социальной дезадаптацией и нарушением межличностных отношений среди детей подросткового возраста.
С первых мгновений жизни ребёнок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих предметов, преображённый общественной деятельностью всех поколений. Перед ним его родители, его семья - первое зеркало человеческого общения, первая ступенька коллективизма, условие и источник развития будущей личности. Семейное воспитание - самая гуманная и творческая из всех видов человеческой деятельности. Именно в семье человек впервые получает социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. В течение жизни у человека нередко возникают вопросы: как войти в новый коллектив? как приспособиться? как стать если не своим, то хотя бы не отверженным? Впервые такие вопросы осознанно встают перед человеком в период подросткового возраста, когда порой невольно приходится пересмотреть свои взгляды на окружающий мир, на соотношение в нем значимого, принять новые ценности, частично или полностью расставшись со старыми.
Проблема социально-психологической адаптации личности к социальной действительности издавна привлекала внимание психологов, социологов, других специалистов по поведению человека. Проблему когнитивного диссонанса изучал американский социолог Л.Фестингер. У человека возникает потребность в адаптации, направленной на ликвидацию конфликта, несоответствия внутреннего и внешнего. Не менее интересную модель типов адаптации мы находим у американского психолога Ч.Мориса, который рассматривает адаптацию как средство разрешения конфликта между импульсами и конвенциональными нормами [31; с. 67]. Г.Селье ввел понятие «адаптационный синдром», в котором выделил три стадии: стадия тревоги; стадия сопротивляемости характеризуется повышением уровня устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает либо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма [2; с. 70]. Для описания типов поведения людей в дезадаптивных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерны акцент на защите собственных интересов [25; с. 128].
Цель данной работы: выявить особенности социально-психической адаптации подростков из полных и неполных семей.
Объектом исследования выступила социально-психическая адаптация к действительности.
Предметом – особенности социально-психической адаптации подростков из полных и неполных семей.
Учитывая актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема исследования и выдвинута следующая гипотеза: процесс адаптации к социальной действительности у подростков из полных семей проходит успешнее, чем у подростков из неполных семей.
Согласно выдвинутой гипотезе были определены задачи исследования:
1. Анализ основных теоретических положений по проблемам социально-психологической адаптации личности, семейного воспитания в полных и неполных семьях.
2. Диагностика социально-психологической адаптации подростков из полных и неполных семей.
3. Выявление особенностей социально-психологической адаптации подростков из полных и неполных семей.
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы в работе были использованы следующие методы:
1.Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность) проводилось по «Шкале самооценки» Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина.
2. При изучении социально-психологической адаптации подростков была использована Методика изучения социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.
3. С целью получения данных о том, что подросток чувствует, думает о своих семейных отношениях, о состоянии своего здоровья, об отношении к своим друзьям и знакомым был использован Опросник приспособленности Х.Белла.
4. Статус подростка в семье и особенности родительского отношения имеют большое значение при вхождении подростка в социальную действительность. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения.
В исследовании принимали участие подростки из полных и неполных (разведенных) семей (по 20 человек в каждой группе) в возрасте от 12 до 15 лет. Испытуемые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях (школы № 12,3,20). С целью получения данных о статусе подростка в семье были обследованы родители испытуемых подростков.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 3. Эмпирическое изучение особенностей адаптации подростков из полных и неполных семей
3.1. Характеристика испытуемых и методов исследования
В ходе организации эмпирического исследования были определены испытуемые и методы исследования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы в исследовании были использованы следующие методы.
1.Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность) определялось по «Шкале самооценки» Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Концепция Ч.Д.Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка.
Текст методики зачитывается экспериментатором. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.
Если полученная сумма меньше 30 – это показатель низкой тревожности, 31-45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность.
Методика может применяться для лиц в возрасте от 16 лет и выше.
2. При изучении социально-психологической адаптации подростков была использована «Методика изучения социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда. По мере все большей представленности установок личности и исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте растет значение влияния собственно личностных движущих сил развития, таких как самооценивание, самоприятие, приятие других, социальная направленность личности, стремление к доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях. Ряд перечисленных факторов личностного развития можно выяснить, применяя опросник социально-психологической адаптированности, разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом. Данный опросник опробован на разных выборках учащихся и студентов (около 600 человек учащихся, 985 человек студентов и 595 человек взрослых) и является валидным и надежным инструментом измерения адаптации личности.
3. С целью получения данных о том, что подросток чувствует, думает о своих семейных отношениях, о состоянии своего здоровья, об отношении к своим друзьям и знакомым был использован «Опросник приспособленности» Х.Белла. Опросник состоит из 200 вопросов, которые относятся к шести шкалам:
1) приспособленность в семье: оценка семейной приспособленности указывает степень субъективного переживания качества семейных отношений. Высокий балл означает переживание семейных отношений как неблагоприятных, тогда как низкий балл указывает на удовлетворительные отношения в семье и хорошую приспособленность;
2) здоровье: высокие баллы свидетельствуют о проблемах со здоровьем, которые являются следствием перенесенных травм, частых заболеваний или излишнего интереса к своему телу;
3) субмиссивность : лица с высокими баллами имеют склонность быть зависимыми и пассивными в социальных контактах; лица с низкими баллами, наоборот уверенны в себе и своих силах;
4) эмоциональность: высокие баллы указывают на эмоциональную нестабильность, неспособность управлять своими чувствами; низкий балл свидетельствует об эмоциональной стабильности, уверенности, о способности контролировать свои субъективные переживания;
5) враждебность: высокие баллы свидетельствуют о склонности проявлять враждебность и критичность в социальных контактах, о недоверии по отношению к окружающим; лица с низкими баллами приветливы и проявляют понимание по отношению к другим;
6) мужественность-женственность: высокий балл отражает предпочтение мужских видом деятельности и интересов, низкий балл – предпочтение женских интересов и обязанностей.
4. Статус подростка в семье и особенности родительского отношения имеют большое значение при вхождении подростка в социальную действительность. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения, понимаемое как система разнообразных чувств по отношению к подростку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков подростка. Опросник состоит из пяти шкал:
1) принятие-отвержение»: шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду;
2) «кооперация»: социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные способности ребенка, испытывает чувство гордости за него;
3) «симбиоз»: шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в этой жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда;
4) «авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку свою волю. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за всеми социальными достижениями ребенка, привычками, мыслями, чувствами;
5) «маленький неудачник»: шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления приписать ребенку личностную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше своих лет. Родитель не доверяет ребенку и старается оградить от трудностей.
В исследовании принимали участие подростки из полных и неполных (разведенных) семей (по 20 человек в каждой группе) в возрасте от 12 до 15 лет. Испытуемые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях (школы № 12,3,20). С целью получения данных о статусе подростка в семье были обследованы родители испытуемых подростков. Участие в исследовании было добровольным и проводилось в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению процедуры психодиагностического обследования.
3.2. Анализ результатов исследования
Проведем анализ результатов исследования.
1. Уровень реактивной тревожности и уровень тревожности как устойчивой характеристики личности определялся по методике Спилбергера Ч.Д. и Ханина Ю.Л. «Шкала самооценки». Результаты исследования испытуемых из полных и неполных семей представлены в Таблицах 1, 2.
Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений и их социально-психологические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства и обеспечивает личное счастье человека. Можно утверждать, что будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства. В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, приводящих к распаду семьи. Становление и развитие родительства характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей.
Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервно-психическими заболеваниями, что ведет к стойким нарушениям здоровья. Как у мальчиков, так и у девочек из неполных семей чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполных семей требуют особого внимания со стороны педагогов и психологов.
Семейное неблагополучие, о котором шла речь в данной работе для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме он встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки, тепла. Сложной стала проблема прочности брака. К сожалению, в обществе постепенно формируется отношение к разводу как к норме. Распад семьи катастрофически быстро множит число одиноких людей и ведет к увеличению количества детей, воспитывающихся в неполных семьях. Сложившаяся ситуация порождает возникновение проблем в психическом развитии детей и подростков. Взрослые должны обеспечивать подросткам постепенно возрастающую свободу выбора и действий в рамках устойчивой системы принципов, регламентирующих поведение. Всякий человек, а подросток тем более, нуждается в каких-то ориентирах, направляющих его деятельность. Указывая подростку возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего, еще и демонстрирует ему, что кто-то о нем заботится. Структура, задаваемая взрослым, не должна быть слишком жесткой; необходимо так или иначе оставлять подростку возможность проявить свою компетентность. Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.
В нашем быстро меняющемся мире семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание - на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной в будущем.
В ходе исследования были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1.Изложены основные теоретические положения по проблемам социально-психической адаптации личности и в частности подростков из полных и неполных семей. Рассмотрена семья как основной институт социализации личности и фактор адаптации подростков. При описании типов семей были охарактеризованы факторы, способствующие социально-психологической адаптации подростков.
2. Социально-психологическая адаптация подростков из неполных семей отличается от процесса адаптации подростков из полных семей: неполная семья является одним из неблагоприятных факторов, влияющих на успешность протекания процесса адаптации подростков внутри семьи и к социальной действительности.
3.Установленная положительная корреляционная связь между шкалами «адаптация» и «самоприятие», «приятие других», «здоровье» констатирует тот факт, что на процесс успешной адаптации влияют многие факторы, и формируются они преимущественно в семье, поскольку семья является первом микросоциумом для ребенка.
4. Выявлены достоверные различия между двумя испытуемыми из полных и неполных семей по шкалам «социально-психологическая адаптация», «реактивная тревожность», «интернальность», «приспособленность в семье», «эмоциональность», «мужественность-женственность». Полученные данные свидетельствуют о том, что перечисленные процессы и свойства личности у испытуемых из полных и неполных семей имеют различия: уровень социально-психологической адаптации ниже у подростков из неполных семей, приспособленность в семье у испытуемых из полных семей выше, подростки из неполных семей гораздо эмоциональнее и ранимее, в неполных семьях влияние женского начала выражено сильнее.
Таким образом, мы можем утверждать, что выдвинутая в данной работе гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам/ Под ред. Хрипковой А.Г., Антроповой М.В. – М.: Педагогика,1982.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. – М.: АО «Аргументы и факты», 1993.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.
5. Андреева Т.В. Семейная психология. – М.:Речь, 2004.
6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996.
7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1990.
9. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.: Просвещение, 1988.
10. Варга А.Я. Система семейной психотерапии. – Самара: СГУ, 1996.
11. Васильева А.К. Структура семьи. – М., 1988.
12. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат, 1982.
13. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И.Рожкова. – М.:Владос, 2001.
14. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л.: Наука, 1984.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2003.
16. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996.
17. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Практическое руководство. – Минск: МП «Лерокс», 1998.
18. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
19. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982.
20. Захаров, Ю.А. Подростки «группы риска» // Воспитание школьников Ю.А. Захаров. – 2000. – №4.
21. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт//Журнал практического психолога. – 1997.-№ 2.
22. Каган В.Е. Родителям о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1990.
23. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб.: Питер, 2008
24. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск: Высшая школа, 1980.
25. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
26. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
27. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. –Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т ,1991.
28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
29. Массен Л., Конджер Д., Катал Длс., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 2004
30. Морозова О.В. Педагогика семьи. – Омск, 2000.
31. Мухина В. С. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006
32. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. –Ереван: Изд-во АН Армянской ССР,1988.
33. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. –М.: Институт психотерапии, 2003.
34. Психология личности в трудах зарубежных психологов/Сост. А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2000.
35. Психология подростка. Хрестоматия./ Сост. Ю.И.Фролов. –М.: Знание, 1997.
36. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Райгородский Д.Я., Самара: БАХРАХ, 2003.
37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: БАХРАХ, 2003.
38. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара: БАХРАХ, 2002.
39. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.
40. Самосознание и защитные механизмы личности/Сост. Райгородский Д.Я., – Самара: БАХРАХ, 2003.
41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс,2002.
42. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: Речь, 2001.
44. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
45. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.
46. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1983.
47. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / Под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб., 2001.
48. Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1960.
49. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
50. Фомина, А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально–педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: учебное пособие/ А.Б.Фомина. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
51. Харчев А.Г. Брак и семья. – М., 1979.
52. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2003.
53. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
54. Шингаров, Г. К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г. К. Шингаров. – М.: Наука, 1971.
55. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000.
56. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – М., 2003.
57. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2003.
58. Эльконин Д. Б./ Под ред. Д. И. Фелъдштейна . 3-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
Тема: | «Адаптивные способности подростков из полных и не полных семей» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 76 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Кейс Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска
Шпаргалка:
Ответы на госы специальности АФК и реабилитация инвалидов
Контрольная работа:
Профессиональное самоопределение подростков группы риска
Дипломная работа:
Профилактика социального неблагополучия в молодых семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста
Реферат:
Социальная работа с детьми из неполных семей