Дипломная работа

«Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7

1.1. Формирование навыков употребления предлогов пространственного назначения в онтогенезе 7

1.2. Современные подходы к обучению употреблению предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 14

Выводы по главе 1 22

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И ТОЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ 24

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2. Анализ результатов исследования пространственных представлений и понимания предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 28

2.3. Рекомендации по развитию понимания и формированию навыка точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 35

Выводы по главе II 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Введение

Актуальность исследования. Особую трудность в практической деятельности логопедов в дошкольных организациях вызывает формирование у детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами понимание и употребление предложно-падежных конструкций с пространственным значением (Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, А.В. Мамаева и другие). Предложно-падежные конструкции, с одной стороны, являются самыми распространенными конструкциями в русском языке, а с другой -сложными логико-грамматическими конструкциями, к которым относят и сложноподчиненные, пространственно-временные, инверсионные, сравнительные и др. конструкции (Н.С. Жукова Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, Т.А. Фотекова).

Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов. Предлоги - это слова, не имеющие предметно-логического значения и выполняющие особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом Изучение предлогов имеет также важное практическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и в дальнейшем на письменную речь. Формирование понимания предлогов пространственного назначения связано с развитием пространственных представлений.

Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, а также о величине, форме и относительном расположении объектов. Чтобы обучение ребенка в школе было успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве, а также владеть основными пространственными предлогами, такими как: на, в под, около, рядом, между и пр. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанными на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей.

Пространственная ориентировка охватывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей и является неотъемлемой частью процесса социализации ребенка. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. К сожалению, многие дети некоторые пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) осваивают только в ходе специального обучения.

Цель исследования: изучить понимание и умение точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации по развитию понимания и умения точного употребления предлогов пространственного значения.

Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников.

Предмет исследования: изучение понимания и точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста выявляется недостаточный уровень сформированности понимания и употребления пространственных предлогов.

В соответствии с целью определялись задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме понимания и точного употребления предлогов пространственного значения у старших дошкольников.

2. Подобрать методики для исследования понимания пространственных предлогов у старших дошкольников.

3. Провести исследование понимания и употребления пространственных предлогов у старших дошкольников.

4. Провести анализ полученных результатов.

5.Разработать рекомендации по развитию понимания пространственных предлогов у старших дошкольников.

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

- эмпирические методы (экспериментальные методики);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Методологической основой исследования являются:

- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский);

- научные исследования по изучению пространственного праксиса у детей дошкольного возраста М.М. Нудельман, И.М. Соловьева, Л.Б. Баряевой, Е.А. Стребелевой, Т.В. Тумановой;

- концептуальные положения о закономерностях последовательного усвоения ребёнком частей речи, структур предложений (В.П. Глухов, А.Н. Гвоздев);

- концепция о ведущей роли обучения и воспитания ребёнка (Л.С. Выготский);

- исследования по развитию речи у детей, ранней диагностики нарушений и коррекции (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Ушакова).

Теоретическая значимость :произведен анализ теоретического и методического материала по проблеме развития понимания и употребления пространственных предлогов; произведен подбор методик для исследования понимания пространственных предлогов у старших дошкольников; рассмотрены и проанализированы технологии развития понимания пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста, разработанные в дошкольной педагогике и логопедии.

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по развитию понимания и точного употребления предлогов пространственного значения, которые могут быть использованы в работе педагогов и воспитателей, работающих с дошкольниками.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Набережные Челны "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №118 "Яблочко", старшая группа № 8. Контингент исследования: дети 5-6 лет.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Формирование навыков употребления предлогов пространственного назначения в онтогенезе

Психологической основой формирования высказывания с пространственным значением являются усвоенные пространственные представления (восприятие расположения предметов, анализ

взаимоположения предметов в пространстве относительно друг друга, восприятие направления, в котором предмет движется). В итоге ребенок научается выражать в речи пространственные отношения объектов при помощи предложно-падежных конструкций существительных и предлогов с пространственным значением.

Процессом формирования у детей пространственных представлений интересовались как отечественные, так и зарубежные ученые и практики (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.).

В психологическом словаре пространственные представления определяются как представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. [27]. Причины, по которым так важно у дошкольников развивать пространственные представления, опираясь на психолого-педагогическую литературу, можно охарактеризовать с двух сторон.

1. Общее развитие. Сформированность представлений об окружающем пространстве и местоположении предметов в нем, умение ориентироваться, имеют немалую значимость в развитии познавательной, продуктивно-творческой, трудовой деятельности ребенка, в совершенствовании его способностей [11].

2. Математический аспект. Усвоение многих математических разделов тесно связано с возможностями ребенка ориентироваться в пространстве разными способами - в схеме своего тела, в схеме предметов, в различных направлениях относительно себя и других предметов [19].

Понятие «пространственная ориентация» характеризует способность индивида ориентироваться не только на местности, но и на себе (понимание схемы своего тела), на других людях, на различных предметах (что ближе, а что дальше), на различных ограниченных плоскостях. Также к ней относятся и действия субъекта в пространстве.

Т.А.Павлова раскрывает пространственную ориентацию, как совместную работу зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Их слаженное взаимодействие является чувственной основой ориентирования в пространстве. Вследствие выработки условных рефлексов происходит развитие и совершенствование работы этих анализаторов, одновременно и развивается способность воспринимать пространство [30].

А.В. Семенович в своих работах разделяет пространственные представления на четыре последовательных уровня. В их выделении ученый основывался на развитие представлений о пространстве ребенком в онтогенезе [34].

Заключение

В соответствие с целевыми ориентирами ФГОС ДО к моменту выпуска из детского сада ребенок может овладеть определённым уровнем развития речевой активности, связной речи, понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов. Формирование лексико-грамматических средств языка — это сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи. Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов.

Предлоги - это слова, не имеющие предметно-логического значения и выполняющие особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом Изучение предлогов имеет также важное практическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и в дальнейшем на письменную речь.

Исследование было проведено с целью изучить понимание и умение точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации по развитию понимания и умения точного употребления предлогов пространственного значения.

В начале исследования была применена методика «Прячем игрушку» О.Е. Громовой, для исследования объема понимаемых ребенком предлогов. Анализ результатов показал, что дети хорошо понимают значение и выполняют действия с такими предлогами, как в, на, из. В случае с другими предлогами встречаются ошибки.

Далее мы определили умения правильно употреблять предлоги пространственного значения в экспрессивной речи детьми старшего дошкольного возраста по методике «Добавь слова» авторов Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой. Половина детей справилась с этими заданиями на высоком уровне. Встречались такие ошибки как пропуск предлога, замена одного предлога другим.

Затем проводилось обследование словаря предлогов по методике И.А. Смирновой. В заданиях этой методики было больше предлогов и на высоком уровне справилось половина детей. Отмечено, что некоторые дети с выполнением новых заданий перестают путать определенные предлоги.

По итогам исследования сделан вывод о том, что у детей общеразвивающей старшей группы недостаточно развито понимание и навык употребления пространственный предлогов; всего лишь у троих детей (30%) отмечен высокий уровень развития навыка понимания и точного употребления предлогов пространственного назначения. Типичны такие ошибки, как непонимание смыслового значения определенных предлогов, пропуски предлогов в речи, замена одного предлога другим. Отмечено, что те дети, у которых больше развито понимание предлогов, лучше используют их в своей экспрессивной речи.

На основе программы «От рождения до школы» нами были подготовлены методические рекомендации для педагогов по комплексному развитию понимания и употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста.

Нами были выделены следующие направления работы:

- формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами;

- формирование представлений о лексическом и грамматическом значениях предлога как средстве выражения связи между словами в словосочетании.

- закрепление пространственных предлогов в самостоятельной речевой практике детей.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М: Просвещение, 2014. - 302 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 215 с.

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М. Аст, 2008. - 320 с.

4. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2007. - 289 с.

5. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 1997. — 64 с.

+ еще 37 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика