Дипломная работа

«Адаптация при переводе новостных программ»

  • 67 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ТЕКСТОВ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ 6

1.1. Социальная значимость текстов новостных программ 6

1.2. Статус новостных текстов в системе функциональных стилей 13

1.3. Лингвистические и прагматические особенности новостных текстов 16

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 20

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕВОДЕ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ 21

2.1. Роль адаптации в переводе 21

2.2. Анализ приемов прагматической адаптации, использованных при переводе текстов новостных программ канала «Euronews» 31

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Введение

Средства массовой информации сегодня представляют собой новую языковую реальность, расположенную в центре современных языковых процессов. Массовые коммуникации отражают реалии общественной жизни и помогают нам выйти за рамки индивидуального опыта. Знания о социальных, политических и экономических процессах в мире формируются под влиянием телевидения и интернета, в частности под воздействием новостных программ. Со временем их подача меняется, и требуется отслеживание динамики этих изменений. Соответственно меняются и требования к переводу подобного рода текстов. Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования.

Цель выпускной квалификационной работы — выявить адаптации, вносимые переводчиком, при переводе текстов новостных программ с английского языка на русский.

Достижение поставленной потребовало решения следующих задач:

1. Определить социальную значимость текстов новостных программ.

2. Рассмотреть статус новостных текстов в системе функциональных стилей.

3. Изучить лингвистические и прагматические особенности новостных текстов.

4. Рассмотреть роль адаптации в переводе и ее виды.

5. Изучить особенности новостных программ, требующих адаптации при переводе.

6. Проанализировать материалы новостных программ и их перевод.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются тексты новостных программ на английском и русском языках.

Предметом исследования являются способы адаптации, используемые при переводе текстов новостных программ.

Поставленные задачи, объект и предмет изучения определили методы исследования:

- наблюдение;

- изучение и анализ специальной литературы;

- метод сплошной выборки (при отборе практического материала исследования);

- описательный метод (при описании полученных в ходе исследования результатов);

- сопоставительный метод.

Кроме того, используются элементы базовых общенаучных методов, а именно методов классификации, сравнения, анализа и синтеза.

Материалом исследования послужили тринадцать текстов новостных телевизионных программ на английском языке и их перевод на русский язык общим объемом 64382 печатных знаков.

Теоретической базой для данной работы являются труды В.Н. Комиссарова, И.С. Алексеевой, Т.Г Добросклонской, Л.М. Майдановой, В.Г. Костомарова и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные при его проведении, вносят определенный вклад в такие науки как прагмалингвистика и теория перевода.

Практическая ценность данной работы заключается в возможности ее дальнейшего использования в качестве материала для преподавателей и студентов лингвистических специальностей, связанных с переводческой деятельностью. Также результаты данного исследования будут полезны для переводчиков информационных текстов.

Апробация работы осуществлялась на конференциях:

1. Межкультурная ^ интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: Сборник материалов VII международной научно-практической конференции, 6-7 декабря 2018 г., Уфа: Изд-во БГУ, 2018. С 341-343.

2. Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз: Материалы XIX межрегиональной научно-практической конференции, 16 апреля 2019 г., Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. в печати.

Структура исследования: Данная выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение и список литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи, формулируются объект и предмет исследования; отмечается теоретическая и практическая значимость его результатов, конкретизируются материал и методы данного исследования; обозначается структура исследовательской работы.

В первой главе анализируются социальная значимость текстов новостных программ, лингвистические и прагматические особенности новостных текстов.

Во второй главе рассматриваются роль адаптации в переводе, особенности текстов новостных программ, требующие адаптации при переводе, и проводится анализ видов адаптации, использованных при переводе текстов новостных программ телеканала «Euronews».

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования.

Список литературы содержит наименования работ и источников, которые были использованы при написании данной выпускной квалификационной работы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ТЕКСТОВ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ

1.1. Социальная значимость текстов новостных программ

Средства массовой информации оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание. Они принимают участие в формировании общественного мнения, в поле зрения которого попадают лишь те события и факты, которые актуальны на сегодняшний момент времени, которые допускают многозначное толкование и подвергаются различным обсуждениям [38].

Самым мощным средством влияния на сознание российского общества остается телевидение [67]. В Британии, как и в Америке, на первое место выходит интернет [82], [76].

Современные СМИ охватывают все сферы жизни человека, поэтому имеют разноплановые функции. Можно выделить явные и латентные функции средств массовой информации [39].

К явным функциям относятся:

1. Информационная. Основная функция СМИ, которая заключается в предоставлении актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Добываемая и передаваемая СМИ информация включает не только беспристрастное освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

2. Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу - ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

3. Функция социализации означает усвоение человеком норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им информации. При этом у людей могут формироваться и неверные способы восприятия действительности, искажающие восприятие.

4. Среди других явных функций можно выделить развлекательную функцию, функцию релаксации, экономическую функцию и др.

Заключение

Особую роль адаптация в переводе играет при работе с текстами СМИ, так как они отвечают за формирование мнения у людей относительно того, что происходит как в их стране, так и в мире.

Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Без телевидения, интернета и других средств массовой коммуникации даже хорошо образованный человек не может правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых социальных и политических процессов. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, правда, через призму своего собственного видения социальной и политической реальности.

В силу сложности и стилевой разнородности языка массовой коммуникации и из-за отсутствия единого мнения по поводу функционально-стилистической дифференциации языка вообще, определение функционально-стилевого статуса языка СМИ пока не предполагается возможным.

В большинстве существующих классификаций публицистических жанров отсутствует единое основание для деления. В одних случаях во внимание принимаются языковые характеристики текста, в других — понятийные. Следовательно, в новостной журналистике не существует единой жанровой классификации.

Система языковых средств публицистики складывалась на протяжении многих лет, поэтому построение текса информационных программ стоится по определенным закономерностям.

Прагматический аспект, стремление автора сообщения оказывать воздействие и формировать позицию читателя, позволяет учесть различные аспекты речевого взаимодействия в тексте новостной программы. Они включают как лингвистические, так и экстралингвистические компоненты и позволяют выявить оптимальные механизмы воздействия на адресата.

Перевод медийных текстов, в частности, текстов новостных программ с английского языка на русский должен быть осуществлен с учетом прагматического аспекта, потому что обеспечение определенной реакции на текст перевода со стороны конкретного получателя информации — одна из самых важных и сложных прагматических задач переводческого процесса.

Ход решения этой задачи требует осуществления прагматической адаптации текста, в которой, согласно В. Н. Комиссарову, принято различать четыре вида. При их использовании обеспечивается адекватное понимание сообщения рецепторами перевода; правильное восприятие содержания оригинала; желаемое воздействие, достигаемое посредством ориентирования на конкретного получателя информации и на конкретную ситуацию общения; решение «экстрапереводческой сверхзадачи».

В процессе изучения материалов новостных программ среди лингвистов сложилось мнение о том, что данные тексты обладают особенностями, которые нуждаются в адаптации при переводе, например, наличие устойчивых и клишированных выражений, журналистских штампов; расстановка оценочных акцентов; насыщенность реалиями и аллюзиями.

Необходимость таких изменений обуславливает внесение в текст новостных программ соответствующих разъяснений, дополнений, добавлений поясняющих элементов, опущений деталей и генерализаций.

Проанализированный материал новостных программ позволяет сделать вывод о том, переводческие решения чаще всего обусловлены стремлением создать адекватный перевод, который обеспечит прагматические задачи переводческого акта на максимально возможном для достижения этой цели уровне эквивалентности.

Качество перевода определяется тем, насколько текст перевода соответствует переводческой норме, которая в свою очередь складывается из пяти различных видов нормативных требований.

В ходе сравнения новостных текстов на английском и русском языках было установлено, что в процессе осуществления прагматических изменений, переводчики в ряде случаев частично отходят от новостного сообщения, делая его привычным и естественным для рецептора перевода. В следствии этого, во время процесса перевода увеличивается уровень понимания текста и сохраняется эмоциональное содержание сообщения.

Список литературы

1. Алексеева, И.С. Введение в переводоведение [Текст] Учебное пособие / И.С. Алексеева. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2004. - 352 с.

2. Бархударов, Л.С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода) [Текст] Учебное пособие / Л.С. Бархударов. - М.: Международные отношения, 1975. - 240 с.

3. Валгина, Н.С. Теория текста[Текст] Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.

4. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. Ван Дейк // Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.

5. Велединская, С.Б. Курс общей теории перевода [Текст] Учебное пособие / С.Б. Велединская. - Томск: Изд-во ТПУ, 2010. - 230 с.

+ еще 83 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Адаптация при переводе новостных программ»
Раздел: Языковедение
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика