Дипломная работа
«Особенности подготовки старшеклассников к сдаче раздела ЕГЭ \"аудирование\" по английскому языку»
- 132 страниц
Введение ….…4
Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности, контролируемый на ЕГЭ….….10
1.1 Умения и навыки, необходимые для успешного аудирования….10
1.2 Умения аудирования, контролируемые на ЕГЭ….…15
1.3 Трудности аудирования, возникающие на ЕГЭ….17
1.4 Критерии контроля умений аудирования в разделе ЕГЭ «аудирование»….23
Выводы по главе 1….….28
Глава 2 Особенности формирования умений аудирования….30
2.1 Приёмы обучения аудированию в средней школе….30
2.1.1 Анализ учебно-методического пособия «New Millennium English» для 11 классов….30
2.1.2 Анализ учебно-методического пособия О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «English» для 11 классов….….32
2.2 Особенности приёмов подготовки к сдаче раздела ЕГЭ «аудирование».35
2.3 Подсистема упражнений для подготовки к аудированию….37
2.3.1. Доречевые упражнения….39
2.3.1.1 Фонетические доречевые упражнения…42
2.3.1.2. Лексические доречевые упражнения….44
2.3.1.3. Грамматические доречевые упражнения….45
2.3.2. Речевые упражнения….47
2.3.3. Классификация речевых упражнений….49
Выводы по главе 2….51
Глава 3 Экспериментальное обучение аудированию….52
3.1 Планирование экспериментального обучения.….52
3.2. Подготовительный этап экспериментального обучения….….54
3.3. Основной этап экспериментального обучения….….56
3.4. Заключительный этап экспериментального обучения….….62
Выводы по главе 3….….65
Заключение….….66
Список литературы….68
Приложения….71
Последние несколько лет современные школы испытывают новый этап в своём развитии, связанный с кардинальным изменением в обучении, его целях и методах. Одно из важнейших мест занимает такой предмет, как английский язык, так как он является международным. И для того, чтобы освоить его необходимо уметь понимать и распознавать речь, то есть владеть аудитивными умениями и навыками на хорошем уровне, что, в свою очередь, требует хорошей и эффективной подготовки.
На данный момент есть некоторое количество работ по обучению аудированию таких, как работы М.Л. Вайсбурд, Н.И. Гез и Н.В. Елухиной, И.А. Зимней, В.А. Артёмова, в которых подробно разбирается сущность и техника восприятия речи, а также методы её изучения. Однако, технология последовательного обучения восприятию речи на слух не разработана.
По этой причине аудирование представляет для выпускника средней школы некоторые трудности. Этот вид речевой деятельности требует как знания лексических единиц и грамматических структур, так и умения воспринимать и распознавать иностранную речь на слух. К этому можно добавить и психологические факторы. Ученик может испытывать трудности при восприятии речи на плёнке в связи с напряжённым психо-эмоциональным состоянием, что, в свою очередь, может привести к низкой оценке в этом разделе экзамена.
Также, на основании бесед с учителями английского языка мы пришли к выводу, что одной из основных проблем является не столько психологический фактор, сколько отсутствие у учеников умения слушать, воспринимать и дифференцировать звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. К плохим результатам могут также привести любые пробелы в лексических знаниях по определённой теме. Чтобы избежать вышеназванных трудностей ученик должен иметь возможность провести эффективную подготовку «с самого начала», а также тренировку всех необходимых умений и навыков, включая умение проанализировать полученную информацию и сделать определённые выводы, что позволит ему выполнить необходимые задания, а учитель должен сделать всё необходимое, чтобы ученик избежал трудностей во время аудирования, восполнил пробелы в знаниях и был психологически готов к экзамену.
С повышением требований к знанию языка, повышается и уровень проверки этих знаний, в том числе и в аудировании. Вводятся новые виды тестирований и экзаменов, одним из которых на данный момент является «Единый Государственный Экзамен», в котором присутствует данный раздел. Это тестирование проходит большинство учеников для поступления в ВУЗы, которые требуют достаточно высокого количества баллов по английскому языку для поступления.
В средних школах учителя подготавливают своих учащихся по программе, представленной в учебнике английского языка Афанасьевой-Михеевой, Библиолетовой и К.И. Кауфман, где, в большинстве своём, прослушиваются тексты и интервью с целью понимания текста и выделения заданной информации. Этого недостаточно, так как у учащегося могут возникнуть трудности с пониманием текста в связи с пробелами в знаниях, как лексических, так и грамматических.
Существует множество пособий, направленных на подготовку к сдаче ЕГЭ, таких как пособия И.Е. Кисунько, Е.С. Музлановой, О.Д. Ивашовой, М.А. Чернышева, но большинство этой литературы представляет собой тестирования в формате ЕГЭ, которые не могут обеспечить эффективную подготовку к сдаче экзамена, так как они, в основном, «натаскивают», а не подготавливают.
Так как программы обучения английскому языку могут различаться в разных школах, нужно найти эффективный способ подготовки к экзамену независимо от уровня умений ученика. Поэтому мы предполагаем, что таким принципом может служить принцип «от простого к сложному», который может восполнить пробелы в знаниях учащегося, поможет ему сформировать и закрепить необходимые умения: от самых простых (дифференцировать звуки речи) до более сложных (определение общего и скрытого смысла текста), что в дальнейшем поможет избежать ошибок и проблем, возникающих на экзамене, и, соответственно, придаст уверенности в себе.
Мы предполагаем, что для этого необходима подсистема упражнений, построенная по этому принципу, т.е. учащиеся должны сначала выполнить доречевые упражнения, начиная с восприятия отдельных звуков, постепенно переходя к более сложным упражнениям по прослушиванию аудиотекстов. Мы считаем, что это позволит подготовить к сдаче раздела «аудирование» ученика за достаточно короткий промежуток времени.
Таким образом, актуальность работы заключается в том, что на данный момент нет эффективного подхода для подготовки старшеклассников к сдаче раздела «аудирования» ЕГЭ по английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения учеников старших классов аудированию на английском языке.
Предметом исследования является определение последовательности аудирования, трудностей, возникающих во время аудирования, и эффективного подхода к подготовке старшеклассников к сдаче раздела ЕГЭ «аудирование».
Целью данной работы является адаптация и экспериментальная проверка эффективности подсистемы упражнений, организованной по принципу «от простого к сложному».
Гипотеза исследования заключается в том, что, если старшеклассники будут проходить подготовку к разделу ЕГЭ «аудирование» на основе подсистемы упражнений, адаптированной согласно принципу «от простого к сложному», то увеличится количество баллов, полученных за сдачу данного раздела.
Цель и гипотеза определяют следующие задачи:
1. выявить условия, в которых происходит формирование аудитивных навыков у старшеклассников на современном этапе обучения;
2. проанализировать методическую литературу по обучению аудированию с целью выявления аудитивных умений, необходимых для процесса аудирования, методы их формирования, а также выявить и проанализировать аудитивные умения, контролируемые на ЕГЭ;
3. определить трудности, с которыми сталкивается учащиеся во время аудирования;
4. выявить критерии контроля аудитивных умений и определить особенности подготовки к сдаче раздела ЕГЭ «аудирование»;
5. разработать и экспериментально проверить эффективность подсистемы упражнений, направленную на формирование умений аудирования у старшеклассников.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1) анализ научной и методической литературы по обучению аудированию на иностранном языке;
2) доэкспериментальный срез с целью выявления уровня обученности;
3) беседа с учителями об успеваемости учащихся и последующее наблюдение с целью установления уровня обученности учеников;
5) экспериментальное обучение с целью проверки эффективности подсистемы упражнений, организованной по принципу «от простого к сложному»;
6) проведение постэкспериментального среза с целью выявления уровня подготовки учащихся к сдаче раздела ЕГЭ «аудирование»;
7) количественный анализ экспериментальных данных.
Подсистема упражнений предусматривает усвоение одной из сторон речевой деятельности. Обучение, например, говорению включает три подсистемы упражнений для усвоения произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Каждая подсистема включает комплексы упражнений.
Следовательно, для эффективной и последовательной подготовки к аудированию нам необходимо адаптировать подсистему упражнений.
Так как восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов, отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием. Такие упражнения нацелены только на развитие умения аудирования и не имеют попутных целей (например, закрепление лексики или грамматики). Эти упражнения проводятся для того, чтобы учащиеся научились использовать подготовленные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные конструкции в разнообразном окружении, соотносить часть и целое в процессе слухового восприятия, находить в речи главную мысль, основное содержание, обращать внимание на заранее указанный отрезок речи, понимать целое, независимо от отдельных трудных для понимания частей (слов и предложений), догадываться о назначении отдельных элементов на основе понимания целого, т.е. использовать языковую и логическую догадку в процессе слухового восприятия.
Для преодоления трудностей восприятия нужно учитывать все те проблемы, с которыми сталкиваются ученики, сдающие аудирование в ЕГЭ. Очень важно включать в упражнения сложные языковые явления постепенно, чтобы ученик мог преодолеть каждое препятствие по отдельности, выработать соответствующие умения и впоследствии избежать эти трудности в более сложных заданиях. Со временем уровень сложности упражнений будет увеличиваться, будет добавляться новый языковой материал, чтобы к концу обучения довести трудность языковой формы текста до уровня ЕГЭ. Поэтому подготовка будет проходить по принципу «от простого к сложному».
Все упражнения делятся на доречевые и речевые.
Доречевые упражнения – это упражнения, которые направлены на овладение частными операциями акта речи. Доречевые упражнения тренируют определенные умения и знакомят ученика с языковыми явлениями, количество которых очень ограничено. В основном, это упражнения на различие звуков, омофонов, омонимов, т.е. они позволят обеспечить плавный переход от звуков к слову и только потом к более объёмным речевым сообщениям, к осмысленным предложениям и аудиотекстам. Это позволит подготовить к таким трудностям, как расхождения между написанием и произношением слов, наличие в иностранных языках таких фонем, которых нет в родном языке, и выработать соответствующие умения (дифференциация звуков речи). В самом начале будут даваться простые записи слов или отдельные фразы, где нужно услышать заданное слово или словосочетание.
Речевые упражнения – это упражнения, которые направлены на овладение операциями целостного акта речи. Термин принадлежит к лексической системе, но его терминологическое значение проявляется в специфическом контексте; вырванный из контекста, он может потерять свое значение. Поэтому упражнения должны строиться на основе не только предложений, абзацев, но и целых текстов, т.е. на основе микро и макротекста.
«Единый Государственный Экзамен» является обязательным тестированием для поступления в большинство ВУЗов Российской Федерации, в нём проходят оценку различные навыки учащегося в английском языке. Раздел «аудирование» представляет наибольшие трудности для абитуриентов, так как тем аудитивным умениям, которые контролируются на экзамене, в школах уделяется недостаточное количество внимания, и ученики не могут пройти необходимую подготовку.
Были выведены умения, которые необходимы для эффективного прохождения экзамена и сопоставлены с теми умениями, которые контролируются в заданиях, представленных в разделе ЕГЭ «аудирование». Мы изучили основные проблемы и трудности, с которыми ученики сталкиваются на экзамене (фонетические, лексические и грамматические), исследовали приёмы подготовки к аудированию в школе, а также условия и критерии, необходимые для успешной подготовки, и разработали некоторые приёмы и принципы обучения, которые помогут выпускникам средней школы выполнить раздел «аудирование» на экзамене наиболее эффективно и с хорошими результатами.
Подсистема упражнений, организованная по принципу «от простого к сложному» была экспериментально проверена. Нами был использован метод наблюдения за учащимися и бесед с классным руководителем с целью выявления уровня обучаемости. Учащиеся были разделены на 2 группы (экспериментальная и контрольная) с помощью среза на уровня обученности и прошли обучение по адаптированной подсистеме упражнений, которая по результатам постэкспериментального среза оказалась успешной в плане подготовки, так как обеспечивает постепенную градацию сложных языковых явлений. Подготовка проходила последовательно и систематически с плавным переходом от одного уровня к другому: от звука к слову, от слова к синтаксическому целому, от синтаксического целого к микротексту, от микротекста к тексту. Она позволяет абитуриентам выработать необходимые аудитивные умения.
Исследования данной выпускной работы могут быть использованы как вспомогательный материал при подготовке учеников к сдаче раздела ЕГЭ «аудирование». Её материал может быть использован и для более глубоких исследований и разработки более эффективных методов обучения аудированию.
1. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам - М.: Просвещение, 1969. – 240 с.
2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. English XI (Student’s book) – М.: Просвещение, 2008. – 253 с.
3. Бим Н. Л. Организация работы по обучению чтению и аудированию // Иностранные языки в школе, 1987. – № 3. – С. 33 – 34.
4. Вайсбурд М.Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух – М.: Просвещение, 1965. – 130 с.
5. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981. – 65 с.
6. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе, 1981. - №5. - С. 32 - 35.
7. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе- М.: Высшая школа, 1982. – 95 с.
8. Гроза О. Л. Английский язык нового тысячелетия – 11. Учебник английского языка для 11 класса. – М.: Титул, 2010. – 224 с.
9. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков: Спецкурс. - Владимир: Влад. гос. пед. институт, 1980. – 183 с.
10. Единый государственный экзамен по английскому языку. Демонстрационный вариант. – М.: Просвещение, 2011 – С. 54 – 61.
11. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться // Иностранные языки в школе, 1996. - №4. – С. 15 – 19.
12. Зимняя И.А. О вероятностном характере речевого восприятия - М.: Просвещение, 1972. – 98 с.
13. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. - М.: Титул, 1975 – 130 с.
14. Ильин Е.П. Сущность умений и навыков // Для Себя. – М.: Титул, 1986. - С. 138-147
15. Ительсон Е. И. Приемы и методы обучения.- СПб: Прогресс, 1972. – 210 с.
16. Косатеева Н.Н. Творчество учителя в условиях эксперимента // Иностранные языки в школе. - 1990. - №6. - С. 53-56.
17. Кочкина З.А. Аудирование: Что это такое? // Иностранные языки в школе.- № 5 - 1964.
18. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976. – 222 с.
19. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, - 2000. – 148 с.
20. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранным языкам – Минск, 1983. – 298 с.
21. Ляховицкий М.В. Применение звукозаписи в обучении иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1979. – 112 с.
22. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Дрофа, 1992. – 256 с.
23. Министерство образования Российской Федерации Приказ №1306, 09.04.02. «Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена. Зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420.
24. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Отв. ред. Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 245 с.
25. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ, 2008. – 310 с.
26. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов ЕГЭ. – М: ЦТМО, 2002. – 14 с.
27. Орлова О.Д. Единый государственный экзамен по английскому языку: основные проблемы // Английский язык. – СПб.: Прогресс, 2007 – 30 с.
28. Пассов Е.И. Концепции коммуникативного
обучения иноязычной культуре в средней школе. - М.:
Просвещение, 1993. – 156 с.
29. Пернас С. В. Подготовка иноязычного текста для аудирования // Иностранные языки в школе.- М.: Просвещение, 1988. - № 9 – С. 45 – 51.
30. Снедников Б. П. Обучение аудированию иноязычной речи в средних школах. М., 1977. – 171 с.
31. Старков А.П. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Просвещение, 1988. – 195 с.
Работа была защищена на "отлично"
Тема: | «Особенности подготовки старшеклассников к сдаче раздела ЕГЭ \"аудирование\" по английскому языку» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 132 | |
Цена: | 3100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Подготовка к аудированию в рамках ЕГЭ по английскому языку на основе использования интернет-ресурсов
Дипломная работа:
Особенности формата и оценивания заданий письменной части сертификационных экзаменов по английскому языку
Дипломная работа:
Особенности формата и оценивания заданий письменной части сертификационных экзаменов по английскому языку (на примере международного экзамена ECL)
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству
Дипломная работа:
Специфика определения уровня лексических знаний по английскому языку учащихся старших классов