Магистерская работа
«Башкирские народные сказки в нравственно- эстетическом воспитании младших школьников»
- 110 страниц
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК 7
1.1. Общие сведения о башкирских народных сказках 7
1.2. Методы и средства нравственно-эстетического воспитания у башкир 19
1.3. Воспитательный потенциал башкирских народных сказок 25
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 44
2.1. Методика работы со сказками в начальной школе 44
2.2. Методические рекомендации для учителей младших школьников по использованию сказок в воспитательном процессе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 109
Актуальность темы исследования. Сказка является духовной пищей младшего школьника. Входя в мир чудес и волшебства, обучающийся погружается в глубины своей души. Башкирские народные сказки, внедряя детей в мир необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, закладывают в них глубокие нравственные идеи. Они учат доброму отношению к народам, показывают высокие чувства и стремления. Как известно, целью сказочника является воспитание человечности, формирование таких качеств как, сопереживание, соучастие, сострадание.
Встреча ребят с героями сказок не оставит их безразличными. Желание подать руку помощи оказавшемуся в беде герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность младшего школьника, развивает заинтересованность к предмету. В результате сопереживания у ребят появляются не только новые познания, но и самое основное - новый эмоциональный взгляд к окружающему, то есть к народам, предметам, явлениям. Из сказок дети получают знания: первые представления о времени и пространстве, взаимоотношениях человека с природой, предметным миром. Младшие школьники встречаются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как гнев и сострадание, любовь и ненависть, жизнь и смерть, измена и коварство. Форма изображения данных явлений особенная, сказочная, доступная осмыслению ребят, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Степень научной разработанности проблемы. Башкирские народные сказки были предметом изучения таких ученых как Л.Г. Бараг, А.М. Сулейманов, Г.Р. Хусаинова. Особенности языка сказок были исследованы М.В. Зайнуллиным и Дж. Г. Киекбаевым. Методика преподавания башкирских народных сказок
рассматривались в трудах Л.Б. Фесюкова.
На наш взгляд, возникает противоречие, между недостаточной разработанностью условий эффективного использования башкирских народных сказок в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников и воспитательным потенциалом этого вида жанра. Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют также развитию выразительности речи.
Младший школьный возраст недолгий, но значимый период становления личности. В эти годы школьник приобретает знания об окружающем мире, у него начинает формироваться отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки норм поведения, складывается характер.
В работе показана вся важность использования башкирской народной сказки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
В исследовательской работе рассмотрены проблемы использования башкирских народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников. Показаны пути, обоснована эффективность данного средства для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, принятию решений по проблемам и ситуациям, аргументированному выражению своих идей, быстрой адаптации и моделированию работы в коллективе.
Объектом исследования определен процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является сказка как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Цель исследования: выявить условия для эффективного использования башкирских народных сказок в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- проектирование и апробация занятий по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников;
- обобщение полученных результатов;
- составление методических рекомендаций для учителей и родителей по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников с использованием сказок.
Методологическая и теоретическая база исследования. Методологической основой исследования является комплексный подход. Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области этнографии, фольклористики, методики преподавания устного народного творчества.
При разработке проблемы использовались традиционные методы наблюдения, анализа и синтеза, описания и обобщения.
Научная новизна исследования заключается в том, что в исследовании проанализированы и обобщены труды ученых по рассматриваемой проблеме с привлечением фольклорных текстов, для раскрытия сущности понятия нравственности, эстетического воспитания теоретически обоснованы необходимость башкирских народных сказок в воспитания младших школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами и преподавателями при подготовке к занятиям литературного чтения в начальной школе, а также для составления различных видов деятельности на уроках, что может оказаться полезным при составлении плана урока и в качестве воспитании молодого поколения.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа была обсуждена на заседаниях кафедры башкирской литературы и культуры Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. Основные положения работы докладывались на научно-теоретических конференциях, методологических семинарах. Результаты исследования нашли отражение в 2 публикациях: «Народы Евразии: История, Культура. Языки, посвященной 65-летию образования бюджетного научного учреждения Республики Алтай «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова»: Воспитание трудолюбия на основе башкирской народной сказки «Ленивая девочка»» (Горно-Алтайск, 2017), «VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию кафедры татарской филологии и культуры филологического факультета Башкирского государственного университета: Роль народной сказки в духовно-нравственном воспитании младших школьников» (Уфа, 2018).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
1.1. Общие сведения о башкирских народных сказках.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «казать» [Фасмер, 1964-1973: 576]. Также означало: перечень, список и точное описание. Современное
значение приобрело с XVII-XIX века.
