Дипломная работа

«Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников»

  • 57 страниц(ы)
  • 312 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7

1.1. Формирование навыков употребления предлогов пространственного назначения в онтогенезе 7

1.2. Современные подходы к обучению употреблению предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 14

Выводы по главе 1 22

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И ТОЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ 24

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2. Анализ результатов исследования пространственных представлений и понимания предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 28

2.3. Рекомендации по развитию понимания и формированию навыка точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников 35

Выводы по главе II 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Актуальность исследования. Особую трудность в практической деятельности логопедов в дошкольных организациях вызывает формирование у детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами понимание и употребление предложно-падежных конструкций с пространственным значением (Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, А.В. Мамаева и другие). Предложно-падежные конструкции, с одной стороны, являются самыми распространенными конструкциями в русском языке, а с другой -сложными логико-грамматическими конструкциями, к которым относят и сложноподчиненные, пространственно-временные, инверсионные, сравнительные и др. конструкции (Н.С. Жукова Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, Т.А. Фотекова).

Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов. Предлоги - это слова, не имеющие предметно-логического значения и выполняющие особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом Изучение предлогов имеет также важное практическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и в дальнейшем на письменную речь. Формирование понимания предлогов пространственного назначения связано с развитием пространственных представлений.

Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, а также о величине, форме и относительном расположении объектов. Чтобы обучение ребенка в школе было успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве, а также владеть основными пространственными предлогами, такими как: на, в под, около, рядом, между и пр. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанными на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей.

Пространственная ориентировка охватывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей и является неотъемлемой частью процесса социализации ребенка. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. К сожалению, многие дети некоторые пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) осваивают только в ходе специального обучения.

Цель исследования: изучить понимание и умение точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации по развитию понимания и умения точного употребления предлогов пространственного значения.

Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников.

Предмет исследования: изучение понимания и точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста выявляется недостаточный уровень сформированности понимания и употребления пространственных предлогов.

В соответствии с целью определялись задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме понимания и точного употребления предлогов пространственного значения у старших дошкольников.

2. Подобрать методики для исследования понимания пространственных предлогов у старших дошкольников.

3. Провести исследование понимания и употребления пространственных предлогов у старших дошкольников.

4. Провести анализ полученных результатов.

5.Разработать рекомендации по развитию понимания пространственных предлогов у старших дошкольников.

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

- эмпирические методы (экспериментальные методики);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Методологической основой исследования являются:

- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский);

- научные исследования по изучению пространственного праксиса у детей дошкольного возраста М.М. Нудельман, И.М. Соловьева, Л.Б. Баряевой, Е.А. Стребелевой, Т.В. Тумановой;

- концептуальные положения о закономерностях последовательного усвоения ребёнком частей речи, структур предложений (В.П. Глухов, А.Н. Гвоздев);

- концепция о ведущей роли обучения и воспитания ребёнка (Л.С. Выготский);

- исследования по развитию речи у детей, ранней диагностики нарушений и коррекции (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Ушакова).

Теоретическая значимость :произведен анализ теоретического и методического материала по проблеме развития понимания и употребления пространственных предлогов; произведен подбор методик для исследования понимания пространственных предлогов у старших дошкольников; рассмотрены и проанализированы технологии развития понимания пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста, разработанные в дошкольной педагогике и логопедии.

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по развитию понимания и точного употребления предлогов пространственного значения, которые могут быть использованы в работе педагогов и воспитателей, работающих с дошкольниками.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Набережные Челны "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №118 "Яблочко", старшая группа № 8. Контингент исследования: дети 5-6 лет.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Формирование навыков употребления предлогов пространственного назначения в онтогенезе

Психологической основой формирования высказывания с пространственным значением являются усвоенные пространственные представления (восприятие расположения предметов, анализ

взаимоположения предметов в пространстве относительно друг друга, восприятие направления, в котором предмет движется). В итоге ребенок научается выражать в речи пространственные отношения объектов при помощи предложно-падежных конструкций существительных и предлогов с пространственным значением.

Процессом формирования у детей пространственных представлений интересовались как отечественные, так и зарубежные ученые и практики (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.).

В психологическом словаре пространственные представления определяются как представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. [27]. Причины, по которым так важно у дошкольников развивать пространственные представления, опираясь на психолого-педагогическую литературу, можно охарактеризовать с двух сторон.

1. Общее развитие. Сформированность представлений об окружающем пространстве и местоположении предметов в нем, умение ориентироваться, имеют немалую значимость в развитии познавательной, продуктивно-творческой, трудовой деятельности ребенка, в совершенствовании его способностей [11].

2. Математический аспект. Усвоение многих математических разделов тесно связано с возможностями ребенка ориентироваться в пространстве разными способами - в схеме своего тела, в схеме предметов, в различных направлениях относительно себя и других предметов [19].

Понятие «пространственная ориентация» характеризует способность индивида ориентироваться не только на местности, но и на себе (понимание схемы своего тела), на других людях, на различных предметах (что ближе, а что дальше), на различных ограниченных плоскостях. Также к ней относятся и действия субъекта в пространстве.

Т.А.Павлова раскрывает пространственную ориентацию, как совместную работу зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Их слаженное взаимодействие является чувственной основой ориентирования в пространстве. Вследствие выработки условных рефлексов происходит развитие и совершенствование работы этих анализаторов, одновременно и развивается способность воспринимать пространство [30].

А.В. Семенович в своих работах разделяет пространственные представления на четыре последовательных уровня. В их выделении ученый основывался на развитие представлений о пространстве ребенком в онтогенезе [34].

В соответствие с целевыми ориентирами ФГОС ДО к моменту выпуска из детского сада ребенок может овладеть определённым уровнем развития речевой активности, связной речи, понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов. Формирование лексико-грамматических средств языка — это сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи. Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов.

Предлоги - это слова, не имеющие предметно-логического значения и выполняющие особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом Изучение предлогов имеет также важное практическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и в дальнейшем на письменную речь.

Исследование было проведено с целью изучить понимание и умение точного употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации по развитию понимания и умения точного употребления предлогов пространственного значения.

В начале исследования была применена методика «Прячем игрушку» О.Е. Громовой, для исследования объема понимаемых ребенком предлогов. Анализ результатов показал, что дети хорошо понимают значение и выполняют действия с такими предлогами, как в, на, из. В случае с другими предлогами встречаются ошибки.

Далее мы определили умения правильно употреблять предлоги пространственного значения в экспрессивной речи детьми старшего дошкольного возраста по методике «Добавь слова» авторов Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой. Половина детей справилась с этими заданиями на высоком уровне. Встречались такие ошибки как пропуск предлога, замена одного предлога другим.

Затем проводилось обследование словаря предлогов по методике И.А. Смирновой. В заданиях этой методики было больше предлогов и на высоком уровне справилось половина детей. Отмечено, что некоторые дети с выполнением новых заданий перестают путать определенные предлоги.

По итогам исследования сделан вывод о том, что у детей общеразвивающей старшей группы недостаточно развито понимание и навык употребления пространственный предлогов; всего лишь у троих детей (30%) отмечен высокий уровень развития навыка понимания и точного употребления предлогов пространственного назначения. Типичны такие ошибки, как непонимание смыслового значения определенных предлогов, пропуски предлогов в речи, замена одного предлога другим. Отмечено, что те дети, у которых больше развито понимание предлогов, лучше используют их в своей экспрессивной речи.

На основе программы «От рождения до школы» нами были подготовлены методические рекомендации для педагогов по комплексному развитию понимания и употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста.

Нами были выделены следующие направления работы:

- формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами;

- формирование представлений о лексическом и грамматическом значениях предлога как средстве выражения связи между словами в словосочетании.

- закрепление пространственных предлогов в самостоятельной речевой практике детей.

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М: Просвещение, 2014. - 302 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 215 с.

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М. Аст, 2008. - 320 с.

4. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2007. - 289 с.

5. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 1997. — 64 с.

+ еще 37 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Исследование и развитие понимание и точного употребления предлогов пространственного назначения у старших дошкольников»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика