Дипломная работа

«Подготовка к аудированию в рамках ЕГЭ по английскому языку на основе использования интернет-ресурсов»

  • 73 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7

1.1 Психолого-педагогические факторы обучения аудированию 7

1.2 Нормативно-правовые и учебно-методические требования к навыкам аудирования по иностранному языку 15

Выводы по главе 1 20

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 22

2.1 Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку 22

2.2 Интернет-ресурсы как способ совершенствования навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку 28

Выводы по главе 2 32

ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО РАЗДЕЛУ «АУДИРОВАНИЕ» 34

3.1 Анализ заданий для подготовки обучающихся к ЕГЭ по разделу «Аудирование» 34

3.2 Тематическое обеспечение и методический анализ Интернет-ресурсов для подготовки выпускников к ЕГЭ по разделу «Аудирование» 36

3.3 Разработка дополнительных заданий к разделу «Аудирование» ЕГЭ по английскому языку 41

Выводы по главе 3 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что аудирование - это очень важный вид речевой деятельности, а правильное использование ресурсов Интернета в современных условиях может значительно улучшить произносительные навыки и умения, а также улучшить восприятие иноязычной речи на слух.

Интернет играет огромную роль в обучении. В современном мире развитых Интернет-технологий наступает острая необходимость обучения школьников, используя эти Интернет-технологии, активно включая их в образовательный процесс. Дисциплина «Иностранный язык» также требует включения в процесс обучения различные Интернет-ресурсы.

Особенно, не обойтись без Интернет-ресурсов выпускникам школ, которые готовятся к ЕГЭ, в частности по иностранному языку. Огромное количество существующих современных учебных Интернет-ресурсов сильно повышает качество подготовки к экзамену. Особенно, когда дело касается такого сложного раздела, как «Аудирование», та как с помощью Интернет- ресурсов ученик может самостоятельно тренировать навыки восприятия иноязычной речи на слух и проводить самоконтроль.

Степень разработанности проблемы. В нашем исследовании мы опирались на труды известных российских ученых по психологии, лингвистике, педагогике и методике. Этот анализ позволяет сделать вывод, что проблема обучения аудированию всегда находилась под пристальным вниманием ученых-методистов, филологов, психологов. Эта проблема нашла отражение в теории речевой деятельности в трудах Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе», Н.Д. Гальсковой и Н.И. Геза «Теория обучения иностранным языкам», Н.И. Геза, М.В. Ляховицкого и А.А. Миролюбовой «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». Все эти авторы рассматривали аудирование как рецептивный мыслительно-мнемический вид речевой деятельности, тесно связанный с остальными видами. Кроме того, в работах И.А. Зимней «Психология обучения иностранным языкам в школе» и В.А. Артемова «Психология обучения иностранному языку» рассматриваются основные психические процессы, без достаточной развитости которых невозможно овладеть аудированием: память, воображение, восприятие и мышление. В трудах Э.А. Соколовой «Анализ потенциала Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку», Н.А. Игнатенко «Современные информационные ресурсы в развитии умений аудирования на английском языке», Е.Б. Еренчиновой «Использование сети Интернет при обучении иностранному языку» и др. раскрывается важная роль использования современных Интернет-технологий в обучении иностранному языку, в частности при обучении аудированию.

Объектом исследования является процесс обучения аудированию при подготовке к государственной итоговой аттестации в рамках ЕГЭ.

Предметом исследования составляет методика использования Интернет- ресурсов при подготовке к разделу "Аудирование" в рамках ЕГЭ.

Цель исследования: развитие навыков аудирования выпускников средней школы при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием Интернет-ресурсов.

В соответствии с поставленной целью исследования представляется необходимым решить следующие задачи:

1. охарактеризовать аудирование как вид речевой деятельности;

2. выявить психолого-педагогические факторы обучения аудированию в иноязычном образовании;

3. определить нормативно-правовые и учебно-методические требования к навыкам аудирования по иностранному языку;

4. провести методический анализ Интернет-ресурсов для подготовки выпускников к ЕГЭ по разделу «Аудирование»;

5. предложить технологию подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку по разделу «Аудирование», реализуемую с помощью Интернет- ресурсов.

Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ теоретических и практических работ в области методики обучения иностранным языкам, лингвистики, психологии, компьютерной лингводидактики по тематике выпускной квалификационной работы; анализ учебников, учебных пособий, научных и методических журналов в области методики преподавания иностранных языков в школе, информационных и коммуникационных технологий; анализ существующих Интернет-ресурсов; наблюдение за практикой обучения аудированию, осуществляемой учителями при подготовке учеников к сдаче ЕГЭ; изучение и обобщение их опыта с целью создания технологий обучения аудированию при сдаче ЕГЭ; беседы с учащимися, учителями иностранного языка, преподавателями.

Теоретическая значимость: в данной работе аудирование рассматривается как один из видов речевой деятельности, описываются факторы обучения аудированию, и приводятся требования к навыкам аудирования. Кроме того, выявляется важность использования Интернет- ресурсов в обучении иностранному языку в целом и аудированию в частности.

Практическая значимость: полученные научные результаты данной работы могут быть полезны учителям иностранного языка и студентам- выпускникам для решения практических педагогических задач, так как в работе проведен анализ заданий раздела по аудированию и Интернет-ресурсов для подготовки выпускников к итоговой аттестации. Кроме того, результаты работы могут быть использованы обучающимся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку, так как в работе содержится перечень современных учебных Интернет-ресурсов по данной тематике, а также дополнительные задания для подготовки.

Структура: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, списка использованных источников, состоящего из 57 наименований, приложений. Каждая глава включает в себя 2 параграфа.

Первая глава носит теоретический характер. В ней рассматриваются психолого-педагогические факторы обучения аудированию, а также нормативно-правовые и учебно-методические требования к навыкам аудирования.

Вторая глава также теоретически направлена. Здесь охарактеризована роль использования современных учебных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку, в частности при подготовке к аудированию в рамках ЕГЭ.

Третья глава имеет практический характер. В ней проведен анализ заданий для подготовки обучающихся к разделу «Аудирование», анализ Интернет-ресурсов, а также предложены образовательные стратегии подготовки обучающихся.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Психолого-педагогические факторы обучения аудированию

В последнее время обучению аудированию уделяется большое количество времени. Это связано с тем, что данный вид речевой деятельности является достаточно сложным и должен быть хорошо развит. Именно поэтому процесс формирования и развития умений и навыков аудирования изучается на столь глубоком уровне.

Прежде, чем рассматривать аудирование как вид речевой деятельности, необходимо понять, что такое «речевая деятельность». И.А. Зимняя характеризует речевую деятельность как активный целенаправленный процесс передачи и приема информации, который опосредован языковой системой и обусловлен ситуацией общения [Зимняя 1985]. Существует четыре вида речевой деятельности. Два из них являются рецептивными, то есть связанными с восприятием речи. К ним относятся аудирование и чтение. Остальные два вида являются продуктивными, так как связаны с порождением речи. Это говорение и письмо. Рассмотрим подробнее аудирование как вид речевой деятельности.

«Аудирование - это рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух» [Колесникова 2001:185]. Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина определили аудирование как понимание речи, которая воспринимается на слух. Это понимание составляет перцептивную мнемическую мыслительную деятельность. Перцептивную - потому что происходит восприятие, рецепция; мыслительную - потому что ее воспроизведение относится к главным функциям, связанным с работой мысли: синтезом, анализом, дедукцией, индукцией, абстрагированием, обобщением, конкретизацией и др.; мнемическую - так как происходит выделение и усвоение признаков информационного характера, формирование образа, узнавание, определение при помощи сравнения с подходящим типажом, который был ранее изучен и запомнился [Рогова 1988]. Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. обозначили «аудирование», как требующую усилий рецептивную мыслительно- мнемическую деятельность, имеющую отношение к восприятию, пониманию и активному осмыслению информации, имеющейся в тексте устного характера [Гез 1982]. Зимняя И.А. отметила следующие особенности аудирования: оно предрасполагает устное и общение в реальных ситуациях; оно стало реактивным и рецептивным видом деятельности речи; важнейшая форма прохождения аудирования - внутренняя, неравномерная [Зимняя 1991].

Аудирование - это основа общения, с него имеет свой старт овладение устной коммуникацией. Оно основывается на умении распределять получаемые звуки, воспроизводить их в комплексы, имеющие смысл, запоминать на длительное время при прослушивании, делать вероятностный прогноз и, ссылаясь на реальный разговор, создавать принимающую цепь звуков. При этом процесс восприятия проходит в типичном не отклоняющемся темпе, свойственном для этого языка, из нескольких источников, при помехах, созданных естественным путем и касающихся не только речевого типа (не полностью услышал слово, что-то уронили, со двора раздался шум и т.п.) [Рогова 1988].

Владение аудированием в совершенстве помогает продумывать возможность реализации обучающей, развивающей и воспитательной целей. Оно способствует более внимательному прослушивание учениками звучащую речь, формированию умения прогнозировать смысл высказывания и таким образом тренировать культуру слушания не только на другом языке, но и на своем. Воспитательная ценность формирования умения слухового восприятия речи, оказывающее в то же время и вспомогательное развивающее воздействие на учащегося, заключается в том, что оно оказывает положительное воздействие на увеличение объема памяти обучаемого, и, в первую очередь всей слуховой памяти, которая необходима не только для изучения иностранного языка, но и для иных предметов.

Заключение

Целью данной выпускной квалификационной работы являлось развитие навыков аудирования выпускников средней школы при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена с использованием Интернет-ресурсов. На основании цели работы были поставлены задачи, исходя из которых аудирование было рассмотрено как один из видов речевой деятельности, были выявлены психолого-педагогические факторы обучения аудированию в иноязычном образовании, определены нормативно-правовые и учебно-методические требования к навыкам аудирования, охарактеризована роль Интернет-технологий в обучении иностранному языку и в совершенствовании навыков аудирования, проведен методический анализ Интернет-ресурсов для подготовки выпускников к ЕГЭ по разделу «Аудирование», а также предложена технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по разделу «Аудирование», реализуемая с помощью использования Интернет-ресурсов.

В первую очередь, аудирование - это перцептивный вид речевой деятельности, тесно связанный со всеми остальными видами. Он помогает реализовывать все цели обучения. Кроме того, успешное аудирование невозможно без достаточной развитости таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

Образовательная деятельность в сфере аудирования направлена на то, чтобы по окончании основной школы школьники научились: воспринимать на слух и понимать основную информацию из аутентичных текстов различного формата и типа речи; извлекать необходимую информацию из услышанного текста; полностью понимать содержание и смысл высказывания.

Что касается использования Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку, то оно направлено на формирование и развитие:

1) иноязычной коммуникативной компетенции и ее компонентов: социокультурного , языкового, учебно-познавательного, компенсаторного, грамматического;

2) коммуникативно-когнитивных умений искать и отбирать, классифицировать, обобщать, анализировать и синтезировать полученную информацию;

3) коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с Интернет-ресурсами;

4) умений пользоваться ресурсами Интернета для самообразования с целью знакомства с культурой и историей разных народов и стран; выступать в качестве представителя родной культуры и страны.

Неоспоримой является польза Интернета при подготовке к ЕГЭ по разделу «Аудирование», так как в нем содержится огромное множество различных тренажеров, сайтов, заданий, фильмов, видео- и аудиоматериалов, аудиокниг и т.д., которые можно использовать для подготовки к разделу «Аудирование». Кроме того, Интернет позволяет школьнику работать и готовиться в своем режиме, самостоятельно, что отвечает личностно-ориентированному подходу в обучении.

В данной работе были проанализированы задания по аудированию в ЕГЭ, определены критерии их отбора и структура. Также, были рассмотрены Интернет-ресурсы, которые содержат в себе полную информацию о ЕГЭ и которые можно использовать в качестве дополнительной подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку, особенно к части «Аудирование». Помимо прочего, работа содержит дополнительные задания, с помощью которых выпускник может готовиться как самостоятельно, так и с учителем к повышенному уровню сложности в разделе «Аудирование».

Таким образом, так как аудирование является очень важным и сложным видом речевой деятельности, отработке навыков аудирования, а тем более при подготовке к разделу «Аудирование» в Едином государственном экзамене, должно быть уделено достаточное количество времени, а также должны быть применены разнообразного типа упражнения. В данной ситуации ни учителям, ни обучающимся не справиться без применения современных Интернет- технологий, которые снабдят учителей необходимыми средствами, методами и способами подготовки, а у школьников повысят мотивацию к совершенствованию своих аудитивных навыков и помогут быстро и более эффективно подготовиться к экзамену.

Список литературы

1. Абдурахманова П.Д. Интернет как эффективное средство обучения иностранным языкам в начальной школе [Текст] / Ш.С. Гасанова, З.А. Абдулаева // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 3 (58). - С. 6-8.

2. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку [Текст] / В.А. Артемов. - М., 1969. - 279 с.

3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст] / Б.В. Беляев. - М., 1965. - 198 с.

4. Богомолов А.Н. Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному [Текст] / А.Н. Богомолов. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 1417.

5. Вербицкая М.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранным языкам [Текст] / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкин. - М., 2017. - 30 с.

+ еще 55 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Подготовка к аудированию в рамках ЕГЭ по английскому языку на основе использования интернет-ресурсов»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика