Дипломная работа
«Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
- 57 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1. Формирование пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности формирования пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста 15
1.3. Нейропсихологические подходы к развитию пространственных представлений и гнозиса 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование развития пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Качественно-количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования 27
2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 35
Выводы по главе 2 39
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение 50
Актуальность исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка с ОВЗ во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины.
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению дети старшего дошкольного возраста нуждаются в психологической поддержке и помощи. Изучение характера недоразвития пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, разработка путей их формирования и коррекции в дошкольном возрасте является актуальной проблемой. Своевременное, возможно более раннее проведение коррекционной работы, направленной на формирование пространственных представлений и пространственного гнозиса, будет способствовать успешному овладению новыми знаниями и навыками, также непосредственно обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной.
Пространственный гнозис - один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развития которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс. Развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников. Исследование пространственных представлений и пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста встречается в работах Выготского Л.С., Лурии А.Р., Венгера Л.А., ЗапорожцаА.В., Филичевой Т.Б.
Одной из основных причин трудностей пространственного различения у детей с интеллектуальной недостаточностью является незавершённость процесса формирования совместной работы обоих полушарий головного мозга. Изучению уровня развития пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследований (Занков Л.В., Соловьев И.М., ШифЖ.И.). Отмечается, что недостаточная связь между отдельными анализаторами, свойственная умственной отсталости, приводит к затруднениям в овладении пространственными представлениями.
По данным Семаго Н.Я., Семаго М.М. недостаточность формирования структур, отвечающих за пространственный гнозис, оказывает определенное влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребёнка.
Недостаточная изученность особенностей развития пространственного гнозиса, неразработанность методов профилактики и коррекции нарушений указанных психических процессов, определяют актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение развития пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций по его коррекции.
Объект исследования: пространственный гнозис у детей с
интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изучение и преодоление нарушений
пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: у детей с интеллектуальной недостаточностью имеются нарушения развития пространственного гнозиса, которые требуют коррекции с использованием нейропсихологических подходов.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать доступную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по изучению
пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать состояние пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ полученных результатов.
5. Разработать методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Методологическую основу исследования составили:
- научные исследования по изучению пространственного гнозиса у
детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста И.М.Соловьева, Л.В. Лопатиной, Е.А. Стребелевой, Т.В. Тумановой;
- труды по изучению развития высших психических функций у дошкольников Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии;
- труды В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, А.С. Белкина о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Методы исследования:
1. Теоретические (теоретический анализ литературы по проблеме
исследования, обобщение различных подходов);
2. Эмпирические (эксперимент, наблюдение).
Теоретическая значимость исследования заключается в накоплении теоретического и практического материала по проблеме исследования и преодоления нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Практическая значимость: разработанные рекомендации могут быть использованы педагогами, воспитателями, занимающимися с детьми с интеллектуальной недостаточностью и родителями.
База исследования: МБДОУ детский сад № 42 г. Уфы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Формирование пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
Пространственный гнозис - это умение ориентироваться в пространстве: в собственном теле, в окружающем пространстве, на листе бумаги, относительно себя в пространстве [27,35].
Пространственные представления более широкое понятие, чем пространственный гнозис, это не только умение ориентироваться в пространстве, но и осознание пространственных отношений [32,27].
Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. Непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок, трансформации и перемещения мысленного образа требуют скрупулезной оценки, факторного анализа, экспериментального и теоретического осмысления. Это обусловлено тем, что пространственные представления играют определяющую роль в становлении рефлексивных структур сознания.
В развитии пространственного гнозиса психологи выделяют этапы, связанные с появлением у ребенка активного перемещения в пространстве; овладением предметными действиями; усвоением вещания, которое дает возможность отображать и обобщать в слове пространственные категории.
Для образования самых элементарных знаний о пространстве, по мнению О.И. Галкиной, М.Д. Гузевой, А.А. Люблинской, Н.М. Яковлевой, необходимо накопление большого количества конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. А.А. Люблинская и О.И. Галкина выделяют три категории элементарных пространственных представлений, усваиваемых детьми дошкольного возраста: 1) отражение удаленности предмета и его местоположения; 2) ориентировка в направлениях пространства; 3) отражение пространственных отношений между предметами [5].
А.Е. Козыревой прослежено влияние пространственных представлений детей-дошкольников на ориентацию в направлениях пространства. Автором установлено, что у нормально развивающихся детей старее четырех лет уже вычленяются, по крайней мере, два пространственных признака: направление и место изменения пути (повороты), иногда и расстояние. У старших дошкольников описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам, точно обозначающим пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив»), однако за этими словами у детей 5-7 лет еще нет подлинного понятия о пространстве. Только дети, владеющие более дифференцированным активным словарем, в состоянии восстановить цельную «карту пространства» и «карту обозрения». Имеет значение и более гибкое использование этими детьми элементов грамматического строя речи в процессе пространственной ориентировки. По мнению Р.И. Говоровой и О.М. Дьяченко, успешность описания пути (от дома до определенного пункта) зависит от построения и использования схематизированного представления, а не только от свободного владения пространственной терминологией. Овладение таким умением строится на основе движения самого ребенка, с помощью которого он выделяет ориентиры в предметном мире и устанавливает в своем представлении связи между ними. Такое оптимальное средство решения пространственных задач схематизированный образ, можно формировать у детей достаточно рано, давая им возможность ориентировки в окружающем пространстве. Дети, научившиеся находить и изображать путь в экспериментальных заданиях, в новых условиях, требующих ориентировки в пространстве, сами выделяют наиболее значимые информативные предметы в качестве ориентиров [24].
Процесс формирования пространственных представлений у детей в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью. Уже у детей 3-4 лет есть вполне конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Эти представления связаны с движениями самого ребенка в данном направлении.
Нами проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.
Пространственный гнозис - это умение ориентироваться в пространстве: в собственном теле, в окружающем пространстве, на листе бумаги, относительно себя в пространстве.
Формирование пространственного гнозиса происходит в тесной связи с развитием моторики, элементарных предметных действий и речи при условии активности самого ребенка и правильно организованной деятельности. Постепенно, по мере развития мышления и речи на основе представлений развиваются пространственные понятия.
Дети с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте еще не понимают функционального назначения предметов, не совершают с ними специфических манипуляций, не фиксируют взгляд на предметах. Игровые действия умственно отсталого дошкольника также отражают недостаточность развития пространственных представлений, ослабление внимания к пространственным компонентам игры.
Факторами, тормозящими развитие пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью, являются нарушения в фиксации взора, затруднения в зрительных поисках заданного объекта, недоразвитие мелкой моторики.
Обследование развития пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста проводилось с помощью диагностики предложенной И.А. Филатовой.
Направления обследования:
1. Исследование ориентировки в собственном теле.
2. Исследование ориентировки в двухмерном пространстве.
3. Исследование ориентировки в трехмерном пространстве, в движении.
Таким образом, исследование развития пространственного гнозиса показало, что дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие трудности при ориентировке в направлениях пространства, в сторонах тела, не могут выполнять действия, связанные с пространственной ориентировкой, по словесной инструкции. Отмечается недостаточное умение детей с интеллектуальной недостаточностью ориентироваться на плоскости листа бумаги. Для них характерна недостаточная активность и дифференцированность восприятия, неузнавание или неправильное узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений предметов. Для организации деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью требуется многократное повторение словесной инструкции. Все это говорит о том, что только под влиянием правильно организованного обучения и воспитания этих детей происходит дальнейшее развитие и совершенствование процессов восприятия и осмысления пространства.
Методические рекомендации по преодоления нарушений
пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью построены на нейропсихологических методиках, которые позволили выявить специфику нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью, их причину и наметить пути преодоления. Нейропсихологическая коррекция — это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на восстановление нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
В основу методических рекомендации положены взгляды Н.Я. и М.М. Семаго на формирование пространственного гнозиса у детей. Они выделяют 4 основных уровня овладения детьми пространственным гнозисом: уровень пространства собственного тела; уровень расположения объектов по отношению к собственному телу; взаимоотношения внешних объектов между собой; лингвистическое пространство (квазипространство).
При составлении методических рекомендации были использованы кинезиологические упражнения для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса. Также были включены телесно-ориентированные упражнения, которые подчинены законам развития движений, в соответствии с которыми первоначально работа происходит в положении преимущественно «на спине», затем в положении «сидя», «стоя».
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Гринина Е.С., А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова. Основы специальной психологии / [под ред. Л.В. Шиповой].- Саратов : ИЦ «Наука»,2013.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж.- М.: Астрель, 2008.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 2008.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002.
5. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.+ + еще 42 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Формирование умения образовывать и изменять слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня