Дипломная работа
«Формирование ценностных ориентаций школьников средствами башкирского фольклора»
- 112 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ….5
1.1. Понятие о «ценности» и «ценностного отношения» личности….5
1.2. Особенности формирования ценностных отношений средствами музыкального искусства …21
ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ….36
2.1. Исторические аспекты изучения башкирского фольклора….36
2.2. Фольклор в духовном воспитании школьников .….50
2.3. Эксперимент и его результаты…76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….….87
ПРИЛОЖЕНИЯ….91
Актуальность проблемы. Сегодня, когда образовательные стандарты с каждым днем меняются, когда жизнь человека крутиться в колесе, необходимо позаботиться о будущем поколении. Ведь жизненные устои сейчас так хрупки, не соблюдаются традиции, не почитаются обычаи, именно теперь перед школой и родителями встает вопрос воспитания будущего поколения. Учащиеся, оканчивая школу, вынуждены продолжить образование за пределами домашнего очага. Им приходится научиться противостоять жизненным невзгодам, выстоять свою позицию, не сломаться, не потеряться. Для этого необходимо обладать стерженью, стойким характером, быть целеустремленным, уметь добиваться поставленной цели и не потеряться в толпе. Поэтому перед школой встает острый вопрос воспитания духовно богатого, доброго, честного человека. Научить его ценить близких, родных, свою родину, историю, язык, человеческие качества.
Проблема ценности, ценностного отношения уже много лет привлекает ученых и есть много трудов педагогов, психологов и философов на эту тему. Я.А. Коменский создал теорию музыкально-эстетического воспитания как средство формирования духовной культуры учащихся. Многими исследователями, такими как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д.А. Кабалевский и др., разрабатывалась идея духовного воспитания школьника. Также влияние духовного воспитания на развитие школьника отмечалось А.С. Макаренко, Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинский и многими другими. Интерес представляют программы Л.М. Кашаповой, которые дают возможность познакомить учащихся с традициями музыкального фольклора народов. В школах в основном пользуется успехом программа для 1-8 классов общеобразовательных школ РБ под авторством Н.Г. Ямалетдиновой и Р.Х. Хусаиновой. Но изучаемая нами тема еще не разработана на основе изучения башкирского фольклора. Поэтому тема нашей выпускной квалификационной работы актуальна.
Цель исследования: выявить особенности развития ценностного отношения к искусству у школьников.
Объектом исследования музыкальное образование школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития ценностного отношения к искусству средствами башкирского фольклора.
На основе изучения башкирского народного фольклора познакомить детей с историей, с различными жанрами устного народного творчества. Выявить воспитательные возможности фольклорных жанров и развитие ценностного отношения к традициям своего народа.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач был использован комплекс методов исследования: изучение методической, научно-педагогической и музыкальной литературы, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анализ.
Теоретическая значимость нашей работы состоит в изучении и подробном анализе методической и научной литературы по данной проблеме; выявление особенностей развития ценностного отношения к искусству на основе изучения башкирского фольклора.
Практическая значимость: Данная работа предназначена для студентов, педагогов интересующихся воспитательными аспектами башкирского народного фольклора.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие о «ценности» и «ценностного отношения» личности
Жизнь не стоит на одном месте. Кто-то уходит, другие приходят на его место. Старшее поколение издавна заботилась о передачи опыта, знаний, навыков новому поколению. Каждый человек стремится, чтоб его дитя выросло умнее, сильнее его самого. Старается делать все возможное и не возможное для его полноценного развития. Что же такое развитие, становление человека?
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания (Вигман; 17).
В современном мире на развитие ребенка оказывают огромное влияние семья, школа, друзья, т.е. общество. Большую часть времени, особенно когда ребенок растет, развивается, он проводит вне дома: в детском садике, школе, вузе. Общение с друзьями, споры, те или иные обстоятельства оставляют след в его характере. Поэтому, мы считаем, что главная цель учебного процесса – формирование личности, который знает, чего хочет, сумеет противостоять жизненным невзгодам. Не зря Светлана Леонидовна отмечает, что «воспитание – это главная сила, способная дать обществу полноценную личность» (Вигман; 18).
Однако современный этап развития общества отличается тем, что наблюдается разрушение стереотипов жизненных ценностей и приоритетов, происходит обесценивание эстетической значимости искусства. Отсюда и появляется необходимость воздействия на систему эстетических ценностей учащихся уже в младенческом школьном возрасте. Как известно, музыка больше всех предметов может повлиять на эмоциональное состояние школьников, помочь педагогу раскрыть душевное состояние ребенка. Современный образовательный стандарт в области искусства требует от учащихся сформированной системы ценностей, в том числе в сфере музыкального искусства. Именно это дало основание для поиска педагогической технологии, воспитывающей ценностное отношение к произведениям искусства у учащихся общеобразовательной школы.
