ВКР
«Формирование лидерских качеств старших дошкольников в процессе детского самоуправления»
- 96 страниц
Введение….3
Глава 1. Теоретические основы формирования лидерских качеств у дошкольников….8
1.1. Характеристика понятий «лидерство» и «типы лидерства» в отечественной и зарубежной научной литературе…8
1.2. Особенности формирования предпосылок лидерских качеств у дошкольников ….….15
1.3. Детское самоуправление как форма организации жизнедеятельности детей, средство формирования лидерских качеств….….24
Глава 2. Практический опыт формирования лидерских качеств старших дошкольников в процессе детского самоуправления….37
2.1. Выявление уровня сформированности лидерских качеств детей 6-7 лет….….37
2.2. Содержание и методика формирования лидерских качеств детей 6-7 лет в процессе детского самоуправления….….50
2.3. Эффективность организации детского самоуправления для формирования лидерских качеств у детей 6-7 лет….…61
Заключение….69
Список использованных источников.….72
Приложения….80
Актуальность исследования. В настоящее время современное общество нуждается в лидерах, способных устранить негативные процессы, лидерах, ориентированных на гуманистические ценности, на достижение высоких целей во всех сферах общественной жизни. Кроме того, лидеры являются преобразователями ценностных ориентаций и установок для членов любой социальной группы.
Для того чтобы подготовить специалиста, обладающего лидерскими качествами, необходимо развивать эти качества уже с дошкольного возраста, так как в этот период дети очень любознательны, открыты всему новому, полны желания организовать свою деятельность, позитивно относятся к взрослому, который является образцом для подражания.
Проблема лидерства постоянно привлекала к себе большой интерес, как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе, и на протяжении многих лет является центром внимания большого количества исследований. Учёные по-разному рассматривают лидерство: с точки зрения личностных детерминант, в плане выделения типов лидерства, ситуационных компонентов, с точки зрения определения его социальной роли (И.П. Волков, А.Р. Гималетдинов, Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки и др.).
Степень изученности. В отечественной педагогике и психологии лидерство изучали учёные как И.П. Волков, В.А. Деркунская, Н.О. Дубченкова, Б. Д. Парыгин, и др. В настоящее время большой интерес представляет эффективность педагогического сопровождения и поддержки детского лидерства; для его формирования и развития разрабатываются специальные педагогические технологии.
1.1. Характеристика понятий «лидерство» и «типы лидерства» в зарубежной и отечественной научной литературе
Понятие лидерства широко известно в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену приурочены множество теоретических и эмпирических исследований. Изучение лидерства имеет непосредственное прагматическое направление, к примеру, оно служит разработке способов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада разработаны различные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно употребляются в практике.
Помимо значимости изучения лидерства в политологической или управленческой литературе, все чаще данное понятие встречается в педагогике. Авторы подчеркивают, что лидерские качества начинают формироваться уже у дошкольников, наиболее ярко проявляются в старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития организаторских способностей [58].
Лидерские качества играют огромную роль в жизни ребенка, так как на формировании личности ребенка, его мировоззрение, восприятие, и жизненную позицию влияет группа, в которой он находится.
Темой лидерства занимались такие отечественные учёные как, И.П. Волков, Э.А. Ганцева, В.Д. Гончаров,Е. О. Абашин, И.Р. Колтунова, Б.П. Парыгина, в их работах раскрыты пути средства формирования лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста [45, c. 135].
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств старших дошкольников в процессе детского самоуправления, было выявлено, что:
– характеристика понятий «лидерство» и «типы лидерства» в отечественной и зарубежной научной литературе строится, в первую очередь на определении понятия «лидер». Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными образцами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается преимущество брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направленность и характер деятельности всей группы. Лидерство проявляется через такие качества, как настойчивость, деловитость, расчётливость, упорство, смелость, уверенность в принятии решений, честность, прямолинейность, мужественность, хитрость, коммуникабельность, организаторские способности, аккуратность, старание;
– анализ литературы, направленный на выявление особенностей формирования предпосылок лидерских качеств у дошкольников показал, что дошкольный возраст как наиболее благоприятный период для формирования лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими формирование у дошкольников лидерских качеств, самосознания, самовоспитания, самооценки.
Детское самоуправление как форма организации жизнедеятельности детей, средство формирования лидерских качеств на сегодняшний день является одной из благоприятных сфер. Под детским самоуправлением понимается такая форма организации коллектива детей, которая обеспечивает их самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Самоуправление проходит в течение всего дня в детском саду. Дети самостоятельно проектируют свою деятельность. Пробуют себя в различных социальных ролях. Вместе с детьми в работе самоуправления принимают участие родители, в качестве помощников и участников процесса. Используются разнообразные формы деятельности, которые носят для детей добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Развиваются способности, формируется творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для развития дружеского коллектива и формирования лидерских качеств детей дошкольного возраста. Проходит обучение дошкольников навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям.
Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволило выявить ряд направлений, позволяющих формировать лидерские способности ребенка.
В практической части исследования были выбраны три диагностические методики, позволяющие выделить следующие показатели лидерских качеств у старших дошкольников: «Два домика» по Т.Д.Марцинковской, «Карта проявлений инициативности» (А.М. Щетинина); «Карта проявлений активности» (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова).
1. Абашин, Е. О. Роль лидера в организации / Е. О. Абашин // Экономика и социум. – 2016. – № 6-1 (25). – С. 12-20. – Текст: непосредственный.
2. Авдонина, А. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях временного детского коллектива/ А. С. Авдонина // Проблемы взаимодействия науки и общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Симферополь: Ариал, 2019. – С. 172-175. – Текст: непосредственный.
3. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Воспитание и развитие личности. В 20 кн. Кн. 10 / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Свет, 2017. – 288 с. – Текст: непосредственный.
4. Агафонова, И. Н. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально-коммуникативного развития дошкольника / И. Н. Агафонова [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 121-128. – Текст: непосредственный.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – Москва: Аспект-Пресс, 2017. – 363 с. – Текст: непосредственный.
+ еще 58 источников
сдана на отлично
Тема: | «Формирование лидерских качеств старших дошкольников в процессе детского самоуправления» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 96 | |
Цена: | 3000 руб. |
Дипломная работа
«Формирование читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»Курсовая работа
«Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации»Дипломная работа
«Формирование чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу»Дипломная работа
«Развитие логического мышления старших дошкольников в режимных моментах»Дипломная работа
«Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика