ВКР
«Мониторинг учебных достижений мета предметных результатов образования»
- 57 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Цели и содержание ФГОС по информатике 6
1.2. Мониторинг учебных достижений учащихся и принципы его реализации 25
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 37
2.1. Опытно-экспериментальная работа 37
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Процесс модернизации российского образования, отражающий общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, естественным образом определяет новые социальные требования к системе образования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, установку новых жизненных позиций личности. Для дальнейшего развития обществу необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в различных ситуациях и прогнозировать их всевозможные последствия, способные к совместной деятельности, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и понимающие свою ответственность за судьбу страны. Данные требования отражает Федеральный государственный образовательный стандарт.
Оценкой системы стандартов первого поколения является оценка уровня усвоения обучающимися обязательного минимума, однако, новый стандарт формирует качественно новые цели и результаты для образовательного процесса. В качестве главного критерия выступает не усвоение того базового обязательного минимума как раньше, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом, в соответствии с чем является актуальной проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений учащихся.
С недавних пор практическая деятельность все чаще осуществляется в виде мониторинга, предполагающего интегративное взаимодействие структур и компонентов с целью наиболее результативного достижения установленной цели. Если раньше мониторинговая деятельность как вид деятельности была привилегией только технических профессиональных сфер, то сейчас она стремительно развивается в социологических, управленческих, психологических и педагогических профессиональных областях.
Мониторинговые действия осуществляются сегодня на всех структурных уровнях школы. Но они реализуются порой бессистемно и разово с целью удовлетворения потребностей в решении возникающих проблем. В современном образовательном процессе имеет место противоречие между потребностью в выявлении и оценке фактических результатов деятельности педагогической системы изнутри, ее соответствия конечным целям и недостаточной разработанностью методики и инструментария функционирования и развития мониторинга учебных достижений в школе. В связи с этим существует необходимость в разработке и апробации мониторинговой процедуры, которая содействовала бы более упорядоченной деятельности всех субъектов образовательного процесса и, в конечном счете, обеспечивала бы повышение его качества.
В связи с этим темой нашей выпускной квалификационной работы является «Мониторинг учебных достижений метапредметных результатов образования».
Объектом выпускной квалификационной работы является учебные достижения учащихся.
Предметом - постоянный систематический контроль метапредметных результатов учащихся по информатике.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и практически проверить методику мониторинга учебных достижений метапредметных результатов учащихся по информатике.
Исходя из объекта, предмета и цели выпускной квалификационной работы поставлены задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме работы, нормативную документацию, регламентирующую деятельность учителя информатики.
2. Уточнить понятие «мониторинг учебных достижений».
3. Разработать методические рекомендации по проведению мониторинга учебных достижений метапредметных результатов учащихся по информатике.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики мониторинга учебных достижений метапредметных результатов учащихся по информатике.
Экспериментальной базой педагогического эксперимента являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 22 ГО г. Уфа.
Для решения поставленных задач и проверке исходных данных используются следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, проектов образовательных стандартов по информатике, сравнительный анализ, обобщение, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что мониторинг учебных достижений метапредметных результатов учащихся будет обеспечиваться, если процесс мониторинга учебных достижений учащихся строится на основе последовательного прохождения взаимосвязанных содержательно-временных этапов мониторинга.
Апробация и внедрение результатов выпускной квалификационной работы в практику осуществляется посредством организации учебного процесса по информатике с использованием методики мониторинга учебных достижений учащихся. Основные идеи работы представлены на Четырнадцатой открытой Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», Санкт-Петербург, 19-20 мая 2016 г.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Цели и содержание ФГОС по информатике
Изменения в современном обществе установили потребность разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. Важные задачи, определенные на сегодняшний день перед школьным образованием, существенно увеличивают область функционирования образовательных стандартов. По окончанию школы у обучающегося должны быть фундаментально заложено стремление и умение нестандартно размышлять, выявлять новые решения, проявлять инициативу, то есть обучающийся должен быть конкурентоспособным. При внедрении стандарта нового поколения потребовалось перейти к деятельностно-компетентностной образовательной модели с основным условием межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. По этой причине предполагаемые разработка и освоение программы основного общего образования считаются основным инструментом реализации ФГОС.
Целенаправленное, системное, комплексное сопровождения процесса внедрения Федерального государственного стандарта гарантирует выход системы образования на новый высококачественный уровень ее развития и функционирования, предотвращение рисков формализации сложного и многопланового процесса внедрения нового стандарта и сделать его эффективным инструментом модернизации всей системы образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [36].
Выдвижение задач развития российского образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает цели, способной объединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность нашей культуры.
Система образования — сфера жизни общества, которая в той или иной мере отображает интересы народа всей страны. Общее образование закладывает фундамент, составляет основу системы, в которую входят миллионы учащихся, работников в сфере образования, людей, ее обслуживающих, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различные общественные организации [19].
Реализация нового стандарта предполагается в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
Требования, предоставленные в настоящее время перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.
Сегодня стандарты должны выступить:
- механизмом организации и координации системы образования, ориентировать ее на дальнейшее развитие и улучшение, быть критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
- средством обеспечения сплоченности и преемственности каждой ступени образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
- фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (обучающихся, их семей, педагогов и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
- одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования [4].
К тому же Федеральный государственный образовательный стандарт должен подготовить необходимые условия, чтобы реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно - правового регулирования деятельности системы образования была более эффективной.
В последние десятилетия одной из актуальных проблем школьного образования является мониторинг качества учебного процесса, педагогической деятельности, и, как следствие, знаний учащихся. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов также нацелена на модернизацию контрольно-оценочных систем в сфере образовании.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что всё большее число работников сферы образования внедряют в свою работу мониторинг учебных достижений учащихся. Эффективность работы в данном направлении предполагает повышение профессиональной компетентности учителя. Теоретическая готовность учителя к осуществлению мониторинговых процедур подразумевает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений, а практическая готовность определяется в наблюдаемых действиях, которые проявляются через организаторские и коммуникативные умения. При использовании мониторинга в своей деятельности учитель может контролировать учебный процесс как всего класса, так и отдельных учащихся.
Представленная методика позволяет преподавателю осуществлять непрерывное систематическое изучение динамики личностного развития обучающихся, получать объективную всестороннюю и полную информацию об учебных достижениях метапредметных результатов учащихся, необходимую для управления как образовательным процессом на уровне учитель-ученик, учитель-класс, так и собственной педагогической деятельностью по отслеживанию динамики учебных достижений. Осуществление мониторинга предполагает программное обеспечение, что ускоряет сбор и обработку результатов на компьютере. Кроме того, формирование рефлексивных умений и самооценки обучающихся динамики собственных учебных достижений является фактором, мотивирующим их к саморазвитию.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены основы реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении; теоретические основы мониторинга учебных достижений, технология разработки мониторинга учебных достижений и диагностический инструментарий по школьному курсу информатики. Диагностический инструментарий соответствует критериям, выдвинутым стандартом нового поколения, позволяют отслеживать и замерять метапредметные результаты обучающихся.
В процессе опытно-экспериментальной работы была проверена методика мониторинговых процедур как способ повышения качества образования. Результаты работы показали, что данная методика положительно влияет на образовательный процесс, следовательно, может быть использована в учебном процессе для контроля и оценки уровня учебных достижений. По окончании опытно-экспериментальной работы было выявлено, что процент учащихся, чьи учебные достижения на уровне выше базового, увеличился до 21%, на базовом уровне - до 50%, а процент учащихся, чьи учебные достижения на уровне ниже базового снизился до 29%.
Выпускная квалификационная работа позволит учителям информатики общеобразовательных учреждений применять на своих уроках разработанную методику мониторинга учебных достижений метапредметных результатов, использовать разработанный инструментарий при контроле знаний.
Проведенная работа даёт основание сделать вывод о том, что мониторинг учебных достижений метапредметных результатов является эффективным инструментом контроля знаний учащихся, позволяющим реализовать требования ФГОС.
1. Агальцов В. Т. Контроль знаний - доминирующая составляющая образовательного процесса [Текст] / В. Т. Агальцов //Информатика и образование. - 2005. - № 2. - С. 94-96.
2. Болотов В.А. Система оценки качества российского образования [Электронный ресурс] / В.А. Болотов Н. Ф. Ефремова. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=150. - 10.09.2015г.
3. Возник И.В. и др. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. 5-9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития [Текст], изд-во Учитель, 2015. - 62 с.
4. Возник И.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Планирование. Документация. Мониторинг. Учет и отчетность [Текст], изд-во Учитель, 2014. - 83 с.
5. Гинзбург М. Р. Изучение учебной мотивации. - М.: Прогресс, 2010. - 278 с.
+ еще 35 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Мониторинг учебных достижений мета предметных результатов образования» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Возможности применения тестов учебных достижений в обучении иностранному языку
Дипломная работа:
Система оценки предметных результатов в области начального литературного образования
Дипломная работа:
Современные средства оценивания результатов обществоведческого образования
Дипломная работа:
Информационно – образовательная среда по достижению требований предметных результатов
Дипломная работа:
Диагностика освоения правового содержания курса «обществознание» в формате фгос второго поколения (на примере основного общего образования)