Дипломная работа

«Особенности передачи неологизмов при переводе текстов из мира фэшн-индустрии»

  • 63 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы изучения неологизмов в лингвистике и особенностей их передачи при переводе на русский язык 7

1.1. Определение понятия «неологизм» и его характеристики 7

1.2. Классификации неологизмов в английском языке 11

1.3. Способы перевода неологизмов с английского языка на русский язык 15

Выводы по Главе 1 27

Глава II. Анализ специфики неологизмов в сфере моды и трудности их передачи на русский язык 30

2.1. Особенности английских неологизмов в сфере моды 30

2.2. Особенности переводы английских неологизмов из мира фэшн- индустрии с английского языка на русский язык 42

Выводы по Главе II 51

Заключение 55

Список литературы 57

Введение

Тот факт, что на сегодняшний день происходит активное развитие средств массовой информации и коммуникации, а также научно-техническое продвижение, активное развитие различных культурных и общественно-политических связей с зарубежными странами, значительные социально-экономические изменения означает, что словарный запас современного английского языка постоянно меняется и пополняется.

Лексика языка постоянно пополняется новыми словами, и при чем этот процесс может быть осуществлен абсолютно разными способами. На сегодняшний день тот факт, что возникает большое количество неологизмов в самых разных сферах нашей жизни, вызывает большой интерес и желание разобраться в этом вопросе. В это же самое время мы знаем, что лексикографический словарь английского языка пополняется именно за счет формирования непосредственно новых слов.

Характерной чертой новых слов является то, что они существуют еще не так много времени. К примеру, двадцать-тридцать лет назад такие «неологизмы», как пеньята, ботильоны, лоферы и воспринимались как новые, неизвестные слова. А вот сегодня мы активно употребляем эти слова в своей речи, при этом мы точно знаем, что они обозначают, поэтому, употребляя их во время диалога с русскоговорящим или англоговорящим человеком, мы не боимся, что нас неправильно поймут.

Сегодняшние средства массовой информации отображают для нас самые актуальные, самые последние и при этом именно такие типичные, для определенного времени, явления, то есть мы можем сказать, что они, в какой-то степени, закрепляют для будущего поколения определенные символы определенной эпохи.

Таким образом, мы можем сказать, что именно в средствах массовой информации такие новые слова наблюдаются чаще всего.

Учитывая то, что возникновение таких единиц, как неологизмов свидетельствует о языковом развитии, вполне объяснимо то, что новые слова возникают в областях, направленных, в первую очередь, на появление новых актуальных тенденций. Одной из таких сфер, вызывающих огромный интерес в обществе, является сфера моды.

Мода, будучи особым феноменом человеческой культуры ХХ века, отражает процесс эволюции современного общества.

Терминология моды представляет собой обширный лексикон, требующий научного изучения. Каждая культура создает свой язык одежды и моды. Названия одежды могут рассказать нам о быте и истории народа, рассказать о современных тенденциях культуры. Информация о моде и стиле должна быть понятна широкому кругу читателей, а неточное использование неологизмов здесь может затруднить этот процесс, что и определяет актуальность данного исследования.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема использования неологизмов в области моды кажется нам недостаточно изученной. Таким образом, в большинстве работ есть только констатация факта существования и использования новых языковых единиц, но нет подробного анализа их особенностей и наиболее распространенных методов перевода.

Проблема исследования заключается в том, что вопрос о продуктивных способах перевода неологизмов в узкотематических группах на данный момент представляется недостаточно исследованным.

Объектом исследования являются неологизмы, обозначающие предметы мужского и женского гардероба, а также аксессуары, в английском языке в сфере моды, и их эквиваленты/аналоги в русском языке.

Предметом исследования становятся особенности передачи неологизмов из англоязычных текстов из сферы моды при переводе на русский язык.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить специфику способов передачи англоязычных неологизмов из сферы моды при переводе на русский язык.

Задачи исследования:

- охарактеризовать понятие «неологизм»;

- проанализировать существующие классификации неологизмов в английском языке;

- исследовать теоретические основы особенностей перевода неологизмов с английского на русский язык;

- выявить трудности передачи неологизмов в сфере моды при переводе с английского на русский язык.

Методы исследования:

- метод сплошной выборки;

- сравнительно - сопоставительный метод;

- переводческий и предпереводческий анализ.

Материалом исследования послужили тематические подборки терминов, посвященных теме моды из популярных электронных источников по заданной тематике, такие как словари , такие как словари [«Энциклопедия моды»], онлайн разговорник фэшн-индустрии [«Фикшионари»], а также статья, посвященная неологизмам [«New Words in English»]. Эти источники включают как англоязычные единицы, так и варианты их перевода на русский язык.

Теоретическую базу исследования составляют работы таких ученых, как Н.М.Шанский, Р.У.Берчфилд, Н.В. Кузнецова, В.Н.Комиссаров, В. И. Заботкина, И.Ю. Грацкова, и др.

Теоретическая значимость. Данная исследовательская работа вносит свой вклад в такие науки, как Стилистика, Лексикология, Теория и практика перевода.

Практическая ценность состоит в последующем возможном применении результатов данного исследования в пособиях по переводу неологизмов; а также результаты данной исследовательской работы могут помочь студентам и преподавателям лингвистических отделений, и переводчикам, при переводе текстов из сферы моды.

Структура работы. Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и списка источников иллюстративного материала.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.

Основная часть выпускной квалификационной работы представлена в двух главах, отражающими теоретическую и практическую составляющие данной работы.

В заключении подведены итоги проделанной работы, сделаны выводы.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы изучения неологизмов в лингвистике и особенностей их передачи при переводе на русский язык

1.1. Определение понятия «неологизм» и его характеристики

Английский язык - это язык, на котором говорит почти весь земной шар. Еще в самом начале девятнадцатого века на английском языке говорило уже более трех миллиардов человек, в самых различных сферах жизни, что еще больше укрепляло его международный статус. Наиболее ярко этот процесс проявляется в лексике. По мнению ученых лингвистов, ежегодно словарь английского языка пополняется минимум пятьюстами новыми словами.

По мнению лингвистов, сейчас в английском языке происходит настоящий «неологический бум». Тем не менее, мнения по поводу того, какие именно лексические единицы можно причислять к неологизмам, расходятся.

Лингвистический энциклопедический словарь дает следующее определение: неологизмы - это слова или сочетания слов, которые появились в какой-либо период в языке или те слова, которые использовались единожды в тексте или речи.

Кандидат филологических наук педагогического университета им. В.Г. Белинского Л.В. Шалина под термином «неологизм» подразумевает некое «новое слово по форме и/или по содержанию, которое возникает в определенный период развития языка, получает распространение, признается языковой нормой и воспринимается в данный период как новое большинством носителей языка» [Л.В.Шалина, 2010: 44].

В учебнике Ахмановой неологизм толкуется как «слово либо оборот, созданные (возникшие) для обозначения нового (прежде неизвестного) предмета, либо для выражения нового понятия»

[О.С.Ахманова, 1972: 78]. Аналогичного мнения в определении

неологизма придерживаются и такие лингвисты, как Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова.

Отечественный лингвист И.В. Арнольд определяет неологизмы как «новые слова или фразеологические обороты, воспринимаемые говорящими как новые, и образующиеся с использованием словообразовательных моделей, свойственных данному языку. Кроме того, неологизмами могут быть уже существующие в языке слова, у которых появились новые значения» [И.В. Арнольд, 2012: 115].

Интересный факт то, что также неологизм может объясняться как недавно появившаяся лексическая единица, которая является синонимом уже существующей в языке. При этом, такие синонимы могут обладать различными коннотациями, которые иногда могут обозначать что-то абсолютно новое.

Известный ученый Н.М. Шанский определяет неологизм как «слово, которое не входит в активный словарный запас и представляется новым», и отмечает, что «слово, даже недавно возникшее в языке, но которое стало общеупотребительным и потеряло особые стилистические свойства, уже не является неологизмом» [Н.М. Шанский, 1972: 76].

Можем сказать, что в определении этого термина решающую роль играет новизна. Ученый лингвист Э.В. Розен считает, что любое слово мы можем принимать за неологизм, но только до того, пока люди и общество осязают его новизну. Самое интересное это то, что как раз это ощущение постепенно теряется.

Заключение

Английский язык, как самый активно развивающийся язык в мире, периодически пополняется новыми словами и оборотами, отражающими языковые реалии конкретного периода времени, за которыми закрепляется статус неологизмов.

Поскольку появление неологизмов свидетельствует о языковом развитии, вполне объяснимо, что, в первую очередь, они возникают в тех областях, которые направлены на появление новых актуальных тенденций. Одной из таких сфер, вызывающих огромный интерес в обществе, является сфера моды. Мода, как особый феномен человеческой культуры XXI века, отражает эволюцию современного общества.

В практической части нашего исследования мы отобрали всего 108 неологизмов из различных источников из сферы моды и, тщательно их проанализировав, пришли к выводу, что наиболее частыми способами образования неологизмов в мире фэшн-индустрии являются заимствование/калькирование из других языков, словосложение, словослияние, аффиксация, аббревиация и конверсия.

Мода развивается огромными темпами, а распространение модных стандартов и модной одежды принимает массовый интернациональный характер. Это приводит к большому количеству заимствованной лексики в английском языке. Кроме того, мы подробно описали приемы перевода неологизмов из модных изданий с английского языка на русский язык, используя различные методы перевода, такие как калькирование, транслитерацию, транскрибирование, описательный перевод и др.

В заключение следует отметить, что современная лингвистика рассматривает язык как сложную динамическую систему. Находясь в постоянном движении, язык непрерывно развивается и совершенствуется. Именно поэтому вопрос о языковой изменчивости является центральным. Наиболее ярким свидетельством подвижности характера языка служит его способность изменять свой словарный состав. Образование новых слов и новых значений это естественное свойство всех живых языков, отражающее перемены, которые происходят в разнообразном мире вещей и явлений, а также результаты непрерывного познавательного процесса.

Таким образом, мы достигли цели нашего исследования, решив все поставленные задачи. Перспективы дальнейшего изучения мы видим в более подробном лингвостилистическом анализе неологизмов английского языка в сфере моды.

Список литературы

1. Алексеева, И.С. Введение в переводоведение. / И.С.Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 352с.

2. Алюнина, Ю.М. Распознавание суффиксальных неологизмов современного английского языка / Ю.М. Алюнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 70-73 с.

3. Анохина, Т.О. Неологизмы в современных английских интернет- ресурсах // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 15. - С. 691-695. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-k**cept.ru/2016/96048.htm.

4. Антрушина, Г.Б. Лексикология английского языка. Учеб. пособие для студ. / Г.Б. Антрушина. - М.: Издательство «Дрофа», 2005. - 286 с.

5. Арнольд, И.В. Неологизмы в современном английском языке и некоторые способы их перевода / И.В. Арнольд. - М.: Издательство «Флинта», 2013. - 308 с.

+ еще 45 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности передачи неологизмов при переводе текстов из мира фэшн-индустрии»
Раздел: Языковедение
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика