Магистерская работа
«Организация государственной итоговой аттестации в вузе: нормативно-правовые акты и методическое обеспечение»
- 140 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ КАК ФОРМЫ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ И УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 9
1.1. Государственная итоговая аттестация в ВУЗе: понятие, особенности, нормативно-правовое обеспечение 9
1.2. Порядок и правила проведения государственной итоговой аттестации 17
1.3. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения в рамках подготовки к ГИА 22
1.4. Проблемы современной российской системы высшего образования 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «БГПУ ИМ.М.АКМУЛЛЫ» 40
2.1. Организация и проведение ГИА в ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы» 40
2.2. Особенности создания фондов оценочных средств для государственной итоговой аттестации в ВУЗе 43
2.3. Сравнительная характеристика проведения ГИА по ГОС и ФГОС в ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы» 46
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 60
3.1. Пояснительная записка 60
3.2. Проект 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность исследования. Улучшение качества образования во весь период развития общества является основным направлением в работе любой образовательной организации.
В настоящее время, под качеством образования указывают совокупность характеристик образовательного процесса, устанавливающих поочередное формирование компетентной, успешной и конкурентноспособной личности.
В этой совокупности выделяются несколько основных характеристик: уровень возможности достижения цели образования, качество процесса формирования компетентности и качество итога образования.
Всем этим группам присущи индивидуальные цели, задачи, методы и формы работы, а также определенные проблемы, способные воздействовать на эффективность промежуточных или итоговых результатов .
Иными словами, изучая этот комплекс характеристик, в который входит качество результата образования, необходимо сказать, что ее основной задачей является формирование и улучшение современных методов оценивания уровня обученности обучающихся образовательных организаций.
В настоящее время мы можем наблюдать углубление в процесс изменения области правового регулирования образовательных отношений. Государство инициативно реформирует сферу образования, включая при этом значимые модификации в законодательство в области образования. Значимые изменения затронули, прежде всего, систему оценки качества знаний выпускников высших учебных заведений .
Система высшего образования в России модернизируется и развивается в контексте социальных, культурных и экономических изменений, происходящих в стране с начала 1990-х годов.
Однако можно констатировать, что значение индивидуальных, уникальных для России факторов перемен постепенно снижается, так как тенденции, характерные для большинства стран развивающегося мира, становятся доминирующими .
Модернизация системы высшего образования включает следующие 4 задачи :
1. содействие сотрудничеству между университетами и местными сообществами;
2. активное участие вузов в региональном развитии;
3. более тесная связь с бизнес-сообществом;
4. повышение финансовой стабильности вузов и создание
прозрачной системы оценки качества, совместимой с международными системами и сопоставимой с ними.
Цели интернационализации высшего образования и интеграции в европейскую и мировую сферы образования способствуют модернизации системы высшего образования.
С 1985 года были выдвинуты предложения по перестройке российской системы образования в соответствии с американской системой образования.
Тем не менее, эти предложения были отвергнуты как реакционные. Вместо этого гораздо больший интерес был проявлен к принятию предлагаемых международных стандартов Болонского процесса.
Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.
В результате страна взяла на себя определенные национальные обязательства по укреплению конвергенции и прозрачности своих квалификационных структур, решению проблемы перевода и взвешивания академических кредитов, совершенствованию системы обеспечения качества, тем самым повышая международную академическую мобильность и трудоустройство выпускников.
Некоторые болонские реформы были начаты еще до официального присоединения России к Болонскому процессу.
Однако эмпирические данные показывают, что процесс реализации болонских принципов в российских вузах пока еще достаточно медленный, поскольку соответствующее законодательство и финансовая поддержка отстают.
Одним из положительных эффектов вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) является потребность экономики страны в высококвалифицированных специалистах. В этой связи большое внимание уделяется развитию сферы образования.
В настоящее время российская система образования полностью соответствует международным стандартам подготовки бакалавров, магистров и докторов наук .
Российская система образования стимулирует инновационный процесс путем сочетания учебной и научно-исследовательской деятельности. Именно поэтому ведущие российские вузы представляют ряд преимуществ, имея собственные научные школы с огромными ресурсами и профессорско- преподавательским составом, чтобы помочь студентам в проведении исследований в различных областях.
Целью работы является анализ нормативно-правового регулирования организации государственной итоговой аттестации в вузе.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности государственной итоговой аттестации в ВУЗе;
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение организации государственной итоговой аттестации в вузе;
3. Выявить особенности самостоятельной работы студентов в процессе обучения в рамках подготовки к ГИА;
4. Определить проблемы современной российской системы высшего образования;
5. Проанализировать порядок и правила проведения государственной итоговой аттестации;
6. Исследовать организацию и проведение ГИА в ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»;
7. Выявить особенности создания фондов оценочных средств для государственной итоговой аттестации в ВУЗе;
8. Провести сравнительную характеристику проведения ГИА по ГОС и ФГОС в ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»;
9. Актуализировать методические рекомендации по созданию фондов оценочных средств для государственной итоговой аттестации по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование».
Объект работы - государственная итоговая аттестация как форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Предмет работы - нормативно-правовое и методическое обеспечение организации и проведения государственной итоговой аттестации по программе высшего образования.
Теоретико-методологическая основа исследования. Вопросы проведения итогового контроля, формирования компетенции у выпускников изучались в работах многих исследователей.
Вопросы, касающиеся формирования компетентности у выпускников ВУЗов исследовалась в работах таких ученых, как: Грабчук К.М., Филатова Е.В., Чандра М.Ю.
Проблемы функционирования фондов оценочных средств рассматривали: Ефимова Н.Ф., Карпов С.А., Кербель Б.М., Недоспасова О.П., Михайлова Н.С., Минин М.Г., Муратова Е.А., Науменко О.В., Чандра М.Ю.
Современные средства оценивания результатов обучения и вопросы готовности выпускников анализировали: Нигматов З.Г., Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г., Красноок И.А., Изместьева Т.В.
Проблемы образовательного права в целом изучали: Батлер Е.А., Лившиц Ю.А., Шкатулла В.И.
Вопросы, касающиеся проблем ГИА в ВУЗЕ рассматривали: Дурнева Е.Е., Иудин М.М., Шегаев И.С.
Модернизацию образовательного процесса анализировали: Кирилловых А.А., Иванникова А.Д., Чандра М.Ю., Тынченко В.В. Тынченко Я.А., Сахарчук Е.И., Иванников А.Д.
Нормативно - правовая база исследования. В ходе работы были проанализированы и использованы нормативные правовые акты, локальные акты, включая интернет-издания и электронные материалы. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС высшего образования, а также иные нормативные акты.
Методы исследования:
теоретические методы: исторический, анализ, дедукция и индукция, структурно-функциональный;
эмпирические методы: описание, сравнение, системный.
Научная новизна работы состоит в проведении анализа организации государственной итоговой аттестации в ВУЗе. Систематизированные в ходе работы данные возможно использовать в качестве опорной теоретической базы для дальнейших исследований изменений, происходящих в сфере высшего образования в контексте развития образовательных стандартов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательных организациях высшего образования как помощь в разработке программ ГИА и ФОСов.
Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по созданию фондов оценочных средств для государственной итоговой аттестации по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», в том числе актуализации методических рекомендация по оформлению ВКР в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+ и действующими государственными стандартами к оформлению печатных работ.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечиваются опорой на методологические основы педагогики, психологии, юриспруденции; анализом исследуемой проблемы; применением комплекса теоретических, эмпирических методов исследования, позволяющих раскрыть цели и задачи исследования; личным участием диссертанта в опытно-экспериментальной работе.
Апробация и внедрение результатов проходили на базе учебно-методического управления ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения; трех глав, объединяющих девять параграфов; заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ КАК ФОРМЫ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ И УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Государственная итоговая аттестация в ВУЗе: понятие, особенности, нормативно-правовое обеспечение
В настоящее время сфера образование испытывает глобальные реформы. Внедрение ступенчатой системы образования то есть деление программ подготовки выпускников ВУЗов на бакалавриат и магистратуру, вводит значительные изменения.
Нынешний научно-технический прогресс является результатом того в социуме имеющиеся знания быстро изживают себя, ввиду чего необходимо их постоянное обновление и пополнение, создание нового улучшенного комплекса непрерывного профессионального образования. В то же время, в настоящее время имеется истинная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, условий работы, состояния здоровья и т.д.
Магистерская программа - это двухлетний курс, в большей степени ориентированный на исследовательскую деятельность по сравнению со специализированной.
Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования к программам магистратуры, а не требования к содержанию образования.
Высшие учебные заведения, внедряющие программы магистратуры, вправе самостоятельно принимать решения относительно содержания программ. Доступ к магистратуре открыт для обладателей степени бакалавра.
Высшие учебные заведения сами устанавливают процедуры приема (экзамены, собеседования и т. д.) для претендентов.
Обладатели степени бакалавра, желающие продолжить обучение в магистратуре по различным специальностям (специальностям), должны пройти дополнительное тестирование, отражающее требования к программе бакалавриата по специальности, соответствующей выбранной программе магистратуры.
Обладатели степени бакалавра (бакалавра) допускаются к поступлению на программы диплом специалиста и магистра (магистра). Степень магистра присуждается после успешного завершения двухлетней очной формы обучения.
Студенты должны провести год исследований, включая практику и подготовить и защитить диссертацию, которая представляет собой оригинальный вклад и сдать выпускные экзамены. Диплом специалиста - это профессиональная квалификация, дающая право на осуществление профессиональной деятельности в данной области и на поступление в аспирантуру .
Такое обучение можно реализовать при помощи предоставления образовательных услуг дистанционно, с применением современных информационных технологий, что позволит поднять образовательную степень населения. Ввиду непрерывных изменений достаточно важным становится правильный выбор вуза.
Образовательная организация должна быть как доступной в материальном и интеллектуальном плане, так и отвечать большому количеству следующих требований наличие необходимого направления подготовки и дисциплин в учебном плане, наличие наработанных контактов
с работодателями и хорошие возможности для академической мобильности .
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) - элемент образовательной программы высшего образования, организующийся для всех выпускников ВУЗов согласно утвержденным положениям о государственной итоговой аттестации студентов.
Цель государственной итоговой аттестации - определение уровня профессиональных знаний студентов, степень полученных компетенций и подготовленность к индивидуальной профессиональной работе.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.
1. Государственная итоговая аттестация - элемент образовательной программы высшего образования, организующийся для всех выпускников ВУЗов согласно утвержденным положениям о государственной итоговой аттестации студентов.
Целью государственной итоговой аттестации является комплексная оценка уровня освоения образовательной программы, компетенций выпускника и соответствия результатов освоения основной образовательной программы требованиям ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки.
Нормативными и правовыми актами, которые регулируют проведение итоговой государственной аттестации в ВУЗе, являются:
2. Конституция РФ;
3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;
4. ФГОС ВО;
5. Положения ВУЗов «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по ОПОП ВО - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры».
6. Государственная итоговая аттестация в высшей образовательной организации проводится согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».
7. Организация и проведение ГИА в ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы» установлено согласно порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования.
8. Необходимо отметить, что вопросы создания и использования на
практике фондов оценочных средств для ГИА в настоящее время являются актуальными. В настоящее время в выделенной нами отрасли созданы два основных направления: широкая направленность местных практик
формирования и использования ФОС в общем а также стандартизация подходов к созданию ФОС для ГИА .
9. Таким образом, основной идеей создания ФОС для ГИА является необходимость для практического применения выработанных компетенций. При переходе системы российского образования на компетентностное обучение большая роль принадлежит автономному оцениванию оценке результатов освоения основных образовательных программ
Целью образования в современном обществе является подготовка студентов к вызовам жизни в мире карьеры. Из-за множества различных путей к успеху, которые существуют сегодня, разные студенты нуждаются в различных результатах от их опыта в системе образования.
Вместо того чтобы прививать определенный перечень компетенций или идей, образование должно подготовить учащихся к критическому мышлению и отбору возможностей, необходимых им для достижения успеха на выбранном пути.
В ходе выполнения ВКР разработаны методические рекомендации в помощь преподавателям, включающие общие требования и практические рекомендации по формированию фондов оценочных средств для оценивания качества освоения основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также актуализированы методические рекомендации по оформлению ВКР и курсовых работ (проектов) для студентов, осваивающих ОПОП ВО, т.к. качество оформления работ является одной из форм оценки сформированности универсальных компетенций выпускников вузов.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ФКЗ, от 5.12.2014 № 2- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018 № 312-ФЗ8) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL:
http://www.p**vo.gov.ru. 07.03.2018.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования. Режим доступа: URL: http://fg**vo.ru/
4. Положение ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы» «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по ОПОП ВО - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры». Режим доступа: URL: https://b**u.ru/tpl/sveden/files/documents/Porya
dok_organizacii_uchebnogo_processa.pdf
5. Порядок формирования фонда оценочных средств по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры. Режим доступа: URL: https://b**u.ru/tpl/sveden/files/documents/porya dok_formirovaniya_fos.pdf
Литература
+еще 40 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Организация государственной итоговой аттестации в вузе: нормативно-правовые акты и методическое обеспечение» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 140 | |
Цена: | 2800 руб. |
Дипломная работа
«Приемственность двух этапов государственной итоговой аттестации по обществознанию (гиа – 9, егэ)»Курсовая работа
«Российские нормативно-правовые акты как основной источник права»Курсовая работа
«Нормативно-правовые акты регулирования местного самоуправления субъектами РФ»Дипломная работа
«Прокурорский надзор за осуществлением локального нормотворчества в образовательной организации среднего профессионального образования»Курсовая работа
«Нормативный правовой акт»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика