Дипломная работа

«Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»

  • 73 страниц(ы)
  • 197 просмотров
фото автора

Автор: 251226

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Понятие, особенности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте 7

1.2. Развитие математических представлений как средство формирования элементов учебной деятельности дошкольников 14

1.3. Средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 21

Выводы по главе 1 28

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 29

2.1. Диагностика уровня учебной деятельности на констатирующем этапе исследования 29

2.2. Система работы по формированию элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений 39

2.3. Анализ результатов исследования 47

Выводы по главе 2 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по методике «Домик» Н.И. Гуткиной 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по методике «Рисование бус» И.И. Аргинской

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно - экспериментальной работы по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста: «Возвращение на Землю»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в Цветочном городе»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Сопоставление результатов исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности детей по всем методикам на контрольном этапе работы

Современная система дошкольного образования предусматривает дошкольное воспитание детей старшего дошкольного возраста, которое осуществляется дошкольными учреждениями. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, и даются некоторые знания, однако игнорируется очень важный показатель готовности к школе - желание учиться, способность к обучению, то есть к учебной деятельности

В процессе организации деятельности у детей вырабатывается активная позиция, интерес к обучению развивает поведение, повышается познавательная активность, дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, находить способы мышления и действия, реализовывать их разнообразие, планировать и анализировать свою деятельность, контролировать, прогнозировать результаты видов деятельности, изменять и совершенствовать. Овладение условиями учебной деятельности позволяет детям самостоятельно создавать новые виды деятельности.

Одним из средств создания предпосылок для образовательной деятельности является развитие математических представлений.

Формирование математических представлений является важной частью в формировании у ребенка «картины мира».

Выдающиеся психологи считают, что формирование математического представления у детей должно основываться на познавательной деятельности субъекта, в ходе которой легко усваивается общий объем знаний и умений, осваиваются навыки вычисления, измерения, получения базовой, конкретной основы для склонности к общим математическим понятиям.

Методика формирования элементарных математического представления у дошкольников прошла долгое развитие. Вопросы, связанные с содержанием и методами обучения детей в дошкольном возрасте математическим представлениям, были отражены в разработанных передовых воспитательных системах и программах. Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, М. Монтессори, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. И сегодня многие принципы этих педагогических систем остаются актуальными.

Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих современных специалистов (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцова, А.А. Столяра и др.) к выводу о необходимости реализации в процессе математического образования дидактических материалов, выполняющих функции формирования новых знаний, умений, представлений и способов познавательной деятельности.

Все вышесказанное обусловило выбор темы настоящего дипломного исследования «Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений будет эффективной при реализации следующих педагогических условий:

- взаимосвязанности структурных компонентов образовательного процесса: планирования, непосредственно образовательной математической деятельности, предметно-развивающей математической среды;

- принципов развивающего, личностно-ориентированного обучения.

Объект исследования – организация педагогических условий для формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений.

Предмет исследования – формирование элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие, особенности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте;

2. Описать особенности развития математических представлений как средства формирования элементов учебной деятельности дошкольников;

3. Проанализировать средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

4. Провести и описать диагностику уровня учебной деятельности на констатирующем этапе исследования;

5. Описать систему работы по формированию элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений;

6. Проанализировать результаты исследования;

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материалов исследования; педагогический эксперимент.

Теоретико-методологическими основами исследования являются труды: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцова, А.А. Столяра.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.

Исследование проводилось на базе:

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Для того чтобы правильно и эффективно проводить работу по формированию необходимых условий для учебной деятельности у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать, какая учебная деятельность является важным видом деятельности в школе.

«Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно в психолого-педагогической литературе. В широком смысле слова, она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения [Киричек, 2017, c.46].

В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину [Эльконин,1995, c.116], - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением» субъекта к предмету обучения на всем его протяжении».

Д.Б. Эльконин дает следующее определение этому понятию: «Учебная образовательная деятельность» ее содержанием является общая форма действий в области научных концепций, такие действия должны быть мотивированы соответствующими мотивами, которые служат получением обобщенных методов действия или, проще говоря, мотивами собственного роста, одним из способом собственного развития [Эльконин, 1995, с.116].

Т.В. Гебай, «образовательная учебная деятельность» - это деятельность, направленная на сознательное приобретение опыта одним из ее участников. Предоставление знаний, которое дает их в качестве прямого или основного продукта [Гебай, 2007, с.256].

Основанный на внешнем контроле и оценке, самоконтроле и самоуважении [Винтер, 2004, с.42].

В психологическом словаре можем встретить такое определение: «учебная деятельность» - ведущая деятельность младшего школьного возраста, в которой происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

В рамках проделанной нами работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия данной темы, выявили структуру учебной деятельности, определили состав предпосылок. А так же выделили условия, обеспечивающие эффективное формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста и пришли к следующим выводам:

В результате проведенного исследования нами было рассмотрена сущность и основные характеристики учебной деятельности в психолого - педагогической литературе.

Учебная деятельность – вид деятельности, направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Мы выявили, что ученые выделяют различное количество компонентов, включенных в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются:

 учебная задача,

 учебное действие,

 действие контроля,

 действие оценки.

Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой.

Важно, что различный уровень сформированности компонентов учебной деятельности у детей влияет на формирование учебной деятельности в целом. На уровень сформированности самих компонентов учебной деятельности в свою очередь влияет уровень развития предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Мы выделили из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу;

 умение осуществлять контроль за своими действиями;

 умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме;

 умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

При выявлении условий успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста была проанализирована как научно-теоретическая, так и методическая литература, в том числе авторские образовательные программы для дошкольного образования.

Мы выяснили, что формирование предпосылок учебой деятельности у детей дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, а так же пришли к выводу, что предпосылки к учебной деятельности нужно формировать, основываясь на ведущую деятельность данного возраста – игру, включая в нее элементы учения.

1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. – М.: Амфирита, 2013. – 288 с.

2. Абдулмананова З.И. Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе. Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2, № 7 (43). – С. 88–92.

3. Алхатова, Т.С. Психологическая готовность ребенка к школе / Т.С. Алхатова, Д.В. Лепешев, Э.С. Алиева. Наука и реальность. – 2022. – № 1 (9). – С. 69–72.

4. Арасланова А.М. Изучение прикладных аспектов пальцевого счета в истории математики. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования (Барнаул, 11–14 ноября 2014 г.): сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул : АлтГУ, 2014. – С. 1628.

5. Белошистая, А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников.: Способы определения понятий. Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 49-53.

+ еще 48 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика