Дипломная работа
«Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня»
- 81 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие связного высказывания в онтогенезе 7
1.2. Трудности формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3. Методика работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня 18
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33
2.1. Организация и содержание экспериментального исследования 33
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 40
2.3. Программа коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 51
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 73
Актуальность исследования. Недостаточное развитие связной речи препятствует овладению детьми диалогическим и монологическим высказыванием. Мыслительная деятельность опосредуется при помощи различных видов высказываний, которые выступают в виде текстов рассказов о событии, составлении суждений по представлению, пересказов произведений. К сожалению, большинство детей с общим недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном объеме для этого возраста, их словарный запас недостаточно богат. В речи детей мало глаголов, прилагательных, образных выражений, язык не выразителен, слова однозначны. Эти недостатки особенно остро выражены у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Методика работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыта в ряде научных и научно-методических трудов специалистов в области логопедии (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.)
Трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР связаны с недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического,
несформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) стороны речи. У детей присутствуют вторичные отклонения в развитии таких психических процессов, как внимание, память. Это создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Связная речь - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, она является полноценным средством общения лишь тогда, когда сохранены или скоррегированы все ее структурные компоненты.
В связи с этим проблема нашего исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования «Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования: изучение особенностей связной речи и разработка программы коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи III уровня будут выявлены следующие специфические особенности в развитии связной речи:
1) недостаточная сформированность умения как пересказывать, так и составлять рассказ;
2) бедность использования грамматических средств языка.
Задачи исследования:
1) сделать анализ научно-методической литературы по развитию связной речи у нормально развивающихся детей и детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе;
2) сделать анализ медико-педагогической документации детей с общим недоразвитием речи III уровня;
3) организовать исследование уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
4) теоретически обосновать и разработать программу коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ходе обучения их составлению различных видов рассказа и пересказу.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- теория порождения речи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) и её развития в онтогенезе (А.Н.Гвоздев А.В. Запорожец);
- исследования речевой деятельности и механизмов формирования связной речи (А.Р. Лурия),
- характеристика состояния связной речи в периодизации ОНР (Р.Е. Левиной);
- научные и методические труды исследователей по проблемам формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями (В. К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко, Н.М. Капковой, В.П. Глухова,
Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна).
Методы исследования:
1) метод анализа теоретических источников по проблеме исследования;
2) биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации;
3) эмпирические методы (логопедическое обследование связной речи);
4) методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1) рассмотрены этапы формирования связного высказывания в онтогенезе;
2) обобщены исследования по изучению трудностей формирования связной речи у детей с ОНР;
3) описана методика формирования связной речи у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня позволят планировать и осуществлять коррекционно-логопедическую работу с детьми по формированию у них связной речи логопедами и воспитателями в специализированных ДОУ.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет в количестве 15 человек.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие связного высказывания в онтогенезе
Характеристика связной речи и ее особенностей рассматривается в целом ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Развитие связной речи изучалось в разных аспектах К.Д. Ушинским [52], Е.И. Тихеевой [48], А.М. Бородич [3], Е.А. Флёриной [1] и другими. «Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» [43, 51]. Судить об уровне речевого развития детей можно по тому, как дети строят свои высказывания о том или ином предмете. Связная речь в различных видах развернутых высказываний это тематически объединенные отрезки речи, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое смысловое и структурное целое.
Основной функцией связной речи является коммуникативная функция, которая осуществляется в форме диалога и монолога.
Диалог представляет собой обмен различными репликами. Он реализовывается в виде вопросов и ответов, сменяющих друг друга, либо в виде разговора двух или нескольких человек. Для диалога характерна заинтересованность всех его участников в поддержании разговора.
Под монологом понимают связную речь одного человека, цель которой - сообщение информации о чем-либо. Это наиболее сложная форма речи, служащая для передачи информации. Основные свойства монолога - это одностороннее высказывание, произвольность изложения,
ориентированность на определенную категорию слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения. «Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А. А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и. весь «монолог» как целое» [12, с.6]. Полнота и связность изложения, последовательность и логичность, композиционное оформление являются важнейшими качествами монолога, вытекающими из его контекстного и непрерывного характера.
Выделяются разновидности устной монологической речи или ее «функционально-смысловые» типы. В возрасте 5-6 лет основными видами являются повествование, описание и элементарные рассуждения.
В специальной литературе выделяются критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и закрепленность смыслового выражения мысли говорящего (Н.И. Кузина [27], Т.А. Ладыженская [30] и др.).
Связная речь бывает ситуативная и контекстная. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией. Она не отражает полностью содержание мысли в речевых формах. В контекстной речи содержание понятно из самого контекста.
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, основательно разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л.С. Выготским. В ее основу положена концепция о единстве процессов мышления и речи, соотношение понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи. Согласно теории Л.С. Выготского, сам процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к формированию самой мысли, опосредованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов, и, наконец, в словах» [5, c.33]. Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных ученых (А.А. Леонтьев [32], А.Р. Лурия [35], Н.И. Жинкин [16], Л.С. Цветкова [59], И.А. Зимняя [19], Т.А. Ахутина [2] и др.).
Анализ специальной литературы на теоретическом этапе исследования позволяет сделать следующие выводы.
Становление речевых умений связного высказывания разной степени сложности развивается в определенной последовательности. Для ранней детской речи характерна ситуативная речь. Содержание высказываний понятно собеседнику только в том случае, если он знаком с данной ситуацией. Затем речь ребенка становится контекстной. Также усложнение речевых умений состоит в переходе от диалогической речи к монологической. Диалогическая речь в большей степени носит ситуативный и контекстуальный характер, в связи с чем многое в ней подразумевается благодаря информированности собеседников о ситуации. Монологическая речь представляет собой развернутый вид речи. Эта речь произвольна.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) связная речь сформирована недостаточно. Она характеризуется ограниченностью словарного запаса, многократным использованием одинаково звучащих слов с различными значениями, что делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети данной категории ограничиваются лишь перечислением действий.
Развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, что содействует способности индивида свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.
Организация обучения детей с ОНР рассказыванию предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Результаты эмпирической части исследования позволяют говорить о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выявлен низкий уровень развития связного высказывания: дети не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать содержание сюжетных картинок и серии картинок. В речи дети употребляют простые предложения, состоящие, как правило, из существительных и глаголов.
Умение составлять рассказ-описание у детей с ОНР недостаточно сформировано: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. В большинстве случаев дети способны лишь отвечать на вопросы педагога.
Особые трудности дети с ОНР испытывали при составлении рассказа по сюжетной картинке. Они ограничиваются перечислением предметов, изображенных на картине, отвлекаются на второстепенные детали картины, не выделяют сюжет. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок дети ошибочно формулируют основную мысль, путают последовательность событий.
При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, «теряют» действующих лиц. Пересказывая текст, дети неверно передают содержание, в неполном объеме используют лексику текста, чаще всего, не используя выразительные средства. Дети могут пересказывать с подсказками, при 2-3 повторных чтениях.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены следующие специфические особенности в развитии связной речи:
1) недостаточно сформировано умение пересказывать и составлять рассказ;
2) отмечается бедность использования грамматических средств языка.
Это говорит о том, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
1. Андрюшина, И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флёриной [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / И.И. Андрюшина. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, - 2003. - 250 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина - М: Изд-во Моск . ун-та, 1989. -149с.
3. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] / A.M. Бородич - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
4. Быстрова, Г. А. Логопедия в диалогах [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. - М.: Каро, 2004. - 112 с.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 230с.
+ еще 54 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 81 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Курсовая работа:
Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников
Курсовая работа:
Развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Курсовая работа:
Развитие активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр и упражнений
Дипломная работа:
Формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (iii уровень)