ВКР
«Организационно - методическое содержание функционирования кабинета методики обучения информатике»
- 49 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КАБИНЕТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 7
1.1. Теоретические основы содержания кабинета методики обучения информатике 7
1.2. Характеристика построения учебного процесса в кабинете методики обучения информатике 17
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КАБИНЕТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 31
2.1. Перспективы использования оборудования в учебных целях по методике обучения информатике 31
2.2. Проект кабинета методики обучения информатике 38
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
В настоящий момент полноценная реализация всех направлений использования информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) в школе сдерживается явным отставанием методического обеспечения современного образовательного процесса, использующего ИК-технологии. Школа уже работает в информационном пространстве, информационной среде, но единая методическая база, которая позволяла бы учителю добиваться максимального образовательного эффекта от применения ИКТ, до сих пор практически отсутствует. Это не только снижает эффективность применения компьютерной и мультимедийной техники, но и, как отмечают некоторые авторы, дает отрицательный образовательный эффект из-за перегруженности уроков аудио-, фото- и видеоматериалами. С другой стороны, использование информационно-коммуникационных технологий в профильном обучении и во внеурочной деятельности без методической базы приводит к распылению времени, энергии участников образовательного процесса, к снижению эффективности использования компьютерной и другой техники, к принижению идей информатизации российского образования.
В настоящее время, за исключением отдельных описаний применения ИКТ на предметном уроке и во внеурочной деятельности, школьный учитель практически не имеет возможности найти практические советы и методические разработки по применению компьютерной и мультимедийной техники в своей деятельности.
Но даже наличие методических указаний, практических пособий не спасает ситуацию, так как у преподавательского корпуса отсутствует практика работы с мультимедийной и иной техникой, которая может применяться в образовательном процессе и во внеурочной деятельности. Кроме того, у преподавателей отсутствуют навыки (компетентность) установки программного обеспечения на персональный компьютер, подключения периферийного оборудования, практической работы в
локальных и глобальных сетях, отсутствует простейший опыт действий при сбоях компьютерной и другой техники.
Возникала проблема изменения подходов к подготовке в вузе будущего учителя и особенно учителя информатики. Требует изменения не столько методика изложения учебного материала, сколько формирование новых позиций учителя, который должен быть готов не только излагать грамотно материал по предмету, но и быть подготовленным к работе в компьютерных средах обучения.
Исходя из всего вышеизложенного выбрана тема выпускной квалификационной работы - «Организационно-методическое содержание функционирования кабинета методики обучения информатике».
Объект исследования - процесс обучения информатике.
Предмет исследования - требования к построению пространства кабинета методики обучения информатике.
Цель исследования - разработать проект кабинета методики обучения информатике.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если грамотно организовать работу кабинета информатики, то качество обучения будущих учителей может быть существенно повышено.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме данной работы;
- разработать организационные и методические требования к
построению пространства кабинета методики обучения информатике;
- создать макет кабинета методики обучения информатике с
использованием организационно-методических требований к построению пространства кабинета.
Теоретическую основу исследования составили педагогические идеи организации и методической работы кабинета информатики (В И. В. Роберт, С. В. Панюков, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер).
Методы исследования: изучение и анализ педагогической,
методической литературы, сравнение, наблюдение, обобщение, анализ собственного практического опыта.
Практическая значимость. Предлагаемый в работе материал может быть использован как при обучении студентов - будущих учителей, так и молодых специалистов, педагогов-практиков, начинающих организовывать работу в кабинете методики обучения информатике.
Апробация и внедрение результатов выпускной квалификационной работы в практику осуществляется посредством организации учебного процесса по информатике с использованием методики преподавания с учетом ФГОС и методологических подходов. Основные идеи работы представлены в сборнике научных статей физико-математического факультета «Ученые записи 2016»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КАБИНЕТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
1.1. Теоретические основы содержания кабинета методики обучения информатике
С 90-х годов XX века компьютерные технологии начали не только появляться в школе, но и оказывать существенное влияние на формы и методы учебной деятельности. Компьютеры, проекционная техника, локальные сети, Интернет не только меняют современные методики преподавания отдельных школьных предметов, но и заставляют по-новому взглянуть на классические педагогические задачи — то, как происходит развитие ребенка, как формируются его знания, умения и навыки, какую роль в этом играет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Дополнительный импульс происходящему добавляет то, что дети уже с младшего возраста приобретают опыт самостоятельного использования компьютера и других информационно-коммуникационных технологий. Многие из них приходят в школу «аборигенами цифрового мира», уже умея пользоваться мобильным телефоном, компьютером, искать информацию в Интернете, пользоваться социальными сетями. И учитель часто оказывается в роли «догоняющего» и обучается тому, что школьники уже умеют.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, их доступность и простота ставят вопрос об их применении в учебном процессе. С их развитием информационная картина современного общества становится полимодальной: в нем оказывается много информационных центров, школа и традиционно понимаемое знание, сконцентрированное в учебнике, перестают быть единственными источниками картины мира для школьника. Со всей остротой встает вопрос о формировании у учащегося умений ориентироваться в современном информационном пространстве, способности решать нестандартные задачи, работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность.
С каждым годом стремительно растет число педагогов, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии. При этом такие технологии применяются не только при проведении занятий со школьниками и студентами, но и в организационной, научно-методической и внеучебной деятельности педагогов.
Сегодня практически невозможно указать предметную область, в обучении которой не использовалось бы современное аппаратное и программное обеспечение, но именно учитель информатики, является ключевой фигурой этого процесса.
Информатика сегодня является одной из фундаментальных отраслей научного знания, которая позволяет сформировать системноинформационный подход к анализу окружающего мира и заложить основу для формирования современной естественнонаучной картины мира. При этом информатика является одной из самых стремительно развивающихся и постоянно расширяющихся областей практической деятельности человека, связанной с использованием информационно-коммуникационных технологий, с широким спектром предметных возможностей, которые, как показывает анализ образовательной практики, на настоящий момент не полностью реализуются при обучении информатике в школе.
Анализ педагогической практики показал, что в школах недостаточно квалифицированных педагогов по организации обучения в компьютерной среде. Возникала проблема изменения подходов к подготовке в вузе будущего учителя и особенно учителя информатики. Требует изменения не столько методика изложения учебного материала, сколько формирование новых позиций учителя, который должен быть готов не только излагать грамотно материал по предмету, но и быть подготовленным к работе в компьютерных средах обучения.
Внедрение и использование в работе интерактивных средств обучения предъявляет к учителю новые требования - готовность к работе в компьютерной среде обучения, что требует не только высокопрофессиональных знаний в своей области, но и знаний в области современных информационных технологий и технологических навыков работы с техническими средствами.
Мотивация и вовлеченность студентов на занятиях информатики может быть увеличена за счет использования разнообразного дидактического ресурса кабинета: компьютеров, мультимедиа, интерактивной доски, различных карточек, кроссвордов, рабочих тетрадей, сканвордов, учебников и т.п.
Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес к предмету. Учителю надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый работал активно и увлеченно. Немало важная роль здесь отводиться дидактическим ресурсам и различным формам обучения в кабинете методики обучения информатике.
Наиболее эффективные формы развития интереса к обучению информатике: дидактические игры, нестандартные уроки, интегрированные уроки, групповая форма работы и т.д.
Результат учебно-воспитательного процесса во многом также зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.
Создание кабинета методики обучения информатике, обеспечивает повышение качества образовательного процесса, расширяет возможности педагогов для творческого поиска и внедрения в учебный процесс новых прогрессивных технологий обучения и формирует компетенции, ведущие к раскрытию творческого потенциала специалистов
1. Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики. [Текст] - Минск: Высшая школа, 2000. - 431 с.
2. Галеева, Н.Л. Современный кабинет биологии. Работа учителя на основе дидактики личностно ориентированного образовательного процесса. [Текст] серия «Школьный кабинет») (учебно-методическое издание), 2005. - М.: изд. «5 за знания» - 192 с.
3. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г.) Утв. и введ. в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.03 № 118: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.do**oad.ru/Basesdoc/39/39082/index.htm
4. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Теория обучения [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
5. Галеева, Н.Л. Дидактический ресурс учебного кабинета - необходимое условие обеспечения эффективного обучения информатике. [Текст] // Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». - М.: МГПУ, 2009, 2(18). - С.28-35.
+ еще 17 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Организационно - методическое содержание функционирования кабинета методики обучения информатике» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 49 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Реализация дифференцированного подхода в школьном курсе информатики
Курсовая работа:
Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы
ВКР:
Реализация метапредметного подхода в обучении информатике с применением дистанционных образовательных технологий
Дипломная работа:
Методическое обеспечение курса «методика обучения математике»
ВКР:
Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики