Дипломная работа
«Педагогическая технология обучения учащихся средних классов танцу хип–хоп в хореографическом коллективе»
- 59 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения учащихся средних классов танцу хип-хоп… ….….6
1.1. Хип-хоп как субкультура современной молодежи….6
1.2. Особенности танца хип-хоп….….9
1.3. Характеристика подросткового периода….….21
Выводы по первой главе….….36
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по обучению учащихся средних классов танцу хип-хоп….….….….38
2.1. Этапы педагогической технологии и методы обучения детей подросткового возраста танцу хип-хоп.….….….38
2.2. Эксперимент и его результаты….….….43
Выводы по второй главе….….….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….56
Список использованной литературы….57
Актуальность темы. В начале XXI века в области современной хореографии произошли существенные изменения. В ней появилось множество различных направлений: хип-хоп, хаус, брейк и другие.
Одним из популярных и распространенных танцевальных направлений современного танца является хип-хоп. Однако, подрастающее поколение, занимающиеся танцами, не имеют должного представления о данном стиле.
В 2005 году в Россию проникают видеозаписи с крупного Европейского чемпионата по хип-хопу «Just Debout». В 2007-м году в Россию впервые приехала «Just Debout Elite Team» - французская школа танцев, которая вывела танцоров России на новый уровень развития хип – хип танца. Данная команда дала возможность учувствовать российским танцорам в чемпионате мирового уровня, что дает большой плюс для развития хип-хоп культуры. Мастер-классы проводили известные танцоры по четырем направлениям: «Locking», «Popping», «Hip-hop» и «House». Благодаря мастер-классам танцевальное мастерство танцоров в России перешел на новую ступень развития.
На сегодняшний день молодежь нашей страны не испытывает проблем с недостатком информации в области танцевальной культуры хип-хопа. Зарубежные танцоры – победители соревнований или создатели современных танцевальных стилей регулярно посещают нашу страну, тем самым, распространяя новую информацию по хип-хоп танцу, а так же повышая педагогическую квалификацию педагогов-хореографов. Кроме того, в YouTube выложено огромное количество видео, по которым можно учиться основам хип-хоп танцу. За 2010-2011года российские танцоры вышли на мировую танцевальную арену, начали ездить на международные соревнования, проходить отбор и даже побеждали на конкурсах. Наиболее яркими представителями танцевального направления хип-хоп в России являются такие танцоры как Евгений Барышев, Банзай, Ирина Малая (Funky Child).
Цель исследования – теоретически рассмотреть и экспериментально проверить педагогическую технологию обучения танцу хип-хоп детей подросткового возраста.
Объект исследования – дети подросткого возраста
Предмет исследования – методика обучения хип-хоп танцу
Задачи исследования:
• изучить историю, теорию и практику по технологии обучения танцу хип – хоп для детей подросткового возраста;
• выявить содержание, формы и методы обучения хип-хоп танцу для детей подросткового возраста;
• провести и разработать эксперимент;
• разработка критериев диагностики уровня сформированных умений и навыков
Методологию исследования составили:
- теория субкультуры (Д.Хэбдидж, М.Мафессоли, М.Вершинин);
- основы педагогической психологии, психологии развития детей подросткового возраста (Г.С. Абрамова, Л.Ф.Обухова, А.С.Макаренко);
- исследования в области хип-хоп культуры (С.Х. Фернандо).
Методы исследования:
• теоретический (анализ);
• эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент)
Теоретическая значимость исследования. Изучена, обобщена, систематизирована литература по теме исследования, а также выявлены и раскрыты этапы педагогической технологии и методы обучения детей подросткового возраста танцу хип-хоп.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выделяемая педагогическая технология по обучению основам танца хип-хоп детей подросткового возраста может быть использована в системе подготовки будущих учителей-хореографов, а также может быть использована в системе подготовки и повышении квалификации музыкально-педагогических кадров, в практической деятельности учителей хореографии.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по обучению учащихся средних классов танцу хип-хоп
2.1. Этапы педагогической технологии и методы обучения детей подросткового возраста танцу хип-хоп
Перед тем как выявить методы обучения детей подросткового возраста танцу хип-хоп и рассмотреть этапы педагогической технологии обучения детей данного возраста этому танцу, выделим алгоритм проведения обучающего занятия хип-хопу и алгоритм проведения мастер-классов выдающихся танцовщиков.
