Дипломная работа
«Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»
- 73 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие, особенности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте 7
1.2. Развитие математических представлений как средство формирования элементов учебной деятельности дошкольников 14
1.3. Средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 29
2.1. Диагностика уровня учебной деятельности на констатирующем этапе исследования 29
2.2. Система работы по формированию элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений 39
2.3. Анализ результатов исследования 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по методике «Домик» Н.И. Гуткиной 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по методике «Рисование бус» И.И. Аргинской
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно - экспериментальной работы по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста: «Возвращение на Землю»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в Цветочном городе»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Сопоставление результатов исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности детей по всем методикам на контрольном этапе работы
Современная система дошкольного образования предусматривает дошкольное воспитание детей старшего дошкольного возраста, которое осуществляется дошкольными учреждениями. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, и даются некоторые знания, однако игнорируется очень важный показатель готовности к школе - желание учиться, способность к обучению, то есть к учебной деятельности
В процессе организации деятельности у детей вырабатывается активная позиция, интерес к обучению развивает поведение, повышается познавательная активность, дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, находить способы мышления и действия, реализовывать их разнообразие, планировать и анализировать свою деятельность, контролировать, прогнозировать результаты видов деятельности, изменять и совершенствовать. Овладение условиями учебной деятельности позволяет детям самостоятельно создавать новые виды деятельности.
Одним из средств создания предпосылок для образовательной деятельности является развитие математических представлений.
Формирование математических представлений является важной частью в формировании у ребенка «картины мира».
Выдающиеся психологи считают, что формирование математического представления у детей должно основываться на познавательной деятельности субъекта, в ходе которой легко усваивается общий объем знаний и умений, осваиваются навыки вычисления, измерения, получения базовой, конкретной основы для склонности к общим математическим понятиям.
Методика формирования элементарных математического представления у дошкольников прошла долгое развитие. Вопросы, связанные с содержанием и методами обучения детей в дошкольном возрасте математическим представлениям, были отражены в разработанных передовых воспитательных системах и программах. Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, М. Монтессори, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. И сегодня многие принципы этих педагогических систем остаются актуальными.
Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих современных специалистов (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцова, А.А. Столяра и др.) к выводу о необходимости реализации в процессе математического образования дидактических материалов, выполняющих функции формирования новых знаний, умений, представлений и способов познавательной деятельности.
Все вышесказанное обусловило выбор темы настоящего дипломного исследования «Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений будет эффективной при реализации следующих педагогических условий:
- взаимосвязанности структурных компонентов образовательного процесса: планирования, непосредственно образовательной математической деятельности, предметно-развивающей математической среды;
- принципов развивающего, личностно-ориентированного обучения.
Объект исследования – организация педагогических условий для формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений.
Предмет исследования – формирование элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, особенности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте;
2. Описать особенности развития математических представлений как средства формирования элементов учебной деятельности дошкольников;
3. Проанализировать средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
4. Провести и описать диагностику уровня учебной деятельности на констатирующем этапе исследования;
5. Описать систему работы по формированию элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений;
6. Проанализировать результаты исследования;
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материалов исследования; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическими основами исследования являются труды: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцова, А.А. Столяра.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе:
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Для того чтобы правильно и эффективно проводить работу по формированию необходимых условий для учебной деятельности у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать, какая учебная деятельность является важным видом деятельности в школе.
«Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно в психолого-педагогической литературе. В широком смысле слова, она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения [Киричек, 2017, c.46].
В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину [Эльконин,1995, c.116], - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением» субъекта к предмету обучения на всем его протяжении».
Д.Б. Эльконин дает следующее определение этому понятию: «Учебная образовательная деятельность» ее содержанием является общая форма действий в области научных концепций, такие действия должны быть мотивированы соответствующими мотивами, которые служат получением обобщенных методов действия или, проще говоря, мотивами собственного роста, одним из способом собственного развития [Эльконин, 1995, с.116].
Т.В. Гебай, «образовательная учебная деятельность» - это деятельность, направленная на сознательное приобретение опыта одним из ее участников. Предоставление знаний, которое дает их в качестве прямого или основного продукта [Гебай, 2007, с.256].
Основанный на внешнем контроле и оценке, самоконтроле и самоуважении [Винтер, 2004, с.42].
В психологическом словаре можем встретить такое определение: «учебная деятельность» - ведущая деятельность младшего школьного возраста, в которой происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.
В рамках проделанной нами работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия данной темы, выявили структуру учебной деятельности, определили состав предпосылок. А так же выделили условия, обеспечивающие эффективное формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста и пришли к следующим выводам:
В результате проведенного исследования нами было рассмотрена сущность и основные характеристики учебной деятельности в психолого - педагогической литературе.
Учебная деятельность – вид деятельности, направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Мы выявили, что ученые выделяют различное количество компонентов, включенных в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются:
учебная задача,
учебное действие,
действие контроля,
действие оценки.
Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой.
Важно, что различный уровень сформированности компонентов учебной деятельности у детей влияет на формирование учебной деятельности в целом. На уровень сформированности самих компонентов учебной деятельности в свою очередь влияет уровень развития предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выделили из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу;
умение осуществлять контроль за своими действиями;
умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме;
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.
При выявлении условий успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста была проанализирована как научно-теоретическая, так и методическая литература, в том числе авторские образовательные программы для дошкольного образования.
Мы выяснили, что формирование предпосылок учебой деятельности у детей дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, а так же пришли к выводу, что предпосылки к учебной деятельности нужно формировать, основываясь на ведущую деятельность данного возраста – игру, включая в нее элементы учения.
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. – М.: Амфирита, 2013. – 288 с.
2. Абдулмананова З.И. Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе. Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2, № 7 (43). – С. 88–92.
3. Алхатова, Т.С. Психологическая готовность ребенка к школе / Т.С. Алхатова, Д.В. Лепешев, Э.С. Алиева. Наука и реальность. – 2022. – № 1 (9). – С. 69–72.
4. Арасланова А.М. Изучение прикладных аспектов пальцевого счета в истории математики. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования (Барнаул, 11–14 ноября 2014 г.): сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул : АлтГУ, 2014. – С. 1628.
5. Белошистая, А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников.: Способы определения понятий. Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 49-53.
+ еще 48 источников
Тема: | «Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие логического мышления старших дошкольников в режимных моментах
Дипломная работа:
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий
Дипломная работа:
Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников
Курсовая работа:
Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Педагогическая технология развития творческих навыков старших дошкольников через музыкально-хореографические этюды и игры