«Цель образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек» Так, определяя основы педагогики, писал выдающийся ученый, философ, представитель мировой педагогической мысли С.И. Гессен, который ввел научное понятие «педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И.Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям, содержанию культурной жизни родного народа и человечества (Гессен; 4).
Аксиология, как наука о природе ценностей, рассматривает связи различных ценностей между собой, их зависимости от социокультурных и личностных факторов.
Следует отметить, что в начале ХХ века термин «аксиология» был введен в научный тезаурус и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии. Однако разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии. Сформировавшаяся как определенное направление на основе неоктинских учений, она получила широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М.Шиллер, Н.Гартман, Д.Дьюи, Р.Б. Пери, С.Пеппер) (Конников; 11).
В научных трудах ученых (В.Дильтей, М.Вебер, О.Шпенглер) обоснованы причины распада бытия на реальность и ценность. Ценностями они называли те стороны реальности, в которых фокусируется главные желания и устремления данного общества. Так, по мнению М.Вебера, ценность – это норма, способом бытия которой является значимость для субъекта. По убеждению В.Дильтия «ценность» выступает вполне адекватном понятием, причем любая ценностная избирательность в истории выступает как равноправная (Кривцун; 11).
Так, М.С. Каган утверждает, что для формирования ценностей есть только один путь – духовное обогощение. Ученый акцентирует внимание на том, что общение есть связь человека с человеком как субъекта с субъектом, это «симметричное взаимодействие» людей, в котором нет учителя и ученика, а есть партнеры, равные друг другу участники единой деятельности (Каган; 8).
По мнению Е.В. Бондаревской, ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем, и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. «Ценности – это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения (Бондаровская; 76).
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Веками сложились устоявшиеся обычаи, ценности, традиции. Ребенок, живя в обществе, должен будет придерживаться определенных устоев, научиться ценить, постоять за себя, жить. В воспитании и образовании особое место занимает ценности. От того, на чем акцентирует свое внимание педагог, какое ценности для него являются приоритетными и особенно значимыми, зависит, в каком направлении будет выстраиваться, и осуществляться процесс воспитания.
Здесь следует заметить, что проблема ценностей в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности в образовании, воспитании и самовоспитании человека только за последние столетие весьма сильно изменились. Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество, с одной стороны, и на рыночные отношения, с другой, резко изменили цели и ценности, как среднего, так и высшего образования. Прежде всего, в обществе все более отчетливо осознается, что нам нужно не любое образование, а образование высокого качества. При этом неизбежно встает вопрос, что же вкладывается в понятие «ценность?
Многие философы делали попытки анализировать значение слова «ценность», но наиболее полный анализ был проведен К.Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность» на санскритском, латинском, готском, древневерхненемецком, английском, французском и многих других языках, К.Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur» (ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И, действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительскую стоимость вещей для человека, такие же свойства, которые делают их полезными или приятными для человека… Это есть общественное бытие вещи» (Общая психология; 45).
Генезис понятия «ценность», реконструируемый на основе этимологии обозначающих его слов, показывает, что в нем были соединены три значения: характеристика внешних свойств предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их обучение, благодаря которому ценности обретают общезначимость (Общая психология; 48).
Вопрос о ценности – есть вопрос о роли, функции предметов или явлений, которую они играют благодаря своим способностям удовлетворить ту или иную потребность человека. Поэтому выбранные человеком ценности становятся основой для формирования его новых личностных потребностей. Отсюда ценностная характеристика приложила и к предметам, явлениям включенным в человеческую жизнедеятельность, и к предметам материальной культуры, и к явлениям социально-политического и духовного характера. Ценности, актуализируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные проблемы решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей не могут не совпадать и даже противоречить одна другой. Человек может не знать и не использовать определенные полезные свойства предметов и явлений, они не будут являться для него ценностью. Возможная ситуация, когда человек интенсивно усваивает отвергаемое обществом ценности, то, что объективно является для него вредным. «Будучи ценностью, хотя и высшей, человек как личность получает возможность познания других ценностей, открытия для себя бесконечного пространства культуры, цивилизации». Только познаваемая в результате отбора ценность может выполнять «ценностную функцию – функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении». В подтверждении выше рассмотренной мысли необходимо отметить, что В.П. Тугаринов особо отмечал важность ценностного подхода как посредствующего звена, «моста» между теорией и практикой. Эта позиция представляется более убедительной. Представляется также интересным рассмотрение ценности с позиции межсубъектных отношений. Такую точку зрения занимают В.Г. Выжжлецов и В.Н. Козлов, которые утверждают, что категория ценности отражает наиболее общий тип межсубъектных отношений, складывающихся в социальной практике по поводу носителей этих ценностей. По их мнению ценности возникают, формируются, проявляются и функционируют в результате межсубъектных отношений, в свою очередь, сформировавшиеся ценности определяют характер будущих оценок (Болотова; 45).
Ценность предполагает оценку субъектом свойств объекта. Очевидно, что ценное – это положительно оцениваемое человеком, который исходит из своих потребностей. В природе, взятой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет сознательного целеполагания и способности к сознательной оценке.
В теории ценностей обращается внимание на то обстоятельство, что в оценке важную роль играет субъективный характер, подчеркивается роль оценки в соотнесении объектов внешнего мира с потребностями и интересами человека. «Оценку можно рассматривать как особый вид познания, как оценочное познание» (Каплунович; 38-40).
Посредством ценностной оценки познается степень соответствия оцениваемого предмета ценностным установкам субъекта. Этот вид оценки доминирует в социальном познании. Ценностные установки субъекта социального познания оказывают влияние на выбор и постановку проблем.
Любой человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, полагает представление о ценности критерием такого выбора. Ценности порождаются социальными и культурными условиями бытия и более глубинными факторами существования человека. В этом контексте мир ценностей есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и внеисторической. Личность по мере своего развития присваивает уже готовую исторически сложившуюся систему ценностей принимаемую ею в качестве руководства к действию. Ценностный опыт включается в сферу сознания, осмысливается человеком и постепенно трансформируется из объектированной человеческой деятельности в реальную деятельность. Оценка, включая в себя эмоциональный «аффективный» и познавательный «когнитивный» компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению. Ценностное отношение тесно связано как с познавательно-оценочной стороной деятельности субъекта, так и преобразующей деятельностью и составляет их стержень (Несменов Р.С.; 102).
Человеку наших дней, живущему в условиях современной цивилизации, все больше и больше угрожает опасность дезинтеграции, которая затрагивает одновременно стиль его жизни, многочисленные виды его деятельности и психическую жизнь. Педагогическая практика усугубляет это положение вещей, выдвигая на видное место воспитание интеллекта, которая достигается только путем приобретения знаний. Эмоциональная жизнь человека, его воображение расширяются лишь частично и в силу случайностей. Его творческие потребности, пробуждение в период раннего детства, приходят в состояние скованности, хотя они так нужны во всех видах деятельности.
«Современная теория воспитания посредством искусства, понимаемая как цельная концепция формирования человеческой личности при помощи искусства, кажется, основательно пользуется, ради насущных педагогических нужд в качестве шанса преодолеть главные трудности» [Вайнер; 253].
Нам кажется все более очевидным, что последствия воздействия искусства на человека превосходят эстетическое образование в собственном смысле слова. Искусство, понимаемое одновременное и как произведения (увиденные и воспринимаемые в переживании), и как личная деятельность человека (имеется в виду творческая деятельность), осуществляет совокупность человеческой психики и способствует интеллектуальному, нравственному и творческому формированию человека весьма цельным и абсолютно новым образом.
В интеллектуальном плане можно, соглашаясь с Ф.Г. Фениксом, продемонстрировать возможности искусства в плане формирования у человека умение мыслить по-своему, постигать, вместо того чтобы побуждать его аккумулировать знания (личные знания») [Вайнер; 254].
Искусство должно пониматься как гарантия синтеза эмоций и разума, что, впрочем, было засвидетельствовано уж Кантом.
В нравственном плане роль искусства не может быть ограничена рецептами и моделями действия. Эстетический опыт, будучи одновременно интеллектуальным опытом, может стать источником более критичной и более личной мысли и повести к тому, что человек обретает свое собственное осознание жизни и свои собственные нравственные мнения. Именно таким образом можно было осуществлять нравственное образование.
Основной целью данного исследования является создание эстетического цикла школьных дисциплин такой методики преподавания музыки, которая не только формировала и развивала бы у учащихся музыкальные способности, но и способствовала раскрытию их духовного потенциала, воспитала такие нравственные качества, как способность к сопереживанию, доброту, человечность, взаимоуважение, взаимопомощь посредством восприятия музыки.
Воспитательные ценности, актуализированные теорией нравственно-эстетического воспитания, включают превалирование духовные начала над материальным; формирование твердого, жизнестойкого характера; человечность, целеустремленность, самостоятельность, креативность, уравновешенность, солидарность, взаимоуважение.
Для углубления и развития музыкально-эстетических вкусов, нравственных основ личности, расширение ее кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения башкирского фольклора необходимо применение в учебно-воспитательном процессе активных, в том числе контрастных, методов и приемов, нестандартных и нетрадиционных форм уроков и внеклассных занятий, стимулирующих интерес учащихся к музыкальному наследию народа.
Известно, что башкирская песня представляет собой синкретический музыкально-пэтический вид искусства. Музыка как бы оживляет все искусство, цементирует его и осуществляет гармонизацию педагогических влияний на ребенка. Традиционный текст песни, ее мелодия создаются одновременно, бытуют в единстве музыки, стиха и танца, так как они исторически рождались в процессе трудовой деятельности. Не случайно башкирские сэсэны умели и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах.
Поэтому при работе над песней и ее исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить, не только петь, но и передавать содержание песни через выразительные средства движения, мимику, иными словами, театрализовать песню.
Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников.
В решение этой проблемы особая роль принадлежит формированию духовной культуры средствами музыки в частности, музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передачи духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
Приобщение к башкирскому фольклору наиболее эффективно в школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности. Национальные музыкальные традиции, обычаи башкирского народа, их роль в духовном развитии детей не утратили и сегодня своей значимости: богатое наследие устно-поэтического музыкального творчества башкир, традиция откликаться кубаиром, баитом, песнями на исторически важные события являются ярким показателем народных методов формирования духовной культуры учащихся.
Методика нравственно-эстетического воспитания средствами башкирского фольклора построена на основе народных песенно-игровых и представляет собой совокупность фольклорных музыкально-педагогических приемов, учитывающих игровые и интеллектуальные запросы учащихся.
Музыкальная деятельность – это активный процесс освоения детьми музыкальной культуры. Специфика музыкальной деятельности школьников проявляется в том, что музыкальная деятельность осознается и воспринимается ими в единстве всех составляющих ее элементов: восприятие музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное исполнительство, импровизация и творчество. Объединение различных видов музыкальной деятельности на основе музыкально ориентированной полихудожественной деятельности (в этом случае изучение фольклора) мотивирует эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Результаты проведенного исследовании их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:
1. Искусство представляется нам единственным и лучшим средством, чтобы пробудить и оживить творческие способности у человека, чтобы привести в движение его воображение, понимаемое как способность преодолевать границы его собственного опыта.
2. Приобщение к башкирскому фольклору наиболее эффективно в школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности. Национальные музыкальные традиции, обычаи башкирского народа, их роль в духовном развитии детей не утратили и сегодня своей значимости: богатое наследие устно-поэтического музыкального творчества башкир, традиция откликаться кубаиром, баитом, песнями на исторически важные события являются ярким показателем народных методов формирования духовной культуры учащихся.
3. Поэтому при работе над песней и ее исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить, не только петь, но и передавать содержание песни через выразительные средства движения, мимику, иными словами, театрализовать песню.
4. Для углубления и развития музыкально-эстетических вкусов, нравственных основ личности, расширение ее кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения башкирского фольклора необходимо применение в учебно-воспитательном процессе активных, в том числе контрастных, методов и приемов, нестандартных и нетрадиционных форм уроков и внеклассных занятий, стимулирующих интерес учащихся к музыкальному наследию народа.
5. Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников.
В решение этой проблемы особая роль принадлежит формированию духовной культуры средствами музыки в частности, музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передачи духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
6. Эмоционально-ценностное отношение школьников к музыкальной деятельности представляет собой мотивированные личностные ориентиры, основанные на знаниях в области башкирского фольклора, проявляющейся в познавательном интересе к музыке; в умении характеризовать башкирские народные произведения; также в устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения.
Структура эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности как личностно-смыслового образования включает компоненты: когнетивный, эмоционально-оценочный и продуктивно-рефлексивный. Особенностями ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности являются: непосредственность, интуитивность, целостность, активность, эстетизированность, преобладание эмоционально-чувственного характера переживаний над рационально-логическим осмыслением.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. – 373 с.
2. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост И.Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987. – 148 с.
3. Бахтин В.В. Моделирование процесса формирования эмоциаонально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности [Текст] / В.В. Бахтин // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 3. – С.56-60.
4. Бахтин В.В. Формирование эмоционально-целестного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе / Автореферат дис. На соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Пенза, 2011. – 25 с.
5. Башкирское народное творчество. Том 8. Песни (дооктябрский период). – Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1995. – 400 с.
6. Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. - 672 с.
7. Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности / А.К. Болотова // Психология человека в условиях социальной не стабильности. – М., 2004. с. 47-62.
8. Бондаровская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. М., 1995.
9. Вайнер И. Искусство как единое орудие педагогики // Эстетика за рубежом: Искусство и общество. VI Международный конгресс по эстетике. – М.: Издательство «Наука», 1972. – С.253-254.
10. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 208 с.
11. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Сентябрь, 1997 – 112 с.
12. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М., 1997. – С.6.
13. Галин С.А. Народной мудрости источник. Башкирский фольклор: толковый словарь. Учебное пособие (на башк. языке). – Уфа: БКН «Китап», 1993. – 224 с.
14. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995.
15. Дьяченко Л.Ю. Проблема формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения календарно-обрядового фольклора // Педагогика искусства. Электронный научный журнал УРАО «Институт художественного образования», 2001, № 2. – с. 1-9.
16. Журова Е.Б. Развитие ценностного отношения подростков к музыкальному искусству /// Педагогика искусства. Электронный научный журнал УРАО «Институт художественного образования», 2010, № 4. – с.1-9.
17. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 2007. – 230 с.
18. Идеи эстетического воспитания: в двух томах. // Ред.-сост. В.Шестаков. – М., 1973. – Т.1.
19. История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. – М.: Ао МДС, 1997. – 480 с.
20. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
21. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии, 2004.
22. Конников И.А. К вопросу о сущности эстетического // Эстетическое сознание личности. М., 1994.
23. Кривцун О.А. Эстетика. Учебное пособие для вузов. Изд-во «Аспект пресс». М., 1998.
24. Культура Башкортостана: учебно-справочное пособие для учащихся 9-го класса. Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2002. – 112с.
25. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Изд-й центр «Феникс», г.Дубна, 1999.
26. Михайлов М.Л. Письмо Н.В. Шелгунову // Башкирия в русской литературе. Т.1 / Подбор текстов, сост., предисл. и биобибл. спр. М.Г. Рахимкулова. – Уфа, 1989.
27. Музыка: Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Авт.сост Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. – Уфа: Информреклама, 2003. – 184 с.
28. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа, 1995. С.5-9, 11-14.
29. Нагаева Л.И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. – Уфа: Китап, 1999. – 160 с.
30. Надршина Ф.А. Башкирская народная проза. Автореф. Дисс. Д-ра филол. Наук. Уфа, 1998.
31. Народное искусство башкир / Сост., вступ. ст. и коммент. С.А. Авижанской, Н.В. Бикбулатова, 1968. – С.4-6.
32. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов ВПУЗ: Книга 1: Общие вопросы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 2006. – 688 с.
33. Несменов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн. 3; Экспериментальная педагогическая психология и психодидактика / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 512 с.
34. Общая психология: Курс лекций для первой степени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов – М.: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 448 с.
35. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
36. Педагогический словарь. Интернет-ресурсы.
37. Самохлова В.И. Пути формирования эстетического сознания личности // Эстетическое сознание личности. М., 1994.
38. Соколов Э.В. Культура и личность. – М., 2005. 230 с.
39. Сулейманов А.М. Детский игровой фольклор. – Уфа: Китап, 2007. – 344 с.
40. Сулейманов Р.С. Башкирское народное музыкальное искусство. Том XI (часть первая): Музыкальный фольклор северо-западных башкир / Р.С. Сулейманов. Уфа: Гилем, 2006. 144 с.
41. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: «Альта-Принт», 2007. – VIII, 1239 с.
42. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. 2-е издание. Дополн. Изд-во «Педагогическое общество России», М., 2005.
43. Юматов В.С. Древние предания у Башкирцев Чубиминской волости // Башкирия в русской литературе. Т.1 / Подбор текстов, сост., предисл. и биобибл. спр. М.Г. Рахимкулова. - Уфа, 1989.
Тема: | «Формирование ценностных ориентаций школьников средствами башкирского фольклора» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 112 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эстетическое воспитание школьников средствами башкирской музыки
Дипломная работа:
Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Курсовая работа:
Исследование ценностных ориентаций учащихся
Дипломная работа:
Формирование культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности
Дипломная работа:
Ценностные ориентации неженатых мужчин