Дипломная работа
«Особенности развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- билингвальной среды»
- 63 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОНО- И БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ 7
1.1 Понятие билингвизма и развитие различных языковых способностей у двуязычных детей 7
1.2 Особенности процессов звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста 15
1.3 Особенности звукового анализа и синтеза у детей-билингвов 17
1.4 Логопедическая работа по освоению навыков звукового анализа и синтеза детьми старшего дошкольного возраста 23
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОНО- И БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ 26
2.1 Организация и методика экспериментального исследования 26
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 29
Выводы по главе 2 33
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.1 Организация формирующего эксперимента по развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста 34
3.2 Результаты контрольного эксперимента 42
Выводы по главе 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность исследования. Звуковой анализ слова необходимая предпосылка обучения ребенка в школе. Несформированность звукового анализа и синтеза негативно сказывается и на формировании звукопроизношения: для речи детей старшего дошкольного возраста характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
В литературе имеется немало исследований, посвященных звуковому анализу и синтезу у детей-дошкольников, а также их коррекции Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, В.А Ковшиков, Л.С. Лалаева,
С.Л. Рубинщтейн, Т.А. Ткаченко, Т.Б Филичева, М.Е Хватцев, Г.В Чиркина, и др.). Это объясняется частотой появления данного расстройства у детей старшего дошкольного возраста, разнообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления звукопроизношения у детей данной возрастной группы. Однако, проблема различий развития навыков звукового анализа и синтеза у детей из моно- и билингвальной среды исследована недостаточно, хотя и имеет острую практическую значимость, поскольку логопеду в условиях ДОУ приходится ежедневно работать с детьми из разных лингвистических сред. Сказанным обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования: развитие звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды.
Предмет исследования: особенности развития звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды.
Цель исследования: выявить особенности развития звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды, разработать методические рекомендации по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды.
Гипотеза исследования Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста из билингвальной среды одним из видов нарушений является несформированность навыков звукового анализа и синтеза, тогда как у дошкольников из монолингвальной среды их не будут выявлено; специально организованная логопедическая работа позволит откорректировать навыки звукового анализа и синтеза и подготовить их к обучению в школе.
В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать экспериментальные методики и провести исследование.
3. Выявить специфические особенности формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды.
4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
5. Разработать методических рекомендаций по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды.
6. Сформулировать выводы.
Теоретико-методологическую базу исследования:
1) исследования ученых о развитии детской речи в норме (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина; Н.Х. Швачкин );
2) учение об этиологии нарушений речи (Л.С. Выготский, А.Е. Лурия, Л.Ф. Спирова);
3) исследования форм речевой патологии (Р.Е. Левина);
4) психолингвистические исследования, посвященные становлению разных уровней языковой структуры (Н.Б. Жинкин, С.Н. Цейтлин, Т.Н. Ушакова).
5) теоретические положения, раскрывающие особенности усвоения нескольких языковых систем детьми-билингвами с нормальным и нарушенным речевым развитием (Л.И. Белякова, Г.В. Бабина, А.Н. Гвоздев)
Методы исследования:
- метод теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы;
- метод анализа психолого-педагогической документации;
- эмпирические методы (логопедическое обследование);
- методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: дан теоретический анализ особенностей развития речи детей из билингвальной среды, установлены этапы формирования звукового анализа и синтеза у детей, ориентация на которые позволяют эффективно организовать коррекционную работу с учетом структуры нарушения.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 320 комбинированного вида» округа г. Уфа Республика Башкортостан. Выборку исследования составили дошкольники старшей группы в возрасте 6 лет, в количестве 10 человек, из которых 6 детей из монолингвальной среды и 4 детей из билингвальной среды.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОНО- И БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1 Понятие билингвизма и развитие различных языковых способностей у двуязычных детей
Билингвизм как определяется различными словарями, это знание двух языков. Термин «билингвизм» происходит от латинского bi- «двойной» и lingua- «язык». «Билингвизм» иногда переводят русским словом «двуязычие». Поэтому в современной лингвистической литературе эти два слова часто используются как эквивалентные. Толкований происхождения термина, как и определений самого явления, в специальной литературе существует достаточное количество (Н.И. Толстой, В.В Иванов, X. Манхуел, А. Дибольд, С. Эрвин, Ч. Осгуд, В.Ю. Розенцвейг). Различают билингвизм естественный, когда, знание двух языков приобретается при постоянном пребывании в различных языковых средах, и искусственный; когда с раннего возраста начинается изучение иностранного языка. Билингв - лицо, владеющее двумя языками. Механизм билингвизма - умение легко переходить с одного языка на другой [23].
Исследования детского двуязычия уже давно показали, что билингвы демонстрируют те же стадиальные особенности грамматического развития, что и монолингвы. Однако до сих пор не вполне ясно и даже спорно, как именно два языка влияют друг на друга, если ребенок овладевает ими в дошкольном возрасте[19].
В ситуации детского двуязычия перед родителями и специалистами встает множество вопросов, касающихся развития языков у ребенка: стоит ли делать упор на развитии семейного, менее используемого языка или же сначала предпочтительно создать базу для доминантного в окружения языка; какие дружеские контакты ребенка рациональнее стимулировать, в какие
8 кружки его водить; с какими трудностями сталкиваются билингвы по сравнению с монолингвами, чем их язык и связанная с ним идентичность отличаются от аналогичных образований у ребенка, владеющего только одним языком; испытывают ли билингвы затруднения в общении, если они не владеют одним из языков в достаточной степени; возможно ли выучить второй язык за пределами семьи, если в семье на нём не говорят, и т.п.
Билингвальное развитие детей все еще уступает по исследованности монолингвальному. Хотя двуязычных детей становится все больше, но в массовом сознании особенности их развития представляют собой и особую привлекательность, и опасность, и загадку. Психолингвистам предстоит еще много сделать для того, чтобы выяснить, как развиваются два языка, поскольку это не просто сумма речевых умений, а более сложный процесс, выводящий на понимание устройства речевой способности. В последнее время все больше обращают внимание на положительные стороны билингвизма и меньше - на речевые ошибки, которые кажутся неизбежным следствием, но не проблемой овладения двумя языками естественным способом. Если считать, что язык имеет символический характер, то тем более важно понять, например, как соотносятся случаи употребления разных языков между собой и какую роль играет переключение кода. Это особенно интересно в практическом отношении, потому что помогает отличать нормальное речевое развитие билингвов от отклонений, обусловленных специфическими речевыми расстройствами, соответственно, оказывать своевременную помощь детям. В теоретическом плане при анализе динамических процессов познания в коммуникации необходимо учитывать множество факторов, определяющих собственный выбор в интеракции, однако в эксперименте нам приходится искать возможные пути отделения одних факторов от других, и при анализе двуязычия мы следуем этим же путем.
В ходе исследования были рассмотрены особенности развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- и билингвальной среды. Результаты теоретического и эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.
Одной из важных задач дошкольного образования выступает подготовка детей к школе. Дети старшей группы должны иметь сформированный фонематический слух, правильное произношение, а также обладать навыками звукового анализа и синтеза.
Дети, проживающие в билингвальной среде овладевают двумя языками одновременно, с рождения. Ключевой особенностью раннего овладения вторым языком является то, что второй язык усваивается благодаря тем же механизмам, что и первый. Однако дети-билингвы имеют следующие риски речевого развития: возникновение языковых и речевых трудностей в связи со смешением языковых систем, появление заикания; нарушение структуры речевого мышления, что влечет за собой неизбежные психологические стрессы.
В ходе экспериментального исследования установлено, что звукопроизношение у детей из монолингвальной среды развито значительно лучше, чем у детей из билингвальной среды, у детей из билингвальной среды возникают трудности в звукопроизношении свистящих и шипящих звуков; отмечено нарушение фонематического слуха по таким акустическим признакам как звонкие-глухие, свистящие-шипящие звуки; они затрудняются в определении количества слогов в слове, выделении последовательности каждого звука в слове, составлении слов из 3-5 слогов. Тем самым подтверждается гипотеза нашего исследования о том, что существуют различия в способности звукового анализа и синтеза у старших дошкольников из моно- и билингвальной среды.
В результате комплексной коррекционной логопедической работы установлено, что все показатели речевого развития у детей-билингвов, в том числе и навыки звукового анализа и синтеза, существенно улучшились. Это доказывает эффективность применения разработанной системы занятий по развитию фонематического восприятия и формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений.
Результаты контрольного эксперимента показали, что дети научились:
- определять наличие звука в словах (произнесенных другими, самим ребенком);
- определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова);
- выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).
Следовательно, коррекционная работа по формированию навыка звукового анализа и синтеза с дошкольниками из билингвальной среды с использованием системы игровых упражнений подтвердила свою эффективность.
1. Авина Н. Ю. Родной язык в иноязычном окружении : на материале рус. яз. в Литве / Н. Ю. Авина ; РАН, Ин-т рус. яз. - Вильнюс ; М. : Элпис, 2006. - 314 с.
2. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
3. Аманатова, М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М.М. Аманатова. - М.: Логопедия, 2007. - 27 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 319 с.
5. Бернштейн, В.И. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / В. И. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1996. - 496с.
+ еще 53 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Особенности развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- билингвальной среды» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Предметно-развивающая среда как условие формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Формирование первичных представлений о народах мира средствами интерактивных игр у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью