Дипломная работа

«Формирование антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов»

  • 88 страниц
Содержание

Введение….….….….

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов.….…

1.1. Проблемы и тенденции развития наркомании …

1.2. Профилактика наркомании в образовательной среде вуза как основа формирования антинаркотической компетенции у студентов

Выводы по первой главе…

ГЛАВА 2. Роль БГПУ им. М.Акмуллы в формировании антинаркотической компетенции у студентов….

2.1. Основные пути формирования антинаркотической компетенции у студентов в вузе

2.2. Выявление сформированности антинаркотической компетенции у студентов в БГПУ им. М.Акмуллы…

Выводы по второй главе …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

ПРИЛОЖЕНИЕ….…

Введение

Актуальность исследования. Актуальность проблемы, связанной с процессом наркоманизации населения, распространения наркомании и ростом наркопреступности, в настоящее время представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью нации, угрожает стабильности общества. Численность наркозависимых в Российской Федерации, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, составляет 8,5 млн. человек, причем преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет. При общей численности населения России в 143,4 миллиона человек, число наркозависимых составляет приблизительно 5,9 процента. За последнее десятилетие смертность из-за наркотиков увеличилась в 10 раз, а детская смертность повысилась в 45 раз! Ежегодно от наркотиков умирает 20-30 тыс. человек [38].

Как показывает жизнь, основной причиной, влияющей на распространенность наркомании и токсикомании в студенческой среде, — это одно из первых мест занимает их легкая доступность. Наркотики приобретаются на вечеринках, дискотеках, в ночных клубах, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, около общежитий и продаются наряду со спиртными напитками. Они необходимы отдыхающим, для того чтобы уйти от реальных проблем в мир иллюзий, но приводят в последствие к изменениям нравственных ценностей молодых людей. Безусловно, жизнь этих молодых людей от сиюминутного удовольствия приводит к зависимости. К другим причинам относят низкий уровень занятости, маленькие зарплаты, плохую организацию досуга и развлечений, скудное распределение мотивационных предпочтений по социально одобряемым позициям в целом, наличие неблагополучной семьи и неблагоприятного (наркотизируемого) окружения, излишняя избалованность и многое другое. Отсюда молодежь чаще всего поддается влиянию со стороны других людей. У них менее выражены такие качества, как настойчивость, честность, волевые качества и они более всего подвержены к потреблению наркотически веществ. Чаще всего молодые люди приобщаются к их потреблению с целью удовлетворения любопытства к новому. Эти и другие факторы порождают деформацию в мотивационной сфере сознания и поведения молодых россиян, подталкивая их к ведению асоциального образа жизни [9].

Отсюда педагогическая профилактика наркомании в образовательной среде вуза является необходимой работой по предупреждению распространения наркомании среди студентов, путем создания социального пространства, защищающего их от потребления наркотиков и способствующего повышению антинаркотической устойчивости. Приоритетом первичной профилактики в вузе следует рассматривать создание системы позитивных условий, а также воспитание психически здоровой, личностно-развитой личности студента, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями, ведущую здоровый образ жизни и не нуждающуюся в приеме ПАВ, что и является основой формирования антинаркотической компетенции у студентов.

Проблема наркомании среди молодежи, в том числе среди студентов не может быть изучена в рамках какой-либо одной науки, она имеет достаточно много как социальных, так и психологических корней и является предметом пристального внимания ученых-юристов, медиков, социологов, психологов, историков, политологов, экономистов. Различные позиции авторов к проблеме наркомании сходятся в одном: наркомания - заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотиков, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящее к глубокому истощению всех функций организма человека. данная проблема является проблемой всего мира [22].

Однако, на наш взгляд, несмотря на серьезность проблемы, связанной с распространением наркомании и борьбой с ней, статистика говорит о постоянном увеличении числа зависимых наркоманией, большинство из которых в возрасте 25-30 лет. Исследования показывают, что происходит «неуклонное омоложение» возраста потребителя наркотиков, так как каждый третий мальчик и каждая пятая девочка в возрасте 15-16 лет имеют опыт употребления наркотических веществ [26]. Указанное выше порождает актуальность проблемы «наркомании» и предопределяет нас на выбор следующей темы исследования: «Формирование антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов».

Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию формирования антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов.

Объект исследования – антинаркотическая компетентность студентов.

Предмет исследования – формы и методы формирования антинаркотической компетенции у студентов.

Задачи исследования:

 провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

 охарактеризовать организацию работы по профилактике наркомании в образовательной среде вуза и формированию антинаркотической компетентности у студентов;

 изучить отношение студентов к различным аспектам проблемы наркомании;

 оценить уровень сформированности антинаркотической компетенции у студентов БГПУ им. М.Акмуллы.

Методологическая основа исследования. В работе использованы теоретические и практические разработки по вопросам выявления этиологических факторов формирования болезни и социальных последствия наркомании (И.В.Мымрина И.Н.Пятницкая, П.Д.Шабанов и др.); незаконного оборота наркотиков (А.А.Майоров, Л.И.Романова, А.В.Федоров и др.) и антинаркотического опыта (Н.А.Фролова, Г.В.Зазулин и др.); профилактики наркомании среди молодежи (Е.А.Александрова, Л.Н.Бочарникова, О.А.Круковская, В.И.Светлицкий, З.А.Хуснутдинова и др.); формирования компетентности студентов (Т.А.Березина, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя и др.); выявления влияние молодежных субкультур на преступное поведение несовершеннолетних (С.Д.Кубрин, С.Т.Сулейманова и др.).

Научная новизна исследования заключается в изучении деятельности вуза по профилактике наркомании в студенческой среде и формированию у студентов антинаркотической компетенции на примере БГПУ им. М.Акмуллы.

Теоретическую базу исследования составляют Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, Постановления Правительства Российской Федерации, Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (2000), Концепция профилактики употребления психоактивными веществами в образовательной среде (2011), утвержденные приказами Министерства образования и науки России; теория антинаркогенного воспитания (С.В. Березин, К.С. Лисецкий) этиология зависимости (О.Л. Романова), научные труды, тематические публикации в периодической печати, материалы научных конференций и семинаров отечественных и зарубежных авторов по проблеме наркомании, антинаркотической профилактики, а также формированию компетенции у студентов.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты анкетирования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования организации профилактической работы среди студентов в других высших учебных заведениях. Результаты теоретического анализа научно-методической психолого-педагогической литературы, а также результаты экспериментальной части исследования могут быть использованы в учебном процессе с целью формирования антинаркотической позиции у будущих педагогов.

Для реализации поставленных в работе целей и задач нами использовались: теоретические методы: теоретический и логический анализ проблемы и предмета исследования, понятийно-терминологический анализ; обобщение научных фактов; эмпирические методы: методы психолого-педагогических измерений (анкетирование, тестирование); анализ нормативной и учебно-методической документации. Также были использованы методы математической статистики для количественной и качественной обработки полученных эмпирических данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – сентябрь – декабрь 2013г. связан с изучением современного состояния проблемы, с анализом психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования. В результате подтвердилась актуальность исследования, необходимость разработки методики антинаркотического воспитания и формирования антинаркотической позиции у студентов вуза; отобраны средства и методы антинаркотического воспитания в условиях вуза; а также сформулированы проблема, гипотеза разработаны план и программа исследования, разработан диагностический аппарат для выявления уровня сформированности антинаркотической позиции студентов.

Второй этап (январь-февраль 2014г.) – опытно-экспериментальный. На этом этапе проведено изучение опыта организации профилактической антинаркотической работы в БГПУ им. М. Акмуллы, проведен анализ рабочих учебных планов специальностей, профилей направления Педагогическое образование на предмет изучения объема часов, выделенных на изучение дисциплин, в рамках которых излагаются темы антинаркотической профилактической направленности; осуществлено анкетирование и тестирование студентов.

Третий этап (март-май 2014г.) – заключительный. На этом этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, подготовка публикации, литературное оформление диссертации.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа изложена на ….стр., состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (….наименования) и приложения. Работа содержит …. таблицы и …. рисунка.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы формирования антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов

1.1. Проблемы и тенденции развития наркомании

Последнее десятилетие XX столетия ознаменовалось сдвигами в области интеграции России в Мировое сообщество и, наряду с этим, проникновением на территорию страны криминального бизнеса, связанного с незаконным оборотом наркотиков. Масштабы и темпы распространения наркомании в нашей стране таковы, что серьезно ставится вопрос о здоровье нации и ее будущем.

Со времени принятия в 1993 г. Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации и в мире произошло серьезное ухудшение наркоситуации [24]. По данным Госнаркоконтроля (2012 г.) в стране 3 млн. человек регулярно употребляют наркотики, а имеют опыт их употребления 18 млн. Численность наркозависимых в Российской Федерации, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, составляет 8,5 млн. человек, причем преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет. При общей численности населения России в 143,4 миллиона человек, число наркозависимых составляет приблизительно 5,9 процента [38].

Согласно официальным данным ФСКН России - 5,5 процентов. Количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2012 г. составило 655 005 человек, или 457,86 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 445 723 лицам (311,57 на 100 тыс. населения) [36]. Еще, в 2011 году сообщалось о 5 млн. наркозависимых россиян, таким образом, за два года их число увеличилось более чем на половину. По информации НИЦ наркологии, более 70% лиц, состоящих на учете в специализированных наркологических учреждениях, составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. По данным Центра социологических исследований в 2010 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек), алкогольные напитки, включая пиво – 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13, 7 млн. человек), курят табачные изделия – 45,6% (12,3 млн. человек). Наркотизация молодежи не только ухудшает демографическую обстановку, но и криминализует общество, что создает угрозу национальной безопасности и социально-экономическому развитию страны. По данным правоохранительных органов, 49% лиц, совершивших в 2010 году преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются молодыми людьми возрасте от 14 до 30 лет. По экспертным оценкам, каждое десятое преступление данной категории совершается в состоянии наркотического опьянения. Так или иначе, но число наркоманов в России измеряется уже в миллионах.

Согласно данным мониторинга, опыт употребления наркотиков имеют порядка 13 % российских граждан (18 миллионов человек). Более 70% лиц, состоящих на учете в специализированных наркологических учреждениях, составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. В возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) - 9,6% (2,6 млн. человек); алкогольные напитки, включая пиво – 50,5% (13, 7 млн. человек). От 12 - 16% до 30% российских студентов имеют опыт употребления наркотиков.

По данным ООН, общее число потребителей наркотиков составляет 200 млн. человек - 3,4%, или 4,7% населения всего населения Земли в возрасте от 15 лет и старше. Мировой оборот наркоиндустрии колеблется в пределах 400-600 млрд. долларов США, из которых 8-10 млрд. приходится на Россию. Если бы речь шла о стране с таким объемом экономической деятельности, то она находилась бы на двадцать первом месте в мире, непосредственно после Швеции, США [43].

Исследования «EPSAD» показали, что происходит «неуклонное омоложение» возраста потребителя наркотиков, так как каждый третий мальчик и каждая пятая девочка в возрасте 15-16 лет имеют опыт употребления наркотических веществ. В России средний возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек [26].

В порочный круг наркотизации каждым наркоманом втягиваются 10-17 человек. Наркомания в России «молодеет» — 84% наркоманов признаются, что впервые попробовали наркотики в возрасте менее 15 лет. Хотя реальная статистика показывает, что уже в возрасте 10-12 лет происходит первая проба наркотиков. Как ни печально, но многие родители узнают о наркотической зависимости своего ребенка спустя 2 года после первого приема наркотика. А тогда что-либо предпринимать бывает уже поздно.

За последнее десятилетие смертность из-за наркотиков увеличилась в 10 раз, а детская смертность повысилась в 45 раз! Ежегодно от наркотиков умирает 20-30 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни людей, регулярно употребляющих наркотики, не превышает 4,5 года. Некоторые наркоманы не «протягивают» больше года такой жизни. От продажи наркотиков мафия получает невероятно высокую прибыль. На доходы от этого грязного бизнеса открываются тысячи магазинов, ресторанов, кафе, рынков, на которых «отмываются» деньги, полученные преступным путем [34].

Прослеживается и общая закономерность в употреблении наркотических веществ: «сдвиг» возраста первой пробы на более поздние периоды в зависимости от степени «тяжести» психоактивных веществ. Первые пробы алкоголя и табака происходят в более раннем возрасте, чем пробы наркотиков. Основная масса молодежи впервые пробует алкоголь и табак с 12 - 13 до 14 - 15 лет, а наркотики с 14 - 15 до 16 - 17 лет. Таким образом, дети вначале «экспериментируют» с традиционными аддиктивными веществами алкоголем и табаком, а потом с наркотиками. После 20 лет первые пробы аддиктивных веществ практически не предпринимаются [8].

В связи с такой серьезной проблемой 7 декабря 2013 года в России вступил в силу закон о тестировании на наркотики учащихся средних учебных заведений [48]. Так как, среди старшеклассников 10-13% имеют опыт употребления наркотиков, в вузах - от 15-30%. При этом необходимо отметить, что они смогут применяться только с письменного согласия самого учащегося, а если он не достиг 15 лет – с письменного согласия одного из его родителей или законных представителей.

Как показывает жизнь основной причиной, влияющей на распространенность наркомании и токсикомании в студенческой среде, — это одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Наркотики приобретаются на вечеринках, дискотеках, в ночных клубах, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, около общежитий и продаются наряду со спиртными напитками. Они необходимы отдыхающим, для того чтобы уйти от реальных проблем в мир иллюзий, но приводят в последствие к изменениям нравственных ценностей молодых людей. Безусловно, жизнь этих молодых людей от сиюминутного удовольствия приводит к зависимости.

Одной из явных причин распространения наркотиков является терпимое отношение старшего поколения, которое делает вид, что ничего не происходит. Данное обстоятельство способствует росту наркомании в стране и увеличению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На данный момент проблема развития наркомании в России остается нерешенной и не найдено метода не только ее искоренения, но даже приостановки этой эпидемии. Это грандиозная социальная и государственная проблема, решить которую в демократическом обществе, как показывает опыт европейских стран и США, не удается. Так, по официальным данным Минздрава России каждый год на наркотики «подсаживаются» около 86 тысяч человек, а умирают – около 70 тысяч наркоманов, большинство из которых в возрасте 25-30 лет. К 2013 году в России сложилась ситуация, когда на 100 тысяч жителей приходилось в среднем около 250 наркоманов. За такой статистикой стоят разрушенные жизни наркоманов и их близких – родителей, супругов и, может быть, детей, а самое главное она показывает масштабы проблемы, справиться с которой жизненно важно для того, чтобы общество продолжало существовать. По оценкам врачей лечение наркоманов оказывается неэффективным примерно в 95% случаях, и только 5% наркоманов, прошедших курс лечения, могут более не принимать наркотики и вести относительно нормальный образ жизни. Это не говорит о том, что не нужно лечиться и что наркомания – это неизлечимая болезнь. Это говорит о том, что после лечения нужна социальная реабилитация человека.

Сегодня существует три основных канала получения информации о тех или иных проявлениях существования наркокультуры в нашем обществе. Это медицинская статистика в отношении лиц, поставленных на учет в наркодиспансерах или других медицинских учреждениях. Опросы общественного мнения, групп риска и особенно различных категорий молодежи также могут дать определенного рода информацию, которую сложно получить, скажем, официальным путем. В качестве одного из источников поступления информации о распространении наркотиков также выступает статистика по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Обработка и анализ статистических данных позволяют выявить ряд общих тенденций, связанных с незаконным оборотом наркотиков:

 в России прослеживается увеличение количества лиц, привлеченных за преступления, связанные с незаконным производством, распространением и оборотом наркотиков;

 наблюдается рост преступлений, совершенных потребителями наркотиков;

 все активнее в процесс незаконного оборота наркотиков вовлекаются подростки и молодые люди в возрасте 18-29 лет;

 потребители наркотиков часто совершают преступления против личности и имущества.

Поэтому данная проблема не может быть изучена в рамках какой-либо одной науки, она имеет достаточно много как социальных, так и психологических корней и является предметом пристального внимания ученых-юристов, медиков, социологов, психологов, историков, политологов, экономистов. Весьма продуктивным направлением является инициированное Г.В.Зазулиным изучение проблемы распространения наркомании с позиции теории конфликта, автор оценивает наркоситуацию как следствие столкновения и борьбы интересов различных социальных групп [17]. Следует выделить работы ученых-медиков, подробно исследовавших причины и этиологические факторы формирования болезни, социальные последствия наркомании (Э.А.Бабаян, М.Х.Гонопольский [6], И.Н.Пятницкая [41], П.Д.Шабанов [58] и др.). Правовым аспектам незаконного оборота наркотиков, немедицинского потребления наркотических веществ посвящены труды Э.Г.Гасанова [12], А.А. Майорова [29], М.Л. Прохоровой [40], А.В.Федорова [49] и другим. Высоким уровнем обобщения отечественного и зарубежного антинаркотического опыта отличаются работы Н.А.Фроловой, Г.В.Зазулина [51], В.С.Овчинского [35], Б.Ф.Калачева [23]. Наиболее актуальные психолого-педагогические аспекты профилактики наркомании отражены в работах С.Г.Ахмеровой [5], Н.Е. Хабибовой [52], З.А. Хуснутдиновой [56], И.В.Мымриной [35] и др.

Различные позиции авторов к проблеме наркомании сходятся в одном: наркомания - заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотиков, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящее к глубокому истощению всех функций организма. Наркомания - хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, а также тотальное поражение личности. В России наркотиками считаются вещества, включенные в Список наркотиков, Постоянно действующим Комитетом по Контролю за Наркотиками (ПККН) Российской Федерации [46]. Так, согласно данному списку к синтетическим опиоидам отнесены героин, промедол и др.; психостимуляторы (кокаин и его производные, фенамин, первитин, эфедрин, амфетамины); галлюциногены: гашиш (анаша, марихуана), ЛСД-25, псилоцибин, фенциклидин и т.д.; психостимуляторы с галлюциногенным компонентом действия типа экстази. Фармакологи различают галлюциногены и наркотики, поскольку первые не вызывают биохимической зависимости, действуют в очень малых дозах, не вызывают каких-то специфических и определенных физиологических воздействий. Почти все специалисты, изучавшие действие психоделиков, пришли к заключению, что их лучше всего рассматривать как ускорители или катализаторы ментальных процессов. Под действием этих препаратов человек переживает не токсический психоз, по существу никак не связанный с функциями психики в нормальном состоянии, а фантастическое внутреннее путешествие в собственное бессознательное и сверхсознательное состояние. Таким образом, эти препараты раскрывают и делают доступным к непосредственному восприятию широкий диапазон обычно скрытых явлений, относящихся к способностям человеческого ума и играющим важную роль в нормальной психической деятельности. К психоделическим препаратам обычно относят псилоцин и псилоцибин (содержится в определенных грибах), мескалин (содержится в мексиканском кактусе пейотле), марихуану и гашиш (получают из определенных видов конопли; действующее вещество ТГК - тетрагидроканнабиолы), гармалин (он же - банистерин, содержится в гигантской сирийской руте), ДМТ и его производные (диметилтриптамин). Среди наиболее предпочитаемых наркотиков у молодежи - препараты конопли, которую потребляют по разным данным более трети наркопотребителей. Героин прочно занимает второе место. Хотя в некоторых регионах начинает теснить коноплю. В печальную тройку пробиваются кокаин и синтетические наркотики [54].

В последние годы значительное распространение в молодежной среде получил новый синтетический наркотик - дезоморфин, который изготовляют кустарно из кодеиносодержащих препаратов. Опасность дезоморфина для здоровья человека вызывается его высокой токсичностью. Регулярный прием дезоморфина, без оказания медицинской помощи, приводит к неминуемому летальному исходу в течение 1,5-2 лет [37]. Следует подчеркнуть, что динамика роста количества дезоморфиновых наркоманов, а это преимущественно молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, полностью корреспондируется с увеличением объемов реализации через аптечную сеть кодеиносодержащих лекарственных препаратов, отпускаемых в безрецептурном регламенте [11].

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 144, от 3 марта 2012 г. № 169 в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, включено 2 наркотических средства и их производные, 1 психотропное вещество и 1 прекурсор.

Влияние психоактивных веществ на организм человека, его жизнедеятельность и функции проявляются в трех различных аспектах. Во-первых, наркотики специфически влияют на определенные системы и структуры мозга, вызывая развитие синдрома зависимости. Во-вторых, они оказывают токсическое воздействие практически на все внутренние органы и системы организма. В-третьих, несомненно, влияние наркологической патологии родителей на потомство. Доказано, что у детей, родители которых больны алкоголизмом и наркоманиями, существенно повышен риск развития этих заболеваний. Кроме того, у большинства таких детей имеются те или иные характерологические и поведенческие расстройства: повышенная возбудимость, агрессивность, склонность к развитию депрессивных состояний и др. Употребление наркотиков женщиной во время беременности может стать причиной рождения ребенка со сформированной наркотической зависимостью [21].

Заключение

Итак, следует отметить, что в последнее десятилетие XX столетия отмечается сдвиг в сторону роста распространения наркомании в нашей стране, который серьезно приводит к вопросу о здоровье нации и ее будущем. Основной причиной, влияющей на распространенность наркомании и токсикомании в студенческой средеявляется легкая доступность ПАВ. Наркотики приобретаются на вечеринках, дискотеках, в ночных клубах, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, около общежитий и продаются наряду со спиртными напитками.

Кроме того, причиной приобщения молодежи к наркотикам является скудное распределение мотивационных предпочтений по социально одобряемым позициям в целом, удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества; испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой; выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим; познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта; достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; достижение чувства полного расслабления; уход от чего-то гнетущего. Эти и другие факторы порождают деформации в мотивационной сфере сознания и поведения молодых россиян, подталкивая их к ведению асоциального образа жизни.

Указанные причины приводят к необходимости профилактики наркомании в образовательной среде вуза, целью которой является деятельность, препятствующая развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.

С этой целью нами была организована опытно-экспериментальная работа, в ходе которой была охарактеризована организация работы по профилактике наркомании в образовательной среде БГПУ им. М.Акмуллы. Нами было выявлено, что сегодня в вузе функционируют 2 бассейна, 5 спортивных зала, физкультурно-оздоровительный комплекс, спортивно-оздоровительный лагерь «Росинка», спортивные секции, 2 туристических клуба, 8 художественных коллективов центра «Творчество» и другое. Студенты ежегодно принимают участие в соревнованиях различных уровней (международных, региональных, городских, межвузовских). К эффективным формам профилактической работы в вузе относится организация молодежных волонтерских отрядов, студенческого самоуправления, студенческой профсоюзной организации, научно-практических конференций, позитивного досуга студентов, воспитательной работы в общежитии, рекреационно-оздоровительной и физкультурно-развивающей работы и многое другое.

Теоретический анализ проблемы исследования подвел нас к организации опытно-экспериментальной работы, который был организован на протяжении 2013-2014 гг. со студентами БГПУ им. М.Акмуллы. Задачами эксперимента было:

 выявить отношение студентов к проблеме наркомании и информированность в данном аспекте. С целью выявления отношения студентов к наркотикам и причин, влияющих на их употребление, нами было разработано анкетирование;

 выяснить какие, по их мнению, необходимо использовать методы лечения и реабилитации наркоманов.

Для выявления отношения студентов к проблеме наркомании и их информированности в данном аспекте нами было разработано и организовано анкетирование по специально разработанной анкете, состоящей из 20 вопросов с ответами открытого и закрытого типа. Объектом нашего исследования стали студенты, обучающиеся на 1-3 курсах БГПУ им. М.Акмуллы. Всего опрошенных составило 50 человек, из них 22 мужского пола и 28 - женского. Возрастной состав опрошенных студентов составил 18-22 года.

Результаты проведенного анкетирования показали, прежде всего, то, что респонденты в целом проинформированы о вреде наркотиков и понимают всю пагубность данного явления. Однако при всей информированности, 16% пробовали наркотические вещества. Также есть вероятность, что данный показатель выше и некоторые студенты скрыли правду. В целом студенты БГПУ им. М.Акмуллы относятся к наркотизации общества отрицательно. По их мнению, слаборазвитая инфраструктура области может создавать предпосылки для актуализации проблемы не только наркомании, но и алкоголизации населения области.

Ситуация, потенцирующая риск употребления молодежью наркотика, может возникать, по сути, вследствие неорганизованного досуга, который является неким фрустратором, вызывающим у студентов определенное напряжение, которое необходимо разрядить. Важно то, что многие студенты осведомлены о проблеме наркотизации, они знают как правильно действовать в случае данной проблемы, так как имеют возможность получать информацию из различных источников (СМИ, родителей и т. д.) о вреде наркотиков.

По мнению опрошенных студентов сегодня положение характеризуется постепенным ухудшением и вырождением моральных устоев общества, повышением, по всей видимости, уровня тревожности, уровня ситуативного неблагополучия, связанных с конкретными условиями социализации личности студента. Несмотря на то, что ведущий и основной элемент формирования негативного отношения к наркотизации - страх перед последствиями их употребления, он является лишь временным механизмом оказания социально-психологического влияния на отношение к наркотикам, так как запретный плод всегда сладок. Поэтому на данном этапе борьбы с наркотизацией ведущим компонентом должны быть не механизмы формирования страха перед наркотиками, а создание таких условий, при которых личность студента испытывала бы морально-нравственную необходимость, потребность вести здоровый образ жизни.

Проведенное анкетирование позволило прогнозировать высокую степень устойчивости респондентов к наркотикам и выявило недостатки антипрофилактической работы с молодежью, а так же отсутствие достаточных знаний о том, как стать здоровым.

Профилактику наркомании в образовательной среде вуза необходимо начинать с формирования антинаркотической компетентности у студентов, которая заключается в знаниях о наркомании, алкоголизме и табакокурении, последствиях вредных привычек, которые должны преподаваться студентам в рамках предмета «Профилактика аддиктивного поведения» на всех направлениях вуза. Студенты должны знать, что наркомания - заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотиков, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящее к глубокому истощению всех функций организма, а в непосредственной связи с ней находится проблемы СПИДа, распространенность вирусов - гепатита В, С и Д.

А также у студентов необходимо формировать привычку к здоровому образу жизни, соблюдению правильного питания, режима дня и к занятию физической культуры через организацию условий в вузе – научную, воспитательную, лечебно-оздоровительную и физкультурно-развивающую среду вуза.

Список литературы

1. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А.Александрова. - М.: НИИ школ. технологий, 2010. - 336 с.

2. Арутюнян, Г. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств / Г.Арутюнян // Российский следователь. - 2009. - № 1. - С. 25-27.

3. Аршинова, В.В. Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки у подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2007. - 24 с.

4. Атласова, О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации [Текст]: автореф. дисс.канд. пед. наук / О.М.Атласова.- СПб, 1995. - 24 с.

5. Ахмерова, С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях / С.Г.Ахмерова, З.Ф.Мубинова, Э.А.Ижбулатова. - Уфа: Информреклама, 2005. - 224 с.

6. Бабаян, Э.А. Наркология / Э.А.Бабаян, М.Х.Гонопольский. - М.: Медицина, 1990. - 336 с.

7. Березина, Т.А. Проблемы подготовки педагогов дошкольного учреждения к педагогическому сопровождению семей воспитанников / Т.А.Березина, О.И.Воронина // Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: междунар. пед. форум. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 531 с.

8. Бочарникова, Л.Н. Проблемы профилактики наркомании среди молодежи / Л.Н.Бочарникова // Наука. Теория. Практика. – 2013. - №2. – С. 60-64.

9. Ваисов, С.Б.- Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство по реабилитации детей и подростков / С.Б.Ваисов. - Изд: Спб. Наука и техника, 2008. – 272 с.

10. Видерман, Н.С. Социальный педагог в сфере профилактики наркомании / Н.С.Видерман // Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. -С.80-84.

11. Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова 3 ноября 2010 года на заседании Министерской конференции «Группы Помпиду». – URL: h**t://fskn.gov.r*/includes/periodics/speeches_fskn/2010/1103/12068901/detail.shtml. - Дата обращения: 12.12.13.

12. Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью. Международный и сравнительно-правовой аспекты / Э. Г.Гасанов. - М.: ЮрИнфоР, 2000. - 344 с.

13. Диордиев, М.Н. Антинаркотическая устойчивость подростков: сущность, стадии развития, личностные факторы и закономерности формирования / М.Н.Диордиев // Образование и общество: Научный, информационно-аналитический журнал. - 2009. - № 2. - С. 69-73.

14. Диордиев, М.Н. Формирование антинаркотической установки у подростков в условиях спортивно-оздоровительного лагеря: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Брянск, 2012. - 24 с.

15. Ефременкова, Ю.А. Совершенствование профилактической работы с детьми и молодежью / Ю. А. Ефременкова // Омский Научный Вестник. -№5 (59). – 2007. – С. 146-152.

16. Жариков, Н.М. Психиатрия / Н.М. Жариков, Л.Г. Урсова, Д.Ф. Хритинин. - М.: Медицина, 1989. - 496 с.

17. Зазулин, Г.В. Наркоконфликтология и теория антинаркотической политики: экспликация категориального аппарата / Г.В.Зазулин. - URL: w*w.confstud.r*/content/view/20/2/1/4/. – Дата обращения: 04.02.14.

18. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании: учебное пособие / П.А.Виноградов, [и др.]. - М.: Советский спорт, 2003. - 120 с.

19. Зеер, Э.Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф.Зеер, Д.П.Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования. – Екатеринбург, 2011. – С. 5 – 10.

20. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. – С. 26.

21. Иванец, Н.Н. Современное состояние проблемы наркоманий в России / Н.Н.Иванец, И.П.Анохина, Н.В.Стрелец // Общие вопросы неврологии и психиатрии. - Т. 9. – 1997. - С. 4-9.

22. Кайкова, Л.В. Основные направление профилактики наркомании в молодежной среде / Л.В. Кайкова, Л.Ф.Тихомирова, А.В Евстафьева. // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 49.

23. Калачев, Б.Ф. Сращивание наркобизнеса с коррупцией на постсоветском пространстве и борьба с этим явлением / Б.Ф.Калачев, В.Я.Кикоть, И.С.Моднов. - М.: ВНИИ МВД России, 2001. - 52 с.

24. Квашнина, С.И. Проблема создания концептуального подхода к профилактике наркомании и наркобизнеса / С.И.Квашнина, А.С.Имамбаева, И.Ф.Мифтахова, С.А.Кокчебаев // Международный журнал экспериментального образования. - №7. – 2010. – С. 31-32.

25. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.) // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. – URL: h**t://w*w.garant.r*/products/ipo/prime/doc/12090282/#ixzz2sMyIhwQg. – Дата обращения: 12.12.13.

26. Круковская, О.А. Предупреждение и преодоление наркозависимости подростков и молодежи (Социально-педагогический аспект) / О.А. Круковская // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. – С. 118-126

27. Кубрин, С.Д. Влияние молодежных субкультур на преступное поведение несовершеннолетних / С.Д.Кубрин, С.Т.Сулейманова // Права и свободы человека: проблемы реализации, обеспечения и защиты: международная научно-практическая конференция с 5-6 июня 2011. - Прага; Пенза: Издательство: НИЦ «Социосфера», 2011. – С. 13-22.

28. Лидак, С.В. Педагогическая профилактика наркотической зависимости у подростков в образовательном процессе школы: Дис. . канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 205 с.

29. Майоров, А.А. Наркотики: преступность и преступления / А.А.Майоров, В.Б.Малинин. - СПб.: Юрид центр Пресс, 2002. - 290 с.

30. Матусевич, М.С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. - СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи. МО «Сертолово», 2005. - С 3.

31. Михайлова, ИА, Бочарникова Л.Н. Семья как субъект профилактики женской наркомании / ИА.Михайлова, Л.Н.Бочарникова // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2012. - №2. - С. 37-39.

32. Михайлова, Ю.В. Основные тенденции и причины распространения наркомании в Российской Федерации / Ю.В.Михайлова, А. Ю. Абрамов // Кубанский научный медицинский вестник. - № 5 (140). – 2013. – С. 10-13.

33. Мымрина, И.В. Формирование здорового образа жизни у детей и подростков. Учебно-методическое пособие / И.В.Мымрина. - Уфа, 2012. – 95 с.

34. Наркомания в России. – URL: h**t://volgodonsc.r*/obshestvo/narkomaniya-v-rossii-383-04-09-2013.html. - Дата обращения: 12.12.13.

35. Овчинский, В.С. XXI век против мафии: Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. - М.: ИНФРА-М, 2001. -148 с.

36. Официальный сайт ФСКН России. – URL: h**t://w*w.fskn.gov.r*. – 13.1.13.

37. Плешаков, А.А. Дезоморфиновая лихорадка / А.А.Плешаков, Д.А.Черкудинов // Наркоконтроль. - №3. - 2010. – С. 35-37.

38. Постановление от 12 сентября 2013 года №801 «О создании системы господдержки негосударственных реабилитационных центров для лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях». – URL: h**t://government.r*/docs/5469. - Дата обращения: 13.12.13.

39. Постановление от 12 сентября 2013 года №801 «О создании системы господдержки негосударственных реабилитационных центров для лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях». – URL: h**t://government.r*/docs/5469. - Дата обращения: 13.12.13.

40. Прохорова, М.Л. Наркотизм: Уголовно-правовое и криминологическое исследование / М.Л.Прохорова. - СПб.: Юрид центр Пресс, 2002. 390 с.

41. Пятницкая, И.Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей / И.Н.Пятницкая. - М.: Медицина, 2008. - 640 с.

42. Рерке, В.И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика / В.И.Рерке. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. - 318 с.

43. Романова, Л.И. Наркопреступность: цена, характеристика, политика борьбы / Л.И.Романова. - М.: Юрлитинформ, 2010. – 304 с.

44. Светлицкий, В.И. Анализ эффективности современной системы профилактики наркомании в студенческой среде / В.И.Светлицкий // Совет ректоров. - №3 – 2011. – С. 41-44.

45. Сибгатуллина, Т.В. Исследование вопросов антинаркотического воспитания / Т.В.Сибгатуллина // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении. - Режим доступа: h**t://w*w.ksu.r*/infres/nikolaev/2002/gl2_3_2.htm. - Дата обращения: 02.12.13.

46. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ (утв. на заседании ПККН 15.06.05 протокол № 3/99-05 с дополнениями и изменениями от 27.01.05 г. протокол № 1/97-05, от 3.04.05 г. протокол № 2/98-05, от 8.12.05 г. протокол № 5/101-05, от 16.03.06 г. протокол № 1/102-06) // ГАРАНТ: Информационно-правовой портал – URL: h**t://w*w.garant.r*/products/ipo/prime/doc/12049060/#ixzz2sLE5whVc. – Дата Обращения: 03.02.14.

47. Торохтий, В.С. Психология социально-педагогической деятельности: учеб. пособие / В.С.Торохтий, Н.С.Видерман - М.: Смысл, 2007. - 282 с.

48. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - h**t://w*w.garant.r*/hotlaw/federal/477161/#ixzz2sKYA9mlf. – Дата обращения: 04.02.14.

49. Федоров, А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ / А.В.Федоров // Наркоконтроль. – 2012. - № 1. – С. 2-15.

50. Фетисов, О.С. Студенты и наркотики / О.С.Фетисов, Е.Р.Абдрашитова // Совет ректоров. - 2010. - №2. - С.71-74.

51. Фролова, Н.А. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт / Н.А.Фролова, Г.В.Зазулин. - М.: Орбита-М, 2003. -372 с.

52. Хабибова, Н.Е. Проблемы эффективности профилактики наркомании в образовательном пространстве / Н.Е.Хабибова; Под ред. А.Н. Дегтярева.- Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2011.- 112 с.

53. Хабибова, Н.Е. Ценностный подход к организации профилактической антинаркотической работы в высшей школе / Н.Е. Хабибова, В.И. Кокин. - Уфа: ГУП РБ «Издательство «Белая Река», 2008. – 109 с.

54. Хашаев, З.Х.-М. О проблеме подростковой наркомании в России / З.Х.-М.Хашаев // Успехи современного естествознания. - №6. - 2007. – С. 25-28.

55. Хильченко, И.Ф. Проблемы и тенденции развития наркомании в молодежной среде / И.Ф.Хильченко // Вестник РУДН. – 2009. - № 4. – 66-71.

56. Хуснутдинова, З.А. Медико-социальные, поведенческие и личностные аспекты первичной профилактики аддиктивного поведения подростков школьного возраста / З.А.Хуснутдинова // Координация взаимодействия органов государственной власти и учреждений системы образования по профилактике наркомании в общеобразовательной и студенческой среде. - Уфа, 2007. - С. 273-287.

57. Чернышова, В.Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В.Н.Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.

58. Шабанов, П.Д. Основы наркологии. Практическое руководство / П.Д.Шабанов. - М.: Издательство «Лань», 2002. - 557.

59. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д.Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8. -С.26-34.

60. Багулина, В.А. Формирование антинаркотической позиции у студентов технического вуза: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / В.А. Багулина.- Калининград, 2010.- 205 с/

61. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. – М.: Академия, 2009. – 176 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов»
Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Тип: Дипломная работа
Страниц: 88
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика