ВКР
«Организация мониторинга знаний по информатике учащихся средней школы»
- 73 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения 7
1.1. Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся при подготовке к ГИА 7
1.2. Методология и технология построения тестовой системы контроля . 11
1.3. Понятие и методика тестового контроля. Технология разработки тестовых заданий 14
1.4. Анализ эффективности различных типов тестовых заданий 23
1.5. Переход на компьютерное тестирование при сдаче ОГЭ в 9 классе 26
Выводы по I главе 33
Глава 2. Организация мониторинга знаний учащихся 9 класса в тестовой системе MytestX 34
2.1 Характеристика структуры тестовой системы и её основных элементов 34
2.2 Результаты мониторинга образовательных достижений эксперимента учащихся. Апробации тестовой системы контроля 37
Выводы по II главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
В настоящее время общество представляет повышенный интерес к проблемам качества образования. Инновационные тенденции, характерные для современного образования, затрагивают не только процесс организации обучения, но и контрольно-оценочную систему, выдвигая повышенные требования к ее эффективности.
Учитель выступает в роли координатора, задача которого заключается не только в том, чтобы дать учащимся определенный багаж знаний, но и в обеспечении всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволит внести последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов. Каждый учитель понимает, чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу. Отслеживание динамики обучаемости позволяет учителю адекватно оценивать и свои усилия в планировании, и организацию учебного процесса с каждым учеником, в дальнейшем, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся.
Одной из прогрессивных форм интенсивного контроля знаний учащихся являются тесты. Так как, они позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить проблемы при изучении учебного материала.
Тестирование стало еще более актуальным с введением государственной итоговой аттестации. Подготовка к экзамену учащихся - важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса.
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга. Ведь простая диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
Сегодня перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и подготовить выпускников к ГИА. Поэтому постоянный мониторинг качества образовательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях подготовки к ГИА. Эффективность деятельности учителя зависит, в том числе и от того, насколько успешно он реализует функции контроля результатов обучения. Это и определяет актуальность исследования.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать проблему исследования: какова роль использования мониторинга знаний у учащихся 9 классов в тестовой форме? Проблема подталкивает к следующей теме исследования: «Организация мониторинга знаний по информатике учащихся средней школы».
Объект исследования: мониторинг знаний по информатике в 9 классе.
Предмет исследования: организация мониторинга знаний по
информатике для учащихся 9 классов на основе теста.
Цель исследования: на основе анализа научно - педагогической и методической литературы выявить особенности организации и проведения мониторинга знаний учащихся по информатике в 9 классе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть виды, функции и назначение мониторинга;
2. Проанализировать структуру и технологию организации компьютерного тестирования знаний по информатике в средней школе. Провести подбор и композицию тестовых заданий.
3. Разработать варианты диагностических заданий для мониторинга учебных достижений;
4. Провести опытно-экспериментальную проверку.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в выводе, позволяющем судить о мониторинге как о показателе качества образования знаний учащихся 9 класса в тестовой форме
Практическая значимость заключается в разработке вариантов диагностических заданий для мониторинга знаний учащихся в 9 классе.
Данная выпускная квалификационная работа будет полезна как для студентов, которые проходят педагогическую практику в школах, так и для учителей, работающих в школах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую значимость, заключения, приложения и списка литературы.
База исследования: ХМАО - Югра, г.Радужный, МБОУ СОШ №8.
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения
1.1. Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся при подготовке к ГИА
В данное время важнейшей задачей каждой школы является эффективная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате основного государственного экзамена (ОГЭ) для 9-х классов. Поэтому целесообразно ее начинать с первого года изучения предмета.
Чтобы эффективно подготовить школьника к итоговой аттестации учитель должен постоянно осуществлять контроль за усвоением обучающимися учебного материал по предмету. А для эффективной подготовки обучающихся к экзаменам необходима оперативная информация об учебных достижениях каждого ученика. Получение объективной информации, на мой взгляд, возможно при осуществлении мониторинга.
Прежде чем перейти к рассмотрению форм и методов организации мониторинга, необходимо понять сам термин «мониторинг», то есть рассмотреть определение, обозначить функции, указать его объект и субъект.
По толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, мониторинг означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [2]. Для дополнения понятия посмотрим и в толковом словаре И.В.Белевцева, где говорится, что понятие мониторинг — это регулярное наблюдение за развитием и изменением какого-либо процесса, состояния, явления, их оценивание и прогнозирование [1].
Таким образом, мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой
момент времени и дающая прогноз ее развития. Можно мониторинг назвать "следящей", а именно контрольно-регулирующей системой. [5]
Рассмотрим основные функции мониторинга:картинка*
Объектом мониторинга служит качество знаний обучающихся по
учебной дисциплине.
Субъектом мониторинга могут являться те, кто проводит мониторинг, например, учитель, администрация образовательной организации.
Источниками информации служат результаты поэтапного тестирования обучающихся в ходе их подготовки к экзамену.
Методы, используемые в мониторинге - педагогическое тестирование, опрос, статистические методы контроля и управления качеством. В нашем случае рассмотрим - педагогические тесты (КИМы для ОГЭ).
Целью мониторинга выступает проверка и оценка эффективности внедряемого содержания образования, а так же нахождение обоснованной пути устранения недостатков учебного процесса для повышения качества ее результатов.
Современный этап модернизации образования, усложнение его функций обострил необходимость внедрения мониторинга как инструмента для отслеживания и оценки качества образования. Непрерывное отслеживание и адекватная оценка такого сложного педагогического явления, как качество образования, изменяющегося не только с течением времени, но и в зависимости от типа образовательного учреждения, от образовательных возможностей учащихся и т.д. могут быть осуществлены посредством мониторинга.
Отслеживание и оценка качества образования не есть самоцель, они необходимы для педагогического прогнозирования и принятия адекватных управленческих решений относительно хода и результатов учебно-воспитательного процесса.
В ходе решения поставленных перед исследованием задач, мы, во- первых, на основе анализа толкований понятия «мониторинг» в педагогической литературе, раскрыли сущность мониторинга, ее виды, функции.
Во-вторых, раскрыли сущность теста. Провели подбор и композицию тестовых заданий. Проанализировали и использовали в процессе мониторинга тестовую программу MytestX.
В-третьих, разработали варианты диагностических заданий для мониторинга учебных достижений.
И наконец, в-четвертых, провели опытно-экспериментальную проверку в 9 А и 9 Б классах.
Теоретическое изучение проблемы и результаты опытно - экспериментальной работы дали возможность сделать следующие выводы: Таким образом, педагогический мониторинг - важнейший инструмент эффективного управления общеобразовательным учреждением,
сориентированным на предоставление нового качества образования. Мониторинг характеризуется полифункциональностью, то есть он нацелен, собирать и предоставить сущностную информацию, а нам уже необходимо проанализировать ее и дать адекватную оценку с учетом взаимовлияния всех составляющих его компонентов. Мониторинг так же оказывает стимулирующее воздействие на субъектов образования, прогнозирует развитие образования и возможные «изъяны», дает нам рекомендации по коррекции образовательного процесса.
Реализация мониторинга в процессе обучения расширяет рамки и повышает эффективность мотивационно-стимулирующих, контролирующих и корректирующих управленческих влияний.
1. Белевцева, И.В. Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся [Текст] / И.В. Белевцева // Вестник Ставропольского государственного университета. - Ставрополь, 2007. - Вып. 50. - С. 19-22 (0,3 п.л.).
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный [Текст] - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).
3. Аванесов B.C., Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов [Текст] - М, 1996.
4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление
качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 96с.
5. Мониторинг в образовательном учреждении в ходе модернизации российского образования [Текст] // Мастер-класс: приложение к ж. "Методист". - 2008. - №6. - С.2.
6. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников [Текст] /под ред.П.Г. Нежнова, Б.И. Хасанова, Б.Д. Эльконина. - Красноярск: Печатный центр КПД, 2006. - 132с.
7. Мониторинг педагогической системы как метод ее исследования // Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии [Текст] - ООО" Издательство Скрипторий 2003", 2004. - С.149-184.
8. Мониторинг профильного обучения // Галкина Т.И., Сухенко Н.В. Организация профильного обучения в школе. Книга современного завуча/Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко [Текст] - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 205-245.
9. Мухартова, Н.,. Мониторинг качества образовательной среды/ Н.
Мухартова, Н. Лисицкая // Директор школы [Текст] - 2007. - №4. - С.37
оригинал в pdf формате
Тема: | «Организация мониторинга знаний по информатике учащихся средней школы» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка тестовых заданий для проверки знаний по информатике для подготовки к огэ
Магистерская работа:
Научно-методическое сопровождение развития межкультурной коммуникации учащихся средней школы при обучении иностранному языку
ВКР:
Контроль и оценка результатов обучения по информатике в начальной школе
ВКР:
Информационно-методическое сопровождение проектно-творческой деятельности на уроках информатики в средней школе
ВКР:
Создание системы лабораторных работ по предмету «вычислительная математика»