Дипломная работа
«Развитие логического мышления старших дошкольников в режимных моментах»
- 73 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития логического мышления старших дошкольников в процессе режимных моментов 7
1.1. Сущность логического мышления и особенности его развития у старших дошкольников 7
1.2. Содержание деятельности педагога по развитию логического мышления старших дошкольников 16
1.3.Использование режимных моментов для развития логического мышления старших дошкольников 26
Выводы по главе I 35
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления старших дошкольников в режимных моментах 37
2.1. Методики исследования и диагностика исходного уровня развития логического мышления старших дошкольников 37
2.2. Организация работы по развитию логического мышления старших дошкольников в режимных моментах с использованием дидактических игр 43
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
Выводы по главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Дошкольное детство – период интеллектуального развития всех психических процессов. Именно интеллектуальное развитие обеспечивает возможность ребенку ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к школьному обучению.
Исследованием развития логического мышления детей занимались Л.С. Выготский, А.А. Столяр, Г И. Скобелев. Однако данные работы, как правило, затрагивают лишь отдельные частные вопросы, уходя от решения проблемы в целом. Даже в трудах ведущих отечественных ученых по дошкольной педагогике, таких как А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, вопросы умственного воспитания в детском саду рассматриваются по ходу изложения других проблем: развитие речи, организация занятий.
Интересные подходы к решению данной проблемы обозначены в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Одна из линий этих исследований – перевод детей с уровня дооперационного мышления (по терминологии Ж. Пиаже) на более высокий уровень конкретных операций.
Таким образом, развитие у ребенка логических операций мышления необходимо рассматривать в контексте общего развития личности, в контексте формирования новых видов деятельности, новых мотивов поведения.
В условиях современной системы дошкольного образования проблема развития мышления приобретает особую актуальность еще в связи с новыми требованиями к дошкольному образованию. Это подтверждает анализ современных примерных образовательных Программ дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Успех» Н.О. Березиной, И.А. Бурлаковой, Е.Н. Герасимовой.
Несомненно, развитие мышления зависит от объема знаний полученных ребенком. Но запас знаний в условиях современного прогресса кончается очень быстро, а несформированность умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем в обучении". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным.
Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований Л.А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Д.Б. Эльконина, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
Все вышесказанное предопределило выбор темы нашего исследования «Развитие логического мышления старших дошкольников в режимных моментах».
Объект иследования- развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет иследования – развитие логического мышления старших дошкольников в режимных моментах
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния психолого-педагогической работы педагога в процессе режимных моментов на развитие логического мышления ребенка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс развития логического мышления старших дошкольников будет успешнее, если включать в режимные моменты дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций, использовать творческие задания.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста, его основные критерии и показатели.
3. Выявить психолого-педагогические и организационные условия развития логического мышления старших дошкольников.
4. Выявить возможность использования режимных моментов в развитии логического мышления старших дошкольников и определить их эффективность.
5. Подобрать комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления детей 5 - 6 лет
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ, сравнение, синтез, обобщение, изучение литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, изучение документации педагогов и результатов деятельности детей, количественный и качественный анализ полученной информации.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды:
• Л.С. Выготского, А. Ф. Говорковой, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Н. Н. Поддьякова о детской психологии, развитии мышления и умственном воспитании дошкольника;
• А.В Белошистой, В.В.Даниловой, З.А.Михайловой о формировании и развитии математических способностей дошкольников;
• А.В. Басова, Х.М. Веклеровой, Н.И. Непомнящей, Е.А. Носовой А.А.Столяр, Л.Ф. Тихомировой, Н.Ю. Шлат об особенностях проявления мыслительных умений у детей в ходе решения логических задач, формировании логических структур у старших дошкольников;
• Е.Л. Агаевой, Ю.А. Афонькиной, А.З. Зак, З.А. Михайловой, А.О. Орлова, Г.А. Урунтаевой Н.Ю. Шлат, Е.А Юзбековой о занимательных дидактических заданиях, занимательных и логических играх для детей старшего дошкольного возраста, о знакомстве дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач;
• Т.Л. Богиной, В.А. Зебзеевой, Н.Т. Терехиной о режиме дня и организации режимных процессов в ДОУ.
Практическая значимость исследования: комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления детей 5 - 6 лет может быть использован в режимных моментах педагогами дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: старшие группы МБДОУ «Детский сад № 53 «Золушка» г. Пскова.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, был сделан ряд выводов.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста.
Взаимозависимость математического развития и развития логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание Л.А. Венгер, А.З. Зак, З.А. Михайлова, А.А. Столяр.
Под формированием логического мышления ребенка подразумевается развитие логических приемов мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
А.А. Столяр реализуя идеи простейшей логической подготовки дошкольников разработала методику введения детей в мир логико-математических представлений о свойствах, о множестве, операций над ними.
Р.Н. Непомнящая утверждала, что «Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний».
Благодаря детской деятельности в режимных моментах обеспечивается процесс усвоения, уточнения, переработки, переосмысления и применения всей суммы, имеющихся знаний дошкольника и, следовательно, их качественный рост, то есть в режимных моментах происходит формирование логического мышления дошкольников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, был сделан ряд выводов.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста.
Взаимозависимость математического развития и развития логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание Л.А. Венгер, А.З. Зак, З.А. Михайлова, А.А. Столяр.
Под формированием логического мышления ребенка подразумевается развитие логических приемов мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
А.А. Столяр реализуя идеи простейшей логической подготовки дошкольников разработала методику введения детей в мир логико-математических представлений о свойствах, о множестве, операций над ними.
Р.Н. Непомнящая утверждала, что «Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний».
Благодаря детской деятельности в режимных моментах обеспечивается процесс усвоения, уточнения, переработки, переосмысления и применения всей суммы, имеющихся знаний дошкольника и, следовательно, их качественный рост, то есть в режимных моментах происходит формирование логического мышления дошкольников.
На основе положений теоретической части нашего исследования было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для участия в настоящем исследовании были выбраны дошкольники в возрасте от 5 до 6 лет. Исследование проводилось в г. Пскове на базе МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно - речевого развития воспитанников №25 " "Золотой ключик". В эмпирическом исследовании приняли участие 10 детей.
В процессе эмпирического исследования использовалась серия заданий на логическое мышление на основе методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
В ходе исследования уровня развития логического мышления выявлялись следующие параметры:
• овладение процессом классификации (по цвету и форме);
• умение обобщать;
• овладение операцией сравнения.
На констатирующем этапе эксперимента нашей целью было: выявление исходного уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что 5 (50%) детей имеют низкий уровень развития логического мышления , 4 (40%)ребенка– средний и один ребенок (10% от общего количества детей) показал высокий уровень развития логического мышления, что послужило причиной для проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован перспективный план работы в режимных моментах, направленной на повышение исходного уровня развития логического мышления старших дошкольников . Кроме того, на данном этапе нами были подобраны и апробированы дидактические пособия с логическими заданиями, задачами. При реализации плана в режимные моменты мы включали дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций, использовали творческие задания.
После проведения формирующего этапа эксперимента мы приступили к контрольному этапу, целью которого было проведение сравнительного анализа уровня развития логического мышления у детей экспериментальной группы после проведенных мероприятий формирующего этапа эксперимента.
Данные сравнительного анализа контрольного этапа эксперимента показали, что в экспериментальной группе на 50 % снизился показатель низкого уровня развития логического мышления, на 50 % повысился показатель среднего уровня развития логического мышления и остался на прежнем уровне (10%) показатель высокого уровня развития логического мышления, что говорит о том, что проведенные нами мероприятия на формирующем этапе эксперимента дали положительные результаты, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей/ Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др.; Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. -М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высш. уч. Завед. / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
3. Богина Т.Л. Режим дня в детском саду / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехина// Программа воспитания и обучения в детском саду – М. :Просвещение,. 2006.- С. 14-15
4. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников/ Х.М. Веклерова. - Обнинск: Светоч, 1998. - 87 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
6. Григорян Н.В. Образность и познание. / Н.В. Григорян// Психологический журнал. -1999.-№5.-С. 48-59.
7. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду/ В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова и др. - М.: Просвещение, 1997. – 217 с.
8. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64с.
9. Зак А.З. Как развивать логическое мышление 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. /А.З.Зак.- М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. — М.: Дом педагогики, 1999. - С. 107.
11. Запорожец А.В. Психология действия / А.В. Запорожец. – М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000. – 232 с.
12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ/ В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 80 с.
13. Ладымир С.А. Умозаключения и специфика их формирования. // Психология и педагогика. 1995. - №7. -с. 23-27.
14. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д.Левитов. - М.: Мир, 1998. -231 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1975. – 324 с.
16. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /А.М. Леушина. –– М.: Просвещение, 1974.- 368с.
17. Лидерс А.Г. Логика и её применение / А.Г. Лидерс. - М.: Энергия, 1999. 434 с.
18. Менчинская Н.А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка/ Н.А. Менчинская. – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. – 512 с.
19. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.:Просвещение, 1990. – 94 с.
20. Михайлова З.А. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников/ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Питер, 2000. – 165 с.
21. Михайлова З.А. Формирование самостоятельности средствами занимательного материала / З.А. Михайлова, В.А. Шнякова // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5 – с.25-27.
22. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: МПСИ, 1999. – 456 с.
23. Немов Р.С. Психология, кн. 2 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2000. – 640 с.
24. Непомнящая Н.И. О связи логики и психологии в системе Ж.Пиаже. // Вопросы психологии. - 1999. - №4. - с. 135-144.
25. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). - СПб: «Акцидент», 1996 – 79 с.
26. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512с.
27. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с.9- 53) - М.: «Просвещение»,1969. - 659 с.
28. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
29. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерянова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Педагогика. – Пресс, 1997. – 440с.
30. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей / С.Я. Рубинштейн. – М.: просвещение, 1996. – 425 с.
31. Столяр А.А. Формирование логических структур в математике / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1999. - 271 с.
32. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
33. Урунтаева Г.А. Помоги принцу найти Золушку. Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1994. – 144 с.
34. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. и средн.пед. учеб.заведений./ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Издательский центр « Академия», 1998. - 304 с.
35. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Просвещение, 1974. - 134 с.
36. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983, – 160 с.
37. Фролов А.А. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко // Педагогика. – 2002. - N 6. - С. 71-77.
38. Шлат Н.Ю. Развиваем интеллект дошкольников! Логические игры и задачи как средство умственного развития детей 5- 6 лет: теория и практика/Н.Ю. Шлат. – Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. – 265 c.
39. Шлат Н.Ю. К вопросу о средствах умственного развития дошкольников /Н.Ю. Шлат. //Компетентностный подход в интеллектуально-развивающем образовательном пространстве региона. материалы третьей методической научно-практической конференции 23-24 апреля 2009 г./[ Лозинские чтения]. -Псков: ПГПУ, 2009.-С.135-139.
40. Шлат Н.Ю. Содержательные основы обогащения представлений воспитателей об организации процесса умственного развития старших дошкольников в ходе решения ими логических задач /Н.Ю. Шлат.// Педагог XXI века как профессионал и личность: материалы международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.) /под ред. С.О. Домбек. -Псков: ПГПУ, 2010. -С.126-135.
41. Шлат Н.Ю. Особенности проявления мыслительных умений у детей 5-6 лет в ходе решения логических задач/Н.Ю. Шлат// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. — № 4, апрель. – 279 с. — С. 103-108.
42. Шлат Н.Ю. Знакомство дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач/ А.О. Орлов, Н.Ю. Шлат// Детский сад: теория и практика . – 2012. – № 7. – С. 76-83.
43. Юдин Г. Заниматика /Г. Юдин. - М.: Росмэн, 2003. - 132 с.
44. Юдин Г. Заниматика для малышей. /Г.Юдин.-М.: Интересная книга,2013.- 64 с.
45. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника)Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. /Е.А. Юзбекова.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006. -128 с.
Тема: | «Развитие логического мышления старших дошкольников в режимных моментах» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 6000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Нетрадиционные виды театрализованной деятельности, как средство развития диалогической речи старших дошкольников
Курсовая работа:
Развитие речевого общения старших дошкольников средствами лепки
Дипломная работа:
Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы
Курсовая работа:
Формирование логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игры