Дипломная работа
«Исследование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната»
- 66 страниц
Введение 3
Глава I Теоретические основы коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью 6
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» 6
1.2 . Особенности Формирование коммуникативных навыков в онтогенезе.11
1.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью 23
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната с. Серафимовский 33
2.1 Организация и методика исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 38
2.3 Коррекционно-развивающая программа по развитию 42
Выводы по главе второй 47
Заключение 50
Литература 53
Приложения 59
Актуальность проблемы исследования. Проблема изучения речевого общения у детей с умственной отсталостью достаточно разработана. Так, о важности речевого развития ребенка, о речи как средстве познания и общения, о развитии ее коммуникативной функции говорится в работах Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, о несовершенстве навыков, связанных с использованием речи как средства общения - в трудах М. И. Лалаевой, В. Г. Петровой, М. И. Шишковой, об особенностям речевого развития обучающихся с нарушениями интеллекта в трудах В. П. Глухова, И. А. Емельяновой, Е. А. Кургановой, Р. И. Лалаевой, О. С. Степиной и др.
Несмотря на наличие данных об особенностях развития речи у детей с умственной отсталостью на сегодняшний день недостаточно информации о коммуникативных навыках детей данной группы. В связи с чем проблема исследования представляется актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Исследование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната с. Серафимовский».
Цель исследования: изучить уровень развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью, на основе полученных данных разработать коррекционно-развивающую программу.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности сформированности коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с умственной отсталостью к 11-12-ти годам наблюдаться недостаточность развития коммуникативных навыков разной степени.
Задачи исследования:
1) провести обзор научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) подобрать экспериментальные методики и провести исследование;
3) провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
4) интерпретировать полученные данные и сформулировать выводы;
5) на основе полученных данных разработать коррекционно-развивающую программу для детей с умственной отсталостью.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теория о развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн);
- теория о специфических особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский);
- теория о специфике коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью (И.А. Емельянова, О.С. Степина).
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) биографические методы (анализ протоколов психолого-медико-педагогической комиссии);
3) констатирующий эксперимент;
4) качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) проанализированы проблема изучения коммуникативных навыков в психолого-педагогической науке;
2) изучены особенности формирования коммуникативных навыков в онтогенезе;
3) описаны особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается в том, что разработана коррекционно-развивающая программа для детей с умственной отсталостью в соответствии с уровнем сформированности коммуникативных навыков. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в школьных образовательных учреждениях при планировании и организации коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Эмпирическая база исследования: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Контингент участников исследования: 5 детей с умственной отсталостью в возрасте 11-12 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы (55 источников), приложений.
Глава I Теоретические основы коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью
1.1 Понятие «коммуникативные навыки»
В настоящее время навыки играют важную роль в психологии, психолингвистике, педагогике, онтолингвистике, логопедии и многих других науках. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, совокупность освоения системы знаний и овладения конкретными навыками является «основным содержании и важной задачей обучения» [41, с. 89].
По мнению Н.Е. Трифомова, навык является определенным фундаментом умения, который складывается на его основе с помощью полученных в процессе обучения знаний. Зачастую данные понятия в литературе отождествляют [49].
В своей диссертации Артёмкина Т.Е., ссылаясь на Н.В. Бордовскую, А.А. Реан, пишет, что ребенок может ориентироваться в стандартных ситуациях только на основе полученных и сформированных навыков, автоматизированных ребенком в ходе обучения, а когда сталкивается с нестандартной ситуацией применяет имеющиеся умения и знания в соответствии со сложившейся ситуацией. В условиях новой ситуации происходит обогащение багажа знаний с переходом на формирование нового навыка [3].
В логопедическом словаре В.И. Селиверстова под «навыком» понимаются «автоматизированные элементы сознательной деятельности, которые возникают в результате упражнений, устоявшиеся способы действий» [45, с. 128].
В психолингвистике и психологии полностью согласны с вышеприведенным определением, дополняя его тем, что навыки образуются не только в результате упражнения, но и в результате выучки, тренировки [41].
С точки зрения психиатрии, как отмечает Е.Л. Ворошилова, «навык» - это приобретенная способность, направленная на выполнение более или менее сложных психомоторных действий различного рода, включая символические, зрительно-пространственные, арифметические, лингвистические, познавательные, социальные и специализированные [11].
Во всех вышеизложенных концепциях существует сходство в том, что «навык» - это приобретенная способность осуществлять различного рода действия, доведенного до автоматизма, независимо от сложности, абстрагируясь от поэлементного воспроизведения, посредствам выполнения упражнений, тренировки, выучки.
Перед тем как перейти к понятию «коммуникативные навыки», вкратце рассмотрим, что такое «коммуникация».
Термин «коммуникация» происходит от лат. communication - передача, сообщение. С позиции теории информации под термином «коммуникация» следует понимать связь между переменными, которая осуществляется любыми средствами бессознательно или сознательно и приводит к взаимному уменьшению неопределенности [57].
Т.М. Дридзе при определении термина «коммуникация» указывает на латинский корень этого слова, обозначающий общий, совместный, взаимный, объединяющий, обоюдный, предполагающий обмен ценностями и знаниями «Коммуникация» в широком смысле - это передача информации от одного человека к другому посредствам жестов, речи, символических форм, изображений, зафиксированных на материальных носителях. При общении людей, они не только осуществляют передачу информации, но и формируют, развивают, уточняют её. Участники становятся партнерами, возникает необходимость ориентироваться на цели, мотивы, установки собеседника [17].
В основу выпускной квалификационной работы легли труды известных педагогов. Изучив и проанализировав научную литературу по проблеме коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью, мы выявили, что коммуникативные навыки как действия общения, формирование которых подразумевает не просто владение средствами коммуникации, но также способность свободно и адекватно использовать эти инструменты в изменяющихся условиях естественного живого общения. Под коммуникативными навыками детей с умственной отсталостью следует подразумевать такие навыки как: умение вести диалог и слушать собеседника; умение излагать собственное мнение, аргументировать свою позицию; способность сознательно применять речевые средства в зависимости от задачи коммуникации в целях выражения собственных потребностей, мыслей и чувств; умение договариваться, прийти к общему мнению или решению, убеждать друг друга; способность учитывать разнообразные мнения, уважать иную точку зрения.
Для изучения уровня сформированности коммуникативных навыков мы подобрали следующие методики: «Карта наблюдений», «Социометрическое исследование (Дж. Морено)», «Проективная методика Рене Жиля».
Исследование особенностей коммуникации детей 11-12 лет с легкой умственной отсталостью показали, что коммуникативные навыки исследуемой группы детей сформированы на среднем уровне.
По результатам наблюдения установлено, что Зимфира К. любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми людьми, легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми. Она направлена на взаимодействие с окружающим миром, нуждается в общении и взаимодействии. Зимфира К. стремится руководить, желает выступать в роли вожатого, в любой деятельности «тянет одеяло на себя», зачастую не слышит других и пытается вставить свое мнение, командовать. Аниса К. не может долго усидеть на одном месте, ей не интересны самоанализ, она не зацикливается на обидах или неудачах, очень быстро забывает плохое и сломя голову несется дальше. В целом Зимфира К. открыта внешнему миру и окружающим, очень общительна и энергична, а также весьма доброжелательна с людьми и уверена в себе.
У троих исследуемых детей (Аниса К., Лилиана У и Шамиль Ф.) выявлен средний уровень коммуникативных навыков. При этом Лилиана У и Шамиль Ф. тянутся к общению, при этом достаточно избирательны в контактах. Они одинаково сфокусированы как на себе, так и на других, т.е. наружу и вне, умеют приспосабливаться. Аниса К. имеет тенденцию к интровертированности, она крайне избирательна в контактах.
У Егора П. выявлен низкий уровень коммуникативных навыков. Он замкнут, избегает скопление людей, шумные компании, не стремится заводить новые знакомства, предпочитает слушать, а не говорить. Егор П. испытывает трудности в общении и социализации.
Данные таблицы 3 показывают, что к группе «предпочитаемых» в исследуемой группе относится Зимфира К.; к «принятым» относятся Аниса К., Лилиана У. и Шамиль Ф., к группе «изолированные» - Егор П., «отвергнутых» детей в группе исследуемых не выявлено. Таким образом, статусная структура исследуемой группы является относительно благополучной, поскольку число «предпочитаемых» и «принятых» в группе преобладает.
Потребность в общении выявлена у Зимфиры К. и Шамиля Ф. Отрицательная социовалентность выявлена у Анисы К., Егора П. и Лилианы У. Таким образом, в исследуемой группе детей уровень потребности в общении ниже среднего.
У Анисы К. средний уровень выявлен по таким показателям как любознательность и общительность, низкий уровень стремления к доминированию, конфликтности, стремления к уединению. У Егора П. выявлен высокий уровень стремления к уединению, а также низкий уровень любознательности, общительности, стремления к доминированию и конфликности. У Зимфиры К. выявлен высокий уровень общительности и стремление к доминированию, средний уровень любознательности, и низкие уровни конфликтности и стремления к уединению. У Лилиана У. средний уровень выявлен по таким показателям как любознательность, общительность и конфликтность, низкий уровень стремления к доминированию, стремления к уединению. Шамилю Ф. свойственен средний уровень почти по всем показателям, кроме стремления к уединению (низкий уровень).
В целях развития и коррекция коммуникативных навыков и формирование умений конструктивного взаимодействия обучающихся 11 -12 лет с легкой степенью умственной отсталости нами была разработана коррекционно-развивающая программа.
Программа рассчитана на полгода. Рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 40 минут и содержит следующие разделы: «Какие мы разные, и мы вместе», Стоп! Подумай! Действуй!», «Умение активно слушать», «Умение перерабатывать информацию», «Умение говорить самому», «Умение использовать вербальные и невербальные средства общения», «Развитие эмпатии и уважительного отношения в ходе общения», «Умение сотрудничать», «Как реагировать на обиду?» «Как не поссориться с друзьями? Как избежать наказания?», «Умение соблюдать очередность в разговоре», «Что меня беспокоит».
Гипотеза исследования о том, что у детей с умственной отсталостью к 11-12 года наблюдаться недостаточность развития коммуникативных навыков разной степени, подтверждена.
1. Алмазова А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Логопедия». - М.: Владос, 2011. - 374 с.
2. Аристова И. Л. Общая психология. - Владивосток, 2013. - 104 с.
3. Артёмкина Т. Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора: дисс. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2014. -124 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения детей. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика, 2004. - 128 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.
+ еще 52 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Исследование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью
Дипломная работа:
Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Дипломная работа:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у дошкольников с умственной отсталостью
Дипломная работа:
Трудности в общении подростков, воспитывающихся в детском доме
Дипломная работа:
Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью