Дипломная работа
«Изучение функциональных особенностей лексики ограниченного употребления на уроках иностранного языка в средней школе»
- 66 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО ОГРАНИЧЕННОЙ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ С ПОЗИЦИИЙ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ 6
1.1. Классификации лексики ограниченного употребления 6
1.2. Характеристика и особенности функционирования сленга 12
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИДИОСТИЛЯ ПИСАТЕЛЯ 21
2.1. Культурно-языковой аспект использования лексики ограниченного употребления в художественной литературе 21
2.2. Храктерные особенности и художественная роль лексики ограниченного употребления в произведениях Ж.Ж. Сампе и Р.Госсини 25
Выводы по главе 2 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 35
3.1. Этапы работы над аспектным изучением иноязычной лексики 35
3.2. Методика работы над лексикой ограниченного употребления на уроках иностранного языка 44
Выводы по 3 главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность исследования. Правильный подбор слов в устной и письменной речи в разных ситуациях требует большой осторожности и многих знаний. Одни слова абсолютно нейтральны, а потому их можно употреблять в любой жизненной ситуации. Другие, наоборот, несут определенную эмоциональную окраску, и могут подчеркнуть те чувства, которые желает выразить говорящий, и обнаружить то, что он хотел бы скрыть от окружающих. Есть и отдельная категория слов, относящихся к так называемой лексике ограниченного употребления. Очень важно понимать, что является общеупотребительной лексикой, а какие слова относятся к лексике ограниченного употребления.
Какими бы не были различия в определениях, подходах и классификациях лексики ограниченного употребления, неизменной является экспрессивная функция и особая художественная роль в произведениях. Не только классики французской литературы, но и детские писатели, такие как Р. Госсини и Ж.Ж. Сампе, написавшие целую серию книг о приключениях маленького мальчика Николя и его школьных друзей использовали в своих произведениях лексику ограниченной сферы употребления.
Объектом исследования является лексика ограниченной сферы употребления в текстах художественных произведений для детей французских авторов Р. Госсини и Ж.Ж. Сампе «Малыш Николя», «Малыш Николя на каникулах», «Неприятности малыша Николя» и другие.
Предмет исследования: функциональные особенности лексики ограниченной сферы употребления и ее влияние на художественно-стилистическое своеобразие произведения.
Цель работы: Изучение и описание функциональных особенностей лексики ограниченного употребления. Указанная цель обусловила конкретные задачи:
Исходя из цели, необходимо выделить задачи:
1. Уточнить понятие лексики ограниченной сферы употребления.
1. Описать виды лексики ограниченного употребления с позиций социолингвистики.
3. Установить специфические характеристики лексики ограниченного употребления в художественных тестах.
4. Проанализировать лексику ограниченной сферы по употребления и ее влияние на стилистическое своеобразие художественного произведения.
5. Изучить стилистический эффект лексики ограниченного употребления в произведениях Р. Госсини и Ж.Ж. Сампе.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые изучена лексика ограниченного употребления во французской детской литературе писателей Р. Госсини и Ж.Ж. Сампе, разработаны методические рекомендации и упражнения для использования на уроках французского языка в средней школе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать ее результаты в преподавании французского языка в средней школе при изучении творчества французских писателей Р. Госсини и Ж.Ж. Семпе, а также в курсе изучения истории зарубежной литературы.
В работе были использованы следующие методы: описательный метод, метод контекстного и компонентного анализа, а также метод количественного анализа.
Апробация результатов исследования была представлена на XIII международной научно-практической конференции «Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации», проводившейся в БГПУ в 2016 году и на Международной научно-практической конференции "Гуманистическое наследие просветителей в науке и образовании" (XII Акмуллинские чтения) , проходившей в БГПУ им. М. Акмуллы в 2017 году.
Апробация результатов исследования была представлена в сборнике по материалам XIII международной научно-практической конференции,
«Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании», проводившейся в БГПУ им. М. Акмуллы 13 декабря 2018 года.
Структура дипломной работы включает следующие разделы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО ОГРАНИЧЕННОЙ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ С ПОЗИЦИИЙ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ
1.1. Классификации лексики ограниченного употребления
В зависимости от характера функционирования лексика русского языка делится на две большие группы: лексика общеупотребительная и лексика, ограниченная сферой употребления.
К первой группе относятся слова, использование которых не ограничивается ни родом деятельности, ни территорией распространения; эта группа слов - основа словарного состава русского языка. К этой группе слов также относятся наименования явлений и понятий из разных областей жизни общества: политическая, экономическая, культурная, бытовая, что основание дает выделять в составе общенародной лексики разные тематические группы слов. Причем они все доступны и понятны каждому носителю языка и могут быть использованы в самых различных условиях, без какого бы то ни было лимитирования.
Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или в кругу людей, которые объединены одной профессии, общими интересами, общими социальными признаками, общим времяпрепровождением и т.д. Подобные слова преимущественно используются в устной ненормированной речи. Однако не отказывается и художественная речь от их употребления: писатели в них находят средства для стилизации художественного повествования, для создания речевых характеристик героев [Ахманова 2009: 165].
В словаре социолингвистических терминов лексика ограниченного употребления (ЛОУ) определяется как «лексика, употребление которой ограничено в силу каких-либо экстралингвистических причин. К ЛОУ относятся: диалектизмы (ограничения носят территориальный характер), термины и профессионализмы (используются только в соответствующей профессиональной среде), жаргонизмы (используются группами людей, связанных общими непрофессиональными интересами, образом жизни), просторечные слова и выражения (употребляются только в городской среде, лицами с низким образовательным цензом), вульгаризмы (ограничения в употреблении связаны с культурными установками в обществе)» [Словарь социолингвистических терминов 2006: 103].
По мнению Артюшкина Олега Валентиновича, отрасли различных сфер профессиональной деятельности имеют свой особый язык, обеспечивающий общение и коммуникацию специалистов между собой, а также хранение и передачу специфических профессиональных знаний. Лексика сферы профессиональной деятельности (профессиональная лексика), объединённая устным или письменным использованием и распространением, образует основные лексические группы: общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления. «Лексика любого языка неоднородна, и её можно распределить в зависимости от характера функционирования на общеупотребительную и ограниченную сферой употребления» [17, с. 71].
Лексика современного специалиста является органичным переплетением слов как общеупотребительной лексики, так и лексики ограниченного употребления.
По его мнению, лексика сфер профессиональной деятельности (профессиональная лексика) представляет собой сложное объединение, в основе которого, с одной стороны, лежит специальная кодифицированная (термины, номены, аббревиатуры) и некодифицированная
(профессионализмы, жаргонизмы) лексика, с другой - общеупотребительная (неспециальная) лексика, т.е. слова и словосочетания, которые используются при описании различных аспектов профессиональной деятельности. [Артюшкин: 2017]
В современном обществе важную роль играет правильный выбор слов в устной и письменной речи - это требует большой осторожности и многих знаний, таких как различить общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления (ЛОУ).
ЛОУ в произведениях литературы выполняет следующие функции: номинативную, мировоззренческую, когнитивную, экспрессивную, коммуникативную, эзотерическую, идентификационную, эмоционально-оценочную, функцию экономии времени.
В зависимости от характера функционирования лексика языка делится на две большие группы: лексика общеупотребительная и лексика, ограниченная сферой употребления. Последняя распространена в пределах определенной местности или в кругу людей, которые объединены одной профессии, общими интересами, общими социальными признаками, общим времяпрепровождением и т.д. Это - так называемая ненормированная речь. Отдельный ее вид представляется жаргонной, арготической лексика и сленгом. Родовой термин «жаргон» соотносится с видовыми терминами «арго» и «сленг». Можно говорить о молодежном сленге, о воровском арго и одновременно жаргоне в зависимости от преобладания той или иной функции и аспекта рассмотрения этого образования.
Под сленгом мы подразумеваем набор постоянно трансформирующих лингвистических средств высокой выразительной силы, которые используются в общении молодых людей, состоящих из знакомых, дружеских отношений. Например, молодежный сленг можно трактовать как «узкий» слой жаргона в целом, который основывается на «игре со словом», на особом отношении к жизни, которое отвергает все то, что правильно, стабильно, скучно.
Совокупность лексики ограниченного употребления в художественном тексте представляет собой своеобразное динамическое множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир персонажей в различных обстоятельствах, в отношениях с другими персонажами и т.д. В последние годы речевые табу на использование лексики ограниченного употребления в художественной литературе исчезают, многие современные авторы активно используют лексику ограниченного употребления в художественной литературе с определенными целями. Например, для иллюстрации особенностей быта, речи, менталитета, поведения тех или иных групп населения, для экзотики.
Особенно ярка эмоционально-оценочная окраска молодежного сленга, отражающая в речи различные негативные явления, присуща окружающей действительности: все переживания героев отражены также в жаргонной лексике, в выборе слов - сленговых лексических единицах, которые отличаются высокой степенью эмоциональности и экспрессивности.
В нашей работе мы выбрали для анализа школьный сленг, как лексику ограниченного употребления, широко представленную в произведениях Ж.Ж. Сампе и Р.Госсини, которые очень популярны во все мире и могут изучаться на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе. Носителями школьного сленга являются исключительно представители молодого поколения - школьники.
Николя не откажешь в умении красочно излагать события обыкновенного школьного дня, при том, что используемые им словосочетания - очень просты.
Мы выделили следующие тематические группы, наиболее часто встречающиеся в изучаемых произведениях: оценочно- эмотивные значения, обозначения преподавателей и учащихся - математичка, лучший ученик, ботаник; предметные составляющие школьной жизни - столовка, школьный двор; названия процессов, сопровождающие школьную жизнь - обучение, празднование, наказание и т.д.
Изучение школьного сленга в произведениях о приключениях малыша Николя и его друзей позволило выделить приоритеты школьников того времени по тематическому признаку. Еда и одежда находятся лишь на 4 и 3 месте соответственно из 4 выявленных категорий. Тогда как на втором месте, после привычек, идут термины, связанные с описанием темперамента, и характера.
Следующая по значимости - лексика, связанная с учебным процессом, которая составляет 50%, это разнообразная по этимологии и структуре группа слов.
Судя по указанным произведениям, жизнь французских школьников отличается от наших школьных будней; режим во французской школе совсем другой. Но любое общество одинаковых сферах, схожи в манере разговора, поведении, как Николя и его друзья, если сравнить их с обычными российскими школьниками их возраст. Школьный сленг, манера разговора и мышления в некоторых моментах очень схож.
Лексический состав в системе языковых средств считается важным компонентом речевой деятельности: аудирование и говорения, чтения и письма. Он играет немаловажную роль в процессе обучения иностранному языку, поэтому развитие лексических умений практически постоянно находится в поле зрения учителя.
Активизация деятельности школьников в лексической работе выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала их материалом для самостоятельных умозаключений, указывала наиболее рациональные пути усвоения этого материала.
Употребление иноязычных заимствований детьми начинается уже в дошкольном детстве и продолжается в младшем школьном, подростковом возрасте. Активно используемые иноязычные лексемы принадлежат к таким лексико-семантическим областям, как бытовая лексика, лексика одежды,
спортивная и компьютерная терминология. Однако включение в речь ЛОУ сопровождается многочисленными лексико-семантическими и грамматическими ошибками.
Современное состояние методики изучения лексики в средней школе характеризуется её недостаточной разработанностью, что проявляется в крайней ограниченности методических рекомендаций по её решению. Включение в школьные учебники иноязычного лексического материала недостаточно учитывает современные лексические заимствования, виды лексики и ее роль, не носит системного характера, не связывается с изучением различных разделов курса русского языка (фонетики, графики, орфографии, морфологии, синтаксиса). Особенно стоит обратить внимание на то, что практически вообще не употребляется лексика ограниченного употребления, а ведь она является, зачастую, стержнем практической. бытовой иноязычной коммуникации. Кроме того, в большинстве учебников не раскрываются особенности использования иноязычных заимствованных слов в устной и письменной речи. Обнаруживается недостаточная лингвометодическая подготовленность учителей начальных классов.
Система языковых задач по изучению иноязычных слов предполагает сочетание всех составляющих языковой компетенции, наращивание сложности содержания задач через расширение лексического материала и комбинирование входящих в их состав упражнений, повышение трудности задачи за счет увеличения количества шагов в её решении, усиление познавательной активности учащихся (от простого воспроизведения алгоритма в её решении до его преобразования).
Отсутствие соответствующего языкового образования и возрастные особенности речевого развития учащихся (неразвитость этимологической рефлексии, семантизация на уровне образного представления) приводят к неточному пониманию лексических значений иноязычных заимствованных слов, их неверной лексической сочетаемости, многочисленным грамматическим, орфографическим и стилистическим ошибкам в употреблении иноязычных заимствований. Вместе с тем, подтверждается востребованность современных иноязычных заимствований школьниками.
В связи с этим, в настоящей работе был сделан упор на освоение лексики французского языка на базе ограниченно употребительных слов. Для этой цели был разработан пример урока в виде системы занятий, направленных на изучение слэнга французских школьников. В качестве источника слэнговых, жаргонных выражений использовалось художественное произведение Р. Госсини и Ж.Ж. Сампе «Малыш Николя».
Эффективность разработанных занятий проявляется в том, что проявляется понимание оттенков значений современных частотных иноязычных слов. Школьники начнут обращаться к этимологии иноязычного заимствованного слова для выяснения его значения, сферы употребления и той культуроведческой информации, которую оно в себе заключает. Развивают умение пользоваться словарём иноязычных слов для их грамотного, оправданного использования в речи и понимания их разных значений. Выбор иноязычного или русского слова в коммуникативной ситуации становится более осознанным. Обнаруживается понимание смысла лексики ограниченного употребления, что помогает предотвратить бездумное использование иноязычной сленговой лексики. Языковая компетенция учащихся расширяется за счёт подключения учебной информации, полученной в пропедевтическом курсе иностранного языка.
У большинства учащихся появляется ряд новообразований, наличие которых позволяет говорить о позитивных сдвигах в развитии их языковой компетенции, переходе её на более высокий уровень.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Изучение и описание функциональных особенностей лексики ограниченного употребления. В ходе работы, все задачи нашей работы были решены.
1. Аминова JI.B. Структурно-семантические особенности молодежного сленга в английском и французском языках: Автореф. дис. канд. фи-лол. наук / Аминова Лиана Васимовна. Уфа, 2004. - C. 18 .
2. Анищенко, О.А. Генезис и функционирование молодежного социолекта в русском языке национального периода [Текст] / О.А. Анищенко. - М.: Наука, 2012. - C. 280.
3. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования) [Текст] / И.В. Арнольд.- Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз». - 3-е изд.- М.:
Просвещение, 2010. - C. 300.
4. Артюшкин О.В, Артюшкина Т.А. Определение и взаимосвязь базовых понятий формирующих структуру и состав лексики сфер профессиональности. [Текст] / О.В. Артюшкин, Т.А. Артюшкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота.- № 4(70).- Ч. 2.2017.-C. 63.
5. Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии [Текст] / О.С. Ахманова. - М.: Либроком, 2019. - C. 296.
+ еще 56 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Изучение функциональных особенностей лексики ограниченного употребления на уроках иностранного языка в средней школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2600 руб. |
Дипломная работа
«Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики»Дипломная работа
«Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики»Дипломная работа
«Работа над лингвостилистическими и прагматическими особенностями рекламного дискурса на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе»ВКР
«Фразеологические единицы, связанные с повседневной жизнью и трудом и их использование на уроках иностранного языка в средней школе»Дипломная работа
«Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся на уроках иностранного языка»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика