Дипломная работа
«Подготовка учмтеля к вокально-хоровой работе в младших классах»
- 63 страниц
Введение…3
ГЛАВА I. Теоретические основы вокально-хоровой работы в младших классах общеобразовательной школы
1.1. Вокально-хоровая работа в младших классах общеобразовательной школы….7
1.2. Особенности строения голосового аппарата….22
1.3. Особенности подбора репертуара в младших классах общеобразовательной школы….33
ГЛАВА II. Педагогические условия проведения вокально-хоровой работы в младших классах общеобразовательной школы
2.1. Содержание, формы и методы подбора вокально-хорового репертуара в младших классах общеобразовательной школы…40
2.2 Эксперимент….47
Заключение….58
Список литературы….60
Приложение….64
Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника. Подготовка учителей музыки для работы в общеобразовательных школах проводится в педагогических институтах на музыкально-педагогических факультетах, на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных училищ и в музыкально-педагогических училищах.
Проблема совершенствования теории и методов обучения всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. К общей проблеме совершенствования методов обучения школьников относится их теоретическое обоснование и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения к музыкальному искусству через пение как один из самых доступных для всех здоровых детей активный вид музыкальной деятельности.
Все виды деятельности и формы работы в школе (уроки музыки и различные внеклассные мероприятия) требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но, прежде всего педагога. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания. Деятельность учителя музыки невозможна без достаточной вокальной и дирижерско-хоровой подготовки, которая предполагает умение читать хоровые партитуры, дирижировать, владеть методикой постановки голоса, а также знание особенностей работы с хором.
Хоровое пение справедливо рассматривается как важный путь творческого развития детей. Поэтому необходимо приобщать к нему детей уже в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является сенситивным периодом формирования нравственно высокой личности. Вокальное воспитание детей в России в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки, в хоровых кружках, вокальных ансамблях. Из-за ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе, реализация задач, связанных с развитием детского голоса, возможна лишь при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы.
Актуальность исследования: ее практическая значимость и недостаточная методическая разработанность определили выбор темы исследования: «Подготовка учителя к вокально-хоровой работе в младших классах общеобразовательной школе (на примере подбора репертуара)».
Цель – теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия, подготовка учителя к вокально-хоровой работе в младших классах общеобразовательной школе, составление репертуарного списка.
Объект – нашего исследования является процесс вокально-хоровой работы в младших классах общеобразовательной школе.
Предмет исследования вокально-хоровая работа в младших классах общеобразовательной школы на примере подбора репертуара.
Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом особенностей выбора репертуара на основе возрастных и личностных качеств учащихся.
Задачи:
– изучить и проанализировать методическую, литературу по проблеме исследования;
– определить педагогические условия вокально-хоровой работы в младших классах общеобразовательной школы;
– обобщить и систематизировать теоретический и практический опыт решения проблемы вокально-хоровой работы в системе общего музыкального образования.
– определить содержание, формы и методы вокально-хоровой работы с детьми.
– разработать методические рекомендации по подбору репертуара для младших классов общеобразовательной школы;
– теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков;
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:
● теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы;
● обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков хорового пения у младших школьников;
● обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках поставленной проблемы;
● экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков у младших школьников;
● наблюдение, анкетирование;
● проведение опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составляют научно обоснованные подходы к изучению вокально-хорового образования детей (В.В.Емельянов, Д.Е.Огороднов, В.Г.Соколов, Г.Струве, Г.П.Стулова и др.). Теоретические исследования в области музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Ю.Б.Алиев, Д.Б.Кабалевский, Л.М.Кашапова, Л.В.Кузнецова, К.Ф.Никольская-Береговская, Л.В.Школяр и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные в ней содержание, формы и методы вокально-хоровой работы и предложенный репертуарный список могут быть использованы учителями музыки на уроках и во внеклассной работе.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
I.Глава. Теоретические основы вокально-хоровой работы в младших классах общеобразовательной школы
1.1.Вокально-хоровая работа в младших классах общеобразовательной школы
Образовательная область «Искусство» с первых лет становления общеобразовательной школы занимала достойное место в ряду других образовательных областей. «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Пение должны быть связаны с изощрением слуха. Хоровому началу здесь должно быть уделено самое важное место как предметам, развивающим коллективные навыки, способность к общим объединенным переживаниям и действиям. Основные виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, движение (ритмика) [25, с.166].
Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.
Успех работы учителя в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала.
Отношение учителя к вокально-хоровой деятельности на уроке музыки во многом сказывается на общих результатах его работы. Так, уровень певческой культуры учащихся выше тем, что «русский народ – народ-певец, песнотворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен, которые сопутствовали ему в труде, в горе и в радости. Пение, и в особенности хоровое, – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь русской истории…» Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно [25, с.91].
Хоровое пение на Руси издавна включалось в число учебных предметов. Закреплению хоровых традиций способствовала организация певческих школ. Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Обучение, как правило, начиналось с семи лет.
Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников – "мастеров грамоты". Наряду с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению. Церковное пение в школах включалось в содержание общеобразовательного обучения («Положением о начальных народных училищах» 1864 г.). Необходимость церковного пения объяснялась целью обучения того времени – «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные и полезные занятия» [35, с. 3].
С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось в число основных предметов. Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, которые создавались религиозно- национальными организациями – братствами, ведшими активную борьбу против полонизации и окатоличения русского и близких народов. Братские школы – это целая эпоха в истории русского просвещения. Наряду с положительными сторонами общей учебной работы братские школы показывали высокие образцы музыкального воспитания, хорового пения. Значительное место отводилось певческому обучению и в духовных училищах.
Важные эстетические позиции конкретизировались в педагогической работе видных русских педагогов, в частности К.Д.Ушинского (1824 – 1871), утверждавшего, что «запоет школа – запоет весь народ», и Н.Ф.Бунакова (1837 – 1904) учебный план которого наряду с историей, географией и литературой включал пение светских песен.
Методика Л.Н.Толстого (1828 – 1910) была во многом близка методике французского педагога Э.Шеве (1804 – 1864), работу которого Толстой наблюдал в Париже. Он был поражен, что хор Э.Шеве пел с листа произведения любой сложности. В России метод Э.Шеве получил самое широкое распространение. Уроки Э.Шеве в Париже посетили Г.Я.Ломакин, К.К.Альбрехт, Л.Н.Толстой. Позднее все они преподавали по этой системе. Цифровую систему обучения применял в Яснополянской школе Л.Н.Толстой. Он был убежден, что при всех начальных школах необходимо организовать классы рисования и музыки-пения, пройдя которые «всякий даровитый ученик мог бы, пользуясь существующими и доступными всем образцами, самостоятельно совершенствоваться в своем искусстве» [45, с.193].
Уроки пения в Яснополянской школе обычно проходили по вечерам. На фортепиано аккомпанировал сам Л.Н.Толстой. Часть занятий уходила на пение песен, а другая часть – на упражнения, которые выдумывали сами ученики. Л.Н.Толстой очень ценил творческую инициативу учащихся и старался предоставить большую свободу фантазии воспитанников. В процессе занятий он увидел, что ноты на линейках не наглядны и заменил их цифрами, считая, что цифровая система легче запоминается и удобнее в восприятии интервалов. Особенная трудность возникла во время объяснения ритма. Мелодии дети запоминали относительно легко, а ритм и мелодию в сочетании воспринимали плохо. Л.Н.Толстой отделял такт от мелодии и написав такт, т.е. размеры без звуков, стучаньем разбирать… и потом соединять оба процесса вместе [45, с.197]. Работая по этой методике, Л.Н.Толстой заметил, что она похожа на широко известную в Европе методику преподавания основ музыкальной грамоты и сольфеджио по цифровой системе Э.Шеве .
Л.Н.Толстой прилагал все усилия к тому, чтобы приобщить крестьянских детей к искусству музыки, которую он сам любил больше других искусств. Музыкальное воспитание в школе Толстого было построено на основе принципов концепции свободного воспитания. Это проявлялось в следующем:
а) Толстой как педагог-новатор использовал в своей практике цифровую систему Э.Шеве, которая позволяла обучать музыке легко и занимательно, ненасильственно;
б) уроки пения проходили в доброжелательной атмосфере, и так как дети занимались увлеченно, то вопрос дисциплины отпадать сам собой;
в) Толстой, будучи хорошим музыкантом, собственным примером побуждал детей заниматься музыкой;
г) целью музыкального воспитания Толстого являлось стремление развить творческие способности и фантазию детей.
Существовавшая методика А.Н.Карасева , отличалась схоластикой и формализмом в обучении детей. Так, например, занятия начинались с изучения одного звука и проводились до тех пор, пока весь класс не начинал верно воспроизводить его. А.Н.Карасев, критикуя цифровую систему за «обрастание» ее дополнительными обозначениями, рекомендовал свою буквенную систему. Каждая ступень звукоряда обозначалась определенным гласным звуков и отражалась в рисунке лесенки.
Большое распространение в предреволюционные годы имела система подвижного до, сторонником которого был П.П.Мироносицкий . Каждая ступень обозначалась ручными знаками, которые активно используются сегодня представителями относительной релятивной системы (например, ученым-педагогом Г.С.Ригиной) [9, с.20].
Из практики предреволюционных лет следует отметить деятельность Д.Н.Зарина и А.Л.Маслова, которые считали музыкальное воспитание обязательных для всех детей, а не только для музыкально одаренных. Д.Н.Зарин в своем пособии для учителя «Методика школьного хорового пения» (1907г.) предлагал вводить на занятиях различные творческие задания: сочинять на определенный текст мелодию, досочинить незаконченную музыкальную фразу и др. Музыкальную грамоту Д.Н.Зарин советовал осваивать не формально, а на основе музыкального материала и предлагал закреплять ее в детских сочинениях. Например, учащиеся сочиняли мелодию, используя освоенные интервалы.
А.Л.Маслов в книге «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» (1913г.) придерживался той же точки зрения. Творчество детей он видел в исполнительской интерпретации песен, в вокальной импровизации и применял аналогичные творческие задания. Вместе с тем Маслов специально изучал возможности детей, которых относили к музыкально неспособным, фальшиво поющих. Фальшивое пение обусловлено разными причинами: ограниченным диапазоном голоса (2 – 3 звука); его смещение от примарного звука на кварту или квинту (вниз, значительно реже – вверх). В большинстве случаев причиной фальшивого пения является отсутствие координации между слухом и голосом – ребенок слышит, что неверно поет, но не может подчинить себе голос. Работа над нечистым интонированием А.Л.Маслова имела большое значение, так как доказывала возможность музыкального развития всех детей при индивидуальном подходе к ним [14, с.15].
Важными событиями явились организация А.Д.Городцовым «Певческих курсов» в г. Перми, работа Московской народной консерватории (МНК), открытой в 1906г., а также деятельность С.Т. и В.Н.Шацких в колонии «Бодрая жизнь», организованной в 1911 г. Приход в МНК (1906 – 1916) большого числа неподготовленных людей вызвал необходимость создать новый вид дисциплины – слушание музыки «с тем, чтобы воспитывать у школьников активное восприятие музыки. Автором нового метода (с участием Н.Я.Брюсовой) был Б.Л.Яворский – один из учредителей и преподавателей МНК. В МНК слушание музыки было составной частью комплексного метода музыкального образования, включавшего хоровое пение, теорию музыки, сольфеджио, основы гармонии, полифонии, анализ форм, композиции, историю музыки. Новаторское введение слушания как эстетически значимого предмета во много предвосхитило современные подходы в области общего музыкального образования.
После Октябрьской революции перед страной встали задачи создания новой школы. Строилась единая трудовая школа, целью которой стала подготовка людей, всестороннее развитых. Музыкальное воспитание как часть эстетического воспитания объявляется необходимостью школьной жизни [9, с.21].
Анализ педагогической и методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы показали, что вопрос о существовании и проведении вокально-хоровой работы в современной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний день. В педагогической литературе вокально-хоровая работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство активизации творческих возможностей и самостоятельности мысли каждого ученика и, конечно же, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни.
Проведенный в данной работе педагогический эксперимент показал возможность развития вокально-хоровых навыков детей в условиях системы общего музыкального образования. Предложенные нами методы вокально-хорового обучения и подбор репертуара направлены на решение поставленной задачи.
Очень важно правильно подобрать музыкальный репертуар программы для формирования творческого и духовного мира учащихся, воспитания таких общечеловеческих и нравственных качеств личности, как взаимоуважение, взаимопонимание, дружба, уважительное отношение к традициям, истории, языку, искусству и культуре народов России и мира.
Таким образом, проделывая эту работу, мы пришла к выводу, что особенности вокально-хоровой работы по подбору репертуара и его закономерности рассмотренные в нашей работе привели к решению всех задач, поставленных в начале нашего исследования. Изучив и проанализировав методическую, литературу по проблеме исследования, мы определили педагогические условия вокально-хоровой работы в младших классах общеобразовательной школы, обобщили и систематизировали теоретический и практический опыт решения проблемы вокально-хоровой работы в системе общего музыкального образования. В ходе исследования определить содержание, формы и методы вокально-хоровой работы с детьми и разработали репертуарный список для младших классов общеобразовательной школы.
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение, а использованные нами методы привели к конечному положительному результату, полученному в ходе эксперимента.
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя–музыканта. – М.: Владос, 2003.
2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М., 2005.
3. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе. // Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей /Сост. О. Апраксина.– М.:1997.– Вып.12.
4. Апраксина О.А. «Музыкальное воспитание в школе», Вып.11. – М.,1976.
5. Л.Г.Арчажникова «Профессия – учитель музыки». – М., 1984.
6. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве.– М.: Музыка, 1994.
7. Багадуров В. Вокальное воспитание детей.– М.: Музыка, 1952.
8. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса / МОРБ, БИПКРО. – Уфа, 1995.
9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002.
10. Бороздина О. «Музыкальное образование в школе: планы и реальность». – Елец, 2003.
11. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1967.
12. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности. – Великий Новгород:, 2000.
13. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. – М.,1989. – Вып. 14.
14. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
15. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1951.
16. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 1991.
17. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань, 1997.
18. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981.
19. Живов Л. «Хоровое исполнительство». – М., 2003г.
20. Кабалевский Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
21. Каримова Л.Н. Формирование гуманистических ориентиров у учащихся детской музыкальной школы (на примере вокально-хоровых занятий) [Текст]: дис … канд. пед. наук / Л.Н.Каримова. – Уфа, 2008.
22. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса. – Уфа, 1995.
23. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика: Учебное пособие для системы дополнительного образования и студентов музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов – Уфа, 2004.
24. Музыка: Программа для 1–8 класов общеобразовательных школ,
лицеев и гимназий / Авт.- сост. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. – Уфа, Информреклама, 2003.
25. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов: 1917 – 1973гг. – М., 1974.
26. Овчинникова Т.Н. Хор // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1986.
27. Огороднов Д.Е. Музыкально–певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Киев: Музычна Украина, 1988.
28. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским
вокальным коллективом. – М.: ВЛАДОС, 1997.
29. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
30. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. – ВЛАДОС, 2000.
31. Попов В., Тихеева Л., Соколов В. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1996. - Вып.1.
32. Сарычев Е. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1984
33. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. – М.: АПН РСФСР,1950.
34. Соколова О.П. Пение в младшем хоре. – М.: Музыка, 1987.
35. Соловков И.А. Начальное образование в России 19 – начала 20 века. – М., 1992.
36. Соколов В.Г. Работа с хором. – М.: Музыка, 1967.
37. Соколов В.Г. Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981.
38. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. – М.: Музыка, 1998.
39. Струве Г. Школьный хор. – М.: Музыка, 1981
40. Струве Г.А. Организация концертных выступлений детского хора // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981.
41. Стулова Г.П. Хоровой класс: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка»: – М.: Просвещение, 1988.
42. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1977. – Вып. 12.
43. Программа общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы/Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский, Под общ. Ред. Ю.Б. Алиева. – М., 1993.
44. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.– М.: Музыка, 1947.
45. Толстой Л.Н. Пед.соч./ Сост. Н.В.Векман-Кудрявая. – М., 1989.
46. Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки //Музыкальное воспитание в школе. – М., 1977. – Вып. 12.
47. Фоменков М.П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. – Уфа: Китап, 2001.
Тема: | «Подготовка учмтеля к вокально-хоровой работе в младших классах» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование детской музыки башкирских композиторов в вокально-хоровой работе с младшими школьниками
Дипломная работа:
Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов
Дипломная работа:
Творческое развитие личности школьника средствами вокально-хорового искусства
Дипломная работа:
Методика хорового обучения в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися