Дипломная работа
«Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников»
- 57 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Формирование навыков употребления предлогов пространственного назначения в онтогенезе 7
1.2. Современные подходы к обучению употреблению предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 14
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И ТОЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования пространственных представлений и понимания предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 28
2.3. Рекомендации по развитию понимания и формированию навыка точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 35
Выводы по главе II 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность исследования. Особую трудность в практической деятельности логопедов в дошкольных организациях вызывает формирование у детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами понимание и употребление предложно-падежных конструкций с пространственным значением (Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, А.В. Мамаева и другие). Предложно-падежные конструкции, с одной стороны, являются самыми распространенными конструкциями в русском языке, а с другой -сложными логико-грамматическими конструкциями, к которым относят и сложноподчиненные, пространственно-временные, инверсионные, сравнительные и др. конструкции (Н.С. Жукова Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, Т.А. Фотекова).
Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов. Предлоги - это слова, не имеющие предметно-логического значения и выполняющие особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом Изучение предлогов имеет также важное практическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и в дальнейшем на письменную речь. Формирование понимания предлогов пространственного назначения связано с развитием пространственных представлений.
Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, а также о величине, форме и относительном расположении объектов. Чтобы обучение ребенка в школе было успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве, а также владеть основными пространственными предлогами, такими как: на, в под, около, рядом, между и пр. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанными на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей.
Пространственная ориентировка охватывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей и является неотъемлемой частью процесса социализации ребенка. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. К сожалению, многие дети некоторые пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) осваивают только в ходе специального обучения.
Цель исследования: изучить понимание и умение точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации по развитию понимания и умения точного употребления предлогов пространственного значения.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: изучение понимания и точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста выявляется недостаточный уровень сформированности понимания и употребления пространственных предлогов.
В соответствии с целью определялись задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме понимания и точного употребления предлогов пространственного значения у старших дошкольников.
2. Подобрать методики для исследования понимания пространственных предлогов у старших дошкольников.
3. Провести исследование понимания и употребления пространственных предлогов у старших дошкольников.
4. Провести анализ полученных результатов.
5.Разработать рекомендации по развитию понимания пространственных предлогов у старших дошкольников.
Методы исследования:
- метод анализа научной литературы;
- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
- эмпирические методы (экспериментальные методики);
- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методологической основой исследования являются:
- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский);
- научные исследования по изучению пространственного праксиса у детей дошкольного возраста М.М. Нудельман, И.М. Соловьева, Л.Б. Баряевой, Е.А. Стребелевой, Т.В. Тумановой;
- концептуальные положения о закономерностях последовательного усвоения ребёнком частей речи, структур предложений (В.П. Глухов, А.Н. Гвоздев);
- концепция о ведущей роли обучения и воспитания ребёнка (Л.С. Выготский);
- исследования по развитию речи у детей, ранней диагностики нарушений и коррекции (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Ушакова).
Теоретическая значимость :произведен анализ теоретического и методического материала по проблеме развития понимания и употребления пространственных предлогов; произведен подбор методик для исследования понимания пространственных предлогов у старших дошкольников; рассмотрены и проанализированы технологии развития понимания пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста, разработанные в дошкольной педагогике и логопедии.
Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по развитию понимания и точного употребления предлогов пространственного значения, которые могут быть использованы в работе педагогов и воспитателей, работающих с дошкольниками.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Набережные Челны "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №118 "Яблочко", старшая группа № 8. Контингент исследования: дети 5-6 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование навыков употребления предлогов пространственного назначения в онтогенезе
Психологической основой формирования высказывания с пространственным значением являются усвоенные пространственные представления (восприятие расположения предметов, анализ
взаимоположения предметов в пространстве относительно друг друга, восприятие направления, в котором предмет движется). В итоге ребенок научается выражать в речи пространственные отношения объектов при помощи предложно-падежных конструкций существительных и предлогов с пространственным значением.
Процессом формирования у детей пространственных представлений интересовались как отечественные, так и зарубежные ученые и практики (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.).
В психологическом словаре пространственные представления определяются как представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. [27]. Причины, по которым так важно у дошкольников развивать пространственные представления, опираясь на психолого-педагогическую литературу, можно охарактеризовать с двух сторон.
1. Общее развитие. Сформированность представлений об окружающем пространстве и местоположении предметов в нем, умение ориентироваться, имеют немалую значимость в развитии познавательной, продуктивно-творческой, трудовой деятельности ребенка, в совершенствовании его способностей [11].
2. Математический аспект. Усвоение многих математических разделов тесно связано с возможностями ребенка ориентироваться в пространстве разными способами - в схеме своего тела, в схеме предметов, в различных направлениях относительно себя и других предметов [19].
Понятие «пространственная ориентация» характеризует способность индивида ориентироваться не только на местности, но и на себе (понимание схемы своего тела), на других людях, на различных предметах (что ближе, а что дальше), на различных ограниченных плоскостях. Также к ней относятся и действия субъекта в пространстве.
Т.А.Павлова раскрывает пространственную ориентацию, как совместную работу зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Их слаженное взаимодействие является чувственной основой ориентирования в пространстве. Вследствие выработки условных рефлексов происходит развитие и совершенствование работы этих анализаторов, одновременно и развивается способность воспринимать пространство [30].
А.В. Семенович в своих работах разделяет пространственные представления на четыре последовательных уровня. В их выделении ученый основывался на развитие представлений о пространстве ребенком в онтогенезе [34].
В соответствие с целевыми ориентирами ФГОС ДО к моменту выпуска из детского сада ребенок может овладеть определённым уровнем развития речевой активности, связной речи, понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов. Формирование лексико-грамматических средств языка — это сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи. Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов.
Предлоги - это слова, не имеющие предметно-логического значения и выполняющие особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом Изучение предлогов имеет также важное практическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и в дальнейшем на письменную речь.
Исследование было проведено с целью изучить понимание и умение точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации по развитию понимания и умения точного употребления предлогов пространственного значения.
В начале исследования была применена методика «Прячем игрушку» О.Е. Громовой, для исследования объема понимаемых ребенком предлогов. Анализ результатов показал, что дети хорошо понимают значение и выполняют действия с такими предлогами, как в, на, из. В случае с другими предлогами встречаются ошибки.
Далее мы определили умения правильно употреблять предлоги пространственного значения в экспрессивной речи детьми старшего дошкольного возраста по методике «Добавь слова» авторов Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой. Половина детей справилась с этими заданиями на высоком уровне. Встречались такие ошибки как пропуск предлога, замена одного предлога другим.
Затем проводилось обследование словаря предлогов по методике И.А. Смирновой. В заданиях этой методики было больше предлогов и на высоком уровне справилось половина детей. Отмечено, что некоторые дети с выполнением новых заданий перестают путать определенные предлоги.
По итогам исследования сделан вывод о том, что у детей общеразвивающей старшей группы недостаточно развито понимание и навык употребления пространственный предлогов; всего лишь у троих детей (30%) отмечен высокий уровень развития навыка понимания и точного употребления предлогов пространственного назначения. Типичны такие ошибки, как непонимание смыслового значения определенных предлогов, пропуски предлогов в речи, замена одного предлога другим. Отмечено, что те дети, у которых больше развито понимание предлогов, лучше используют их в своей экспрессивной речи.
На основе программы «От рождения до школы» нами были подготовлены методические рекомендации для педагогов по комплексному развитию понимания и употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста.
Нами были выделены следующие направления работы:
- формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами;
- формирование представлений о лексическом и грамматическом значениях предлога как средстве выражения связи между словами в словосочетании.
- закрепление пространственных предлогов в самостоятельной речевой практике детей.
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М: Просвещение, 2014. - 302 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 215 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М. Аст, 2008. - 320 с.
4. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2007. - 289 с.
5. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 1997. — 64 с.
+ еще 37 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Сравнительный анализ сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ii - iii уровней
Дипломная работа:
Исследование и развитие лексического компонента у дошкольников с нарушением речи
Дипломная работа:
Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к творчеству с.т.аксакова
Дипломная работа:
Изучение и развитие навыков употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи