Дипломная работа
«Природа оздоровительного влияния занятий физической культурой и спортом на примере туризма»
- 55 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Общая характеристика туризма и его классификация 6
1.2. Особенности спортивно-оздоровительного туризма 18
1.3 Особенности ввлияния туризма на организм школьника 21
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 38
3.1 Результаты исследований 38
3.2. Обсуждение полученных результатов 39
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 51
Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.
Одной из важных целей детско-юношеского туризма, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.
Спортивно-оздоровительный туризм России, в состав которого органично входит детско-юношеский туризм не оставлен без внимания Правительством Российской федерации, так в Федеральной программе развития туризма Российской Федерации от 26. 02. 1996 года № 177. «Развитие туризма в Российской федерации» определены основные направления развития и детско-юношеского туризма
В педагогической науке последних лет, нормативно-правовой базе спортивно-оздоровительного туризма отмечалась особая эффективность оздоровления детей в природной среде, ставились вопросы профессиональной ориентации и самоопределения в детском спортивно-оздоровительном туризме, в многогранности, специфичности, особенности и сложности воспитания всесторонне развитого ребенка, познавательно-оздоровительные мероприятия, которого проводятся в суровых условиях природной «арены».
Поэтому, необходимость изучения и обобщение собранных материалов для системы спортивно-оздоровительного туризма о детско-юношеском туризме развивающемся в структурах туризма и определила тему нашего исследования.
Одной из самых доступных форм активного отдыха населения, одним из эффективных средств укрепления его здоровья являются туристические походы. Они дают возможность сохранить человеку бодрость, энергию и помогают производительно учиться в течение учебного года [20, c.186].
Наиболее полноценной и эффективной формой отдыха является активный отдых. Он заключается в смене одного вида деятельности другим: например, чтение лекций в учебном заведении сменяется занятиями спортом, занятия живописью, физической работой в саду и т. д. Это помогает быстрее и полнее восстановить трудоспособность, снять усталость, избавиться от утомления.
Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха молодежи на природе.
В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
Цель работы – исследовать оздоровительное влияние занятий туризмом на организм детей среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить научную, научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить функциональное и субъективное состояние детей среднего школьного возраста в ходе педагогического эксперимента.
3. Экспериментально доказать эффективность использования туризма, как средства оздоровления детей среднего школьного возраста.
Объект: туристические походы с целью оздоровления.
Предмет: организация и проведение туристических походов с оздоровительным эффектом
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Общая характеристика туризма и его классификация
Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой эффективное средство физического и нравственного совершенствования человека.
Можно говорить о его уникальности как в плане разрешения насущных проблем отдельно взятого человека, так и различных социальных групп. Многочисленные научные исследования показывают, что на психофизиологические параметры человеческого организма напрямую благотворно влияет объем его двигательной активности. Практически все население России в той или иной мере использует положительный потенциал, заложенный в спортивно-оздоровительном туризме, и в первую очередь, оздоровительный эффект ходьбы и естественное благотворное влияние природной среды. Анализ научной литературы, посвященной спортивно-оздоровительному туризму, показал, что практически отсутствуют исследования динамики изменения психофизиологических показателей организма людей, систематически занимающихся туризмом. В основном решались и решаются проблемы, связанные со спортивной составляющей туризма, а именно с критериями психофизиологических параметров организма, на основании которых можно определить возможность участия конкретного спортсмена в конкретном походе определенной категории сложности.
Основным содержанием спортивного туризма является преодоление естественных препятствий природного рельефа местности. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро- и микрорельефа местности.
Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности.
Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае - это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности.
Определенные ограничения минимизации усилий и максимального уровня безопасности связаны с характером препятствий и условиями их преодоления, а поэтому в каждом конкретном случае требуется решение задачи оптимизации. Например, при прохождении сложного скального рельефа требуется применять совершенную скальную технику и обеспечивать надежную страховку. Оптимальное решение такой задачи возможно при работе умеренной мощности. Как замедленное, так и ускоренное прохождение сложного скального рельефа в походных условиях может привести к потере необходимого уровня безопасности.
В теории спортивной тренировки (Матвеев Л.П., 1991) первоосновой выступают собственно соревновательные упражнения (часто тождественные понятию «вид спорта») и тренировочные формы соревновательных упражнений. Соревновательные упражнения рассматриваются как целостные действия (в том числе и сложные совокупности действий), которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. В этом смысле основные элементы туристской работы можно считать соревновательными упражнениями, учитывая особенности тренировочных форм таких упражнений и особенности их использования в подготовке туристов-спортсменов. В спортивном туризме эти упражнения многообразны. Они могут быть и скоростно-силовыми, и собственно силовыми, и сложно-координированными. Они могут иметь относительно стабильные и переменные формы в зависимости от ситуационных условий. При этом сложно-координированные упражнения составляют основу техники туризма в условиях преодоления естественных препятствий.
Спортивный туризм относится к видам спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с проявлением физических и волевых качеств. Его можно отнести к комплексным (смешанным) видам спорта типа многоборий. Спортсмен-турист должен обладать специфической многоборной специальной туристской выносливостью.
В туристских походах есть многочасовая работа циклического характера, связанная, например, с длительными передвижениями по тропе с рюкзаками. Эта работа, как правило, умеренной мощности. Есть в туризме и ациклическая работа при преодолении различных естественных препятствий. В основном эта работа также умеренной мощности, хотя отдельные части ее находятся в зонах больших, субмаксимальных и максимальных мощностей.
При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма, к той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности.
Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид - походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.
Характер и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных районах страны разные. Имеющаяся на сегодня информация позволила, с некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе.
Туристские спортивные походы не должны, как это подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради техники). В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных видов спорта, как альпинизм и водный слалом.
Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия.
Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.
1. Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.
Настоящий турист - это совокупность необходимых навыков, физической выносливости, общительности, веселья и просто дружеской поддержки.
Общая физическая подготовка служит основой специальной подготовки. Без поддержания ее постоянно на высоком уровне невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздействующее на это отстающее качество.
Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками, техникой какого-либо определенного вида туризма. Одновременно в процессе ее должны развиваться и те физические качества, которые особенно важны для данного вида туризма. Так, для туриста-пешехода и велосипедиста особенно важны сила и выносливость ног, для лыжника, кроме того, нужна и сила рук. Каждому туристу, предпочитающему двигаться активно, необходимо хорошее, т.е. глубокое и равномерное дыхание. Значит, нужно "поставить" дыхание, причем для различных видов туризма эта задача решается по-разному.
2. В ходе педагогического эксперимента были зарегистрированы следующие показатели:
- частота сердечных сокращений;
- проба Руфье;
- проба Штанге;
- опросник по методике САН;
- определение физиологической кривой.
Произошло снижение показателей ЧСС с 75,29±9,6 до 72,1±8,2 уд/мин. Проба Руфье – с 4,48±0,40 до 3,62±0,13 усл.ед., проба Штанге – с 30,2±0,41 до 37,4±0,52 сек, субъективная оценка самочувствия – с 3,2±0,03 до 4,4±0,03 балла, активность – 3,9±0,03 до 4,8±0,03 балла, настроение – 3,2±0,02 до 4,6±0,03 балла. Показатели физиологической кривой показывают, что у школьников занимающихся туризмом процессы восстановления происходят значительно эффективнее.
3. Экспериментально доказано эффективность использования туризма, как оздоровительного средства у детей среднего школьного возраста.
Специально разработанные туристические маршруты выходного наряду с оздоровительным эффектом имеет направления в качестве пропаганды здорового образа жизни и знакомства с достопримечательностями, историей и природой родного края.
По итогам педагогического эксперимента установлено, что оздоровительный эффект туристического похода заключается в том, что по итогам контрольного тестирования удержание позы Ромберга можно судить о стабилизации работы нервной системы; по итогам регистрации частоты сердечных сокращений можно судить об адаптации сердечно-сосудистой системы школьников. И самым главным для оценки оздоровительного эффекта был проведен опрос по методике самочувствия, активности и настроения – оценка школьниками субъективного самочувствия, активности и настроения, значения которых повысились в конце педагогического эксперимента.
1. Азар, В.И., Туманов, С.Ю. Экономика туристского рынка / В.И. Азар, С.Ю. Туманов. - М.: ДиС, 1998. – 231 с.
2. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 405 с.
3. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. Смоленск, 1973.
4. Богданов, Е.И. Наука о туризме: современные подходы к формированию / Е.И. Богдавно // Экономика и управление. 2006. № 4. С. 56-58.
5. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2000
6. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов - пешеходников. - М.: «Турист», 1979
7. Васильева В.В. и др. Физиология человека (Учеб. Пособие для средних физкультурных учебных заведений). М., «Физкультуру и спорт», 1973.
8. Викулова, О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / О.Н. Викулова. – М.: Юстицинформ, 2008. – 156 с.
9. Волков Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта. Москва, 1974
10. Воробьев А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М., 1971
11. Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании: Учебное пособие. - М.: ЦДЮТ и К,2001
12. Гаагская декларация по туризму: Международный договор от 14 ап-реля 1989 г. // Международный туризм и право. - М.: Международная жизнь, 1999. – 218 с.
13. Гилмор Г., Лидьярд А. Бег к вершинам мастерства. М 1968.
14. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 329 с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1966.
16. Зубков С.А. Пути преодоления трудностей в ориентировании на мест ности при подготовке юных спортсменов,- М., 1971
17. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно методическое пособие. - М.: ФЦДЮТ и К,2006
18. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России(1918 - 2008)гг. - М.: ФЦДЮТ и Т,2008
19. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004
20. Курилова В.И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов по спец. «Физ. Воспитание» и « Нач. воен. Обучение и физ. Воспитание». -М.: Посвящение , 1988 с. 6 -8
21. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский проспект.-2003
22. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов. -- М.: «Просвещение»2006
23. Манильская декларация по мировому туризму: Международно-правовой акт от 27 сентября 1980 г. // Международный туризм: правовые акты. - М.: Норма, 2000. – 321 с.
24. Международная конференция ООН по статистике путешествий и туризма. - М.: Планета, 1993. – 181 с.
25. Михайлов Б.А. Физическая подготовка туристов. -М.: «Турист»,1985
26. Моргунов Б.П. Туризм. - М.: Просвещение, 1978
27. Морозов, В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями экономики / В.А. Морозов. - М.: Экономика, 2004. – 118 с.
28. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.V
29. Пасечный П.С. Основы организации и управления самодеятельным т уризмом. - М.: «Турист» 1980
30. Пилипенко, Г.П. Развитие туристской индустрии России в современных условиях / Г.П. Пилипенко // Туризм: право и экономика. 2005. № 6.
31. Писаревский, Е.Л. Туризм как системное образование / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. 2006. № 5. С. 5-9.
32. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» (в ред. от 31 января 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст. 4887; 2009. № 8. Ст. 966.
33. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 8 августа 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; 2009. № 33. Ст. 4127.
34. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и Перечня проектов по их реализации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 48. Ст. 5639; 2009. № 33. Ст. 4126.
35. Роль и задачи спортивно - массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения, под ред. В. И. Ганопольского, И. А. Дрогова, И. М. Новожиловой; М. -90, 1Щ:
36. Свиридов, К.С. Туристская деятельность в России: Понятийный аппарат и организационно-правовые основы / К.С. Свиридов. - Краснодар: Изд-во гос. ун-та, 2002. – 276 с.
37. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире (Редакционный материал) // Туризм: право и экономика. 2008. № 2. С. 3-8.
38. Стригунова, Д.П. Понятие международного туризма / Д.П. Стригунова // Современное право. 2005. № 7. С. 10-13.
39. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации (Редакционный материал) // Туризм: право и экономика. 2008. № 2. С. 3-8.
40. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. – М.: Спорт Академии. Пресс, 2001
41. Туризм как вид деятельности / Под ред. В.А. Квартальнова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 342 с.
42. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491; 2009. № 26. Ст. 3121.
43. Фомичев В.И. Вентиляция тоннелей и подземных сооружений. – Ленинград. Стройиздат, 1991. с. 19 – 103
44. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и сорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр " Академия", 2000.
45. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов, ин - тов / А.Г. Хрипкова, М. В. Антропов, Д.А. Фарбер. - М.: Посвящение, 1990
46. Шарафутдинов, В.Н. О смысловой нагрузке понятия «туризм» / В.Н. Шарафутдинов // Туризм: Право и экономика. 2005. № 2. С. 20-25.
Тема: | «Природа оздоровительного влияния занятий физической культурой и спортом на примере туризма» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика