Дипломная работа
«Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью»
- 60 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Развитие речи в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 15
1.3. Особенности произношения детей с умственной отсталостью 21
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 27
2.1. Организация обследования 27
2.2. Анализ результатов обследования 34
2.3. Методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 40
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в теории и практике начальной педагогики регулярно поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий для коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью. Связная устная речь - это базовый навык младшего школьника, гарантирующий ему в дальнейшем успешность овладения целым рядом умений и компетенций, необходимых для обучения в начальной школе. Нарушения звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью влекут за собой целый перечень смежных проблем: недоразвитие умения строить высказывание, недоразвитие письменной и устной монологической и диалогической речи и т. д. Поэтому крайне важно при первых признаках нарушения звукопроизношения у младших школьников с подобными отклонениями приступать к коррекционной логопедической и методической работе.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р, И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40—60% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.
По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах».
Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности.
Проблема нарушения звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью стала одной из самых частотных нарушений в развитии детей младшего школьного возраста, в основе которой лежат некоторые противоречия:
- между недостаточной изученностью проявлений нарушения звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью и необходимостью педагогам работать с такими детьми с учетом данного нарушения;
- между сложностью коррекции проявлений нарушения звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью и необходимостью развивать и воспитывать младшего школьника, учитывая результаты логопедической диагностики,
- между сложностями развития звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью и необходимостью учета проявлений умственной отсталости в обучении младших школьников.
Цель исследования: выявить и проанализировать нарушения звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью разработать и методические рекомендации по их коррекции.
Объект исследования: произносительная сторона речи у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза: мы полагаем, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью присутствуют определенные нарушения звукопроизношения, слоговой структуры и фонематических процессов, которые требуют целенаправленной коррекционной работы с данным контингентом детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к сущности проблемы развития речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью.
3. Рассмотреть методики, направленные на определение сформированности звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью;
4. Проанализировать результаты обследования;
5. Представить методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Методы исследования:
- общенаучные (сбор, систематизация и обобщение теоретического материала, проведение эксперимента);
- эмпирические методики (методика для диагностики звукопроизношения).
Теоретико-методологическая основа исследования: системно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин), исследование общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками (В. И. Лубовский), понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга (Р. Е. Левина), изучение нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью (Г. А. Каше, Д. И. Орлова), коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых (Р. И. Лалаева).
Теоретическая значимость: обобщить теоретические подходы в изучении особенностей нарушений речи у детей с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается в том, что представлены материалы и результаты анализа методики по выявлению особенностей звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью. Эти результаты могут быть использованы в работе педагогами, студентами педагогических вузов при подготовке к логопедической работе с детьми.
База исследования: ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа №25 для обучающихся с ОВЗ.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Развитие речи в онтогенезе
Необходимы для качественной диагностики нарушений речи или недоразвития каких-либо компонентов языковой системы полноценные знания о закономерностях в онтогенезе развития речи.
Как отмечал Л. С. Выготский, первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения [6, с. 78]. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [6, с. 82].
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.
Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.
Исследователь М. Ф. Фомичева указывает на то, что не является речь врожденной способностью человека, формируется она постепенно, вместе с развитием ребенка [31, с. 88].
Под онтогенезом детской речи А. Н. Леонтьев понимает сложное взаимодействие процесса общения ребенка и взрослых, процесса поэтапно усложняющегося, совершенствующегося, развивающегося, и
специализированных функциональных систем, поэтапно сменяющих друг друга и формировавшихся в психике ребенка [16, с.110]. Речь в онтогенезе выступает не только как средство познания окружающего мира, как средство деятельности, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и зависит от последней в конечном счете. Развитие речевой моторики в естественном онтогенезе из двух фаз складывается.
Фаза первая: созревание центральных нервных элементов на морфологическом уровне, когда происходит миелинизация проводящих путей, заканчивается которая в основном к 2-3 годам.
Фаза вторая: функциональное накапливание и дозревание работы координационных уровней. Развитие речевой моторики в этой фазе идет не всегда прогрессивно, так как могут некоторые периоды происходить с временным отставанием и даже с регрессом [16, с. 112].
Речевая деятельность ребенка постепенно формируется и несколько этапов своего становления проходит.
Последовательность развития фонематического восприятия звуков речи у детей разработал Н. X. Швачкин. В фонематическом развитии детской речи первым шагом является различение гласных звуков. Вторым шагом оказывается различение согласных звуков [33, с. 29]. Например, согласные звуки различает ребенок в следующей последовательности:
1. артикулярные шумные и сонорные;
2. мягкие и твердые согласные;
3. сонорные между собой;
4. неартикулярные и сонорные шумные;
5. язычные и губные;
6. придувные и взрывные;
7. передне- и заднеязычные;
8. звонкие и глухие согласные;
9. свистящие и шипящие;
10. Jot и плавные.
Целью данной дипломной работы было изучение особенностей звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Обозначенная цель предполагала решение ряда задач, работа над которыми позволила сделать определенные выводы.
Изучив развитие речи в онтогенезе, был сделан вывод, что под онтогенезом детской речи понимается сложное взаимодействие процесса общения ребенка и взрослых, процесса поэтапно усложняющегося, совершенствующегося, развивающегося, и специализированных функциональных систем, поэтапно сменяющих друг друга и формировавшихся в психике ребенка.
Рассмотрев понятие «звукопроизношение» в логопедии как базовое, можем резюмировать, что под ним понимается процесс образования речевых звуков, который осуществляется энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. В логопедии различается три вида нарушения звуков: искаженное произношение звука; отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его; замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка;
Представив психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью, можно отметить, что им свойственны определенные отклонения в различных сферах психики, речи, познавательной сферы и т. д., а именно: для детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев интеллектуальной деятельности, неравномерность формирования разных сторон интеллектуальной деятельности, низкий уровень развития восприятия, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ, неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения внимания; отставание в развитии познавательной деятельности этих детей, сниженная потребность в общении со сверстниками и со взрослыми, недоразвитие речи (фонетический, грамматический, лексический уровни) и т.д.
Во второй главе дипломной работы были изложены содержание и результаты эксперимента, который проводился в логопедической группе с детьми младшего школьного возраста на базе ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа № 25 для обучающихся с ОВЗ.
Целью исследования было изучение особенностей звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и системным нарушением речи.
Обследование детей экспериментальной группы включало изучение у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и системным нарушением речи особенностей произношения отдельных звуков и дифференциации этих звуков в словах, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Обследование проводилось на основе методик Г. В. Чиркиной, М. Ф.Фомичевой с учетом особенностей развития детей. Детям предлагались различные задания, с помощью которых мы смогли обследовать звукопроизношение каждого ребенка и дать качественный и количественный анализ.
Рассмотрев все аспекты звукопроизношения и сопутствующие аспекты у детей экспериментальной группы, мы можем заключить, что у всех испытуемых имеют место быть признаки нарушения речи, отягченные интеллектуальными нарушениями, хотя у всех детей артикуляционный аппарат в норме. У испытуемых преобладают проблемы с произношением следующих звуков: большая часть детей неверно произносят звук [р], также трудности для детей представляет звук [л] в твердом и мягком вариантах. Незначительные трудности вызывают у некоторых испытуемых шипящие звуки: [ш], [ж], [ч], [щ].
Таким образом, по итогам комплексного обследования детей с умственной отсталостью выявили, что преобладает с незначительным повышением средний уровень правильного звукопроизношения у
испытуемых с системными нарушениями речи и умственной отсталостью.
Для исправления существующих недостатков произношения нами были составлены методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Целью данных методических рекомендаций являлась коррекция нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Мы предполагаем, что систематические занятия с детьми, имеющими умственную отсталость, над коррекцией звукопроизношения будут эффективны и приведут испытуемых к повышению показателей по описанным методикам и позволят повысить уровень звукопроизношения в дальнейшем.
1. Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М.: Просвещение. 1985. - 321 с.
2. Волкова, Г. А., Илюк, М. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - С.-П., 2002. - 156 с.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие [Текст] / Г. А.Волкова. - СПб.: Детство пресс, 2003. - 144 с.
4. Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет. [Текст]: практикум / Т. Н. Волкова. - М.: БАО, 2005. - 240 с.
5. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С.Выготский. — Москва: Просвещение,1996. - 420 с.
+ еще 40 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 60 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Изучение ошибок на письме у младших школьников с нарушением внимания
Дипломная работа:
Выявление и преодоление дисграфических ошибок у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Дипломная работа:
Особенности психологической защиты у младших школьников с высокой тревожностью