Обучающее занятие, продолжительность которого составляет один час, начинается с одобряющего приветствия.
После приветствия начинается разминка. Она необходима для того, чтобы разогреть все мышцы, чтобы избежать различных травм и растяжений. Разминка затрагивает все части тела. Ее особенностью является то, что вначале все части тела разминались по отдельности. Далее по ходу разминки уже затрагивались два и более центра тела. Например, одновременная работа головы и ног. С каждым разом движения должны становиться сложнее. Сначала для общего настроя используются базовые элементы хип-хопа. Так как движения базовые, они выполняются всеми учащимися без особых затруднений.
После окончания разминки, необходимо приступать к изучению комбинации – связка (этюд). Комбинация, как правило, делится на несколько частей, раскладывается на несколько занятий. Комбинация не отличается простотой исполнения. Необходимо дать связку, соответствующую уровню учащихся. Это важно потому что, уровень у танцора появляется лишь тогда, когда он стремится сделать то, что у него плохо получается. Всегда стремиться на шаг выше. Связка должна быть наполнена интересными элементами, связанными с координацией, обыгрыванием определенных моментов в музыке, а также должна не сковывать свободу в движениях. Другими словами движения можно исполнять свободно, как «велит» твое тело. В движениях важно танцовщику проявить свой характер и немного импровизации. За счет такой свободы естественным образом появляются эмоции. После того как связка выучена с педагогом, обучающиеся могут ее исполнять без участия учителя. Такое занятия становится увлекательным, поскольку каждый учащийся пытается произвести впечатление и доказать, что он может исполнять связку без помощи хореографа. Подобная конкуренция помогает танцору в развитии.
На следующем этапе, после того как основная часть уже пройдена и танцовщики «выложились» в полную силу, наступает момент релакса – растяжки. Однако, расслабляющим этот этап трудно назвать, поскольку требования к растяжке сохраняются такими, как и ко всему занятию. Педагогическая требовательность хореографа вырабатывает в учащихся целеустремленность, способность к получению и усвоению большого объема информации и к большой нагрузке.
Занятие заканчивается аплодисментами учащихся самим себе, преподавателю и совместно проделанной работе.
Приведем в пример алгоритм проведения мастер-классов выдающихся танцоров хип-хопа. Оно предполагает наличие у танцоров уже определенного багажа знаний и умений в танце. Как правило, мастер класс идет 1,5 часа.
В отличии от простого обучающего занятия, разминка на мастер-классе либо не делается, либо проходит в форме повторения каких-либо характерных элементов принадлежащих танцору, который дает мастер-класс.
Поскольку автору данной работы удалось побывать на мастер-классах Link, Poreotics, Batalla, Бориса Заварицкого, Валерия Косолапова (Mulla) и многих других педагогов и танцоров, то можно разделить их на три вида:
1. мастер-класс, где акцент делается на хореографию;
2. мастер-класс, где дается стиль для индивидуальной наработки;
3. беседа.
Алгоритм проведения мастер-класса, где акцент делается на хореографию, сходен с обычным обучающим занятием. Изменения касаются того, что отсутствуют разминка и растяжка. Отличительной чертой мастер-класса, где акцент делается на хореографию, является лишь то, что комбинация движений намного сложнее, чем на обычном занятии. Такой вид занятия полезен тем, кто выступает с коллективом на различных конкурсах, концертах, массовых мероприятиях.
Второй вид мастер класса, где дается стиль для индивидуальной наработки, адресуется танцовщикам, которые занимаются импровизацией. На этом занятии происходит работа над стилем и индивидуальностью танцора.
Третий вид мастер класса – беседа - предполагает теоретический материал. Этот вид интересен преподавателям, балетмейстерам, хореографам. Как правило, такие мастер-классы посещают педагоги-хореографы, нуждающиеся в методической помощи в обучении детей, подростков, взрослых. На таких мастер-классах рассказывается о новых технологиях в обучении, о специальных видео материалах для использования на занятиях.
В целом мастер-класс дает установку на более высокое развитие танцевальному мастерству и стремление к поиску новых движений, и методов обучения хип-хопу.
Особенность мастер-класса - в полном контакте с педагогом. На таких занятиях часто используется вопросно - ответная форма обучения. На занятии хореограф может поделиться своим опытом, связанным с участием в каких-либо мероприятиях, рассказать все тонкости в проведении занятия, дать нужные советы по исполнению движений, рассказать об истории развития хип-хоп культуры, поделиться музыкальным материалом.
По окончанию мастер-класса, обучающий получает специальный сертификат о прохождении занятия.
На основе алгоритма проведения обучающего занятия и проведения мастер-класса мы выделили этапы педагогической технологии обучения детей подросткового возраста танцу хип-хоп.
Построение занятия включает следующие основные этапы:
1. Занятие начинается с приветствия.
В хип-хоп культуре достаточно обычного приветствия, чтобы привлечь внимание учеников, и предупредить о начале занятия. От того, каким оно будет, зависит то, как отреагируют на него дети. Приветствие должно быть убедительным, но не носящим негативный характер. Чтобы настроить на позитивный лад, можно, к примеру, спросить как у учащихся настроение, настроены ли они на работу. Это даст возможность понять хореографу, на каком эмоциональном уровне подросток и как стоит с ним сегодня работать.
2. Когда все учащиеся уже готовы приступить к занятию, начинается разминка.
Хип-хоп танец не имеет станка. Однако разминка не отличается нагрузкой на те мышцы, которые разминают учащиеся в классике, народном или эстрадном танцах.
Отличительной чертой в разминке с подростком это правильная комбинация движений, чтобы, во-первых, не делать большую нагрузку сразу на одну группу мышц, и, во-вторых, разнообразить деятельность, переключаясь с одного ее вида на другой. Иначе подростки сразу потеряют интерес к занятию.
Обычно разминка начинается с базового элемента - кач, обычные приседания, по терминологии называют его bounce. После этого уже можно перейти на шаги, чтобы дать немного динамики и пространства. Это необходимо, потому что статическое движение дает большую нагрузку на позвоночник, а этого недопустимо. Необходимо менять центры нагрузки.
Далее идет смена движения. Переход с нижней части в верхнюю. Разминка головы. Важно не повредить шейный отдел. Для начала все движения головой делаются медленно, без каких либо резких переходов. После того, как уже шейный отдел разогрет, можно переходить на быстрый темп. Следует учитывать количество движений, чтобы не было перегрузок. К примеру, длительное выполнения круговых движений, может вызвать головокружение.
Далее переход на ноги, плечи, грудную клетку, руки.
На разминке дается один сложный элемент. В том случае, если ученик справляется с ним сразу, то никаких дальнейших отработок не предусматривается. Если же движение вызывает затруднения, то оно раскладывается на составные части, медленно прорабатывается и остается как домашнее задание, отработка на дом. Обычно этот элемент долго не рассматривается, чтобы дать возможность запомнить движение в свободной манере. Здесь идет работа быстрой памяти – как запомнилось движение, так оно и делается.
Как только все группы мышц разогреты, можно приступать к другой части занятия.
3. Следующий этап - комбинация или связка.
Комбинация должна быть подвижной, и не на одном месте. Ученики должны правильно использовать пространство. При этом комбинация не должна быть очень сложной. Хореограф в силу своего профессионализма иногда забывает, что перед ним всего лишь человек который пришел научиться танцевать, а не который уже все умеет. И начинает накручивать сложнейшие элементы. Они должны быть чуточку сложнее того, что делается обычно на разминке. Именно на разминке можно посмотреть на каком уровне находится подросток и что ему дается легче, а что сложнее. В связи с этим движения для связки должны учитываться из этого соображения. Однако с другой стороны, движения не должны быть банальными, подходить к этому нужно с фантазией. Если движениям дать определенный образ, подростку будет легче его сформировать и дать ему свой характер. Например, делая волну корпусом, можно сказать «представьте, что перед вами небольшое препятствие на уровне грудной клетки, теперь пытаемся пролезть под ней, начиная с головы».
Оптимальный размер связки обычно 2-4 восьмерки. Для этого примерно требуется 25-35 минут - оптимальное время, чтобы запомнить связку без отработки. Сильный акцент на отработку не нужен. Подростку очень сложно, потому что в школе с них иногда много требуют и перезагружать их мозговую деятельность еще упорным повторением не следует. К тому же частое повторение одного и того же преследует обратный процесс, они еще хуже запоминают. У подростков работает быстрая память, которая не требует сильных затрат.
4. Следующий этап в занятии - заминка. Обычно это упражнения стрейч характера.
Растяжка, шпагаты. Это дает немного разрядки всего тела. Лучше конечно перейти в партер. 40-45 минут активной деятельности приравнивается обычному уроку физкультуры. Затем необходим отдых, восстановление дыхания. Глубокие вдохи, насыщение организма кислородом, который был сбит в процессе занятия.
5. Последний этап - небольшой тренинг-упражнение.
Он может быть различным, в зависимости от выбранного педагогом подхода. К примеру, можно поставить один трек и все ученики начинают двигаться под музыку. Хореограф в это время смотри на детей и улавливает происходящее. С помощью этого задания выявляется, есть ли у подростка проблемы со слухом и набором движений, а так же эмоциональностью.
Как только занятие закончилось, преподаватель благодарит всех за хорошее занятие и может пожелать хорошего дня и прекрасного настроения.
Благодаря своей богатой истории и передачи знаний из поколения в поколение хип-хоп культура не утратила свои корни и существует сегодня. Она имеет различные ответвления: музыка, изобразительное искусство, танец. Хип-хоп стал массовой субкультурой, имеющей множество последователей. В России также существует хип-хоп культура.
Разные поколения затронул хип-хоп танец. Но большую часть это коснулась молодежи, а именно детей подросткового возраста. У тинейджеров свое развитие и поэтому для них обучение хип-хоп культуре исходит, учитывая их психофизические особенности. Можно сказать, что благодаря хип-хоп танцам они выражают себя, утверждаются в обществе и находят людей с такими же интересами, как и ни сами.
Экспериментальная работа выявила следующую структуру занятия, включающую приветствие, разминку, комбинацию, соединение в танцевальный этюд, заминку, поклон.
Однако могут быть внесены изменения на усмотрение педагога.
Эксперимент показал положительные результаты в танцевальном уровне развития учениц. В начале эксперимента было выделено три уровня: высокий, средний и низкий уровни. На контрольном этапе уже выявлено 2: высокий и средний уровни.
1. Акопян К.З. История музыкальной культуры. М.: Эксмо, 2012 - 480с.
2. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - 42 с.
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
4. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. М., 1966.
5. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2001. - С. 165.
6. Высоцкий А.И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания подростков. - Ярославль, 1967. - 23 с.
7. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 3.
8. Гор Пта. История в стиле хип-хоп (перевод Людмила Речная, Е. Шинкарева). – М.: Амфора, 2009. – 480 с.
9. Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994.
10. Дольник В.Р. «Непослушное дитя биосферы», глава 4-я, «Рок рока».
11. Драгунова Т.В. Подросток // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. М., 1973.
12. Журнал «ОМ», №11, Москва 1997 г.: с. 160 – с. 67
13. Журнал «Hip-hop info», №1, статья «Уличный танец», Москва 1998 г.: с. 25 – с. 6
14. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992
15. Ильин А.Н. «Массовая культура и субкультура: общее и особенное». СОЦИС №2. М:Наука, 2010г., 69-75с.
16. История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А.В.Максимов, Ю.К.Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. М., 2004
17. Каминская Е.Ю. Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – C. 246-247
18. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
19. Кризис подросткового возраста: Т. М. Простакова — Санкт-Петербург, Феникс, 2009 г.- 256 с.
20. Культурология. Дайджест, №1 (52), 2010: — Санкт-Петербург, ИНИОН РАН, 2010 г.- 224 с.
21. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.: Высш. школа, 1999.
22. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 482 с.
23. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
24. Луков В. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.
25. Матвеев Г. История Брейк данса, М., «Хип-хоп инфо №5», 1998.
26. Мельник Л. «Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа» Ростов-на-Дону: Кубанский государственный университет, 2007. - 154 с.
27. Меньшиков А. История развития хип-хопа №1, М., «Хип-хоп инфо №6», 1999.
28. Меньшиков А. История развития хип-хопа №2, М., «Хип-хоп инфо №7», 2000.
29. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. "Баланс интересов" в современном обществе: А. В. Костина — Москва, Либроком, 2009 г.- 216 с.
30. Общая психология. / Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 1981. - 643 с.
31. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
32. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста" \\Вопросы психологии N5 1992 г.
33. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей СПб.: издание: 1-е, 2005 год, 240 стр.
34. Психология подростка. Полное руководство: Под редакцией А. А. Реана — Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2008 г.- 512 с.
35. Психология подростка: Б. С. Волков — Санкт-Петербург, Питер, 2010 г.- 240 с.
36. Психология подростка / Под редакцией А. А. Реана — Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2008 г.- 512 с.
37. Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
38. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 16 с.
39. Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 23 с.
40. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Заметки социолога. Л.1990. с.6.
41. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации // Вест. Российского гуманитарного научного фонда. - 1997. - №1. - С. 134 - 143.
42. Социология молодежи: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. Г. Волкова [и др.]. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
43. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопр. психологии. 1983. № 1.
44. Фролов С. С. Основы психологии, М., Юристь, 1997.
45. Хебдидж Д. Теория моды // Субкультура: значение стиля. № 10. Зима 2008—2009.
46. Шилова А. Н. Социология отклоняющегося поведения// Социологические исследования. - 1994 - №8. - С.68 - 72.
47. Щепаньская Т.Б. Антропология молодежного активизма. // Молодежные движения и субкультура. СПб, 1999.
48. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 1999.- № 6. - С. 54-58.
49. Фернандо С.Х. Новые биты. – Нью-Йорк.: Anchor,1994. – 304 с.
50. «Another Side: Graffiti vandals documentary Dirts», интервью в Санкт-Петербургском граффити видео 2003 года
51. Sensor – журнал о клубной музыке, №4, статья «Старый новый Дабстеп», Москва 2007 г.: с. 120 – с. 31
52. h**t://hiphop98.narod.r*/hiphop.htm
53. h**t://megairk.r*/rotation/article/295
54. h**t://w*w.jv.r*/blog/entry/10350
55. h**t://w*w.jv.r*/blog/entry/10360
56. h**t://w*w.cooldancetv.r*/news/Tancevalnye-stili/29_LA-Style/
57. h**t://ru.wikipedia.org/wiki/C-walk
58. h**t://en.wikipedia.org/wiki/So_You_Think_You_Can_Dance
59. h**t://w*w.imdb.com/name/nm3470778/bio
60. h**t://w*w.eliteforcecrew.com
61. Видео материал «Old school dictionary»
62. h**t://w*w.horeograf.com/new/kak-zainteresovat-podrostkov.html
63. h**t://fitnesslive.r*/community/blog/tanets_kak_dvijenie_jizni/1663.html
64. h**t://w*w.hiphopcentr.r*/hiphop.html
65. h**t://w*w.nnmama.r*/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1
Тема: | «Педагогическая технология обучения учащихся средних классов танцу хип–хоп в хореографическом коллективе» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде
Дипломная работа:
Воспитание и развитие ребенка на основе занятий хореографией
Дипломная работа:
Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся первого класса общеобразовательной школы
Курсовая работа:
Применение современных педагогических технологий в обучении математике
Дипломная работа:
Музыкально-компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса учащихся