В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» Там же приводится пять пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора:«Не дочитав сказки, не кидай указки»;«Ни в сказке сказать, ни пером описать»;«Сказка складка, а песня быль»; «Сказка складом, песня ладом красна»;«Либо дело делать, либо сказки сказывать» [Даль, 1979: 779].
Сказка - понятие обобщающее. Присутствие определенных жанровых признаков, позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам [Педагогическая энциклопедия, 1999: 153].
Европейские народы, как правило, никак не обозначают фольклорную сказку, используя для её определения самые разнообразные слова. Есть только два европейских языка, которые образовали специальные слова для обозначения этого понятия: русский и немецкий. Н латинском языке слово «сказка» передается через fabula. Однако это слово обозначает не только сказку, но и беседу, сплетню, предмет разговора и т. д., а также рассказ, в том числе сказка и басня. В значении «басня» оно передалось с немецкого языка (нем. Fabel). В немецком языке сказка обозначается, словом Marchen. Корень Mar- означает «новость», «известие»,а -chen - это уменьшительный суффикс. Таким образом, Marchen - «маленький, интересный рассказ». Это слово наблюдается с ХШ века и постепенно закрепилось в значении «сказка». [Морозова, 2017: 111].
Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения школьника в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам.
Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Первоначально сказка, выделившаяся из мифа, противостояла мифу как: профанное - сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф, в определённое время и в определенном месте, раскрывает посвященным тайные занятия.
Сказка - нужный элемент внутренней жизни школьника. Проникнув в волшебный мир, младший школьник уходит в глубины своей души. Народные сказки, вводя школьников в мир, где присутствуют необыкновенные волшебства, превращений, событий, совершающихся с их героями, проявляют глубокие нравственные идеи. Ведь народные сказки - фольклорная проза, творчеством, которого является народ.
В башкирских народных сказках, народ стремился сказать и показать своё национальное мироощущение, поднимать бытовые нравственные, семейные проблемы и направить своих детей к жизненной мудрости.
Нравственное начало человека обладает две стороны: природное начало (естественные наклонности) и приобретенное (условно принятые правила, привычки, обычаи).
Понятие «нравственный» состоит из органического единства природного и социального, выработанного народом. Нравственный человек - это означает соотнесенный с традициями, образом жизни народа, семьи, старшего поколения. Обычаи здесь выступают как парадигма, дисциплинарная матрица. Там, где сталкиваются требования законов и установки обычаев, приоритет в сознании и поведении личности отдается вторым.
Нравственность - это, прежде всего система правил поведения личности, которая отвечает на вопросы: что добро, а что зло, что хорошо, а что плохо. Любой человек при оценке собственного поведения, поведения иных людей употребляет эти системы правила. В основу данной системы помещаются ценности, который человек считает значимыми и нужными. Как правило, среди подобных ценностей жизнь человека - это в первую очередь семья, любовь, счастье и благополучие. Таким образом, нравственность - это самостоятельный выбор человека, так как человек сам решает какие ценности, он предпочитает для себя, в какой иерархии он их расположит, насколько их будет соблюдать в поведении, и как будет определять действия человека - нравственным или безнравственным. Лишь совесть может поддержать сделать верный выбор и обеспечить нравственное поведение человека.
Следовательно сказка расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром, так как сказка и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Она является одним из самых чистых и живительных источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого.
1. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. - Уфа, 1996.
2. Балаболина Т.А. Русская сказка как средство формирования активного интеллекта учащихся в процессе обучения и воспитания. - Нерюнгри: Якут. гос. ун-т, 2001. - 125 с.
3. Бараг Л.Г. Сказочная фантастика и народные верования // Сов. Этнография. 1996, №5.
4. Бараг Л.Г. Восточнославянские сказки, их взаимосвязи и национальное своеобразие // Эпические жанры устного народного творчества. - Уфа, 1969.
5. Бараг Л.Г. Из репертуара современных сказочников // Материалы исследования по фольклору Башкирии и Урала. - Уфа, 1974. Вып.1.
+ еще 85 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Башкирские народные сказки в нравственно- эстетическом воспитании младших школьников» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 110 | |
Цена: | 2800 руб. |
Дипломная работа
«Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников»Дипломная работа
«Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)»Курсовая работа
«Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочных занятиях по декоративно - прикладному искусству»Дипломная работа
«Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей»Дипломная работа
«Использование детской музыки башкирских композиторов в вокально-хоровой работе с младшими школьниками»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика