ВКР

«Диагностика результатов обучения по теме «текстовые редакторы» в курсе информатики»

  • 55 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6

1.1. Понятие теста и его особенности: классификация, содержание и формы 6

1.2. Цели и функции тестового контроля 12

1.3. Требования к содержанию и форме теста 15

Выводы по 1 главе: 19

Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 20

2.1. Особенности использования тестового контроля на уроках информатики 20

2.2. Компьютерное тестирование как средство контроля и применение тестирующей программы MyTest 23

Выводы по 2 главе: 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 51

Введение

В современном образовании одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений обучающихся стала тестовая технология. Как отмечается в методике преподавания, использование тестов - это одно из рациональных и эффективных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся на разных ступенях обучения. Кроме этого тестирование стало одним из средств индивидуализации в учебном процессе, потому что предоставляет возможность учитывать существующие психологические особенности обучающихся, которые мешают их успешной учебной деятельности. Одновременно тестовый контроль имеет ряд существенных преимуществ перед другими видами существующего контроля. Во-первых, он дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и, во-вторых, при помощи тестирования удается быстро диагностировать овладение учебным материалом большего числа обучающихся. При этом жесткая процедура проверки знаний обучающихся практически исключает субъективизм. Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала. Всё это дает полное основание для утверждения актуальности данной работы.

Начиная с 90-х годов, в учебно-методической литературе появился целый ряд публикаций, посвященных использованию тестов в практике школьного образования. В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками. По мнению одного из ведущих специалистов в области методики организации работы с тестами П.П. Блонского, огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика «Так мне кажется» заменить словами «Я это знаю» или «Я это не знаю». Именно эта особенность тестов дает возможность каждому учителю включить данный вид контроля в любой этап урока, на разном этапе усвоения новых знаний и при изучении любого учебного предмета, в том числе и информатики.

Цель данного исследования - теоретическое обоснование и практическое доказательство эффективности использования тестовой формы как одной из форм контроля в обучении информатики.

Объект исследования - тестирование как форма контроля.

Предмет исследования - тестирование на уроках информатики как форма контроля полученных знаний.

На основании определенной цели исследования, а также выявленного объекта и предмета исследования можно определить следующие цели данной работы:

• изучить учебно-педагогическую и методическую литературу по

теме исследования;

• дать понятие теста, его содержания, формы и классификации;

• выявить функции тестового контроля;

• определить требование к содержанию и форме теста;

• рассмотреть объекты содержания и объекты контроля тестового

задания;

• представить применение тестов в обучении;

• продемонстрировать проверку соответствия требований,

предъявляемых к содержанию тестовых заданий, (на примере нескольких тематических тестов по одной и той же теме).

В сложившейся системе образования имеется богатый методический опыт системы контроля знаний обучающихся по разным учебным предметам. Поэтому теоретической основой данного исследования стали работы многих специалистов в области образования и тестовой методике контроля знаний:

• в области психологии этой теме посвящены работы психологов

З.И. Калмыковой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана и педагогов Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, Е.С. Перовского;

• в области методики преподавания учебных предметов, в том

числе и информатики - В.Г. Дорофеева, Ю.М. Колягина, А.Г. Мордковича, А.С. Шепетова и др.;

• теоретические основы разработки тестовых заданий в

общедидактическом плане представлены в работах B.C. Аванесова, В.П. Беспалько, С.И. Воскерчьяна, Н. Гронлунда, В.А. Дюка, Т.А. Ильиной, К. Ингенкампа, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, А.И. Раппопорта, Р. Сельга, И. Соттера, Н.Ф. Талызиной и мн. др.

Данная работа посвящена определению возможностей использования тестовых заданий как эффективного средства при проведении текущего, тематического и итогового контроля при обучении информатике в школе.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявленные особенности и положительные стороны тестирования как одной из формы контроля являются актуальными для решения вопросов современного образования. Теоретические положения, рассмотренные в данной работе, могут быть использованы преподавателями других дисциплин.

При написании работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы учебно - педагогического характера.

Данная работа имеет следующую структуру: введение, в котором определяются объект и предмет исследования, цель и задачи, поставленные в работе.

Основная часть состоит из двух глав. В заключении подводится итог всей проделанной работы, делаются обобщающие выводы.

Список использованной литературы состоит из 33 источников.

Новизна предлагаемой работы: элементом новизны можно считать сравнительный анализ научно - методической литературы и разработка методического пособия для тестирования.

Фрагмент работы

Глава 1. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие теста и его особенности: классификация, содержание и формы

На современном этапе образования в общеобразовательном учреждении контроль и оценка знаний обучающихся все чаще и чаще обеспечивается при помощи разнообразных тестов. Тесты, как одна из форм контроля, в российском образовании появились сравнительно недавно, в отличие от зарубежных стран, где по этому вопросу имеется богатый опыт.

Интерес к тестированию в отечественном образовании объясняется тем, что помимо своей основной функции - контроля знаний обучающихся, оно может выполнять и другие функции:

• служит средством диагностики трудностей учебного материала,

• является мерой определения качества обученности;

• дает возможность для прогнозирования успешности или

неуспешности обучения.

«Тест (от английского test - проба, испытание, опыт) - это небольшие стандартизированные задания, состоящие из вопросов и задач, с помощью которых проводится определенное психологическое исследование. Существенные признаки тестов, а также их функции нашли отражение в современных словарных определениях тестов прежде всего в психолого-педагогической области. В психологическом словаре отмечается, что тест - это «краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий».» [21, с. 712].

Исследователь истории создания тестов А.А. Алексеева определяет тест как «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное апробирование с целью определения его показателей качества, который позволяет выявить у тестируемого степень его лингвистических и коммуникативних компетенций»[3, с. 93].

Со своей точки зрения доктор педагогических наук С.Р. Балуян, занимающаяся исследованиями в области лингводидактического

тестирования, в частности тестирования устной коммуникации, отмечает, что «комплекс заданий теста существует в форме совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых. Его отличает тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами, предварительная экспериментальная проверка, наличие таких характеристик эффективности, как валидность и надежность. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету» [4, с. 44].

Доктор педагогических наук В.С. Аванесов отмечает, что понятие «педагогический тест» следует рассматривать в двух существенных смыслах:

• тест как метод (точнее, форма) педагогического измерения (в

этом значении употребляются словосочетания «зачет в форме теста», «тест в середине семестра»);

• тест как результат применения соответствующего измерения

(например, «пройти тест» или «провалить тест») [1, стр. 93].

При кажущемся разнообразии всех этих определений можно говорить об их общности, суть которой заключается в том, что в психолого-педагогическом понимании этого слова тест обозначает проверку, испытание.

Заключение

В современной педагогике и в методике преподавания информатики в том числе все чаще и чаще возникает вопрос об использовании тестовой методики как средства контроля. Такое обращение к тестам как форме контроля совершенно понятно: при обучении информатике контроль является одним из инструментов управления учением. А вопросы, связанные с проверкой и учетом знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения в педагогике были актуальны всегда. Поэтому тесты как форма контроля также нашли свои применения на уроках информатики.

Данный тип контроля, который включает в себя достаточно большое количество заданий, дает учителю возможность:

• рационально и эффективно использовать урочное время;

• охватить больший объем содержания учебного материала по

предмету;

• установить не только обратную связь с обучающимися, но и

быстро определить результаты усвоения необходимого материала;

• обеспечить одновременную проверку знаний обучающихся;

• формировать мотивацию обучающихся к подготовке к каждому

уроку;

• индивидуализировать работу с учениками;

• повышать интерес к изучаемой дисциплине.

Тестовая методика контроля, используя различные варианты заданий, обладает большими преимуществами. Одно из самых значимых - это скорость работы на уроке.

Одновременно у тестов есть и свои недостатки. Главный из них - категоричность оценки выполнения задания, т.к. тесты дают возможность учитывать только два способа выполнения задания - задание выполнено правильно и полностью или задание не выполнено, в культуре математической речи (письменной или устной) - ее с помощью тестов не проверишь. Традиционная проверка позволяет гораздо глубже проверить знания ученика.

Поэтому тестовая методика не должна использоваться как единственное средство контроля на уроках информатики и вытеснять остальные, хорошо зарекомендовавшие себя традиционные средства контроля. Но как один из эффективных вариантов она имеет право присутствовать в образовательном процессе, в том числе и на уроках информатики.

Список литературы

1. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Автореф. д-ра пед. наук [Текст]/В.С. Аванесов.-/Санкт-Петербургский гос. Ун-т. - СПб.:Питер, 2017. - С.369.

2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний - М. 2014. - 203 с.

3. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2016. — 125 с.

4. Адамова Г.М. Использование разноуровневых тестов. // Профессиональное образование. Столица. -2017.№11.

5. Алексеева А.А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А.А. Алексеева. - М: Изд-во МГУ, 2011.

+ еще 28 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Диагностика результатов обучения по теме «текстовые редакторы» в курсе информатики»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 55
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика