Дипломная работа

«Изучение и развитие аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  • 90 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6

1.1 Изучение данного вопроса в специальной литературе 6

1.2 Онтогенетические закономерности аналитико-синтетической деятельности 11

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28

ГЛАВА II. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 29

2.1 Цели, задачи, содержание эксперимента 29

2.2 Анализ результатов экспериментальных данных 40

2.3 Методические рекомендации по развитию фонематического компонента речи у дошкольников старшего возраста 50

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Введение

Актуальность исследования: Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную функцию (средство обобщения), индикативную функцию (средство указания на предмет). Вместе с речью ребенок приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, осознанию и регуляции своих намерений и действий.

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

В настоящее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста по психолого-педагогической классификации является общее недоразвитие речи, что делает нашу тему актуальной.

Целенаправленное формирование языкового анализа и синтеза имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с дошкольниками с нарушениями речи. Это определяется, прежде всего, значимостью данных языковых умений для успешного овладения письменной речью и профилактики специфических нарушений письма и чтения у учащихся. Системное речевое недоразвитие, как правило, сочетающееся с особенностями познавательной и учебной деятельности, требует создания специальных условий для осознанного овладения языковыми умениями. Актуальным является определение предпосылок для успешного освоения языкового анализа и синтеза детьми.

Цель исследования: изучение и определение особенностей аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с нарушениями речи, разработка методических рекомендаций к коррекционной работе.

Объект исследования: аналитико-синтетическая деятельность дошкольников

Предмет изучения: особенности аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с нарушениями речи.

Гипотеза исследования: изучение особенностей аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с нарушениями речи будет эффективным при обследовании фонематических процессов и навыков анализа и синтеза.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ проблемы исследования в специальной литературе.

2. Сопоставительный анализ развития аналитико-синтетической деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР и с нормально развитой речью.

3. Подбор методов и приемов исследования аналитико-синтетической деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

4. Проведение констатирующего эксперимента

5. Анализ экспериментальных данных

6. Разработка программы коррекции

Методологической и теоретической основой исследования явились положения:

- общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р),

- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е. Лубовский В. И)

- о взаимосвязи речи и мышления (Выготский Л.С).

Во время работы мы использовали следующие методы исследования:

а) теоретический (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);

б) социально - педагогический (наблюдение, беседы с детьми, изучение медико-педагогической документации);

в) экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента);

г) интерпретационный (количественный и качественный анализ полученных данных);

Теоретическая значимость работы: состоит в изучении аналитико-синтетической деятельности у детей с ОНР III уровня, которые представлены работами Левиной Р.Е., Жуковой Н.С. и Филичевой Т.Б.; определены онтогенетические закономерности, и психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III.

Практическая значимость работы: состоит в определении методов и приёмов изучения аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с ОНР, определяется возможность использования полученных результатов для коррекции и формировании речи в работе дошкольных логопедов, и воспитателей логопедических групп дошкольных образовательных организаций.

База исследования: РБ г. Октябрьский МАДОУ № 35 «Сказка»

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.1 . Изучение данного вопроса в специальной литературе

Значение развития аналитико-синтетической деятельности дошкольников состоит в том, что его успешность представляет собой важное условие адекватности и полноты познания обучающимися окружающего мира, а несформированность базовых мыслительных операций не позволяет школьникам в полной мере овладевать знаниями и может стать причиной как школьной, так и последующей социальной дезадаптации [36, с. 3].

По определению Н.А. Казачек и Е.В. Эповой, аналитико-синтетическая деятельность представляет собой базу для всех познавательных процессов, включая восприятие, осмысление, запоминание, обобщение, систематизацию и применение получаемой информации [27, с. 149].

При этом основу аналитико-синтетической деятельности составляют операции анализа и синтеза. Анализ представляет собой разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение данных частей, добавление новых либо ликвидацию некоторых из них для более эффективной деятельности или удобства исследования.

Синтез - объединение, соединение (реальное или мысленное) обновленного набора простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для более эффективной деятельности либо удобства исследования [5, с. 76].

Свойства вещей или явлений, устанавливаемые анализом, и их связи, устанавливаемые синтезом, в конечном счете, обнаруживаются из исследования самих вещей и явлений, из результатов практических действий над ними, то есть в конечном счете, из практического опыта [5, с. 77]. Можно выделить особенности аналитико-синтетической деятельности как категории деятельностной теории обучения: - аналитико-синтетическая деятельность выступает в качестве базовой формы, в которой реализуется мысль.

Любая интеллектуальная деятельность строится на основе определенных мыслительных операций, однако анализ и синтез, так или иначе, предшествуют, сопутствуют либо завершают каждую из них;

- аналитико-синтетическая деятельность, как и любой другой вид учебно-познавательной деятельности характеризуется целью, предметом (на что направлен этот процесс), потребностью и мотивом;

- процесс аналитико-синтетической деятельности является мыслительным процессом преобразования объектов мышления и установления новых отношений и связей между объектами;

- анализ и синтез взаимосвязаны, они дополняют друг друга, образуя единый аналитико-синтетический метод.

Осуществляя анализ, то есть, вычленяя отдельные аспекты рассматриваемого объекта, обучающийся акцентирует внимание на свойствах объекта, имеющих существенное значение для последующего синтеза и обобщения;

- в процессе аналитико-синтетической деятельности устанавливаются связи между знанием и действием, что обеспечивает не только добывание новых знаний, но и совершенствование интеллектуальной деятельности обучающихся [61, с. 218].

Таким образом, способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое проявление не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи с целью увидеть в них новые функции [35, с. 174].

Аналитико-синтетическая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Чтение и письмо представляют собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, подготовка к которым предусмотрена на этапе дошкольного обучения. Следующий этап овладения грамотой приходится на младший школьный возраст, однако, необходимо коротко рассмотреть, что представляет собой чтение и письмо для того, чтобы выделить значимые моменты для формирования навыков анализа и синтеза в дошкольном возрасте.

Заключение

Анализ литературных данных касающихся проблемы детей с общим недоразвитием речи показал, что у дошкольников с ОНР своевременно не формируются и отстают от возрастной нормы как простые, так и сложные формы фонематического анализа и синтеза. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Волкова Л.С, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева и др.

Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе методических рекомендаций изложенных в трудах Волковой Л. С, Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева.

Таким образом, для успешного формирования аналитикосинтетической активности дошкольников с ОНР необходимо внести изменения в систему работы по данному образовательному процессу, в соответствии с ФГОС, учитывая личностно-ориентированный подход, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Логопедическое воздействие должно строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Важно то, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического

слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Ограниченность сроков пребывания в логопедической группе, отсутствие или недостаточность мотивации у детей с ОНР к обучению (вследствие особенностей фонематического развития дети недостаточно осознают свои речевые ошибки и необходимость их преодоления) отрицательно влияют на результаты процесса обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Статистические данные свидетельствуют о том, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии постоянно увеличивается. Среди них значительную роль составляют дети с общим недоразвитием речи. У этих детей вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает мелкая и артикуляционная моторика, наблюдается недоразвитие речевых и неречевых психических функций.

В специальной литературе, посвященной проблеме общего недоразвития речи (работы) описываются и анализируются нарушения формирования фонематических процессов.

В эксперименте принимали участие 10 старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенное исследование уровня сформированности фонематических процессов показало, что детям с ОНР свойственно недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Результаты обследования позволили прогнозировать особенности развития ребенка и подбирать оптимальное содержание обучения и воспитания, средства и приемы адекватного коррекционного воздействия.

Были разработаны методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по проблеме формирования и развития фонематических процессов на основе коррекционно- развивающих занятий с использованием разнообразных игр и упражнений. Работа предполагается ежедневно, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в течение учебного года.

Список литературы

1 Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб.: Лань, 2012.

2 Архипова Е.Ф. Стертая дизартрияу детей. М.: АСТ: Астрель,

2007.

3 Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб., 2013

4 Белошеина Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) // Ребенок в детском саду. - 2014. - №1. - С. 20-25.

5 Белошеина Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) // Ребенок в детском саду. - 2015. - №1. - С. 20-25.

+ еще 67 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение и развитие аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика