Дипломная работа
«Развитите связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
- 76 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Изучение развития связной речи дошкольников в специальной литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень) 15
1.3. Методические аспекты проблемы обучения связной речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) 19
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 24
2.1. Цель, задачи, содержание экспериментального исследования 24
2.2. Анализ результатов выполнения заданий детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 30
2.3. Методические рекомендации по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 45
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение
На сегодняшний день в теории и практике дошкольной педагогики встаёт вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес вовсе не случаен, так как у работников дошкольных учреждений (воспитателей, методистов) возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Под связной речью мы подразумеваем овладение широким словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а именно, овладение грамматическим строем и практическое их применение и умение пользоваться усвоенным языковым материалом, то есть способность полно, связно, последовательно и ясно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Формирование связной речи оказывает важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично высказывать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. В свою очередь, важным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Проблемой формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимались великие отечественные педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов и др.
В своих трудах исследователи отмечали, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в задачу, становясь главной конечной целью всего коррекционного процесса, который требует длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Анализ литературы показал, что эта проблема хорошо изучена, но тем не менее стоит необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных подходов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Выше сказанное определило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования: изучить состояние связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и разработать методические рекомендации коррекционной работы.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня связная речь имеет свою специфику, а именно: характеризуется обилием аграмматизмов, отсутствием развёрнутых рассказов, нарушением очерёдности изложения при пересказывании, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Изучить психолого-медико-педагогическую документацию детей экспериментальной группы.
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
4. Выполнить констатирующий эксперимент с целью выявления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
5. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования констатирующего эксперимента.
6. Разработать методические рекомендации на формирование становления связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Теоретико - методологическая база исследования: в основу работы положены исследования отечественных педагогов и психологов.
Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л.С. Выготский, в основе которой были собраны концепции о единстве процессов мышления и речи, о структуре и семантике внутренней речи.
Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных учёных: А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и др.
А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, как о процессе построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
Методы исследования:
• теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
• социолого - педагогический метод (беседы с дошкольниками, наблюдение за общением детей на занятиях и в свободной деятельности);
• изучение психолого - педагогической документации;
• констатирующий эксперимент;
• математический метод (количественный и качественный анализ
исследования).
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования дают возможность расширить и углубить научные представления об особенностях формирования связной речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень).
Практическая значимость: данные материалы изучения и
методические рекомендации могут применять логопеды в дошкольных учреждениях, на логопедических пунктах, в речевых центрах, а также родители при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи.
База исследования: МАДОУ Детский сад № 212 городского округа город Уфа РБ.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Изучение развития связной речи у дошкольников в специальной литературе
Отечественный лингвист и психолог Жинкин Николай Иванович отмечал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Речь оказывает большое значение в жизни человека. С ее помощью мы общаемся друг с другом, познаем мир. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Ни что иное, как речь - основное средство человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
Связная речь относится к таким формам речи, как диалогическая и монологическая.
Диалогическая речь является первичной по происхождению формой речи. Данная форма состоит из отдельных высказываний и из последовательных речевых реакций. Чаще всего, диалог происходит в виде поочерёдных вопросов, ответов, обращений друг к другу, или же в форме беседы двух или нескольких людей.
Монологическая форма речи - это связная речь одного лица. Данная форма речи носит коммуникативный характер, цель которой - передача информации о тех или иных фактах или событиях, происходящих в окружающей действительности.
Монолог - это более сложная форма речи, которая применяется непосредственно для целенаправленной передачи информации. Главной особенностью монологической речи является односторонний и непрерывный характер высказывания, развернутость, произвольность и логическая последовательность изложенного.
Монологическая форма речи отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются элементы языковой системы: лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие средства, а также синтаксические. Вместе с монологической формой речи осуществляется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с помощью слухового и зрительного восприятия.
Специалист в области дошкольного воспитания Леушина А.М. подготовила методические рекомендации, касающиеся обучения детей творческому рассказыванию, а в дальнейшем уже пересказыванию. С точки зрения Леушиной детей необходимо подводить к словесной деятельности постепенно, строго придерживаясь определенной
последовательности. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к составлению плана высказывания и стимулировать творческую мысль.
Чтобы понять, как происходит процесс формирования связной речи, важно изучить основные положения теории порождения речевого высказывания, которые представлены в отечественных и зарубежных трудах педагогов.
Отечественный психолог Л.С. Выготский один из первых выдвинул научно-обоснованную теорию порождения речи. В основе его теории была положена концепция о единстве процессов мышления и речи, о структуре и семантике внутренней речи. Согласно своей теории Л.С. Выготский[5] утверждал: «Процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов и, наконец, в словах». Данная концепция Л.С. Выготского получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных педагогов (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и др.).
Связная речь выполняет жизненно важные социальные функции: она играет важную роль в установлении связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, всё это является решающим условием для развития личности ребёнка.
С развитием связной речи у ребёнка развивается мышление, оно непрерывно связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающим миром.
В настоящий момент, по причине увеличения количества детей, страдающих речевыми нарушениями, особое значение уделяется созданию наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной группы детей.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к заключению, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является главнейшей задачей логопедической работы, цель которой является в большей степени, полное преодоление речевого дефекта для предстоящего успешного обучения детей в школе.
Данный вопрос требует продолжительной кропотливой работы педагогов: логопеда, дефектолога, воспитателей, а также родителей и детей.
Обследование состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста показало, что для дошкольников характерны нарушения связности и последовательности изложения, а также, смысловые пропуски. Дети часто застревают на незначительных деталях, в речи употребляют малоинформативные предложения.
По итогам данной исследовательской работы выводы следующие:
— у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи низкий уровень готовности к школьному обучению, по этой причине освоение дошкольниками навыков устной связной речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения;
— на занятиях важно уделять внимание овладению дошкольниками навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа;
— на занятиях с детьми эффективность приносит коллективная работа, во время которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям /З.Е.Агранович.— СПб.: Детство-пресс, 2004. - 236 с.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008.
3. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Владос, 2007. - 513 с.
4. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2006.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с. [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://www.bim**bad.ru/docs/vygotsky_myshlenije_i_rech.pdf. (Дата обращения: 10.11.2018).
+ еще 24 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитите связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 76 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Курсовая работа:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Дипломная работа:
Формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (iii уровень)
Дипломная работа:
Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями