ВКР

«Реализация метапредметного подхода в обучении информатике с применением дистанционных образовательных технологий»

  • 54 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы метапредметного подхода в обучении с реализацией дистанционных образовательных технологий 5

1.1. Метапредметный подход в обучении информатики 5

1.2. Дистанционные образовательные технологии в обучении информатике 14

Выводы по первой главе 21

Глава 2. Методика реализации метапредметного подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий 23

2.1. Диагностика сформированности метапредметных результатов обучающихся 23

2.2. Разработка и реализация уроков информатики с применением дистанционных образовательных технологий 31

Выводы по второй главе 46

Заключение 48

Список литературы 51

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход» приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо, поскольку метапредметный подход заложен в основу федерального государственного образовательного стандарта.

Общетеоретические аспекты изучения проблемы метапредметных (надпредметных) компетенций представлены в исследованиях Л. Ф. Квитовой, К.Ю. Колесиной, М.Р. Леонтьевой, А.В. Хуторского и др. Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. «Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века». В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. Это обязательно работа с деятельностью обучающегося, передача обучающимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

Вопрос о готовности учителя к метапредметному обучению сегодня - один из самых актуальных.

Опыт работы показывает, что запуск этого процесса стоит начинать с «инвентаризации» метапредметных технологий, которыми владеют учителя образовательного учреждения.

К таким технологиям стоит отнести дистанционные образовательные технологии, которые являются приоритетными в образовании. Анализ успешности внедрения деятельностных технологий на протяжении нескольких лет позволил сделать вывод, что на данном этапе применяемые технологии востребованы учителями в большей степени за рамками урока. Между тем основное образовательное пространство - это урочное пространство именно оно даёт возможность по-новому посмотреть не только на содержание и организацию образовательного процесса, но и на роль учителя и ученика в этом процессе.

Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты метапредметного подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий и реализацию метапредметного подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий в начальной школе на практике.

Объект работы: процесс реализация метапредметного подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий в начальной школе на уроке информатики.

Предмет работы: использование метапредметного подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий в начальной школе.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить на основе теоретического анализа теоретические

основы метапредметного подхода с реализацией дистанционных образовательных технологий.

2. Разработать методику реализации метапредметного подхода в

обучении с применением дистанционных образовательных технологий.

3. Оценить эффективность использование метапредметного

подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий в начальной школе.

Методы работы: теоретические: анализ и обобщение работ в области методологии, педагогики, теории и методики обучения информатики; эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы метапредметного подхода с реализацией дистанционных образовательных технологий

1.1. Метапредметный подход в обучении информатики

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед образовательной организацией. Системно-деятельностный подход, который заложен в качестве методологической основы стандарта, позволяет воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям современного

информационного общества, а также формировать способы деятельности обучающегося, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. На сегодняшний день, Федеральные государственные образовательные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности обучающихся, к решению задач и проблем. К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Если личностные и предметные результаты не вызывают вопросов у методистов и учителей, то освоение метапредметных результатов остается для большинства неразрешенным вопросом. Хотя многие отечественные ученые, такие как А. Г. Асмолов, Ю. В. Громыко, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др., посвятили свои исследовательские труды изучению метапредметного подхода в обучении, существуют проблемы, которые вызывают вопросы.

Говоря о метапредметном подходе, следует отметить основные научные школы, которые разрабатывают данное направление. В первую очередь, по мнению А. Г. Асмолова, метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Лебедев О. Е. считает, что современные ученики способны решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний благодаря компетентностному подходу, который не отрицает значение знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. С данной позиции непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей, т.е. способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. В научной школе А. В. Хуторского метапредметный подход основывается на принципе человекосообразности-выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого человека. Автор рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. В свою очередь, Ю. В. Громыко, исходя из основной мировоззренческой модели выдающегося психолога В. В. Давыдова, считает, что принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Следовательно, оба научных взгляда свидетельствуют о наличии общего метапредметного содержания, которое хоть и принадлежит определенной науке или учебному предмету, но выводит ученика за рамки к первоединым основам.

Анализ научных работ Г. А. Андриановой, А. Д. Короля, С. Г. Полищук, Т. В. Свитовой, Ю. В. Скрипкиной, А. В. Хуторского показывает, что образование при метапредметном подходе в обучении понимается буквально как образовывание человека-созидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Принципиальное отличие данного ориентира от развивающего обучения заключается в том, что цель развивающего обучения-развитие обучающегося, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности; а цель обучения «научной школы» - не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для обучающегося, но и для окружающего его социума, мира, человечества.

Заключение

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными

универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.

Дистанционные образовательные технологии - педагогическая технология, реализуемая на основе информационно-коммуникационных технологий и направленная на опосредованное интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Как педагогическая технология, дистанционное обучение конкретному учебному предмету должно строиться на научной основе, иметь целостное методическое обеспечение. Методическое обеспечение предусматривает: планирование и оценку образовательных результатов, разработку принципов организации учебной информации, представленной на бумажных и электронных носителях, выбор соответствующего интерактивного учебно-методического комплекса, обоснование форм, методов, технологий обучения.

Нами была разработана методика по реализации метапредметного подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий и оценена эффективность использования метапредметного

подхода в обучении с применением дистанционных образовательных

технологий в начальной школе.

Таким образом, именно интеграция метапредметного подхода в обучении с применением дистанционных образовательных технологий в начальной школе, наиболее полно и эффективно способно положительно отразится на уровне интеллекта младших школьников.

Список литературы

1. Арефьева, И.П., Лазарев, Т.В. Эффективные технологии

обучения - творческое обучение Копилочка активных методов обучения [Электронный ресурс] / Презентационный материал с www.moi-uni**rsitet.ru. — Петрозаводск: Международный институт развития "ЭкоПро" ("Экспертиза, Консультирование, Обучение — Профессионально"), 2012. — 200 с.

2. Аствацатуров, Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы [Текст] / Волгоград: Учитель, 2015. — 111 с.

3. Баринов, А.С., Баринова, Е.А. и др. Педагог-исследователь: Сборник докладов Химки (Московская обл.) [Текст] / Московское областное отделение Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь»; Аэрокосмический лицей г. Химки, 2011. - 139 с.

4. Безрукова, Н.П. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования [Текст] / Начальная школа. Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов — М.: Университетская книга, 2010. — 160 с.

5. Бененсон, Е.П. Информатика и ИКТ. 4 класс. Методическое пособие по совместному использованию учебника Информатика и ИКТ с учебниками по математике и окружающему миру [Текст] / М.:

Академкнига/Учебник, 2011. — 121 с.

+ еще 25 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация метапредметного подхода в обучении информатике с применением дистанционных образовательных технологий»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 54
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика